Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции и органы финансового контроля.

Поиск

Финансовый контроль (ФК) — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.

Значение ФК выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Задачи ФК:

а)проверка выполнения финансовых обязательств перед гос-вом и органами местного самоуправления организациями и гражданами; б)проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

в)проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприяти­ями, организациями, учреждениями;

г)выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производи­тельности труда, более экономного и эффективного использова­ния материальных и денежных средств;

д)устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

е)содействие сбалансированности между потребностью в фин. ресурсах и размерами ден. доходов и фондов нар. хоз-ва,

Классификация видов финансового контроля

1.1.По времени проведения:

* предварительный (составление бюджетов, финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, договоров);

* текущий;

* последующий.

1.2. По субъектам контроля:

* президентский;

* органов представительной власти и местного самоуправления;

* органов исполнительной власти;

* финансово - кредитных органов;

* ведомственный;

* внутрихозяйственный;

* аудиторский.

1.3. По сферам финансовой деятельности:

* бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

1.4. По форме проведения:

* обязательный (внешний);

* инициативный (внутренний).

1.5. По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.

К специализированным органам государственного финансового контроля относятся:

* Государственная налоговая служба (обеспечение единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей). Государственная налоговая служба включает Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции в субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и районные налоговые инспекции);

* Федеральные органы налоговой полиции, состоящие из Федеральной службы налоговой полиции, территориальных и местных органов;

* Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), состоящая из центрального органа, региональных и кустовых (по группе областей) инспекций Росстрахнадзора;

* Центральный банк России (ЦБР) и его структурное подразделение Департамент банковского надзора;

* ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министерств и ведомств.

Проверки проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года в остальных организациях.

Негосударственный финансовый контроль включает:

* внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный контроль (проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной деятельности путем визирования документов) и стратегический;

* аудиторский финансовый контроль. Аудиторская проверка может быть инициативной и обязательной, которой подлежат, в частности все банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, все АО и предприятия, имеющие в уставном капитале долю иностранного инвестора.

 

19. Формы и методы государственного контроля.

Под формами финансового контроля понимают способы конкретного выражения организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля - предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль производится до выполнения какого-либо финансового мероприятия. Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.
Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процесс операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.
Последующий финансовый контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Под методами финансового контроля понимают приемы и способы его осуществления. Среди основных методов финансового контроля различают:
1) наблюдение (предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля);
2) проверка (касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий);
3) обследование (производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельно и опирается на более широкий круг показателей, что и отличает его от проверки),
4) анализ (проводится на базе текущей или годовой отчетности и нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины);
5) основным методом финансового контроля является ревизия (проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Счетная палата как орган финансового контроля. Задачи:

- Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходных / доходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёму, структуре и целевому назначению.

- Определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использование государственного имущества (собственности) /государственная дума даёт заключение/.

o Оценка обоснованности доходных / расходных статей федерального бюджета и в федеральных внебюджетных фондов.

- Финансовая экспертиза НПА - все законы направляются в счетную палату и счетная палата готовит о постановление о целесообразности по прибывшим законам.

- Анализ выполнения плановой деятельности. Контроль за законностью движения федеральных средств в ЦБ и других кредитно-финансовые учреждениях.

- Регулярное предоставление Госдуме информации о ходе контроля.
Счетная палата осуществляет:

- Контрольно-ревизионная деятельность;

- Экспертно-аналитическая деятельность (экспертиза);

- Информационная деятельность.

Президентский финансовый контроль - реализуется через контрольное управление президента - призвано обеспечивать контроль за деятельностью министерств и ведомств выполняющих государственные программы развития и экономические реформы.

Правительство РФ - осуществляет контроль через систему специальных органов.

Министерство финансов (Минфин) - обладает полномочиями министерства (структурные подразделения) финансового контроля в бюджетной сфере.

Контрольно-ревизионные управления (вертикальное управление) – полномочия:

- Контроль за соблюдением финансового законодательства;

- Контроль за качеством использования всех бюджетов;

- Контроль за качеством финансовой документации и отчётности;

- Проверка и контроль хозяйственной деятельности предприятий, организации и учреждений получающих / использующих бюджетные средства.

Федеральное казначейство - полномочия (права):

- Проверять денежные документы, регистры, бухгалтерский учет, отчёты, планы, сметы и иные документы, связанные с заключением, перечислением и использование средств федерального бюджета;

- Получать от финансово-кредитных учреждений - справки о состоянии счетов предприятий и учреждений, использование средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

- Требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов - установление, выявление, нарушений в порядке исполнения бюджета;

- Санкции - приостанавливать операции по счетам контрольных предприятий и учреждений в случае не предоставления в органы федерального казначейства фин-й документации, связанной с использованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

- Изъятие - на основе письменного постановления должностных лиц казначейства данные, свидетельствующие о нарушении финансовой дисциплины;

- Взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства используемые не по целевому назначению с наложение штрафа в размере действующей учредительной ставки ЦБ.

Налоговый контроль – федеральная служба налоговых поступлений. Задачи:

- Выявление, предупреждение, пресечение налоговых преступлений и правонарушений;

- Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов;

- Выявление, предупреждение, пресечение нарушений в налоговых органах.

Контроль за страховой деятельностью осуществляют органы государственного контроля за соблюдением страхового законодательства и обеспечивают защиту средств государства за формированием денежных фондов. Имеют право приостанавливать лицензии на осуществление страховой деятельности, подать иск в арбитражный суд.
Банковский контроль - ЦБ. Функции:

- Выдача лицензий на право осуществлений, банк-х операций;

- Регистрация и проверка уставов банка, соблюдение реестров (подлежат регистрации в ЦБ);

- Соблюдение экономических нормативов;

- Контроль за деятельностью банка (отдел отчётности, кассовые операции);

- Санкции - замена руководителя банка;

- Ввод внешнего управляющего в банк;

- Штрафные санкции;

- Приостановление лицензии; - Отзыв лицензии.

Аудиторский контроль.

Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в повышении эффективности их деятельности.

Аудит может быть внешним и внутренним, обязательным и инициативным.

Обязательные аудиторские проверки проводятся в случаях, прямо установленными нормативными актами. Обязательные проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда.

Инициативный аудит - это услуга, адресованная собственникам предприятия, по экспертизе состояния бухгалтерского учета, экспертизе состояния налогового учета и оценке эффективности управления предприятием. Цель инициативного аудита - минимизация финансовых и хозяйственных, учетных и налоговых рисков собственника, а также устранение нарушений во избежание штрафных санкций, путем выявления нарушений в бухгалтерском учете, налогообложении, документообороте.

Внешний аудит – это, как правило, разовое мероприятие, проводимое по инициативе руководства организации или акционеров. Рекомендуется проводить внешний аудит регулярно.

Внутренний аудит представляет собой непрерывную деятельность, которая осуществляется на основании «Положения о внутреннем аудите» и в соответствии с планом, подготовка которого осуществляется подразделением внутреннего аудита и утверждается руководством организации.

Выделяются три основных этапа проведения аудита:

- подготовка и планирование аудиторской проверки,

- выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации,

- составление аудиторского заключения.

Подготовка и планирование аудиторской проверки – это начальная стадия, включающая в себя предварительное планирование проверки, аналитический обзор отчетности компании, приблизительную оценку существенности и аудиторского риска. Специалист обязан получить достаточно внятное представление об аспектах финансово-хозяйственной деятельности компании и произвести оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля для определения вероятности возникновения ошибок, которые впоследствии могут повлиять на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск. На основе такой оценки определяется масштаб и количество предстоящих процедур и примерные трудозатраты. Эта информация находит свое отражение в общем плане проверки и программе аудита.

Выполнение аудиторских процедур и оформление документации составляет второй, наиболее затратный по времени, этап проведения аудита. Он предполагает сбор аудиторских доказательств и их документирование.

Третий этап - это составление аудиторского заключения. На этом этапе обобщаются результаты проверки, формируется мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству, а также формулируется сводная информация для руководства проверяемой компании, дается оценка результатов проверки и производится оформление аудиторского заключения.

Различают четыре вида аудиторских заключений: безусловно положительное, условно-положительное, отрицательное, отказ от выражения мнения.

В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухг-й отчетности экон-го субъекта означает, что эта отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экон-о субъекта на отчетную дату и фин-х результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

В условно положительном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухг-й отчетности экон-го субъекта означает, что, за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств, бухг-я отчетность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экон-го субъекта на отчетную дату и финансовых результатов его деятельности за отчетный период, исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учет и отчетность в РФ.

В отрицательном аудиторском заключении мнение аудиторской фирмы о достоверности бухг-й отчетности экон-го субъекта означает, что в связи с определенными обстоятельствами эта отчетность подготовлена таким образом, что она не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экон-го субъекта на отчетную дату и фин-х резул-в его деят-ти за отчетный период, исходя из нормат-го акта, регулир-го бухг-й учет и отчетность в РФ.

Отказ аудиторской фирмы от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта в аудиторском заключении означает, что в результате определенных обстоятельств аудиторская фирма не может выразить и не выражает такое мнение в одной из установленных настоящим порядком форме.

Содержание международных финансовых отношений.

Международные финансовые отношения (МФО) - это совокупность общественных отношений, связанных с движением финансовых ресурсов в мировой экономике.

Основными видами МФО являются:

* собственно МФО, возникающие при передаче одним гос-вом другому ден. ср-в с целью пополнения его официальных валютных резервов (предоставление валютных займов);

* междунар. кредитные отношения, к-рые складываются при движении в междунар. плане определенной ст-ти на условиях возврата и, как правило, с уплатой %;

* междунар. валютные отношения, возникающие при осущ-нии гос-вами мероприятий, направленных на поддержание на опр. уровне курсового соотношения их валют, а также на организацию системы ден. отношений между ними;

* междунар. налоговые отношения, складывающиеся между гос-вами при осуществлении ими мероприятий, направленных на урегулирование порядка налогообложения.

Цель МФО - это обеспечение деньгами обмена результатами деятельности хозяйствующих субъектов разных государств, а также межгосударственных экономических взаимодействий.

Осн. черты развития МФО на современном этапе:

*Отчетливая тенденция формирования валютных блоков вокруг ведущих валют мира.

*Тенденция изменения структуры фин-х инструментов рынка (в пользу реальных инструментов - корпоративных бумаг).

*Финансовые рынки становятся основным структурообразующим фактором, к ним переходит функция перераспределения денежных средств.

*Возрастание зависимости между финансовым и реальным секторами экономики.

* Существенные изменения в идеологии международных организаций (предъявляются более жесткие требования к кандидатам на вступление).

* Изменение структуры спроса на мировых фондовых рынках за счет роста присутствия на них частных инвесторов.

Важными участниками международных отношений являются международные организации (МО) - формы междунар. сотрудничества, созданные на основе межгос-х соглашений с целью регулирования различных, в том числе эк., фин. отношений между странами, содействия развитию стран, кред-й и иной помощи и др.

МО являются юридическими лицами.

МО можно классифицировать следующим образом:

1) по сфере распространения (широте охвата) различают глобальные и региональные МО.

К числу глобальных МО относятся:

Международный валютный фонд - междунар. валютно-финансовая организация, созданная в 1944г. для содействия развитию междунар. торговли и валютного сотрудничества путем:

- регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением;

- контроля многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений;

- предоставления кредитных ресурсов странам-членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов.

Группа Всемирного Банка включает:

- Международный Банк Реконструкции и Развития;

- Международная финансовая корпорация;

- Международная ассоциация развития;

- Междунар-й центр по разрешению инвестиционных споров;

- Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций.

Банк Международных Расчетов - расчетная палата, действующая на акционерных началах. Акционерами являются центральные банки стран, выступающих на валютных рынках. Банк международных расчетов является основным местом встреч управляющих центральными банками.

Всемирная торговая организация - основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ (Генеральное соглашение о Тарифах и о Торговле - многостороннее межправительственное соглашение о режиме торговли и таможенно-тарифной политике.

Несколько особняком стоят так называемые клубы - Парижский и Лондонский. Это достаточно неформальные образование - форумы. Они не являются юр. лицами, состав их участников непостоянен. Они играют определенную роль в уменьшении бремени внешней задолженности стран "третьего мира", также ряда стран Центральной и Восточной Европы.

К числу региональных МО относятся региональные ассоциации, банки развития (Европейский, Африканский) и др.

2 ) по структурному признаку (определяет групповой состав видов междунар. деят-ти и связан со сферой эк. интересов и главной целью междунар. деят-ти) выделяют: внешнеторговые, производственные, финансовые и пр. МО.

К внешнеторговым МО относятся торговые, коммерч. и брокерские фирмы, торговые дома, ассоциации. К производственным МО относятся хоз. субъекты, работающие с зарубежными партнерами на принципах кооперации, консорциума, междунар. эк. организации, объединения, совместного предприятия. Прочие междунар. орг-ции включают различные фонды, общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.24 (0.013 с.)