Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции

Поиск

 

Комментируемая глава Закона состоит из пяти статей. В отличие от Закона о милиции, содержавшего в разделе VIII "Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции" только три статьи, посвященные контролю и надзору за деятельностью милиции, в главу вошли такие дополнительные гарантии обеспечения законности в деятельности полиции, как государственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор.

В рамках контроля и надзора оценивается уровень соблюдения полицейскими законов и иных нормативных актов, принимаются меры по недопущению отклонений от установленных законодательством норм и правил, а также устранению имеющихся в работе полиции недостатков. Тем самым обеспечивается режим законности в ее работе.

Контроль и надзор за законностью работы полиции - это деятельность уполномоченных субъектов по наблюдению и оценке соответствия работы подразделений, служб и организаций полиции, поведения ее сотрудников должным требованиям и правилам.

В данной главе сохранена норма, закрепляющая право обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции. Норма, определяющая ответственность сотрудника полиции, перенесена в главу 6, регламентирующую отдельные вопросы прохождения службы в полиции.

В Законе о полиции отсутствует норма Закона о милиции, предусматривавшая, что в сферу контроля не входят уголовно-процессуальная, оперативно-розыскная и административно-юрисдикционная деятельность полиции, так как она охватывается частью 2 статьи 30 Закона, посвященной гарантиям правовой защиты сотрудника полиции: никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Отнесение указанного предписания к правовым гарантиям является обоснованным решением, позволяющим избавить комментируемую норму от излишней декларативности. Кроме того, она, обеспечивая необходимый уровень автономии правоохранительного механизма, позволяет реализовывать контрольные полномочия лицам, которым они предоставлены законом, в целях исключения возможных злоупотреблений со стороны сотрудников полиции.

 

Статья 49. Государственный контроль за деятельностью полиции

 

Комментарий к статье 49

 

1. Часть 1 статьи называет субъекты внешнего государственного контроля за деятельностью полиции, которыми являются Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.

Вместе с тем следует отметить, что это не исчерпывающий перечень. Соответствующими контрольными полномочиями в названной сфере обладают также Счетная палата Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, некоторые федеральные органы исполнительной власти, обладающие надведомственными полномочиями (например, Минфин России и Минюст России). Однако данностью является то, что эти органы образуются, учреждаются либо Президентом Российской Федерации, либо Правительством Российской Федерации. В формировании некоторых из них (например, Счетной палаты Российской Федерации) принимают участие и палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере деятельности полиции обусловлены его конституционным статусом высшего должностного лица государства, гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе в области правоохранительной деятельности. Кроме того, на главу государства возложена функция обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными и судебными органами.

Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, который рассматривает вопросы обеспечения безопасности, анализирует информацию о соблюдении прав и свобод человека, осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности <1>. Иными словами, Президент Российской Федерации непосредственно определяет политику в области организации и деятельности полиции (полицейскую политику).

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // СЗ РФ. 2011. N 1. Ст. 2.

 

Контроль Президента Российской Федерации за деятельностью полиции носит преимущественно стратегический характер и направлен на обеспечение выполнения ею обязанностей по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности. Как правило, он осуществляется в двух основных формах: а) непосредственный контроль Президента Российской Федерации; б) контроль за деятельностью полиции через соответствующие президентские структуры - Администрацию Президента Российской Федерации, Контрольное управление Президента Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет прежде всего в области подбора и расстановки руководящих кадров полиции. При рассмотрении вопросов назначения на должность одновременно оцениваются работа кандидатов, ее эффективность.

Президент Российской Федерации вправе заслушивать отчеты и информацию министра внутренних дел Российской Федерации, других должностных лиц министерства, выносить вопросы, связанные с деятельностью полиции, на рассмотрение Совета Безопасности, участвовать в работе совещаний министерства, заседаниях его коллегий и осуществлять иные контрольные полномочия.

В осуществлении президентского контроля значительная роль принадлежит Администрации Президента Российской Федерации. Согласно Положению об Администрации Президента Российской Федерации <1> она осуществляет контроль за исполнением федеральных законов, указов и других решений Президента Российской Федерации, в том числе и по вопросам деятельности полиции.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 490 // СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1395; N 24. Ст. 2392; 2005. N 32. Ст. 3272; 2007. N 13. Ст. 1530; 2008. N 43. Ст. 4919; 2010. N 3. Ст. 274; 2011. N 4. Ст. 572.

 

Важные функции по обеспечению президентского контроля возложены на Контрольное управление Президента Российской Федерации. В соответствии с Положением <1> оно призвано проверять исполнение федеральными органами власти федеральных законов, указов и иных решений Президента Российской Федерации и готовить на этой основе информацию для Президента Российской Федерации с конкретными предложениями по предупреждению и устранению выявленных недостатков. Для реализации своих задач Контрольное управление вправе создавать комиссии. Так, например, его проверки деятельности МВД России касались вопросов исполнения законодательства об оружии, присоединения Российской Федерации к европейским конвенциям о выдаче, взаимной правовой помощи, об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и др.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г. N 729 // СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2395; 2008. N 43. Ст. 4919; 2011. N 4. Ст. 572.

 

3. Парламентский контроль за деятельностью полиции осуществляется Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в пределах их полномочий, определяемых статьями 102, 103 Конституции Российской Федерации. В связи с этим основными формами работы палат парламента, через которые реализуются их контрольные функции, выступают следующие:

рассмотрение и принятие (одобрение) федеральных конституционных законов и федеральных законов, регулирующих деятельность полиции;

заслушивание докладов и информаций Правительства Российской Федерации о состоянии законности и правоприменительной практики в Российской Федерации;

рассмотрение ежегодных отчетов о работе Счетной палаты Российской Федерации по результатам проверок соблюдения финансового и бюджетного законодательства МВД России;

заслушивание Министра внутренних дел Российской Федерации, осуществляющего руководство полицией, на проводимых палатами правительственных часах;

запросы депутатов или членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, направляемые в адрес МВД России, по вопросам деятельности полиции и др.

К примеру, в течение двух последних лет палатами Федерального Собрания Российской Федерации проведено семь правительственных часов, на которых выступал Министр внутренних дел Российской Федерации.

В адрес МВД России за это время поступило почти 3,5 тыс. обращений, запросов и писем депутатов и сенаторов.

Предметом контроля со стороны палат Федерального Собрания Российской Федерации могут выступать также факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Указанное правомочие реализуется в рамках Федерального закона от 27 декабря 2005 г. N 196-ФЗ "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" <1>. В ходе парламентских расследований выясняются факты и обстоятельства, связанные с деятельностью полиции, имеющие негативные последствия для общества и государства <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 1. Ст. 7; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 40; 2011. N 1. Ст. 16.

<2> По вопросу о понятии и содержании парламентского контроля за правоохранительной деятельностью см.: Тарасов А.М. Государственный контроль в России. С. 341 - 375.

 

4. Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти общей компетенции наделено широкими контрольными полномочиями в отношении федеральных органов исполнительной власти. Его контрольные полномочия также носят универсальный характер в силу того, что Правительство является органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации, а Министр внутренних дел Российской Федерации является членом Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции организует исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации".

 

Правительство Российской Федерации:

заслушивает на своих заседаниях руководителей МВД России по вопросам противодействия преступности, охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности;

рассматривает проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, касающиеся деятельности полиции;

издает постановления и распоряжения, регулирующие отношения, связанные с деятельностью полиции;

определяет бюджет МВД России, осуществляет финансирование деятельности министерства, в том числе полиции;

контролирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, в том числе МВД России.

5. Проверку законности, обоснованности и рациональности расходования бюджетных средств, а также работы по их экономии осуществляет Счетная палата Российской Федерации и Минфин России, деятельность которой регламентирована Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате" <1>. В соответствии с ним в компетенцию Счетной палаты входят:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 167; 2002. N 28. Ст. 2790; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; N 33. Ст. 3370; N 49. Ст. 4844; 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3427; 2007. N 10. Ст. 151; N 16. Ст. 1829; N 30. Ст. 3804; N 31. Ст. 4011; 2008. N 13. Ст. 1185; N 52 (ч. I). Ст. 6229; 2009. N 7. Ст. 772; 2010. N 15. Ст. 1739; 2011. N 1. Ст. 16, 49.

 

контроль за своевременным исполнением статей федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

анализ эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

оценка проектов федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;

анализ причин отклонения от установленных показателей федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; регулярное информирование Совета Федерации и Государственной Думы о ходе исполнения бюджета и результатах контрольных мероприятий.

Соответствующими контрольными полномочиями в сфере реализации финансовой политики наделен Минфин России <1>:

--------------------------------

<1> См: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258; N 49. Ст. 4908; 2005. N 23. Ст. 2270; N 52 (ч. III). Ст. 5755; 2006. N 32. Ст. 3569; N 47. Ст. 4900; 2007. N 23. Ст. 2801; N 45. Ст. 5491; 2008. N 5. Ст. 411; N 46. Ст. 5337; 2009. N 3. Ст. 378; N 6. Ст. 738; N 8. Ст. 973; N 11. Ст. 1312; N 26. Ст. 3212; N 31. Ст. 3954; 2010. N 5. Ст. 531; N 9. Ст. 967; N 11. Ст. 1224; N 26. Ст. 3350; N 38. Ст. 4844; 2011. N 1. Ст. 238; N 3. Ст. 544; N 4. Ст. 609; N 10. Ст. 1415; N 12. Ст. 1639; N 14. Ст. 1935; N 36. Ст. 5148; N 43. Ст. 6076; N 46. Ст. 6522.

 

6. Частью 2 комментируемой статьи предусмотрен ведомственный контроль за деятельностью полиции. Подобной нормы в Законе о милиции не содержалось.

Ведомственный контроль выступает важным инструментом оценки и обеспечения в деятельности полиции режима законности и дисциплины, соблюдения прав и свобод граждан. Кроме того, в ходе его оценивается и обеспечивается эффективность использования сил и средств полиции. Эти результаты достигаются за счет выявления имеющихся отклонений от установленных правил полицейской деятельности и принятия мер к их устранению.

Выделяются два уровня ведомственного контроля за деятельностью полиции: контроль вышестоящих органов внутренних дел и их подразделений и контроль конкретных руководителей органов внутренних дел за деятельностью полиции и их сотрудников.

Наиболее распространенными видами первого направления контроля являются: инспектирование; контрольные проверки; комплексные выезды для оказания практической помощи; целевые (самостоятельные) выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам; зональный контроль; линейный контроль; ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности; заслушивание отчетов руководителей.

Контроль, осуществляемый руководителем органа внутренних дел за соблюдением законности сотрудниками полиции, носит постоянный характер и выступает как составная часть управления личным составом, прямая обязанность руководителей. К наиболее действенным видам данного контроля относятся: повседневный контроль работы подчиненных сотрудников; проверка работы подразделений в целом и по отдельным направлениям деятельности; периодические заслушивания руководителей подразделений и отдельных сотрудников полиции; устные и письменные отчеты сотрудников полиции; проверка выполнения планов работы; проверка жалоб граждан на действия (бездействие) сотрудников милиции.

7. Новеллой является то, что из числа субъектов государственного контроля за деятельностью полиции, перечисленных в статье 49 Закона, исключены органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Причина заключается в формировании модели полиции, монолитно встроенной в централизованную систему органов внутренних дел. Данная мера необходима на период становления обновленных органов охраны правопорядка.

Ранее указанный контроль носил в большей степени декларативный характер, поскольку был ограничен как по своим масштабам, так и по содержанию. Он преимущественно затрагивал вопросы расходования средств бюджетов субъектов Российской Федерации, исполнения нормативных правовых актов по вопросам обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны общественного порядка, а также предполагал проверку правильности режима пользования и распоряжения объектами государственной собственности субъектов Российской Федерации, находящимися в ее ведении.

Исключение полиции из сферы контроля органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации не означает, что полиция становится для них абсолютно бесконтрольной. В соответствии с частью 3 статьи 8 Закона полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год).

В целях организации взаимодействия и координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также указанных органов с институтами гражданского общества и социально ориентированными некоммерческими организациями в сфере правопорядка, общественной безопасности, профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации образованы постоянно действующие координационные совещания <1>.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 2010 г. N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка".

 

Статья 50. Общественный контроль за деятельностью полиции

 

Комментарий к статье 50

 

1. Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют непосредственно граждане, общественные объединения, а также Общественная палата Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии и общественные советы, формируемые при МВД России и его территориальных органах.

Нормативно-правовое закрепление данной формы контроля в виде отдельной статьи обусловлено его значимостью для деятельности полиции. Провозглашая и формируя новый тип взаимоотношений между органом правоохраны и обществом, конкретным гражданином, законодатель делает полицию открытой для такого контроля.

Общественный контроль за деятельностью полиции со стороны граждан является производным от их права, закрепленного в статье 33 Конституции Российской Федерации, обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы.

В части 2 статьи 8 Закона, устанавливающей принцип открытости и публичности деятельности полиции, определено, что граждане, общественные объединения и организации имеют право получать достоверную информацию о деятельности полиции, а равно получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Задачам контроля граждан за деятельностью полиции служат регулярные отчеты участковых уполномоченных полиции, а также других должностных лиц полиции перед населением (часть 3 статьи 8).

2. Контроль Общественной палаты Российской Федерации за деятельностью полиции осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" <1>. Среди основных форм такого контроля можно выделить следующие: проведение гражданских форумов, слушаний и иных мероприятий; выдачу заключений о нарушениях законодательства Российской Федерации; проведение экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов; приглашение руководителей МВД России на пленарные заседания Общественной палаты; направление членов Общественной палаты для участия в заседаниях коллегии МВД России; направление запросов Общественной палаты в МВД России по вопросам деятельности полиции и др.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2005. N 15. Ст. 1277; 2006. N 1. Ст. 6; 2007. N 27. Ст. 3216; 2008. N 24. Ст. 2791; N 52 (ч. I). Ст. 6238; 2010. N 30. Ст. 4008; 2011. N 19. Ст. 2706; N 50. Ст. 7353.

 

Данный контроль осуществляют комиссии и рабочие группы Общественной палаты Российской Федерации. Решения Общественной палаты по результатам контрольной деятельности принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер.

При получении обращения или запроса Общественной палаты должностные лица соответствующих органов обязаны проинформировать Общественную палату о результатах рассмотрения обращения (запроса) в течение тридцати дней со дня его регистрации.

Заключения Общественной палаты по результатам экспертизы проектов нормативных правовых актов подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях коллегии МВФ России с приглашением членов Общественной палаты.

Члены Общественной палаты вправе принимать участие в работе общественных советов при МВД России и его территориальных органов.

3. Контроль общественных наблюдательных комиссий и их членов за деятельностью полиции осуществляется на основании Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" <1> и имеет целью проверку обеспечения прав граждан в местах их принудительного содержания.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2789; 2010. N 27. Ст. 3416; 2011. N 49 (ч. V). Ст. 7056; N 50. Ст. 7353.

 

Гарантией объективности деятельности полиции и автономии правоохранительного механизма при осуществлении данного контроля является закрепленный в части 2 статьи 4 указанного Закона принцип недопустимости вмешательства в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

Основными формами контрольной деятельности наблюдательных комиссий являются: посещение мест принудительного содержания лиц; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав тех, кто находится в местах принудительного содержания; подготовка решений по результатам проведения общественного контроля и направление материалов по итогам его осуществления и др.

Объектами контроля со стороны общественных наблюдательных комиссий в системе МВД России являются: места, где содержатся задержанные; места отбывания административного ареста; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

4. Еще одной, новой, группой субъектов, наделенных правом осуществления общественного контроля за деятельностью полиции, выступают общественные советы при МВД России и его территориальных органах (см. комментарий к статье 9 Закона).

При осуществлении общественного контроля за деятельностью полиции они вправе:

запрашивать и получать в установленном порядке информацию (за исключением случаев, когда это противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-розыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также нарушает права граждан, общественных объединений и организаций);

заслушивать информацию должностных лиц о работе по профилактике преступлений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

вносить руководителям предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел;

принимать участие в работе аттестационных и конкурсных комиссий. Реализуя контрольные полномочия, члены общественных советов могут:

посещать занимаемые органами внутренних дел, а также места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту;

знакомиться с обращениями граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел, а также с результатами рассмотрения таких обращений;

ходатайствовать перед соответствующими руководителями органов внутренних дел и контролирующих органов о проведении проверок соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению, норм профессиональной этики, принимать участие в таких проверках и знакомиться с их результатами;

участвовать в работе совещаний, проводимых органами внутренних дел;

присутствовать при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан.

Решения общественных советов носят рекомендательный характер.

 

Статья 51. Судебный контроль и надзор

 

Комментарий к статье 51

 

1. Комментируемая статья является новеллой. Подобные нормы в статусных законах о правоохранительных органах отсутствуют.

2. Судебный контроль за деятельностью полиции может быть предварительным (разрешительным), последующим и итоговым. Если при предварительном контроле изучаются документы и материалы, представляемые для получения разрешения (санкции), то в процессе последующего и итогового контроля анализируются результаты деятельности полиции, а также заявления и жалобы на допущенные полицией и должностными лицами нарушения.

Судебный контроль за деятельностью полиции осуществляется в процессе рассмотрения судьями материалов и дел, поступающих из полиции, возникшими при осуществлении уголовно-процессуальной, административно-юрисдикционной и оперативно-розыскной деятельности, а также в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан и организаций, протестов прокурора по поводу действий должностных лиц полиции. В ходе этой работы судом проверяется правомерность решений, принимаются меры по исправлению допущенных нарушений, что способствует укреплению законности в деятельности полиции.

В случаях, когда при судебном рассмотрении материалов или соответствующих дел будут выявлены обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, иного правонарушения, либо нарушения прав и свобод граждан полицейскими, а также другие отступления от закона, допущенные при рассмотрении материалов, производстве дознания, предварительного следствия, производстве по делу об административном правонарушении, суд вправе вынести частное определение или постановление, в котором следует обратить внимание соответствующего органа полиции и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушений закона, требующие принятия необходимых мер. Суд также наделен правом вынесения частного определения или постановления и в других случаях, если признает это необходимым.

Решения и действия органов и должностных лиц полиции, нарушающие права и свободы человека и гражданина, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

Помимо этого Верховный Суд Российской Федерации рассматривает обращения по поводу законности издания МВД России нормативных правовых актов. Так, в 2010 г. им рассмотрено 30 обращений, из которых два заявления были удовлетворены.

Формы контроля общих и арбитражных судов за деятельностью полиции имеют свои особенности, поскольку их основной задачей является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется ими не отдельно, а в процессе рассмотрения данных дел.

3. Свою специфику имеет судебный контроль за оперативно-розыскной деятельностью. Основания такого контроля и порядок его осуществления при проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ) закреплены в статьях 5, 8, 9 и 12 Закона об ОРД.

Процедура, в которой испрашивается судебное разрешение на проведение ОРМ, не является судебным разбирательством. Проверяемое лицо не является участником процесса и знать о нем не должно. Процедура судебного рассмотрения и соответствующая процессуальная мера (санкция судьи) связаны с решением задач уголовно-правового характера. Наделение суда полномочием по независимому одобрению ОРМ, связанных с ограничениями конституционных прав граждан, создает дополнительную гарантию их защиты. На это обращено внимание в пункте 6 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 г. N 86-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г. Черновой".

В соответствии с Законом об ОРД судебное решение требуется для ограничения конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, и на неприкосновенность жилища.

 

Статья 52. Прокурорский надзор

 

Комментарий к статье 52

 

1. Предметом прокурорского надзора являются соблюдение полицией, ее должностными лицами прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях и административных правонарушениях, выполнения ОРМ, проведения дознания, а также законность решений, принимаемых должностными лицами полиции.

В соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" основными направлениями прокурорского надзора являются: надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за законностью приема, учета, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о правонарушениях; надзор за законностью уголовно- и административно-процессуальной деятельности; надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности полиции.

2. Основные права и свободы человека и гражданина определены в Конституции Российской Федерации. К ним относятся: право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, свобода мысли и слова, право на охрану здоровья и т.д. Все они являются непосредственно действующими, неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Поэтому предпринимаемые полицией меры по охране правопорядка, противодействию преступности не только не должны нарушать права и свободы человека и гражданина, но и, наоборот, содействовать признанию, соблюдению и защите данных ценностей. Иное возможно лишь на основаниях и при условиях, установленных федеральным законом, и только в той мере, в какой это необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (статья 55 Конституции Российской Федерации).

Проверка соблюдения полицией прав и свобод граждан проводится прокурорами как по собственной инициативе, так и в связи с поступающими к ним жалобами и заявлениями.

3. Значительная часть прокурорского надзора касается приема, регистрации (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях и их разрешении. Как известно, осуществление этой работы относится к числу важнейших обязанностей полиции (пункт 1 части 1 статьи 12 Закона).

Данное направление прокурорского надзора имеет особое значение, которое обусловлено тем, что полиция регистрирует и рассматривает подавляющее большинство заявлений и сообщений о преступлениях.

4. Прокурорский надзор за уголовно-процессуальной деятельностью полиции распространяется в основном на производство дознания. Предметами прокурорской проверки при этом выступают следующие направления:

полнота раскрытия преступлений, обеспечение принципа неотвратимости уголовной ответственности;

обоснованность привлечения к уголовной ответственности или иных ограничений прав лиц, вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства;

соблюдение порядка и наличие оснований, установленных законом, для задержания граждан по подозрению в совершении преступлений;

соблюдение сроков расследования, правил проведения следственных действий, прав участников уголовного судопроизводства и иных граждан;

своевременность и качество выполнения поручений следователя, суда;

полнота выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер к их устранению.

5. Согласно Приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" <1> в ходе данного направления прокурорского надзора оцениваются:

--------------------------------

<1> Законность. 2011. N 5.

 

законность и обоснованность заведения, ведения и прекращения дел оперативного учета;

компетентность проведения оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение оснований и условий их проведения;

соблюдение в ходе оперативно-розыскной деятельности прав и свобод человека и гражданина;

законность и обоснованность решений должностных лиц оперативных аппаратов полиции;

обеспечение защиты сведений об оперативных аппаратах и сотрудниках, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, гражданах, сотрудничающих с ними;

состояние социальной и правовой защиты оперативных работников полиции, а также граждан, содействующих им.

Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью осуществляется уполномоченными прокурорами.

7. Прокурорский надзор за административно-процессуальной деятельностью полиции имеет своим главным содержанием проверку соблюдения сотрудниками полиции оснований и порядка привлечения к административной ответственности, установленных КоАП РФ.

 

Статья 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции

 

Комментарий к статье 53

 

1. В отличие от статьи 39 Закона о милиции Закон о полиции устанавливает, что факты нарушения прав и законных интересов могут быть обжалованы не только гражданами, но и государственными органами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями.

Предусмотренный Законом институт обжалования выступает важным способом самозащиты гражданами и организациями своих прав и свобод, восстановления нарушенных интересов, а также эффективным средством укрепления законности в деятельности полиции, формирования общественного доверия и поддержки. Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).

Жалоба представляет собой письменное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с просьбой о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Предметом обжалования могут быть любые действия (бездействие) сотрудника полиции, в результате которых нарушены права и законные интересы гражданина или организации либо созданы препятствия для их реализации, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности.

Закон устанавливает три возможных способа обжалования незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции: в вышестоящий орган или должностному лицу (инстанционный или административный способ), в органы прокуратуры (прокурорский способ) либо в суд (судебный способ). Эти способы обжалования альтернативны; право решать, какой из них будет испол<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.012 с.)