Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственного принужденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Статья 14. Задержание
Комментарий к статье 14
Комментируемая статья посвящена одной из самых острых и наиболее часто применяемых полицией мер государственного принуждения - задержанию граждан. Она устанавливает общий процессуальный порядок для всех видов задержания, осуществляемого должностными лицами полиции. Под задержанием в статье 14 Закона о полиции понимается кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там. Задержание как мера государственного принуждения применяется в рамках уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, а также в связи с иной административно-правовой деятельностью полиции. Отраслевое законодательство, регулирующее данные виды деятельности полиции, конкретизирует конституционные положения о задержании граждан с учетом специфики указанных видов деятельности и задач, которые призвана решать полиция в ходе их осуществления. Эффективность уголовного судопроизводства во многом обеспечивается своевременным задержанием лица, подозреваемого в совершении преступления. Согласно пункту 11 статьи 5 УПК РФ задержание подозреваемого есть мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Часть 1 статьи 10 УПК РФ устанавливает, что никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных УПК РФ. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. При этом суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ. В производстве по делам об административных правонарушениях административное задержание в соответствии с частью 1 статьи 27.1 КоАП РФ выступает мерой его обеспечения. Административное задержание, т.е. кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ). Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. N 9-П часть 1 статьи 27.3 КоАП РФ признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования и во взаимосвязи с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предполагают, что административное задержание на срок не более 48 часов может применяться, в случае если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 2009 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова" // СЗ РФ. 2009. N 27. Ст. 3382.
Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый Резолюцией N 43/173 Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1988 г. (далее - Свод принципов защиты) <1>, определяет понятие "задержанное лицо" как любое лицо, лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения, и соответственно "задержание" - как "состояние" задержанного лица. -------------------------------- <1> Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. С. 319 - 323.
В соответствии с принципом 11 Свода принципов защиты "лицо не может находиться в задержании без предоставления эффективной возможности быть в срочном порядке заслушанным судебным или иным органом. Задержанное лицо имеет право само выступать в свою защиту или пользоваться помощью адвоката, как это предусмотрено законом. До сведения задержанного лица или его адвоката, если таковой имеется, без промедлений доводится полная информация о любом постановлении о задержании, а также о причинах задержания. Судебный или иной орган должен иметь полномочия для рассмотрения в случае необходимости основания для продолжения задержания". Согласно пункту 3 статьи 9 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. <1> "каждое арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо в срочном порядке доставляется к судье или к другому должностному лицу, которому по закону принадлежит право осуществлять судебную власть, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение". -------------------------------- <1> Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 12.
В Российской Федерации данный срок по общему правилу не должен превышать 48 часов. Вместе с тем он может быть продлен судом (по судебному решению) на срок свыше 48 часов в отношении: 1) лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, - на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения (пункт 3 части 7 статьи 108 УПК РФ); 2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (пункт 2 части 2 комментируемой статьи). Часть 6 статьи 58 УИК РФ предусматривает, что при обнаружении осужденного, объявленного в розыск, он задерживается органами внутренних дел на срок до 48 часов, и этот срок может быть продлен судом до 30 суток; 3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста (пункт 3 части 2 комментируемой статьи); 4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (пункт 4 части 2 комментируемой статьи); 5) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам (пункт 6 части 2 комментируемой статьи); 6) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер (пункт 7 части 2 комментируемой статьи); 7) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства (пункт 11 части 2 комментируемой статьи); 8) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение (пункт 12 части 2 комментируемой статьи); 9) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (пункт 13 части 2 комментируемой статьи). В уголовном судопроизводстве при необходимости избрания меры пресечения в виде заключения под стражу лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, в обязательном порядке доставляется в судебное заседание не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания (часть 3 статьи 108 УПК РФ). КоАП РФ возможность продления судебным решением срока административного задержания не предусматривает. Единственный случай, когда возможно продление судом 48-часового срока административного задержания в рамках производства по делам об административных правонарушениях, касается лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста. Но предусмотрен он не КоАП РФ, а частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 14 Закона о полиции, который при этом умалчивает о процедуре продления судом задержания на срок свыше 48 часов. Следует подчеркнуть, что при нарушении права задержанного лица на исполнение судебного акта в разумный срок оно может в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" <1> обратиться в суд с заявлением о присуждении ему компенсации за такое нарушение в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2010. N 18. Ст. 2144.
В части 2 комментируемой статьи перечислены категории лиц, которых полиция может подвергнуть задержанию. Сроки их задержания различны, и, как правило, они установлены соответствующими федеральными законами. Если же такие законы отсутствуют или "молчат", то действует правило, предусмотренное частью 1 статьи 14 Закона о полиции: до судебного решения в случаях, установленных Законом о полиции и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Важно обратить внимание на то, что перечень указанных в комментируемой статье категорий лиц является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Пункт 1 части 2 комментируемой статьи управомочивает полицию задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Подозреваемым является лицо: 1) в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 УПК РФ; 2) которое задержано в соответствии со статьями 91 и 92 УПК РФ; 3) к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения в соответствии со статьей 100 УПК РФ; 4) которое уведомлено о подозрении в совершении преступления в порядке, установленном статьей 223.1 УПК РФ (часть 1 статьи 46 УПК РФ). Задержание подозреваемого осуществляется в целях: а) выяснения причастности задержанного к преступлению; б) разрешения вопроса о применении к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу. Согласно статье 91 УПК РФ лицо может быть задержано по подозрению в совершении преступления при наличии одного из следующих оснований: 1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; 2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; 3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязаны сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. Подозреваемого вправе задержать орган дознания (полиция) - начальник территориального (в том числе линейного) органа МВД России (пункт 1 часть 1 статьи 40 УПК РФ), его заместитель (пункт 17 статьи 5 УПК РФ), следователь (в том числе органов внутренних дел), дознаватель (в том числе уполномоченный сотрудник полиции) (статья 41 УПК РФ). Орган дознания (полиция) вправе задержать подозреваемого в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, в первую очередь при производстве дознания по уголовному делу, предварительное следствие по которому необязательно (пункт 1 части 2 статьи 40 УПК РФ). При расследовании уголовного дела, предварительное следствие по которому обязательно, орган дознания (полиция) вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления только по поручению следователя (пункт 4 части 2 статьи 38 УПК РФ). Согласно УПК РФ при производстве неотложных следственных действий по уголовному делу, предварительное следствие по которому обязательно (пункт 19 статьи 5), право задержать подозреваемого у органа дознания (полиции) de jure не возникает, так как задержание подозреваемого рассматривается современным законодателем в качестве меры процессуального принуждения (глава 2 УПК РФ) и, соответственно, не может относиться к неотложным следственным действиям. Вместе с тем задержание подозреваемого всегда выступает неотложной мерой процессуального принуждения, производится в экстренных случаях, когда нельзя решить задачи уголовного судопроизводства иными средствами. Именно неотложный характер задержания подозреваемого позволяет его осуществить без предварительного судебного решения. В связи с этим представляется, что задержание подозреваемого (как и применение к нему иных мер уголовно-процессуального принуждения, в частности мер пресечения) полиция может применять и при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности в виде производства неотложных следственных действий. При освобождении подозреваемого из-под стражи ему выдается справка, в которой указывается, кем он был задержан, дата, время, место и основания задержания, дата, время и основания освобождения. Порядок содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, определяется Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", некоторыми положениями УПК РФ. В соответствии с пунктом 2 части 2 комментируемой статьи полиция вправе задерживать лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок. Данное право выступает средством исполнения предусмотренной пунктом 13 части 1 статьи 12 Закона о полиции обязанности оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок. Совершение побега из-под стражи - самовольное, незаконное (вопреки закону, без разрешения компетентных должностных лиц) оставление лицом, находящимся под стражей, места содержания под стражей. Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых выступают: следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности; учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты; медицинские учреждения в случае назначения подозреваемым и обвиняемым экспертизы по основаниям, предусмотренным УПК РФ, а также в случае оказания им медицинской помощи; помещения, приспособленные для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, которые определены капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками в случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ. Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении, является преступлением (статья 313 УК РФ). При возбуждении уголовного дела по статье 313 УК РФ задержание лица, совершившего побег из-под стражи, производится полицией на основании поручения органа дознания в соответствии со статьей 91 УПК РФ. Если уголовное дело по факту побега из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи не возбуждено, то при обнаружении лица, совершившего побег, его задержание производится органом полиции на основании комментируемого пункта Закона. Под уклонением от исполнения уголовного наказания в виде лишения или ограничения свободы следует понимать самовольное оставление осужденным места отбывания наказания, а также неприбытие, невозвращение или несвоевременное возвращение осужденного без уважительной причины к месту отбывания наказания. Лица, уклоняющиеся от исполнения уголовного наказания в виде лишения или ограничения свободы, могут быть задержаны полицией для решения вопроса о направлении их к месту отбывания наказания или привлечении к уголовной ответственности на следующие сроки: при невозвращении осужденного к лишению свободы, которому был разрешен краткосрочный выезд за пределы места лишения свободы, - до 30 суток. В этих случаях задержание осуществляется с санкции прокурора (часть 11 статьи 97 УИК РФ); в случае если место нахождения осужденного к отбыванию наказания в виде ограничения свободы неизвестно и он объявлен в розыск - на срок до 48 часов в целях решения вопроса о замене ему неотбытого срока наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы. Срок задержания может быть продлен судом до 30 суток (часть 6 статьи 58 УИК РФ). В соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 399 УПК РФ вопрос о заключении под стражу осужденного к лишению свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, уклонившегося от получения предписания или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок, а также о направлении его в колонию-поселение под конвоем рассматривается судом по представлению органа внутренних дел по месту задержания осужденного. Пунктом 3 части 2 статьи 14 Закона о полиции ей предоставлено право задерживать лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до 30 суток. Административный арест назначается судьей (часть 1 статьи 3.9 КоАП РФ). Уклонение от исполнения административного наказания в виде административного ареста означает, что наказанное лицо без разрешения уполномоченных должностных лиц полиции покинуло определенное для него место отбывания наказания до истечения установленного срока административного ареста. Практика исполнения постановлений об административном аресте свидетельствует, что оставление места отбывания административного ареста происходит, как правило, при трудовом использовании арестованных. Лица, задержанные полицией в связи с уклонением от исполнения административного ареста, направляются к месту его отбывания. Основанием для такого задержания служит копия постановления об административном аресте. В соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ самовольное оставление места отбывания административного ареста влечет административный арест на срок до 15 суток. Согласно пункту 4 части 2 статьи 14 Закона о полиции она вправе задерживать лиц, находящихся в розыске. Комментируемый пункт служит самостоятельным правовым основанием задержания во всех случаях, когда лицо объявлено в розыск и не относится к категориям лиц, указанных в пункте 2 части 2 статьи 14 Закона о полиции. К таким случаям, например, относятся: объявление следователем (дознавателем) розыска подозреваемого или обвиняемого и поручение его производства органу дознания, если дело приостанавливается в связи с тем, что подозреваемый или обвиняемый скрылся или место его пребывания не установлено (статья 210 УПК РФ); избрание судьей меры пресечения в виде заключения под стражу и поручение прокурору обеспечения розыска обвиняемого, не содержащегося под стражей, если после начала судебного производства последний скрылся и место его пребывания неизвестно (статья 238 УПК РФ); вынесение судом определения или постановления о розыске подсудимого, если указанное лицо скрылось от суда на стадии судебного разбирательства (т.е. после принятия судьей решения о назначении судебного заседания) (статья 253 УПК РФ). Пункт 5 части 2 комментируемой статьи закрепляет право полиции задерживать лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях. Должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе осуществлять административное задержание при выявлении: а) административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (полиции); б) любых административных правонарушений в случае обращения к сотруднику полиции должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях. По общему правилу, предусмотренному статьей 27.5 КоАП РФ, административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов. В пределах такого же срока (не более 48 часов) может задерживаться в административном порядке лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил. Об административном задержании в соответствии со статьей 27.4 КоАП РФ составляется протокол, в котором указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о задержанном лице; время, место и мотивы задержания. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае отказа задержанного от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе. Лица, подвергнутые административному задержанию, содержатся в комнатах для содержания задержанных лиц дежурной части органа внутренних дел. Разбирательство с ними производится в комнатах для разбирательства с доставленными в дежурную часть органа внутренних дел. Примерное положение о комнатах для разбирательства с доставленными в дежурную часть органа внутренних дел утверждено Приказом МВД России от 26 февраля 2002 г. N 174дсп. В соответствии с данным нормативным правовым актом комнаты для разбирательства с доставленными являются специальными помещениями дежурных частей подразделений органов внутренних дел и предназначены для проведения в них разбирательства с лицами, доставленными в дежурные части. Помещение и содержание в них граждан до и после разбирательства запрещается. Комната для разбирательства располагается в помещении дежурной части органа внутренних дел в непосредственной близости от зала (комнаты) оперативного дежурного. Порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в специальных учреждениях, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, урегулирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2003 г. N 627 "Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2003. N 42. Ст. 4077; 2005. N 7. Ст. 560; 2011. N 5. Ст. 745.
Пункт 6 части 2 статьи 14 Закона о полиции управомочивает ее задерживать военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" относит к военнослужащим офицеров, прапорщиков и мичманов, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту; сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с ее окончанием. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены названным Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Задержание военнослужащих производится полицией при отсутствии военных патрулей на общих основаниях, предусмотренных статьей 91 УПК РФ, до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам. При совершении военнослужащими административного правонарушения решение о его административном задержании полиция принимает с учетом требований КоАП РФ. На основании пункта 7 части 2 статьи 14 Закона о полиции она вправе задерживать лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия. Принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные законом меры, применяемые к лицам, совершившим преступление или общественно опасное деяние, страдающим психическими расстройствами и нуждающимся в психиатрической помощи, с целью излечения лиц или улучшения их психического состояния, а также предупреждения совершения ими новых общественно опасных деяний. Основания и порядок применения принудительных мер медицинского характера определены главой 15 УК РФ. В комментируемом пункте Закона речь идет о задержании лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением или ограничением свободы, уклоняющихся от исполнения, назначенных им судом принудительных мер медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Такие лица проходят принудительное наблюдение и лечение в медицинских учреждениях по месту жительства. В случае неявки лица к врачу-психиатру для обязательного диспансерного наблюдения, обследования (осуществляется не реже одного раза в месяц), в медицинское учреждение для психофизиологического и иного лечения или осуществления реабилитационных мероприятий, а также в случае, если состояние и поведение больного затрудняют его обследование (длительное отсутствие по месту жительства, оказание сопротивления и совершение других действий, угрожающих жизни и здоровью медицинских работников, попытки скрыться от них), при создании препятствий для его обследования и лечения со стороны членов семьи, опекуна или других лиц медицинский персонал прибегает к помощи сотрудников полиции. Принудительные меры воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетнему, совершившему преступление небольшой или средней тяжести, освобожденному от уголовной ответственности, в случае признания судом, что его исправление может быть достигнуто путем применения данных мер (часть 1 статьи 90 УК РФ). В соответствии с частью 2 статьи 92 УК РФ несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Рассматриваемая мера является наиболее строгой и связана с существенными ограничениями свободы общения несовершеннолетних, установлением специальных требований режима, учебы и организации труда. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года. Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (статья 15) определяет виды специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием, предназначенных для содержания несовершеннолетних, к которым применены меры воспитательного воздействия. В их число входят: 1) специальные общеобразовательные школы открытого типа; 2) специальные профессиональные училища открытого типа; 3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях; 4) специальные общеобразовательные школы закрытого типа; 5) специальные профессиональные училища закрытого типа; 6) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа. В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 15 названного Закона администрация СУВУ закрытого типа в соответствии с уставом указанного учреждения или положением о нем информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанного учреждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение. При обнаружении несовершеннолетнего лица, уклоняющегося от исполнения назначенных ему судом принудительных мер воспитательного воздействия, сотрудники полиции вправе доставить его в орган внутренних дел и задержать на основании пункта 7 части 2 статьи 14 Закона о полиции до передачи в учреждение, обеспечивающее исполнение таких мер. Специальными учреждениями, в которые могут помещаться лица, уклоняющиеся от прохождения назначенных им принудительных мер воспитательного воздействия, являются центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Пункт 8 части 2 комментируемой статьи предоставляет полиции право задерживать лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным УК РФ, а также при недобровольной госпитализации по основаниям, предусмотренным статьей 29 названного Закона. Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а) его непосредственную опасность для себя или окружающих; б) его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи. Пункт 9 части 2 комментируемой статьи дает полиции право задерживать лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом. В условиях чрезвычайного положения в качестве дополнительной меры и временного ограничения может быть предусмотрено введение комендантского часа. Под комендантским часом понимается запрет в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан (пункт "а" части 1 статьи 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении"). Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются полицией до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, - до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя (правило 48 часов в данном случае не действует в связи с возможностью ограничения при введении чрезвычайного положения отдельных прав и свобод гражданина). По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на 10 суток. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и транспортные средства могут быть подвергнуты досмотру. В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, нарушающие режим чрезвычайного положения, не проживающие на указанной территории и подлежащие выдворению за ее пределы, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами. Согласно пункту 10 части 2 комментируемой статьи полиция вправе задерживать лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты. Под охраняемыми объектами следует понимать здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, охраняемые органами внутренних дел (полицией), иными федеральными органами исполнительной власти, ведомственной охраной, частными охранными организациями в соответствии с договором или иным правовым актом об охране объекта. Незаконное проникновение (попытка проникновения) на охраняемый объект - это самовольное нарушение (попытка нарушения) физическим лицом, в том ч<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.183.21 (0.017 с.) |