ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, предмет и задачи надзора



Указанное направление надзора в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» включает в себя различные виды деятель­ности прокуратуры: надзор за исполнением законов админист­рациями мест содержания задержанных и заключенных под огражу, а также надзор за исполнением законов администра­циями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказа­ния и назначаемые судом меры принудительного характера. Между тем, надзор за законностью задержания и нахождения лиц в местах содержания задержанных, а также заключения под стражу и содержания в предварительном заключении относится не к исполнению наказания, а к уголовному судопроизводству в период дознания и предварительного следствия. Надзор за ис­полнением законов администрациями И ВС и СИзо в отношении задержанных и заключенных под стражу не может быть отделен ог надзора за законностью задержания и заключения под стра­жу, и был предметом рассмотрения в предыдущей главе. Поэто­му, в настоящей главе мы не будем рассматривать вопросы, от­носящиеся к соблюдению законности администрацией в местах содержания задержанных и предварительного заключения.

Надзор прокурора осуществляется на основании Уголовно -исполнительного кодекса Российской Федерации152 и Закона «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в местах лишения свободы».'" а также гл.4, раздела 3-его Зако­на «О прокуратуре РФ». Он также руководствуется Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужа­щими, утв. Приказом Министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. №302 с последующими изменениями, Положением о следствен­ном изоляторе уголовно-исполнительной системы, утв. Прика­зом Министра юстиции от 25 янв.1999 г. с последующими изме­нениями, в соответствии с Приказом Генерального прокурора № 27 от 05 августа 2003 года с изменениями от 04 февраля 2004 года «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах».

Согласно упомянутому Приказу прокуратура должна не ре­же 1-го раза в месяц проводить проверки состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах. Кроме того, в случае необходимости, проводить та­кие проверки безотлагательно по получении сигналов о имею­щих место нарушениях законности со стороны администрации этих учреждений. В приказе обращено внимание, что при про­верках особое внимание следует обращать на законность содер­жания в этих учреждениях осужденных, факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения фи­зической силы, спецсредств, огнестрельного оружия, водворе­ния в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, поме­щения камерного типа, гауптвахты, неоказания медицинской помощи, ненадлежащего материально-бытового обеспечения. Прокуратура должна проверять соответствие действующему законодательству приказов, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголов­ных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных

изоляторов, а также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, своевременно опротестовывать их в случае несоответствия закону. Регулярно проверять исполнение закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, усло­вий отбывания наказания, переводе осужденных из одного ис­правительного учреждения в другое, конвоировании лиц, со­держащихся под стражей.

Особое внимание должно уделяться законности проводи­мых мероприятий по раскрытию совершенных преступлений, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнитсльной системы с осужденными и заключенными и своевременному предотвращению преступных проявлений.

Сущность надзора состоит также в выявлении фактов уни­жения человеческого достоинства, произвола, жестокого обра­щения с осужденными и заключенными со стороны работников учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденным должны быть обеспечены гуманные условия содержания, соот­ветствующие Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными.

Статьей 32 Закона «О прокуратуре РФ» определен предмет надзора: это соблюдение законности водворения лиц в места лишения свободы, отбывания ими там наказания, а также ис­полнения наказания в других учреждениях и органах, и закон­ность применения мер принудительного характера, назначаемых судом. В то же время предметом надзора является соблюдение прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужден­ных, и подвергнутых мерам принудительного характера. К предмету надзора относится соблюдение режима, привлечение к общественно полезному труду осужденных, обучение (общеоб­разовательное и профессиональное), воспитательная работа, деятельность самодеятельных организаций и применение мер общественного воздействия.

Задачами надзора являются: соблюдение уголовно-исполнительного законодательства РФ по реализации целей на­казания: исправления осужденных и предупреждения соверше­ния ими новых преступлений, соблюдение законности при обеспечении порядка и условий исполнения и отбывания нака­зания, реализации средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов, а также при оказании осуж­денным помощи в социальной реабилитации. Важной задачей является соблюдение сроков содержания в местах лишения сво­боды, а также недопущение нарушений в реализации прав и вы­полнении обязанностей осужденными.

Полномочия прокурора

Для того чтобы своевременно выявлять, устранять и преду­преждать нарушения законов в следственных изоляторах и мес­тах лишения свободы прокурор имеет ряд полномочий. Эти полномочия, как правило, носят властно-распорядительный ха­рактер, что определяется необходимостью оперативного, свое­временного устранения нарушений. Несвоевременность устра­нения нарушений законности в местах лишения свободы чрева­та грубейшими нарушениями прав лиц, находящихся в заклю­чении, или отбывающих уголовные наказания и, как следствие, могут стать причиной совершения преступлений, массовых бес­порядков, бунтов, злоупотреблений.

Прокурор имеет право: 1.посещать в любое время органы и учреждения, где находятся заключенные и осужденные;

2. опрашивать осужденных, лиц, подвергнутых мерам при­нудительного характера, заключенных под стражу;

3. знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены, подвергнуты мерам принудительного характе­ра, заключены под стражу, а также с оперативными материала­ми;

4. требовать от администрации создания условий, обеспечи­вающих права указанных выше лиц;

5. проверять приказы, распоряжения и постановления адми­нистрации с точки зрения их соответствия закону и при обнару­жении нарушений приносить протесты и вносить представле­ния, а также возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях, приостанавливать дейст­вие опротестованного акта;

6. отменять дисциплинарные взыскания, немедленно осво­бождать своим постановлением из карцера, штрафного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры, дисципли­нарного изолятора лиц, незаконно водворенных в эти помеще­ния.

7. санкционировать постановления начальника колонии об оставлении осужденных, достигших 18 летнего возраста, в вос­питательной колонии.

Особенностью полномочий прокурора является то, что вы­несенное постановление и требование прокурора подлежат обя­зательному исполнению администрацией мест лишения свобо­ды.

Формы и методы надзора

Основной формой надзора прокурора является проведение проверок непосредственно в местах лишения свободы. Другие формы, как правило, мало эффективны, так как не позволяют выявить имеющие место нарушения закона в силу закрытого характера этих учреждений. Проверки прокурором могут про­водиться в соответствии с планом регулярно один раз в три ме­сяца, но при необходимости, если получены сигналы о имею­щих место нарушениях, безотлагательно. Чтобы достичь резуль­тативности, перед началом проверки следует ознакомиться с материалами, относящимися к деятельности проверяемого уч­реждения, с предыдущим актом проверки, имеющимися заявле­ниями осужденных. Затем намечается круг вопросов, подлежа­щих выяснению. Проверка может касаться отдельных вопросов исполнения наказания, но может иметь комплексный характер. Для участия в ней могут быть приглашены представители дру­гих ведомств: инспекторы по охране труда, врачи, работники санитарно-эпидемиологического надзора, педагоги, психологи и другие лица в зависимости от поставленных целей. По прибы­тии в учреждение прокурор истребует необходимые ему материалы: данные, характеризующие исполнение режима, в том числе практику применения дисциплинарных взысканий, поощ­рений, переводов на другие условия содержания; сведения о трудовом использовании осужденных, случаях отказа их от ра­боты; получении ими общего и профессионального образова­ния; данные о травматизме (производственном и бытовом), за­болеваниях (в том числе инфекционных). Прокурор при прове­дении проверки должен ознакомиться с личными делами осуж­денных, по которым он может судить об обоснованности режи­ма и условий содержания, применения мер поощрения и взы­скания, применения других средств исправления, о подготовке к освобождению. После этого производится осмотр жилых и иных помещений. Для оценки состояния режима в присутствии про­курора могут производиться обыски спальных и других мест с целью обнаружения у осужденных недозволенных предметов: денег, наркотиков, спиртных напитков, ножей, игральных карт и т.п. Прокурор выявляет обеспеченность осужденных одеждой, постельными принадлежностями, а помещений - необходимым инвентарем.

В ходе проверки прокурору следует ознакомиться с состоя­нием пищеблока, санитарно-бытовыми и учебными помеще­ниями. Очень важно осмотреть штрафной изолятор, помещения камерного типа, одиночные камеры, установить законность со­держания в них, для чего изучить материалы, предшествовав­шие водворению в ШИЗО, помещение камерного типа и т.п., обратить внимание на документальное оформление принятого администрацией решения о дисциплинарном взыскании и во­дворении в места строгой изоляции. Прокурор знакомится с практикой предоставления свиданий, отпусков, разрешений пе­редвижения без конвоя и т.д. При обходе прокурор опрашивает осужденных об условиях быта, труда, отдыха, сообщает воз­можности личного приема, его месте и времени. В ходе провер­ки прокурор изучает приказы и распоряжения администрации учреждения на предмет установления соответствия их законам, другим нормативным актам.

Важным средством выявления нарушений закона является проверка жалоб и заявлений осужденных. Жалобы и заявления, адресованные прокурору, не подлежат просмотру администра­цией и должны в суточный срок ему направляться. В установ­ленный законом срок 30 дней жалоба должна быть проверена прокурором. О результатах проверки сообщается заявителю пу­тем объявления под роспись администрацией учреждения.

В обязанность прокурора входит также санкционирование оставления несовершеннолетнего, достигшего 18- летнего воз­раста, в воспитательной колонии, а также санкционирование задержания органами милиции лица, не возвратившегося из от­пуска в установленный срок.

По результатам проведенных в СИзо и местах лишения сво­боды проверок прокурор составляет акт с предложениями адми­нистрации об устранении выявленных нарушений закона. При необходимости он может внести представление с постановкой требования о привлечении к установленной законом ответст­венности должностных лиц. По фактам выявленных преступле­ний, совершенных осужденными или лицами административно­го персонала, он вправе возбудить уголовное преследование. Обнаружив незаконные приказы должностных лиц уголовно-исполнительной системы, в пределах своей компетенции он оп­ротестовывает их в порядке надзора за исполнением законов.

Проверками, проводившимися прокуратурой Алтайского края, были установлены многочисленные факты перелимита содержащихся в следственных изоляторах осужденных лиц, в отношении которых приговоры вступили в законную силу и они должны были быть направлены для отбывания наказания. Обна­ружены также факты неудовлетворительного материально-бытового и медико-санитарного обеспечения условий содержа­ния в следственных изоляторах лиц. оставленных для отбывания наказания в целях хозяйственного обслуживания следственно-заключенных. Прокуратурой выявлялись факты неоснователь­ного помещения осужденных в штрафной изолятор при отсутст­вии для этого законных оснований, В связи с этим по постанов­лениям надзирающих прокуроров было отменено значительное число таких постановлений. Имелись факты недостаточного трудоиспользования осужденных. Осужденные выводились на неоплачиваемые работы по благоустройству с нарушением ус­тановленного порядка очередности, без их согласия. При подго­товке к освобождению ни в одном исправительном учреждении края осужденным не представлялась возможность для кратко­срочного выхода осужденного с целью решения вопросов быто­вого и трудового устройства после освобождения, что противоречит требованиям п. «а» ч. 1 ст. 97 УИКа РФ и лишало осуж­денных возможности принять предварительные меры для своей будущей адаптации к жизни на свободе.

Прокуратурой установлено, что органы местного само­управления в ряде районов и городов слабо осуществляют кон­троль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, находящихся на их территориях, не оказывают дос­таточной помощи в обеспечении социальной адаптации (трудо­вом и бытовом устройстве) лиц, освобождаемых из мест лише­ния свободы. Мерами прокурорского реагирования, внесением представлений, работа ряда муниципальных образований была активизирована. О имеющем место формализме при осуществ­лении контроля со стороны органов местного самоуправления прокуратурой доведено до сведения администрации Алтайского края

7.4. Надзор за исполнением законов у гол о в не­исполнительной инспекцией и принудительных мер медицинского характера, назначаемых судом

Надзор прокурора за исполнением законов органами, ис­полняющими наказания, не связанные с лишением свободы имеет ряд особенностей. Для успешного выполнения этой функции прокурор должен знать законодательство и другие нормативные акты, регулирующие исполнение этих наказаний. К ним относятся Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях» • и др. нормативные акты. Проверки в уголовно-исполнительной инспекции должны прово­диться регулярно не реже одного раза в квартал, а также по мере необходимости при наличии жалоб. Предметом проверки явля­ется своевременность обращения приговоров к исполнению (не позднее 15 дней с момента поступления в инспекцию приговора суда), осуществление уголовно-исполнительной инспекцией контроля за своевременностью и правильностью удержаний на предприятии (организации) из заработной платы осужденного, обоснованность решений администрации и уголовно-исполнительной инспекции об увольнении или переводе осуж­денного по месту работы, осуществление контроля за поведени­ем осужденного, в том числе своевременность и обоснованность принимаемых инспекцией решений об установлении осужден­ному обязанностей и запретов в целях предупреждения совер­шения новых правонарушений, применении мер поощрения за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду, за­конность и своевременность мер, принимаемых в отношении осужденного, уклоняющегося и злостно уклоняющегося от ра­боты, или нарушающего установленные обязанности и запреты. Прокурор проверяет правильность исчисления сроков отбытия исправительных работ, обоснованность ходатайств об условно-досрочном освобождении, применении отсрочки исполнения наказания, своевременность прекращения исполнения наказания по его отбытии.

Прокурор также проверяет, как осуществляется УИИ кон­троль за условно осужденными в течение испытательного срока, как исполняется наказание, если оно назначено в качестве ос­новного или дополнительного, в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, обоснованность мер, принимаемых инспекцией но предупреждению антиобщественного поведения условно осуж­денных, совершивших административное правонарушение, своевременность внесения представлений при уклонении услов­но осужденного от контроля или систематического или злостно­го уклонения от выполнения обязанностей, возложенных на не­го по приговору суда. Осуществляя надзор за исполнением при­нудительных мер медицинского характера, назначаемых судом, прокурор должен установить правильность помещения лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невме­няемости, или заболевшего психическим расстройством после совершения преступления, в учреждение того типа, которое назначено судом; своевременность принятия решений о продле­нии сроков пребывания и лечения, или переводов в учреждения иного типа; своевременность прекращения пребывания в учре­ждении при отпадении в этом необходимости в связи с выздо­ровлением; необоснованное прекращение лечения лица, не ут­ратившего общественной опасности в связи с психическим рас­стройством здоровья.





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.01 с.)