Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, предмет и задачи надзораСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Указанное направление надзора в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ» включает в себя различные виды деятельности прокуратуры: надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под огражу, а также надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания и назначаемые судом меры принудительного характера. Между тем, надзор за законностью задержания и нахождения лиц в местах содержания задержанных, а также заключения под стражу и содержания в предварительном заключении относится не к исполнению наказания, а к уголовному судопроизводству в период дознания и предварительного следствия. Надзор за исполнением законов администрациями И ВС и СИзо в отношении задержанных и заключенных под стражу не может быть отделен ог надзора за законностью задержания и заключения под стражу, и был предметом рассмотрения в предыдущей главе. Поэтому, в настоящей главе мы не будем рассматривать вопросы, относящиеся к соблюдению законности администрацией в местах содержания задержанных и предварительного заключения. Надзор прокурора осуществляется на основании Уголовно -исполнительного кодекса Российской Федерации152 и Закона «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в местах лишения свободы».'" а также гл.4, раздела 3-его Закона «О прокуратуре РФ». Он также руководствуется Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утв. Приказом Министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. №302 с последующими изменениями, Положением о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Министра юстиции от 25 янв.1999 г. с последующими изменениями, в соответствии с Приказом Генерального прокурора № 27 от 05 августа 2003 года с изменениями от 04 февраля 2004 года «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах». Согласно упомянутому Приказу прокуратура должна не реже 1-го раза в месяц проводить проверки состояния законности в исправительных и воспитательных колониях, следственных изоляторах. Кроме того, в случае необходимости, проводить такие проверки безотлагательно по получении сигналов о имеющих место нарушениях законности со стороны администрации этих учреждений. В приказе обращено внимание, что при проверках особое внимание следует обращать на законность содержания в этих учреждениях осужденных, факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия, водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты, неоказания медицинской помощи, ненадлежащего материально-бытового обеспечения. Прокуратура должна проверять соответствие действующему законодательству приказов, распоряжений и постановлений, регламентирующих вопросы, связанные с исполнением уголовных наказаний, содержанием граждан под стражей, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов, а также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, своевременно опротестовывать их в случае несоответствия закону. Регулярно проверять исполнение закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании лиц, содержащихся под стражей. Особое внимание должно уделяться законности проводимых мероприятий по раскрытию совершенных преступлений, пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнитсльной системы с осужденными и заключенными и своевременному предотвращению преступных проявлений. Сущность надзора состоит также в выявлении фактов унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения с осужденными и заключенными со стороны работников учреждений и органов, исполняющих наказания. Осужденным должны быть обеспечены гуманные условия содержания, соответствующие Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Статьей 32 Закона «О прокуратуре РФ» определен предмет надзора: это соблюдение законности водворения лиц в места лишения свободы, отбывания ими там наказания, а также исполнения наказания в других учреждениях и органах, и законность применения мер принудительного характера, назначаемых судом. В то же время предметом надзора является соблюдение прав и обязанностей лиц, заключенных под стражу, осужденных, и подвергнутых мерам принудительного характера. К предмету надзора относится соблюдение режима, привлечение к общественно полезному труду осужденных, обучение (общеобразовательное и профессиональное), воспитательная работа, деятельность самодеятельных организаций и применение мер общественного воздействия. Задачами надзора являются: соблюдение уголовно-исполнительного законодательства РФ по реализации целей наказания: исправления осужденных и предупреждения совершения ими новых преступлений, соблюдение законности при обеспечении порядка и условий исполнения и отбывания наказания, реализации средств исправления осужденных, охране их прав, свобод и законных интересов, а также при оказании осужденным помощи в социальной реабилитации. Важной задачей является соблюдение сроков содержания в местах лишения свободы, а также недопущение нарушений в реализации прав и выполнении обязанностей осужденными. Полномочия прокурора Для того чтобы своевременно выявлять, устранять и предупреждать нарушения законов в следственных изоляторах и местах лишения свободы прокурор имеет ряд полномочий. Эти полномочия, как правило, носят властно-распорядительный характер, что определяется необходимостью оперативного, своевременного устранения нарушений. Несвоевременность устранения нарушений законности в местах лишения свободы чревата грубейшими нарушениями прав лиц, находящихся в заключении, или отбывающих уголовные наказания и, как следствие, могут стать причиной совершения преступлений, массовых беспорядков, бунтов, злоупотреблений. Прокурор имеет право: 1.посещать в любое время органы и учреждения, где находятся заключенные и осужденные; 2. опрашивать осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, заключенных под стражу; 3. знакомиться с документами, на основании которых эти лица осуждены, подвергнуты мерам принудительного характера, заключены под стражу, а также с оперативными материалами; 4. требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права указанных выше лиц; 5. проверять приказы, распоряжения и постановления администрации с точки зрения их соответствия закону и при обнаружении нарушений приносить протесты и вносить представления, а также возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях, приостанавливать действие опротестованного акта; 6. отменять дисциплинарные взыскания, немедленно освобождать своим постановлением из карцера, штрафного изолятора, помещения камерного типа, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора лиц, незаконно водворенных в эти помещения. 7. санкционировать постановления начальника колонии об оставлении осужденных, достигших 18 летнего возраста, в воспитательной колонии. Особенностью полномочий прокурора является то, что вынесенное постановление и требование прокурора подлежат обязательному исполнению администрацией мест лишения свободы. Формы и методы надзора Основной формой надзора прокурора является проведение проверок непосредственно в местах лишения свободы. Другие формы, как правило, мало эффективны, так как не позволяют выявить имеющие место нарушения закона в силу закрытого характера этих учреждений. Проверки прокурором могут проводиться в соответствии с планом регулярно один раз в три месяца, но при необходимости, если получены сигналы о имеющих место нарушениях, безотлагательно. Чтобы достичь результативности, перед началом проверки следует ознакомиться с материалами, относящимися к деятельности проверяемого учреждения, с предыдущим актом проверки, имеющимися заявлениями осужденных. Затем намечается круг вопросов, подлежащих выяснению. Проверка может касаться отдельных вопросов исполнения наказания, но может иметь комплексный характер. Для участия в ней могут быть приглашены представители других ведомств: инспекторы по охране труда, врачи, работники санитарно-эпидемиологического надзора, педагоги, психологи и другие лица в зависимости от поставленных целей. По прибытии в учреждение прокурор истребует необходимые ему материалы: данные, характеризующие исполнение режима, в том числе практику применения дисциплинарных взысканий, поощрений, переводов на другие условия содержания; сведения о трудовом использовании осужденных, случаях отказа их от работы; получении ими общего и профессионального образования; данные о травматизме (производственном и бытовом), заболеваниях (в том числе инфекционных). Прокурор при проведении проверки должен ознакомиться с личными делами осужденных, по которым он может судить об обоснованности режима и условий содержания, применения мер поощрения и взыскания, применения других средств исправления, о подготовке к освобождению. После этого производится осмотр жилых и иных помещений. Для оценки состояния режима в присутствии прокурора могут производиться обыски спальных и других мест с целью обнаружения у осужденных недозволенных предметов: денег, наркотиков, спиртных напитков, ножей, игральных карт и т.п. Прокурор выявляет обеспеченность осужденных одеждой, постельными принадлежностями, а помещений - необходимым инвентарем. В ходе проверки прокурору следует ознакомиться с состоянием пищеблока, санитарно-бытовыми и учебными помещениями. Очень важно осмотреть штрафной изолятор, помещения камерного типа, одиночные камеры, установить законность содержания в них, для чего изучить материалы, предшествовавшие водворению в ШИЗО, помещение камерного типа и т.п., обратить внимание на документальное оформление принятого администрацией решения о дисциплинарном взыскании и водворении в места строгой изоляции. Прокурор знакомится с практикой предоставления свиданий, отпусков, разрешений передвижения без конвоя и т.д. При обходе прокурор опрашивает осужденных об условиях быта, труда, отдыха, сообщает возможности личного приема, его месте и времени. В ходе проверки прокурор изучает приказы и распоряжения администрации учреждения на предмет установления соответствия их законам, другим нормативным актам. Важным средством выявления нарушений закона является проверка жалоб и заявлений осужденных. Жалобы и заявления, адресованные прокурору, не подлежат просмотру администрацией и должны в суточный срок ему направляться. В установленный законом срок 30 дней жалоба должна быть проверена прокурором. О результатах проверки сообщается заявителю путем объявления под роспись администрацией учреждения. В обязанность прокурора входит также санкционирование оставления несовершеннолетнего, достигшего 18- летнего возраста, в воспитательной колонии, а также санкционирование задержания органами милиции лица, не возвратившегося из отпуска в установленный срок. По результатам проведенных в СИзо и местах лишения свободы проверок прокурор составляет акт с предложениями администрации об устранении выявленных нарушений закона. При необходимости он может внести представление с постановкой требования о привлечении к установленной законом ответственности должностных лиц. По фактам выявленных преступлений, совершенных осужденными или лицами административного персонала, он вправе возбудить уголовное преследование. Обнаружив незаконные приказы должностных лиц уголовно-исполнительной системы, в пределах своей компетенции он опротестовывает их в порядке надзора за исполнением законов. Проверками, проводившимися прокуратурой Алтайского края, были установлены многочисленные факты перелимита содержащихся в следственных изоляторах осужденных лиц, в отношении которых приговоры вступили в законную силу и они должны были быть направлены для отбывания наказания. Обнаружены также факты неудовлетворительного материально-бытового и медико-санитарного обеспечения условий содержания в следственных изоляторах лиц. оставленных для отбывания наказания в целях хозяйственного обслуживания следственно-заключенных. Прокуратурой выявлялись факты неосновательного помещения осужденных в штрафной изолятор при отсутствии для этого законных оснований, В связи с этим по постановлениям надзирающих прокуроров было отменено значительное число таких постановлений. Имелись факты недостаточного трудоиспользования осужденных. Осужденные выводились на неоплачиваемые работы по благоустройству с нарушением установленного порядка очередности, без их согласия. При подготовке к освобождению ни в одном исправительном учреждении края осужденным не представлялась возможность для краткосрочного выхода осужденного с целью решения вопросов бытового и трудового устройства после освобождения, что противоречит требованиям п. «а» ч. 1 ст. 97 УИКа РФ и лишало осужденных возможности принять предварительные меры для своей будущей адаптации к жизни на свободе. Прокуратурой установлено, что органы местного самоуправления в ряде районов и городов слабо осуществляют контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание, находящихся на их территориях, не оказывают достаточной помощи в обеспечении социальной адаптации (трудовом и бытовом устройстве) лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Мерами прокурорского реагирования, внесением представлений, работа ряда муниципальных образований была активизирована. О имеющем место формализме при осуществлении контроля со стороны органов местного самоуправления прокуратурой доведено до сведения администрации Алтайского края 7.4. Надзор за исполнением законов у гол о в неисполнительной инспекцией и принудительных мер медицинского характера, назначаемых судом Надзор прокурора за исполнением законов органами, исполняющими наказания, не связанные с лишением свободы имеет ряд особенностей. Для успешного выполнения этой функции прокурор должен знать законодательство и другие нормативные акты, регулирующие исполнение этих наказаний. К ним относятся Уголовный кодекс РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях» • и др. нормативные акты. Проверки в уголовно-исполнительной инспекции должны проводиться регулярно не реже одного раза в квартал, а также по мере необходимости при наличии жалоб. Предметом проверки является своевременность обращения приговоров к исполнению (не позднее 15 дней с момента поступления в инспекцию приговора суда), осуществление уголовно-исполнительной инспекцией контроля за своевременностью и правильностью удержаний на предприятии (организации) из заработной платы осужденного, обоснованность решений администрации и уголовно-исполнительной инспекции об увольнении или переводе осужденного по месту работы, осуществление контроля за поведением осужденного, в том числе своевременность и обоснованность принимаемых инспекцией решений об установлении осужденному обязанностей и запретов в целях предупреждения совершения новых правонарушений, применении мер поощрения за хорошее поведение и добросовестное отношение к труду, законность и своевременность мер, принимаемых в отношении осужденного, уклоняющегося и злостно уклоняющегося от работы, или нарушающего установленные обязанности и запреты. Прокурор проверяет правильность исчисления сроков отбытия исправительных работ, обоснованность ходатайств об условно-досрочном освобождении, применении отсрочки исполнения наказания, своевременность прекращения исполнения наказания по его отбытии. Прокурор также проверяет, как осуществляется УИИ контроль за условно осужденными в течение испытательного срока, как исполняется наказание, если оно назначено в качестве основного или дополнительного, в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, обоснованность мер, принимаемых инспекцией но предупреждению антиобщественного поведения условно осужденных, совершивших административное правонарушение, своевременность внесения представлений при уклонении условно осужденного от контроля или систематического или злостного уклонения от выполнения обязанностей, возложенных на него по приговору суда. Осуществляя надзор за исполнением принудительных мер медицинского характера, назначаемых судом, прокурор должен установить правильность помещения лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, или заболевшего психическим расстройством после совершения преступления, в учреждение того типа, которое назначено судом; своевременность принятия решений о продлении сроков пребывания и лечения, или переводов в учреждения иного типа; своевременность прекращения пребывания в учреждении при отпадении в этом необходимости в связи с выздоровлением; необоснованное прекращение лечения лица, не утратившего общественной опасности в связи с психическим расстройством здоровья.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.99.192 (0.014 с.) |