Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Государствыенный контроль и надзор: понятие и мезанизмы

Поиск

А.Е. Орел

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

     
  ПРЕДИСЛОВИЕ  
Часть 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР: ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМЫ  
1.1. Контроль и надзор в системе государственного управления  
  Контроль как функция государственного управления  
  О соотношении понятий «контроль» и «надзор»  
  Прокурорский надзор  
  Общий порядок проведения мероприятий по контролю и надзору  
  Защита юридических лиц при проведении контрольных мероприятий  
1.2. Административные правонарушения и административная ответственность  
  Общие положения об административных правонарушениях и административной ответственности  
  Общие положения об административных наказаниях  
  Основы производства по делам об административных правонарушениях  
  Об отдельных правонарушениях против порядка управления  
Часть 2 СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕРНИЙ  
2.1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства об образовании  
  Органы, наделенные полномочиями по контролю и надзору за соблюдением законодательства в области образования  
  Специфика проведения мероприятий по контролю и надзору  
  Основные направления контрольных мероприятий  
  Ответственность за нарушения законодательства в области образовании  
2.2. Контроль и надзор за соблюдением образовательными учреждениями требований пожарной безопасности  
  Органы, наделенные полномочиями по контролю и надзору за соблюдением требований пожарной безопасности  
  Специфика проведения мероприятий по контролю и надзору  
  Основные направления контрольных мероприятий  
  Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности  
2.3. Контроль и надзор за соблюдением образовательными учреждениями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения  
  Органы, наделенные полномочиями по контролю и надзору за соблюдением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения  
  Специфика проведения мероприятий по контролю и надзору  
  Основные направления контрольных мероприятий  
  Ответственность за нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека  
  Контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства в образовательных учреждениях  
  Органы, наделенные полномочиями по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства  
  Специфика проведения мероприятий по контролю и надзору  
  Общественный контроль в сфере труда  
  Основные направления контрольных мероприятий  
  Ответственность за нарушения трудового законодательства  
Часть 3 СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ  

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка и другими международными актами. Согласно статье 43 Конституции РФ, наше государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

При этом государство обязано обеспечить соответствие условий получения образования установленным требованиям, что достигается, в том числе и посредством использования механизмов государственного контроля.

В настоящее время контрольно-надзорными функциями наделено значительное количество федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Количество проверок образовательных учреждений по различным направлениям деятельности в последние годы значительно возросло. Наиболее часто учреждения встречаются с инспекторами, контролирующими соблюдение требований пожарной безопасности, санитарного, трудового законодательства, законодательства в сфере образования.

Значительное количество проверок завершается выдачей предписаний, привлечением должностных лиц и образовательных учреждений к административной ответственности и другими негативными последствиями. К сожалению, руководители образовательных учреждений, не имея необходимых знаний и специальной юридической подготовки, зачастую оказываются беззащитными перед проверяющими органами.

Мероприятия различных контрольных органов с одной стороны подчиняются общим требованиям, определенным законом «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а с другой стороны имеют собственную специфику, определенную субъектом и объектом контрольных мероприятий.

Данное пособие раскрывает понятие и механизмы государственного контроля и надзора как одной из функций государственного управления, знакомит с общим порядком проведения государственными органами контрольных мероприятий, дает общие представления об административных правонарушениях и административной ответственности и производстве по делам об административных правонарушениях.

Кроме общих вопросов, в пособии подробно раскрыта специфика проведения государственными органами мероприятий по контролю и надзору за соблюдением требований пожарной безопасности, соблюдением законодательства об образовании, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, трудового законодательства: дана характеристика органов, наделенных контрольными полномочиями, раскрыты основные направления контрольных мероприятий, рассмотрены основания привлечения к юридической ответственности.

Даются практические советы по защите интересов образовательных учреждений при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, подтвержденные конкретной судебной практикой по делам об административных правонарушениях с участием образовательных учреждений.

Пособие адресовано администраторам образования и направлено на повышение правовой компетентности - качества действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы.

Пособие может быть интересно педагогическим работникам, студентам педагогических вузов и всем лицам, интересующимся данной проблемой.

 


Часть 1. ГОСУДАРСТВЫЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР: ПОНЯТИЕ И МЕЗАНИЗМЫ

Часть 2. СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ (НАДЗОРНЫХ) МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОТДЕЛЬНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕРНИЙ

 

2.1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства в области образования

В соответствии с преамбулой к закону «Об образовании», образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;

сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций;

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации регулирование общих вопросов воспитания, образования находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению те полномочия, которые не могут осуществляться исключительно федеральными органами государственной власти или только органами государственной власти субъектов Российской Федерации и, следовательно, государственное управление в сфере образования осуществляют как федеральные органы, так и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, а в законодательстве субъектов РФ правовое регулирование осуществляется на основе этих принципов применительно к условиям каждого субъекта.

В настоящее время в структуру федеральных органов, осуществляющих управление в сфере образования, входят: Министерство образования и науки Российской Федерации, основными функциями которого являются выработка государственной политики, нормативно-правовое регулирование в сфере образования, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом, и федеральная служба по надзору в сфере образования (Рособрнадзор) основной функцией которой является надзор и контроль в сфере образования[6].

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования выполняются региональными органами управления образованием (Главными управлениями, министерствами и т.д.). В частности, органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим государственную политику Челябинской области в сфере образования, науки, научно-технической деятельности в настоящее время является Министерство образования и науки Челябинской области.

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Полномочия различных уровней управления в сфере образования определены главой III закона «Об образовании». Одним из важнейших полномочий является осуществление контроля и надзора в сфере образования.

Достаточно интересен вопрос разграничения контрольных полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Закон «Об образовании» (в действовавшей до 1 января 2009 года редакции) относил контроль и надзор в сфере образования к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Однако, редакция закона, вступившая в действие с 1 января 2009 года внесла существенные изменения в распределение указанных полномочий. В частности, пункт 17 статьи 29 закона «Об образовании», наделявший органы управления образованием субъектов Российской Федерации правом осуществления надзора и контроля в сфере образования за образовательными учреждениями независимо от форм собственности (за исключением федеральных образовательных учреждений и высших учебных заведений), а также за деятельностью муниципальных органов управления образованием, утратил силу.

Таким образом, с 1 января 2009 года осуществление контроля и надзора в сфере образования исключено из полномочий субъектов Российской Федерации, и, следовательно, является исключительным полномочием Российской Федерации.

При этом, понимая невозможность организации контроля и надзора за деятельностью образовательных учреждений одной федеральной структурой, не имеющей территориальных подразделений, законодатели одновременно передали часть полномочий Российской Федерации в области образования, прежде всего отдельные вопросы контроля и надзора за деятельностью образовательных учреждений для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Правовой основой данного механизма является пункт 7 статьи 26.3 федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

С 1 января 2009 года вступила в действие статья 28.1. «Полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации» закона РФ «Об образовании».

Согласно пункту 1 указанной статьи, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передаются следующие полномочия:

1) осуществление контроля качества образования, в том числе качества подготовки обучающихся и выпускников, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами или федеральными государственными требованиями в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением указанных в подпункте 23 статьи 28 закона «Об образовании» полномочий федеральных органов государственной власти по осуществлению контроля качества образования;

2) лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, по всем реализуемым ими образовательным программам, за исключением полномочий федеральных органов государственной власти по лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений;

3) надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим образовательным учреждениям и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний.

Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

Данной статьей определены полномочия заинтересованных органов. Так, Министерство образования и науки Российской Федерации:

1) вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных полномочий, а также устанавливать в случае необходимости целевые прогнозные показатели осуществления переданных полномочий;

2) согласовывает назначение на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) в случаях, установленных федеральными законами, готовит и вносит для принятия решения в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

4) по результатам ежегодного доклада об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области образования.

Служба по надзору в сфере образования:

1) осуществляет надзор за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений;

2) осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий с правом проведения проверок и выдачи обязательных для исполнения предписаний:

- об устранении выявленных нарушений;

- о привлечении должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации;

- об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

4) издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;

5) устанавливает требования к содержанию и формам отчетности, а также порядок представления отчетности об осуществлении переданных полномочий;

6) анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий, принимает меры по их устранению;

7) представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации ежегодный доклад об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации:

1) по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации назначает на должность руководителей органов, осуществляющих переданные полномочия;

2) утверждает по согласованию с Рособрнадзором, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия;

3) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) обеспечивает своевременное представление необходимой отчетности.

Таким образом, основным федеральным органом государственной власти, наделенным полномочиями по контролю и надзору в сфере образования является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). При этом часть государственных полномочий по контролю передана для исполнения на уровень субъектов Российской Федерации, в которых создаются отдельные контрольные органы, либо данными полномочиями наделяются действующие региональные органы управления образованием.

Так отдельные службы по контролю и надзору в сфере образования созданы в Иркутской, Кемеровской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и других субъектах Российской Федерации.

Управления (отделы) по надзору и контролю в сфере образования созданы в структурах Главных управлений (министерств) образования Челябинской, Свердловской, Курганской и других областей.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки и находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 300, служба по контролю и надзору в сфере образования наделена следующими правами:

- организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности Службы, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний образовательным учреждениям, научным организациям, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, а также путем осуществления контроля за их исполнением;

- приостанавливать в установленных законодательством Российской Федерации случаях действие выданной Службой лицензии на право ведения образовательной деятельности полностью или в части ведения образовательной деятельности по отдельным образовательным программам либо аннулировать указанную лицензию, а также приостанавливать действие выданного Службой свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения либо лишать образовательное учреждение государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам.

Аналогичными правами наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выполняющие переданные полномочия по контролю и надзору в сфере образования.

В соответствии со статьей 38 закона «Об образовании» порядок осуществления контроля и надзора в сфере образования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением от 20.02.2007 № 116, Правительство Российской Федерации утвердило правила осуществления контроля и надзора в сфере образования.

Согласно данному документу контроль и надзор в сфере образования осуществляются путем:

а) проведения выездных (инспекционных) и камеральных проверок, включающих в себя рассмотрение документов, экспертизу качества образования, проведение при необходимости тестирования обучающихся и воспитанников образовательных организаций;

б) анализа причин возникновения нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, организации и ведения мониторинга исполнения законодательства Российской Федерации в области образования;

в) воздействия на нарушителей законодательства Российской Федерации в области образования.

Инструктивно-методическое обеспечение проведения проверок возложено на федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, которая разработала и направила для использования в работе методические рекомендации по проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выездных (инспекционных) проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в области образования, а также организации контроля за исполнением предписаний об устранении нарушений (Письмо Рособрнадзора от 04.06.2008 № 01-251/09-01) и методические рекомендации по проведению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации камеральных проверок (Письмо Рособрнадзора от 04.07. 2008 № 01-298/09-01).

Согласно вышеназванным документам проверки представляют собой комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству Российской Федерации в области образования деятельности проверяемых организаций и издаваемых ими правовых актов

Проверки проводятся в целях:

- обеспечения соблюдения (исполнения) проверяемыми организациями обязательных для исполнения требований законодательства Российской Федерации в области образования, проверка которых входит в компетенцию уполномоченного органа;

- изучения и оценки деятельности проверяемых организаций;

- выявления в деятельности проверяемых организаций причин, способствующих возникновению нарушений обязательных для исполнения требований, а также препятствующих полному и качественному осуществлению полномочий (функций).

Основные задачи проверок:

- установление соответствия нормативных правовых и локальных актов проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям законодательства Российской Федерации в области образования;

- определение соответствия деятельности проверяемых организаций и их обособленных структурных подразделений обязательным для исполнения требованиям;

- выявление нарушений и недостатков в деятельности проверяемых организаций, в том числе причин нарушения законодательства Российской Федерации в области образования;

- выработка предложений по принятию мер по устранению выявленных нарушений.

Выездные (инспекционные) проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемой образовательной организации или органа управления образованием.

Камеральные проверки проводятся путем изучения документов и сведений, представленных проверяемыми образовательными организациями, органами управления образованием и другими лицами.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком проверок уполномоченного органа, утверждаемым ежегодно его руководителем. В отношении одной организации плановая проверка может быть проведена не более чем один раз в два года.

Для формирования графика проверок на очередной год могут использоваться следующие критерии и основания:

- дата проведения последней проверки в отношении организации;

- получение поручений и обращений Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, Рособрнадзора, иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;

- получение поручений высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также обращений руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных уполномоченных должностных лиц в соответствии с их компетенцией;

- наличие выявленных нарушений в деятельности организации за предшествующий 5-летний период, полнота и своевременность устранения выявленных нарушений.

Решение об отмене или переносе срока проверки, предусмотренной графиком проверок, принимается руководителем надзорного органа.

Внеплановые проверки проводятся в случае поступления:

- поручений и обращений Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, Рособрнадзора, иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией;

- поручений высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также обращений руководителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных уполномоченных должностных лиц в соответствии с их компетенцией;

- представлений и иной информации от органов прокуратуры и иных правоохранительных органов;

- обращений граждан и юридических лиц о нарушении их прав и законных интересов;

- иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии нарушений.

Внеплановые проверки также могут проводиться для проверки исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений.

Проверка исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений (внеплановая контрольная проверка) проводится в целях изучения и оценки деятельности проверяемых организаций по исполнению ими предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проведенной уполномоченным органом проверки.

Внеплановая контрольная проверка проводится не ранее истечения срока исполнения предписания об устранении нарушений, направленного проверяемой организации.

Проверки могут быть комплексными или тематическими. Комплексная проверка направлена на всестороннее изучение и оценку соответствия деятельности проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям.

Тематическая проверка направлена на изучение и оценку соответствия деятельности проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям по отдельному направлению или отдельному вопросу их деятельности.

Проверка проводится в сроки, указанные в приказе о проведении данной проверки. Срок проверки не может превышать один месяц.

С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации продолжительность проведения проверки может быть увеличена приказом уполномоченного органа, но не более чем на один месяц.

Для проведения проверок создаются комиссии, в состав которых включаются работники надзорного органа. К проверкам могут привлекаться эксперты из числа работников образовательных организаций, научных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также из числа специалистов организаций, обеспечивающих контроль и надзор в сфере образования, прошедших квалификационные испытания.

Плановая проверка проводится, как правило, с предварительным уведомлением проверяемой организации и, при необходимости, запросом о предоставлении документов для проведения проверки.

Копия приказа о проведении проверки вручается председателем комиссии руководителю проверяемой организации или уполномоченному им лицу.

Перед началом проверки председатель комиссии:

- проводит совещание с руководством проверяемой организации, в ходе которого он представляет состав комиссии и информирует о порядке ее работы;

- знакомит руководство проверяемой организации с правами и обязанностями организации при проведении проверки;

- выясняет все существенные обстоятельства, касающиеся предмета проверки;

- запрашивает (в случае необходимости) необходимые для работы комиссии документы, информационно-справочные и иные материалы, организует их получение.

Комиссия проводит проверку в соответствии с планом-заданием, являющимся приложением к приказу о проведении проверки. В плане-задании проверки указываются предмет, цели, задачи проверки, перечень вопросов, подлежащих проверке, проверяемый период деятельности, объекты проверки, а также правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Проверяющие имеют право:

посещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении служебного удостоверения (иного документа, подтверждающего их полномочия) проверяемую образовательную организацию или орган управления образованием;

проверять деятельность образовательной организации или органа управления образованием в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;

запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;

осуществлять экспертизу документов;

осуществлять экспертизу качества образования, проводить тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций.

Деятельность комиссии не должна нарушать нормальный режим работы проверяемой организации.

Руководитель проверяемой организации или уполномоченное им лицо должен обеспечить надлежащие условия для работы комиссии, а также своевременно представить все необходимые для проведения проверки материалы и документы.

При проведении проверки руководитель проверяемой организации или уполномоченное им лицо:

- организовывает по требованию председателя комиссии встречу членов комиссии с руководителями основных подразделений и иными работниками проверяемой организации, обучающимися (воспитанниками) и их родителями (законными представителями);

- предоставляет членам комиссии на срок проведения проверки отдельное служебное помещение, обеспечивающее сохранность документов, оборудованное необходимой мебелью, компьютерами, организационно-техническими средствами, в том числе средствами связи;

- предоставляет по письменному запросу председателя комиссии и в установленный им срок все необходимые для достижения целей проверки документы (справки, письменные объяснения и иные материалы), заверенные копии документов как на бумажном, так и на магнитном носителе. Копии документов на бумажных носителях должны быть сшиты, пронумерованы, подписаны уполномоченным лицом и скреплены печатью проверяемой организации);

- дает устные и письменные объяснения по существу предмета проверки;

- обеспечивает доступ к информационным ресурсам автоматизированных систем, используемых в деятельности организации, в режиме "только для чтения".

При проведении проверки руководитель проверяемой организации или уполномоченное им лицо имеет право:

- знакомиться со своими правами и обязанностями;

- обжаловать действия председателя и членов комиссии руководителю уполномоченного органа;

- знакомиться с актом проверки, прилагать к нему письменные возражения и объяснения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

В случае если по требованию председателя комиссии (проверяющего) документы не могут быть предоставлены в установленный им срок либо отсутствуют, руководитель проверяемой организации или уполномоченное им лицо до истечения такого срока должен предоставить письменное мотивированное объяснение причин неисполнения требования.

По результатам проверки составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах. Форма акта установлена приказом Рособрнадзора от 04.06.2008 № 1238 «Об утверждении форм актов о результатах проверок».

Акт подписывается председателем и всеми членами комиссии. Член комиссии по проверке, имеющий мнение, отличное от мнения большинства членов комиссии по проверке, имеет право на запись отдельного мнения в акте.

К акту прилагаются заключения членов комиссии, иные документы и материалы, полученные и рассмотренные в ходе проверки.

В последний день проверки председатель комиссии знакомит руководителя проверяемой организации или уполномоченное им лицо с актом, о чем последний делает соответствующую запись в акте.

В случае отказа руководителя проверяемой организации или уполномоченного им лица сделать запись об ознакомлении с актом или получить акт в нем делается запись об отказе в получении и заверяется подписью председателя комиссии и не менее чем одного члена комиссии.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте, руководитель проверяемой организации или уполномоченное им лицо вправе приложить к нему письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Один экземпляр акта остается у председателя комиссии по проверке для последующего представления в уполномоченный орган.

Второй экземпляр акта



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.54 (0.01 с.)