Расследование и учет несчастных случаев на производстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расследование и учет несчастных случаев на производстве



Расследованию и учету в подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя. Процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве определена статьями 227-231 Трудового Кодекса РФ.

Расследованию подлежат события, в результате которых пострадавшими были получены: телесные повреждения (травмы), в том числе нанесенные другим лицом; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения вследствие взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием внешних факторов, повлекшие за собой необходимость перевода пострадавших на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть пострадавших.

При групповом несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель или его представитель в течение суток обязан направить извещение по установленной форме:

в соответствующую государственную инспекцию труда;

в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;

в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

работодателю, направившему работника, с которым произошел несчастный случай;

в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования.

При групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток также обязан направить извещение по установленной форме в соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов.

Для расследования несчастного случая образуется комиссия в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.

На основании собранных материалов расследования комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, вырабатывает предложения по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности, в необходимых случаях решает вопрос о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством.

При расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.

Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.

По каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах.

При выявлении фактов нарушения положений трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственные инспекторы по труду вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, а также составить протокол об административном правонарушении.

В случае, если учреждение не согласно с полученным предписанием, то их обжалование возможно в судах общей юрисдикции.

Если нарушения выявлены правовым инспектором профессионального союза, то в адрес лица, нарушившего законы и иные нормативные правовые акты, выносится представление об устранении выявленных нарушений. Контроль своевременного выполнения работодателем представления также осуществляется правовым инспектором труда.

Кроме указанных негативных последствий, нарушение трудового законодательства может повлечь привлечение к административной и уголовной ответственности.

Основания для привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере регулирования трудовых отношений предусмотрены в главе 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основной является статья 5.27. «Нарушение законодательства о труде и об охране труда».

Согласно данной статье нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет за собой дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Понятие «трудовое законодательство» определено в статье 5 Трудового кодекса РФ и включает себя: Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», иные федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации.

Кроме законов, регулирование трудовых отношений осуществляется указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в действиях или бездействии, повлекших за собой нарушение или невыполнение норм действующего законодательства о труде и об охране труда.

Субъектами правонарушения являются должностное лицо - руководитель учреждения и образовательное учреждение как юридическое лицо. Правонарушение может быть совершено как с умыслом так и по неосторожности.

Статья 23.12 КоАП РФ предусматривает, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, рассматривают федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.

При этом если государственный инспектор посчитает недостаточным применение наказания в виде штрафа (а максимальное наказание - приостановление деятельности учреждения), то он должен направить необходимые материалы в суд. Исходя из части 2 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27 Кодекса, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

При этом судья не обязан применить наказание именно в виде приостановления деятельности, он может определить любое наказание в пределах санкции статьи.

По части 2 статьи 23.1 КоАП РФ дела рассматривают только судьи, так как единственной санкцией является дисквалификация руководителя.

Составлять протоколы об административных правонарушениях вправе должностные лица Федеральной службы по труду и занятости.

Кроме статьи 5.27, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит еще целый ряд составов правонарушений, связанных с неисполнением трудового законодательства:

- уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ),

- непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ);

- уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ);

- необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения, а также за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, (ст. 5.30 и 5.31 КоАП РФ);

- уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст.5.32 и 5.33 КоАП РФ);

- увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП РФ).

По указанным основаниям к административной ответственности могут быть привлечены непосредственно работодатели. Основным видам наказания является штраф, причем его размеры в зависимости от тяжести правонарушения составляют от 1 до 5 тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных вышеназванными статьями, рассматривают должностные лица государственных инспекций труда. По результатам рассмотрения дела выносится постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае вынесения постановления о назначении административного наказания за нарушение законодательства о труде и охране труда, оно может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в суд. Однако определение судебного органа, в который необходимо направить жалобу может вызвать затруднения.

Согласно части 3 статьи 30.1 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

При этом Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11.07.2006 № 262-0 разъяснил, что данная норма не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.

Учитывая, что предметом спора при обжаловании является решение о нарушении работодателем трудового законодательства, данный спор не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.

Эту позицию подтвердил Пленум Верховного Суда РФ, указав в Постановлении от 10.02.2009№ 2, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса.

Таким образом, жалобы на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Необходимо заметить, что отдельные нарушения трудовых прав могут повлечь за собой и уголовную ответственность. Так Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ст. 143 УК РФ). Статья 145 Уголовного кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет. В статье 145.1 кодекса предусмотрена уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем организации из корыстной или иной личной заинтересованности.

 


[1] Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М.: Норма, 2002. С. 444.

 

 

[2] Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н.Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд.,изм. и доп. — М.: Норма, 2005. С. 437-438.

[3] Там же, С. 438-439.

[4] Козлов Ю.М., Овсянко Д.М., Попов Л.Л. Административное право: Учебник / под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С.200.

[5] См.: Справка по результатам изучения судебной практики по рассмотрению мировыми судьями и судьями районных (городских) судов Челябинской области в течение 2006 года и 1-го квартала 2007 года дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 ч. 1 и ст. 19.7 КоАП РФ//www.chel-oblsud.ru

 

[6] В марте 2010 г. Президент РФ Д.А.Медведев подписал указ о ликвидации федеральных агентства по образованию и агентства по науке и инновациям. Функции этих ведомств переданы Министерству образования и науки РФ

[7] См.: Ванюков И.В. Отчисление и исключение: содержательное различие или путаница терминов //Юридический журнал директора школы - № 2. - 2008 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.023 с.)