Участие прокуроров в совершенствовании законодательства, правовая пропаганда и систематизация законодательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие прокуроров в совершенствовании законодательства, правовая пропаганда и систематизация законодательства



В соответствии со ст. 9 Закона "О прокуратуре РФ" проку­рор при обнаружении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и ор­ганы, обладающие правом законодательной инициативы, соот­ветствующего и нижестоящего уровней предложения об изме­нении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нор­мативных правовых актов.

Распространенность прокурорского надзора почти на все сферы отношений, урегулированных законодательством, позво­ляют прокуратуре быть хорошо осведомленной о характере и качестве правового регулирования в этих сферах. Поэтому очень важно использование информации, имеющейся в проку­ратуре, о недостатках и потребностях правового регулирования. Для совершенствования законодательства важно было бы, что­бы прокуратура могла участвовать в законотворчестве в качест­ве субъекта законодательной инициативы. Между тем, по Кон­ституции РФ право законодательной инициативы Генерального прокурора упразднено. Отсутствие права законодательной ини­циативы лишает прокурора возможности требовать от законода­теля, то есть Федерального Собрания, обязательного рассмотре­ния внесенного законопроекта и принятия по нему соответст­вующего решения, что, несомненно, снижает эффективность вносимых предложений. Ст. 9 Закона «О прокуратуре РФ» в оп­ределенной мере компенсирует отсутствие такого права, уста­навливая формы участия его в правотворческой деятельности.

Генеральный прокурор обращается к субъектам законода­тельной инициативы с предложениями по поводу изменений законодательства. Но это влечет лишь изучение предложений в качестве не обязательных для рассмотрения. Субъекты законо­дательной инициативы, имея свой план деятельности, могут от­клонить эти предложения как не актуальные с их точки зрения..

Тем не менее Генеральный прокурор в своем Приказе «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» № 30 от 22 мая 1996 года потребовал от подчиненных прокуроров инфор­мировать Генеральную прокуратуру в связи с возникающими законодательными проблемами, имеющими общегосударственное значение, и требующими разрешения на федеральном уров­не. Он предложил прокурорам вносить в законодательные орга­ны и органы, обладающие правом законодательной инициативы, субъектов Российской Федерации, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных актов, а в случае несовершенства федерального законодательст­ва и выявления несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и Федеральным законам, представлять ма­териалы Генеральному прокурору.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. Генеральный прокурор может обращаться с запросом в Конституционный Суд при обнаружении законов и других нормативных актов субъектов Федерации не соответст­вующих Конституции Российской Федерации 63. Такое право может создать дополнительные возможности для отмены не со­ответствующих Конституции РФ нормативных правовых актов и совершенствования таким образом Российского законодательства. Согласно Конституциям (Уставам) ряда субъектов Россий­ской Федерации прокурорам этих субъектов предоставлено пра­во законодательной инициативы в соответствующем законода­тельном (представительном) органе власти (см. об этом, напри­мер, уставы Новгородской, Иркутской, Свердловской областей, Алтайского края и др.), которые этим правом успешно пользу­ются.

В некоторых учебниках Прокурорского надзора авторы рас­сматривают как участие в правотворческой деятельности надзор прокурора за законностью издаваемых правовых актов. Думает­ся, что это неверно. В Законе «О прокуратуре РФ» надзор за за­конностью издаваемых правовых актов (в том числе норматив­ных) является отдельным направлением надзорной деятельности прокурора, в котором прокурор наделен необходимыми полно­мочиями, позволяющими ему требовать устранения нарушений закона от соответствующих субъектов. Участие же в правотвор­ческой деятельности является ненадзорным направлением дея­тельности прокурора. На этом направлении прокурор имеет лишь право рекомендовать принятие или отклонение тех или иных нормативных актов. Следовательно, природа деятельности здесь иная, чем при осуществлении надзора.

Координацию и согласование усилий органов прокуратуры по осуществлению участия в правотворческой деятельности осуществляют управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры и соответствующие структуры прокуратур субъек­тов Федерации.

Специфической формой участия Генерального прокурора в правотворческой деятельности является совместное издание с иными государственными органами и согласование норматив­ных актов в случаях, определенных Федеральным законом. Та­кие согласования производятся с МВД, ФСБ, транспортными Федеральными службами и другими ведомствами. В целях пре­дотвращения принятия представительными (законодательными) органами субъектов РФ законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законода­тельству. Генеральный прокурор предложил прокурорам субъ­ектов Федерации обеспечить взаимодействие органов прокура­туры с представительными органами, непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе (разработка законо­проектов, имеющих принципиальное значение, в составе рабо­чих групп, подготовка заключений на законопроекты, выступ­ления на заседаниях органов власти по внесенным на рассмот­рение этих органов проектов нормативных актов).

Важное значение имеет участие прокуратуры в правовом воспитании населения. Принятие нового законодательства тре­бует, чтобы широкие слои населения знали о его содержании, так как это является одним из важных условий выполнения тре­бований закона. Прокуроры должны использовать для участия в правовом воспитании возможности средств массовой информа­ции, выступления перед населением с докладами, лекциями и беседами. Такие выступления должны осуществляться, как в коллективах, так и в печати, по радио и телевидению, электрон­ных средствах массовой информации.

Органы прокуратуры могут успешно осуществлять надзор лишь при условии знания действующего законодательства. В соответствии с указаниями Генерального прокурора во всех ор­ганах прокуратуры установлена единая система учета и регист­рации законодательных, правительственных и других норма­тивных актов. В прокуратурах субъектов Российской Федера­ции, городских и районных прокуратурах ведутся картотеки за­конодательства, обеспечивающие правовую информацию и кон­сультативно-справочную помощь. Генеральная прокуратура в

централизованном порядке направляет подчиненным прокура­турам картотеки федерального законодательства. Органы про­куратуры обеспечиваются официальными изданиями, тематиче­скими сборниками, справочниками действующего законода­тельства, юридическими журналами, необходимой правовой литературой. В каждой прокуратуре сотрудники отделов систе­матизации и пропаганды следят за тем, чтобы в картотеки дей­ствующего законодательства своевременно и правильно вноси­лись необходимые изменения и дополнения. Ныне, в прокурату­рах субъектов Российской Федерации и во многих прокуратурах городов и районов, имеющих компьютеры, на основе информа­ционных систем типа Консультант Плюс, Гарант и т.п. создают­ся банки данных о законодательстве и других нормативных ак­тах. Некоторые прокуратуры имеют возможности выхода в сеть Интернета и т.д., что позволяет обеспечивать им себя норматив­ной базой для эффективной надзорной деятельности. Большое значение может иметь в связи с этим локальная или системная компьютерная связь с головными электронно-вычислительными системами как источниками распространения информации.

Особенная часть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 933; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.006 с.)