Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Правовое положение сотрудника полицииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глава 6 комментируемого Закона объединяет девять статей, нормы которых в своей совокупности раскрывают узловые элементы общего и специального правовых статусов сотрудника полиции, содержат основные положения, касающиеся законодательной дефиниции понятия "сотрудник полиции" и его права на обеспечение форменной одеждой, ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств (статья 25), перечня специальных званий сотрудников (статья 26), основных обязанностей и прав, а также ответственности сотрудников полиции, ограничений и запретов, связанных со службой в полиции, гарантий правовой защиты (статьи 27 - 31, 33). В данной главе регламентируются вопросы привлечения других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию (статья 32). Отличие технико-юридической конструкции и правового содержания данной главы от соответствующих положений Закона о милиции заключается не только в том, что она объединяет в одном месте все, ранее рассредоточивающиеся по тексту Закона нормы, посвященные правовому положению сотрудника. Многие нормы главы 6 носят принципиальный характер, поскольку представляют собой законодательные новеллы, снимающие прежнюю неопределенность в регулировании отдельных элементов правового статуса сотрудника, вызывавшую разночтения в теории и порождавшую юридические коллизии в правоприменительной практике. Не менее важно и то, что эти новеллы в своей совокупности создают юридически значимую модель взаимоотношений органа внутренних дел (работодателя) и сотрудника полиции (работника), предполагающую взаимные обязательства сторон в вопросах прохождения службы.
Статья 25. Сотрудник полиции
Комментарий к статье 25
1. В части 1 комментируемой статьи содержится легальная (законодательная) дефиниция понятия "сотрудник полиции", де-юре закрепившая сущность службы в полиции как разновидность федеральной государственной службы и тем самым устранившая юридически неопределенную формулировку части 1 статьи 17 Закона о милиции, в которой эта служба не определялась как служба государственная. Определяя статус сотрудника полиции, Закон в целом сохранил военизированный характер полицейской службы, поскольку, как и Закон о милиции, связал правовое положение сотрудника полиции с присвоением ему специального звания полиции, предусмотренного статьей 26 комментируемого Закона. 2. Термин "сотрудник", которым оперирует часть 1 комментируемой статьи, имеет два значения: 1) тот, кто работает вместе, соучастник в трудах, помощник в деле, сотоварищ по деловым вопросам, и 2) название представителя профессионального сообщества работников и некоторых специальностей (например, научный сотрудник) или вообще служащих как представителей особой категории работников. Применительно к статье 25 Закона о полиции термин "сотрудник" используется во втором значении. Совокупность сотрудников полиции, образующая ее людской субстрат, именуется личным составом, персоналом либо кадрами полиции. К сотрудникам полиции не относятся рядовые, офицеры и генералы внутренних войск, сотрудники следственного аппарата органов внутренних дел, а также сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания внутренней службы. Сотрудником полиции может быть только гражданин Российской Федерации. Иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица, не имеющие гражданства, служить в полиции не могут. 3. Юридически служба в полиции связана с занятием сотрудником определенной должности. Должность - это базовая структурная единица в штатном расписании государственного органа, включающая часть его компетенции. "Состояние в должности" означает нахождение, пребывание в должности, возникающее с момента подписания приказа о назначении на должность. Сотрудник полиции реализует свои полномочия, находясь на должности в течение служебного времени, установленного законодательством о государственной службе, распорядком дня органа внутренних дел, должностным регламентом (должностной инструкцией), а также контрактом о прохождении службы в полиции. Сотрудникам полиции разрешается совместительство на вакантных должностях рядового и начальствующего состава, а также на вакантных должностях работников в свободное от основной службы время (см. комментарий к статье 28). Должности в органах внутренних дел, замещаемые сотрудниками полиции, подразделяются на пять видов: 1) должности рядового состава; 2) должности младшего начальствующего состава; 3) должности среднего начальствующего состава; 4) должности старшего начальствующего состава; 5) должности высшего начальствующего состава. Перечень первых четырех видов должностей рядового и начальствующего состава утверждается приказами Министра внутренних дел Российской Федерации. Для каждой должности установлены квалификационные требования. Они включают уровень профессионального образования, стаж и опыт работы по специальности, уровень знания правовых основ исполнения соответствующих должностных обязанностей. Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которые могут замещать сотрудники полиции, определяется указами Президента Российской Федерации. В настоящее время эти должности в центральном аппарате МВД России и территориальных подразделениях министерства на региональном и межрегиональном уровнях, а также должности в учебных и научно-исследовательских учреждениях установлены Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 253 "Об утверждении Перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий". 4. Служба в полиции предполагает присвоение сотруднику специального звания, которое в отличие от должности не является элементом структуры органа внутренних дел, а имеет персональный характер. Виды специальных званий полиции установлены статьей 26 комментируемого Закона, который фактически воспроизводит систему специальных званий, существовавших в милиции, предусматривая и принципиально новое звание - "генерал полиции Российской Федерации". 5. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет дополнительные юридические основания состояния в кадрах полиции помимо предусмотренного в части 1 осуществления служебной деятельности на соответствующей должности. Такими юридическими фактами являются: 1) нахождение в распоряжении МВД России, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа исполнительной власти; 2) прикомандирование к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, которые устанавливаются Президентом Российской Федерации. 6. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции, если он находится в распоряжении МВД России, его территориальных органов или организаций в следующих случаях: а) при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения)) - не более двух месяцев; б) при освобождении от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы - в период, необходимый для передачи дел по должности, но не более одного месяца; в) по окончании приостановления службы - в период трудоустройства, но не более трех месяцев; г) при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией - в период прохождения медицинского обследования или медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией, но не более двух месяцев; д) при неисполнении более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем) - в период болезни, но не более одного года; е) при направлении в служебную командировку на срок более одного года, в том числе заграницу, - на срок командировки, а также по окончании служебной командировки - в период трудоустройства, но не более трех месяцев; ж) в связи с восстановлением в должности сотрудника органов внутренних дел, ранее замещавшего эту должность, - в период трудоустройства, но не более трех месяцев; з) в период пребывания в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы при увольнении со службы в органах внутренних дел - не более шести месяцев; и) по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям - в период трудоустройства, но не более трех месяцев. Нахождение сотрудника в распоряжении органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа. С нахождением в распоряжении не следует смешивать отстранение сотрудника от должности. В соответствии с Законом о службе в органах внутренних дел сотрудник полиции может быть отстранен от должности при привлечении его в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также при совершении грубого нарушения служебной дисциплины, делающего невозможным исполнение им служебных обязанностей. В последнем случае срок отстранения от должности не может превышать одного месяца. 7. Сотрудники полиции, прикомандированные к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, которые устанавливаются Президентом Российской Федерации, считаются проходящими службу в полиции. Возможность прикомандирования сотрудников полиции предусмотрена в интересах выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью органов внутренних дел и МВД России в целом. Такое прикомандирование может быть к Администрации Президента Российской Федерации, Аппарату Правительства Российской Федерации, аппаратам палат Федерального Собрания Российской Федерации, федеральным министерствам и организациям. Их перечень утверждается Президентом Российской Федерации. В настоящее время к числу данных ведомств и организаций относятся Минтранс России, Минэкономразвития России, Минздрав России, Минрегион России, МИД России, ФНС России, Счетная палата Российской Федерации, Банк России, Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации и ряд других. Практика командирования сотрудников милиции в состав миротворческих сил по поддержанию мира по линии ООН, Совета Европы является не прикомандированием, а служебной командировкой, хотя и длительной. 8. Часть 3 комментируемой статьи впервые в практике правового регулирования деятельности российских органов внутренних дел устанавливает принцип территориальной юрисдикции выполнения сотрудником полиции своих служебных обязанностей. Это означает, что он выполняет служебные обязанности по должности и реализует должностные права лишь в границах территории, обслуживаемой территориальным органом, где он проходит службу. Данное ограничение касается прежде всего контрольно-надзорных полномочий сотрудников полиции, несения ими в штатном режиме патрульно-постовой службы, регулирования дорожного движения, осуществления предупредительно-профилактических мер в отношении лиц, состоящих на учете в органах внутренних дел по основаниям, предусмотренным, в частности, статьей 17 комментируемого Закона. Как представляется, комментируемая новелла ориентирована на упорядочение правоприменительной деятельности сотрудников полиции, создание юридических условий, затрудняющих недобросовестным сотрудникам полиции возможность злоупотребления правом. Учитывая специфику полицейской деятельности, ориентированной на активное противодействие преступности и обеспечение правопорядка, законодатель предусмотрел отдельные исключения из принципа территориальной юрисдикции сотрудника полиции, о чем речь пойдет ниже. Принцип территориальной юрисдикции, закрепленный в части 3 комментируемой статьи, не распространяется на процессуальную деятельность сотрудников полиции, регламентируемую нормами УПК РФ, определяющих подследственность рассмотрения уголовных дел и порядок выполнения отдельных следственных действий, фактически экстерриториальные полномочия сотрудников полиции, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. В силу статьи 9 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий осуществляется судом. По результатам рассмотрения положительное решение принимается судом без учета территориальной юрисдикции оперативного подразделения соответствующего органа внутренних дел и распространяется на всю территорию России. Лишь частично рассматриваемый принцип распространяется на процессуальную деятельность, регламентируемую нормами КоАП РФ, поскольку принцип территориальности закреплен применительно к рассмотрению дел об административных правонарушениях (статья 29.5). Протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными должностными лицами в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ). Рассматриваемая новелла, очевидно, внешне привлекательна и в какой-то мере представляет собой заимствование из опыта американской полиции местного уровня. Как известно, ее сотрудники реализуют свои полномочия на основании специальных лицензий, действие которых ограничено территорией муниципалитета. Вместе с тем такая новелла способна породить немало проблем на практике. В связи с этим в части 3 комментируемой статьи содержится оговорка о том, что за пределами территории дислокации органа внутренних дел сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации. 9. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает, что принадлежность к полиции подтверждается служебным удостоверением сотрудника полиции, специальным жетоном с личным номером и нагрудным знаком. Служебное удостоверение является официальным документом, удостоверяющим личность сотрудника полиции, но при этом не заменяет паспорт гражданина Российской Федерации и иные документы, удостоверяющие личность. Личный номер присваивается сотрудникам полиции одновременно с присвоением первого специального звания среднего начальствующего состава для их персонального учета и заносится в личное дело сотрудника. Нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции, размещается на форменной одежде сотрудника, несущего службу в общественных местах. 10. Сотрудникам полиции бесплатно выдается форменная одежда (часть 5 статьи 25). Она включает комплект предметов обмундирования, снаряжения и знаков различия <1>. -------------------------------- <1> См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 835 "О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" // СЗ РФ. N 43. Ст. 6072.
После прохождения специальной профессиональной подготовки сотрудники полиции получают право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств (часть 6 статьи 25). 11. В части 7 комментируемой статьи установлено, что сотрудники полиции подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация сотрудников полиции, как и ряда иных категорий граждан, предусмотрена статьей 9 Федерального закона "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации". Перечень должностей, на которых проходят военную и иную специальную службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 г. N 386 "Об утверждении Перечня должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации". Порядок проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации регламентирован Административным регламентом по исполнению государственной функции обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопической регистрации, утвержденным Приказом МВД России от 31 августа 2007 г. N 769. 12. Часть 8 комментируемой статьи предусматривает, что отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими. Это положение конкретизировано Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 253 "Об утверждении перечня должностей высшего начальствующего состава в органах внутренних дел Российской Федерации, в Федеральной миграционной службе, в Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий", определяющим в том числе Перечень должностей высшего начальствующего состава в системе МВД России, которые могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.
Статья 26. Специальные звания сотрудников полиции
Комментарий к статье 26
1. Специальные звания - это присваиваемые в персональном порядке сотрудникам полиции в соответствии с их общеобразовательной и специальной подготовкой, выслугой лет, должностным положением и заслугами звания от рядового полиции до генерала полиции. Специальные звания в условиях сохранения военизированного характера организации полиции являются атрибутом должностного положения, условием правильной организации прохождения службы личным составом, расстановки кадров, их стабильного служебно-правового положения. Специальные звания в полиции определяют старшинство во взаимоотношениях между сотрудниками, имеют значение при определении прав на денежное и вещевое довольствие, льгот сотрудникам полиции и членам их семей. 2. В России звания впервые появились в 1550 г. с созданием регулярного войска - стрельцов. Устанавливались следующие их виды: стрелец, десятник, пятидесятник, сотник, полуголова, голова приказа, стрелецкий голова. В 1722 г. Петр I вел Табель о рангах, которым установил соответствие XIV рангов гражданских чинов, воинских и морских званий и рангов придворных сословий. Эта система чинов и званий в полиции просуществовала до 1917 г. Специальные звания сотрудников органов внутренних дел были введены в 1935 году после установления персональных воинских званий в армии и уточнены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 февраля 1943 г. "О званиях начальствующего состава органов НКВД и милиции". 3. Начальным специальным званием сотрудников полиции является звание "рядовой полиции" (звание "рядовой милиции" введено в 1973 г., хотя воинское звание "рядовой" было установлено еще в 1946 г.). Наименование специальных званий младшего начальствующего состава полиции (младших командиров, сержантского состава) происходит от латинского слова "сервиенс" - служитель и впервые появилось во французской армии в XV в., в России - в начале XVIII в., в органах внутренних дел - с 1943 г. Понятие "младший начальствующий состав" включает в себя звания от младшего сержанта до старшего прапорщика полиции. Звание "прапорщик" происходит от старославянского слова "прапор" - знамя и первоначально служило званием знаменосца. В русской армии это звание введено в 1712 г. в качестве первого офицерского звания. В военно-морском флоте прапорщику соответствовало звание гардемарина. В милиции звания "прапорщик" и "старший прапорщик" введены в 1992 г. Наименование званий среднего начальствующего состава - младший лейтенант полиции, лейтенант полиции, старший лейтенант полиции - происходит от французских слов "леи" - место и "тенент" - занимающий, которые вместе можно перевести как "заместитель". Появилось оно во Франции в XV в. и обозначало должность заместителя командира отряда. Россия использует его с 1701 г. - сначала только на флоте ("лейтенант флота"), а позднее - с 1935 г. - в армии и органах НКВД. Наименование специального звания "капитан" происходит от латинского "капитанеус" - "военачальник". В армии и органах внутренних дел звание "капитан" существует с 1935 г. Наименования специальных званий старшего начальствующего состава полиции - майор полиции, подполковник полиции, полковник полиции - аналогичны соответствующим воинским званиям. К числу специальных званий высшего начальствующего состава полиции относятся звания генерал-майора, генерал-лейтенанта полиции (применительно к милиции эти звания введены в 1973 г. вместо комиссаров милиции различного ранга), генерал-полковника полиции (применительно к милиции это звание установлено Положением о службе в органах внутренних дел) и введенное комментируемой статьей звание генерала полиции Российской Федерации. 4. Предельные специальные звания по соответствующим должностям рядового, младшего начальствующего, среднего начальствующего и старшего начальствующего составов утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации, а по должностям высшего начальствующего состава - Президентом Российской Федерации. Порядок присвоения специальных званий сотрудникам полиции регламентирован Законом о службе в органах внутренних дел (глава 6). Установлено, что первые специальные звания среднего и старшего начальствующего состава, а также специальные звания полковника полиции, полковника внутренней службы, полковника юстиции присваиваются Министром внутренних дел Российской Федерации. Очередные специальные звания присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности, и по истечении установленного срока выслуги в звании (к примеру, срок выслуги в звании прапорщика полиции - пять лет, лейтенанта полиции - два года, майора полиции - четыре года, полковника полиции - пять лет). В качестве поощрения за достижение высоких результатов по службе и образцовое выполнение служебных обязанностей очередное специальное звание может быть присвоено досрочно (до истечения установленного срока выслуги в предыдущем звании) или на ступень выше специального звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности. Возможна задержка в присвоении очередного специального звания сотруднику полиции, которая допускается в следующих случаях: а) когда в отношении его возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения служебной дисциплины; б) когда он имеет дисциплинарное взыскание (кроме объявленного устно); в) когда сотрудник находится в распоряжении органа внутренних дел или за штатом. 5. Специальные звания начальствующего состава полиции являются пожизненными. При увольнении сотрудника полиции со службы к наименованию его специального звания прибавляются слова "в отставке" (часть 3 статьи 26). Лишение специального звания может быть осуществлено только в двух случаях: а) по приговору суда при осуждении за совершение преступления и б) при прекращении гражданства Российской Федерации. Лишение специального звания согласно статьям 45 и 48 УК РФ является дополнительным видом наказания и может быть применено за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, т.е. за деяния, за которые может быть назначено лишение свободы на срок свыше пяти лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь. Однако применение такого наказания - это право суда, но не его обязанность. В этом случае значение имеет личность виновного. На усмотрение компетентных должностных лиц, присваивающих специальные звания, относится решение вопроса о лишении специального звания лица, которое перестало быть гражданином Российской Федерации по основаниям, установленным Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации".
Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
Комментарий к статье 27
1. Сердцевиной правового положения сотрудника полиции являются его служебные права и обязанности. В отличие от ранее действовавшего Закона о милиции, в котором служебным обязанностям и правам сотрудников посвящалась одна статья (статья 18), в комментируемом Законе эти вопросы развернуто регламентируют две самостоятельные статьи, закрепляющие соответственно основные обязанности (статья 27) и основные права сотрудника полиции. Служебные полномочия сотрудника полиции, перечисленные в статьях 27 и 28, можно подразделить на общие и специальные. Общие полномочия как совокупность обязанностей (статья 27) и прав (статья 28) характеризуют абстрактного сотрудника полиции, т.е. носителем этих полномочий выступает любой сотрудник полиции независимо от занимаемой должности. В перечне общих полномочий выделяют полномочия статусные, отражающие специфику полицейского как лица, которое состоит на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел, и полномочия собственно полицейские, отражающие специфику полицейской службы и социальное назначение полиции в современной России. Предусмотренные в части 1 статьи 27 и части 1 статьи 28 комментируемого Закона статусные полномочия сотрудника полиции во многом аналогичны правам и обязанностям государственного гражданского служащего, закрепленным статьями 14 и 15 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В этом еще раз проявляет себя принцип единства правовых основ и взаимосвязи различных видов государственной службы, закрепленный в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063; N 46 (ч. I). Ст. 4437; 2006. N 29. Ст. 3123; 2007. N 49. Ст. 6070; 2011. N 1. Ст. 31.
Собственно полицейские полномочия сотрудников полиции, относящиеся к разряду общих, предусмотрены частью 2 статьи 27 и частью 3 статьи 28 комментируемого Закона и в определенной мере могут рассматриваться как своеобразные изъятия из сформулированного в части 3 статьи 25 Закона о полиции принципа территориальной юрисдикции полицейской деятельности. Характер закрепленных Законом полицейских полномочий ориентирует сотрудника полиции на служение обществу, на постоянную готовность независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток к защите прав и законных интересов граждан. Указанный характер обусловлен социальным предназначением полиции, закрепленным частью 2 статьи 1 Закона о полиции: полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от противоправных посягательств. Следует заметить, что статьи 27 и 28 Закона о полиции не исчерпывают всего объема общих полномочий сотрудника полиции. Указания на них содержат и другие статьи Закона. В частности, обязанности сотрудника полиции как персонифицированного носителя публичной власти содержат статьи 5, 6, 7, 9 Закона о полиции. Непосредственное отношение к регулированию правового статуса сотрудника полиции имеют также отдельные нормы главы 7 "Служба в полиции" (статьи 37, 39). Специальные полномочия - это права и обязанности, которые сотрудник полиции выполняет по занимаемой должности. Они производны от прав и обязанностей полиции и являются формой их реализации. Набор этих полномочий зависит от вида полицейского подразделения (оперативный сотрудник, патрульный, инспектор дорожно-патрульной службы и т.д.) и уровня занимаемой должности (министерство, территориальный орган и т.п.). Их перечень содержится в должностных регламентах (должностных инструкциях) сотрудника полиции, утверждаемых соответствующими руководителями. 2. Положения части 1 статьи 27 комментируемого Закона о статусных полномочиях сотрудника полиции отражают его правовое положение как лица, которое состоит на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел, и могут быть отнесены к новеллам правового регулирования деятельности органов внутренних дел. В ряду обязанностей, которые Закон возлагает на сотрудника полиции как федерального государственного служащего, центральное место занимают те, которые ориентируют его на профессиональное, четкое и законопослушное выполнение своего служебного долга. Отсюда обращенные к сотруднику полиции требования: знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов в указанной сфере (пункт 1); выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) (пункт 2); при выполнении служебных обязанностей соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций (пункт 5). Требования к профессионализму сотрудника носят активный характер, обязывая его не просто знать те или иные нормативные правовые акты, но и поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей (пункт 7). Ряд требований отражает субординационную специфику взаимоотношений в полицейском коллективе. Так, например, сотрудник полиции обязан: выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону (пункт 3); обращаться по служебным вопросам к своему непосредственному начальнику, а при необходимости и к прямому начальнику, поставив при этом в известность непосредственного начальника (пункт 4). Приказы отдаются в порядке подчиненности. При крайней необходимости прямой начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае прямой начальник сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении этого приказа своему непосредственному начальнику. Приказ должен быть исполнен беспрекословно, точно и в срок. Обсуждение приказа и его критика недопустимы. Об исполнении полученного приказа подчиненный обязан доложить прямому начальнику, отдавшему приказ, и (или) своему непосредственному начальнику. Обращение в порядке подчиненности подтверждает принцип единоначалия, когда руководитель того или иного уровня ответствен за состояние дел в управляемом им подразделении. Вместе с тем при необходимости, поставив в известность непосредственного начальника, сотрудник полиции вправе обратиться к старшему начальнику. Часть 1 комментируемой статьи содержит и требования, раскрывающие особенности служебной дисциплины в полиции. Так, сотрудник полиции обязан: соблюдать внутренний распорядок территориального органа, распорядок организации, где он проходит службу (пункт 6); беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для выполнения служебных обязанностей (пункт 9); не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие известными сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (пункт 8). Ряд требований ориентирован на профилактику нарушений закона, коррупции со стороны сотрудников полиции. Так, на них возложены обязанности: сообщать непосредственному начальнику о личной заинтересованности при выполнении служебных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению такого конфликта (пункт 13); уведомлять непосредственного начальника, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы о каждом случае обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (пункт 14); представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 10) <1>; -------------------------------- <1> Порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера установлен Приказом МВД России от 19 марта 2010 г. N 205 (зарегистрирован в Минюсте России 19 апреля 2010 г., регистрационный N 16918) // Российская газета. 2010. 23 апр.; Перечень должностей, на которые этот Порядок распространяется, утвержден Приказом МВД России от 31 августа 2009 г. N 680 (зарегистрирован в Минюсте России 27 октября 2009 г., регистрационный N 15114) // Российская газета. 2009. 18 нояб.
сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства (подданства) иностранного государства (пункт 11); соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в полиции, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника полиции (пункт 12). 3. Часть 2 комментируемой статьи перечисляет обязанности, вытекающие из социального назначения полиции, и возлагаемые на ее сотрудников именно в силу их службы в полиции. Закон определяет, что сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан: 1) оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья (пункт 1); 2) в случае обращения к нему гражданина с заявлением о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии либо в случае выявления преступления, административного правонарушения, происшествия принять меры по спасению гражданина, предотвращению и (или) пресечению преступления, административного правонарушения, задержанию лиц, подозреваемых в их совершении, по охране места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия и сообщить об этом в ближайший территориальный орган или подразделение полиции (пункт 2).
Статья 28. Основные права сотрудника полиции
Комментарий к статье 28
1. Будучи вполне самостоятельной в юридическом отношении, комментируемая статья неразрывно связана со статьей 27 Закона о полиции, поскольку предусматривает целый ряд прав, корреспондирующих с обязанностями сотрудника полиции и позволяющих ему реализовывать эти обязанности наиболее правильным образом. 2. Прежде всего обращает на себя внимание закрепленное в части 1 право сотрудника полиции на предоставление ему надлежащих организационных и технических усл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.164.82 (0.017 с.) |