Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы организации и деятельности прокуратурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1922 году В.И. Ленин стал вести речь о необходимости создания прокуратуры РСФСР, считая, что с ее помощью можно обеспечить строгое исполнение законов Советской власти, борьбу с местничеством. В своем письме в Политбюро, названном: «О двойном подчинении и законности», продиктованном И.В. Сталину по телефону,53 Ленин назвал в числе других три основных принципа, которые должны быть положены в основу организации и деятельности прокуратуры: 1. единство, 2. централизация, 3. независимость прокуратуры. Принцип единства предполагал, что прокуратура должна быть единым органом для всей страны. Принцип централизации означал необходимость подчинения снизу доверху всех прокуроров прокурору республики. Принцип независимости устанавливал, что создаваемая прокуратура должна быть независима от каких-либо местных (местнических) и ведомственных влияний. Эти три принципа в дальнейшем в разных редакциях нормативных актов проходили в качестве основных. Они обеспечили организацию и деятельность прокуратуры на протяжении истории ее существования с 1922 года до наших дней. При этом следует признать, что реально прокуратура никогда не была независимой в полном смысле этого слова. Согласно ленинской идее она должна была зависеть от трех высших партийных органов: Политбюро, Оргбюро и ЦКК. Ленин писал, что прокуратура должна находиться под самым близким наблюдением этих органов. Таким образом он надеялся добиться, чтобы никто, кроме высшей партийной власти, не мог оказывать влияние на деятельность прокуратуры. В действительности прокуратура с самого начала оказалась в ведении народного комиссариата юстиции, в состав которого она вошла, а через него и в ведении правительства - СНК, который являлся одним из законодательных органов, принимавших нормативные акты относительно функционирования прокуратуры. Прокуратура попала также под влияние местных органов власти. Без согласия местных партийных органов (а они были местной властью и фактически и юридически) не проходило назначение ни одного районного, областного или республиканского прокурора, и это ставило прокуроров в прямую зависимость от них. После того, как КПСС перестала быть руководящей и направляющей силой, партийные органы в лице партийных организаций были удалены из органов прокуратуры. В Конституции РФ установлены соответствующие ограничения деятельности любых партийных органов. Прокуратура оказалась выведенной из-под влияния общественных объединений и получила реальные возможности осуществлять свою деятельность по надзору за соблюдением законов, а также привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, независимо от органов власти. Для того, чтобы обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства в статье 4 Закона «О прокуратуре РФ» (в редакции 1995 года) закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры РФ. В части 1-ой этой статьи указано, что прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В этой норме заложены два важных принципа деятельности прокуратуры: единство и централизация с единоначалием со стороны Генерального прокурора. В части 2-ой указанной статьи закреплен принцип независимости. Принцип единства прокуратуры проявляется в том, что прокуратура является единой системой, возглавляемой Генеральным прокурором. Все работники прокуратуры назначаются вышестоящими прокурорами, а руководители отдельных звеньев, начиная с районного или городского звена назначаются на должность Генеральным прокурором. Единство прокуратуры проявляется также в том, что в России нет прокуроров, не входящих в систему, подчиненную Генеральному прокурору. Единство прокуратуры обеспечивает одну из главных задач ее деятельности, соблюдение единой законности, единого правового поля, чтобы не было различного содержания законности в зависимости от места и времени исполнения законов и особенностей лиц, которые эти законы исполняют. Благодаря единству прокуратуры, возможно обеспечивать единство законности при проведении в жизнь требований государственной политики, закрепленной в законах. Принцип централизации прокуратуры проявляется в том, что вес прокуроры подчинены вышестоящим прокурорам и через них Генеральному прокурору, что все руководители надзорных звеньев: прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры районов и городов и приравненные к ним прокуроры назначаются Генеральным прокурором. Централизация, сочетаемая с единоначалием, позволяет обеспечивать единые требования при выполнении прокуратурой своих полномочий в ее надзорной и иной деятельности, направленной на соблюдение Конституции РФ и исполнение всех законов. Принцип независимости проявляется в том, что органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений. Прокуратура независима от каких бы то ни было ведомственных или местных влияний. Закрепление и фактическая реализация указанных трех принципов требует, чтобы они действовали взаимосвязано друг с другом. Независимость прокуратуры возможна лишь при условии, что она является единым централизованным органом. Подчиненные прокуроры всегда могут найти поддержку со стороны вышестоящих прокуроров, а также - Генерального прокурора РФ в их противостоянии попыткам воздействовать на органы прокуратуры при принятии ими решений по вопросам законности или привлечения к уголовной ответственности. Независимость прокуратуры имеет определенные гарантии, закрепленные в Законе «О прокуратуре РФ». I) прокуроры и следователи не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, тем самым они потенциально выводятся из-под влияния тех органов, в которые они могли быть избраны; 2) прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели и принимать участие в их деятельности, не допускается создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели в органах и учреждениях прокуратуры, а прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений. Это означает, что ни одна партийная организация, будь - то коммунистическая или какая-либо другая, не может быть создана в органах прокуратуры и, что решение партийной организации не может заставить работников прокуратуры подчиниться при решении вопросов, касающихся рассматриваемых дел; 3) прокурорские работники не могут совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой, таким образом, устраняется возможность, чтобы работники прокуратуры были заинтересованы в совершении таких действий, которые обусловлены их зависимостью от наймодателя или других руководителей. Гарантией независимости прокуратуры является указание в статье 5 Закона «О прокуратуре РФ» о недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Гарантией недопустимости вмешательства в деятельность органов прокуратуры является, что прокурор и следователь не обязаны давать объяснения по существу находящихся в их производстве дел, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления. Это подтвердил в своем постановлении от 18 февраля 2000 г. Конституционный Суд РФ при проверке конституционности п.2 ст. 5 Закона «О прокуратуре РФ». Он постановил, что предоставление прокуратурой материалов возможно только тому гражданину, чьи права и свободы оказались нарушенными в результате проведенной проверки и не предоставления ему для ознакомления полученных после окончания этой проверки сведений, непосредственно затрагивающих его права и свободы.54 Попытки воздействия в какой бы-то ни было форме с целью повлиять на принимаемое решение или с целью воспрепятствования деятельности прокурора со стороны федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц влечет за собой уголовную или административную ответственность. Важным принципом деятельности прокуратуры является принцип гласности. Органы прокуратуры действуют гласно. Однако при этом не могут нарушаться требования законодательства об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. В целях обеспечения принципа гласности в составе Генеральной прокуратуры создано самостоятельное структурное подразделение -Центр информации и общественных связей. Центр организует и готовит для средств массовой информации материалы и иные сведения о деятельности прокуратуры, в частности, о мерах по охране прав и свобод граждан, борьбе с преступностью, иными правонарушениями. В пункте 2 части 2-ой статьи 4 установлены пределы гласности в деятельности органов прокуратуры. Гласность ограничена конституционными требованиями, связанными с частью 1 статьи 23 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству Российской Федерации о государственной тайне, кроме того они должны соблюдать требования о служебной и коммерческой тайне (в ст. 139 ГК РФ содержится понятие служебной и коммерческой тайны). Правительство РФ установило перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (постановление от 5 декабря 1991 года № 35).5" Разглашение охраняемой законом тайны влечет уголовную (в отношении тайны усыновления или государственной тайны соответственно по ст. ст. 155, 283 У К РФ), или материальную, или дисциплинарную ответственность. Помимо обеспечения гласности деятельности на прокуратуру возложена обязанность информировать федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления и население о состоянии законности, т. к. в результате специфической надзорной и следственной деятельности прокуратура осведомлена о состоянии законности во всех сферах правовых отношений. Кроме того, она получает информацию от правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Именно в связи с необходимостью информирования высших Федеральных органов власти Генеральный прокурор ежегодно представляет доклад палатам Федерального Собрания и Президенту о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры обеспечивают такой информацией органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Населению информация представляется по радио, телевидению, в печати, других средствах массовой информации, а также посредством чтения лекций и докладов, бесед, проведения собраний в коллективах рабочих и служащих.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.143.61 (0.012 с.) |