Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административные правонарушения и административная ответственность

Поиск

 

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Региональные законодательные акты устанавливают административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Примером регионального законодательного акта об административных правонарушениях является закон Челябинской области от 23.08.2007 № 190-ЗО «Об административных правонарушениях в Челябинской области», который устанавливает административную ответственность за нарушение общественного порядка, нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах и другое.

Для понимания сущности любой отрасли права необходимо ознакомиться с отраслевыми принципами - основными, исходными началами, на которых строится система правовых норм. Принципы воплощают закономерности права, его социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения. Достаточно часто принципы права прямо формулируются в законодательных актах.

Так в КоАП РФ определены базовые принципы административного законодательства, среди которых:

принцип равенства перед законом;

презумпция невиновности;

принцип законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.

Принцип равенства перед законом предполагает, что любые лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Презумпция невиновности предполагает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принцип законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением определяет, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, может быть подвергнуто административному наказанию только на основаниях и в порядке, установленных законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия, унижающие человеческое достоинство.

Центральным понятием законодательства об административных правонарушениях является понятие административного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п.2.ст.2.1.КоАП РФ).

Правонарушение в сфере административного права совершаться в форме деяния - акта осознанно-волевого поведения, совершенного в виде действия или бездействия. Действие отличается активностью поведения. Бездействие, напротив, характеризуется неисполнением имеющейся обязанности.

Деяние должно быть противоправными (то есть нарушать установленные законом либо иными правовыми актами нормы) и носить виновный характер.

Таким образом, для того, чтобы определить деяние как административное правонарушение, необходимо, чтобы оно содержало ряд обязательных признаков, образующих состав правонарушения.

В состав административного правонарушения входят четыре элемента:

1) объект правонарушения;

2) субъект правонарушения;

3) объективная сторона правонарушения;

4) субъективная сторона правонарушения.

Только наличие полного состава административного правонарушения является основанием для привлечения к административной ответственности. Отсутствие хотя бы одного из признаков состава правонарушения предполагает отсутствие самого правонарушения и, следовательно, отсутствие оснований для привлечения лица к ответственности.

Под объектом правонарушения понимается то, на что посягает правонарушитель, чему причиняется непосредственный вред, ущерб: общественные отношения в сфере защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты общественной нравственности, охраны окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства и др.

Под субъектом правонарушения понимается вменяемое деликтоспособное лицо, совершившее правонарушение.

Законодательство об административных правонарушениях выделяет несколько категорий лиц, которые могут совершить правонарушение:

физические лица,

юридические лица,

должностные лица.

Под деликтоспособностью понимается способность лица нести ответственность за правонарушения. Деликтоспособность непосредственно связана с право- и дееспособностью.

Под правоспособностью понимается способность лица иметь права и нести обязанности.

Под дееспособностью понимается способность лица своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

В соответствии с гражданским законодательством человек считается право-дееспособным по достижению возраста 18 лет, что полностью соответствует Конституции РФ, которая предоставляет гражданам России право самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Однако государство оставляет за собой право установления иных возрастных границ, связанных с осуществлением гражданами определенных прав и возложением на них обязанностей, в том числе отвечать за свои действия.

В частности, КоАП РФ определяет, что административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Таким образом, в правоотношениях об административной ответственности деликтоспособным считается физическое лицо по достижению 16-летнего возраста.

Деликтоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

При этом, необходимо учитывать, что:

- при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо;

- при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо;

- при разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение;

- при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

В указанных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Кроме юридических и физических лиц к административной ответственности могут привлекаться должностные лица в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях понимает лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях и др.

Объективная сторона правонарушения представляет собой внешнюю сторону деяния, протекающего в определенном месте, времени и причиняющего, либо способного причинить вред общественным отношениям.

Внешние признаки должны отражать само реальное волевое действие либо бездействие (деяние), его противоправность, вредоносный результат, ущерб, общественная опасность деяния и подтверждать прямую причинно-следственная связь между деянием и наступившим (возможным) вредным результатом.

Под субъективной стороной правонарушения понимается отношение субъекта к своему действию (бездействию) и его последствиям, выражаемое понятием «вина».

Вина выступает в двух формах: умысел и неосторожность.

Правонарушение является совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В зависимости от последствий различают формальные составы правонарушений, не предусматривающие наступления какого либо конкретного материального вреда и материальные составы, включающие обязательное наступление общественно опасных (вредных) последствий.

Так, например статья 20.4 КоАП РФ содержит несколько составов правонарушений, в том числе: нарушение требований пожарной безопасности (ч.1.ст.20.4 КоАП РФ) и нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч.3.ст.20.4.КоАП РФ).

В первом случае, противоправное деяние виновного лица не связывается с обязательным наступлением вредных последствий и следовательно, состав правонарушения является формальным. Для привлечения лица к административной ответственности достаточно самого факта нарушения требований пожарной безопасности. Для привлечения лица по второму составу, необходимо наступление пожара, следовательно, данный состав является материальным.

КоАП РФ определяет случаи, когда формально действия лица содержат все признаки состава правонарушения, но деяние не признается правонарушением либо лицо не подлежит (освобождается) от административной ответственности.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» определено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (см. Решение Арбитражного суда по делу № А72-4611/2009 от 02 июня 2009 года).

Такие обстоятельства, как, личность, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Во всех остальных случаях, если состав административного правонарушения будет доказан, виновное лицо привлекается к административной ответственности. Административная ответственность представляет собой один из видов юридической ответственности.

В научной литературе существуют различные подходы к определению понятия «юридическая ответственность». Одни ученые видят сущность юридической ответственности в применении санкций к правонарушителю, другие - в претерпевании нарушителем известных социальных "неудобств", неблагоприятных последствий; третьи сводят юридическую ответственность к наказанию виновного субъекта, лишению его некоторых благ. В любом случае юридическая ответственность предполагает негативную реакцию государства на совершенное правонарушение.

В практическом плане юридическая ответственность обычно выражается в виде наступления отрицательных последствий материального, морального, личного, организационного, физического характера (наложение штрафа, ограничение свободы, дисквалификация и др.) то есть в форме конкретного наказания.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

КоАП РФ устанавливает следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 – 4 и 9.

Наиболее часто встречающимися наказаниями в отношении образовательных учреждений являются: предупреждение, административный штраф, административное приостановление деятельности.

В отношении должностных лиц образовательных учреждений, виновных в совершении административного правонарушения, обычно применяются предупреждение, административный штраф, дисквалификация.

Предупреждение представляет собой меру административного наказания, выраженную в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей. Минимально возможный административный штраф составляет сто рублей.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом.

Наказание в виде дисквалификации назначается исключительно судьей на срок от шести месяцев до трех лет.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. То есть, может быть приостановлена деятельность как всего образовательного учреждения, так и отдельных помещений (кабинетов, электрощитовой, подвала и т.д.)

Административное приостановление деятельности применяется в случае наличия прямой угрозы жизни или здоровью людей и в других случаях, установленных статьей 3.12 КоАП РФ.

Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.

В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания устранены, то есть прямая угроза жизни и здоровью ликвидирована, судья на основании ходатайства вправе досрочно прекратить исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Необходимо учитывать, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

При этом, закон прямо определяет, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Основным обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2. КоАП РФ признаются:

- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

- добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении.

- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет.

Судья или должностное лицо, рассматривающие дело, могут признать смягчающими и иные обстоятельства.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3. КоАП РФ признаются:

- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

- повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, и др.

Перечень отягчающих обстоятельств является закрытым и не может быть расширен судьей или должностным лицом, назначающим административное наказание. Кроме того, они могут не признать конкретное обстоятельство отягчающим, даже если оно имеет место.

Статья 4.5 КоАП РФ определяет давность привлечения к административной ответственности, то есть срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

Для разных правонарушений различен момент начала отсчета срока давности: для большинства административных правонарушений моментом, с которого начинает течь давностный срок, является день совершения правонарушения. При этом КоАП РФ выделяет особую категорию административных правонарушений - длящиеся административные правонарушения.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняет, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. И с этого дня начинает исчисляться срок давности.

По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца. То есть, если с момента выявления правонарушения прошло более двух месяцев, то привлечь виновное лицо к ответственности невозможно.

Однако, необходимо учитывать, что срок давности по административным правонарушениям, влекущим применение административного наказания в виде дисквалификации (то есть в случае привлечения к ответственности должностного лица) составляет один год.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. №5 указано, что судье следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (см. Постановление Мирового судьи судебного участка № 4 Курчатовского района г.Челябинска от 21 сентября 2009 г.по делу № 3-432/09).

В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия (например – неисполнение предписания надзорного органа), срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем срока, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Например, если в предписании был установлен срок выполнения мероприятия - до 01.01.2009 г., то дата совершения правонарушения - 02.01.2010 г. и срок давности привлечения к административной ответственности истекает в 24 часа 00 минут – 02.03.2010 г. (см. Постановление Верховного суда РФ от 14 декабря 2006 года по делу N 5-Ад06-11).

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Если учреждение, имеющее административное наказание в течение календарного года вновь привлекается к административной ответственности по тому же основанию, то наличие предыдущего наказания будет являться обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Вопрос о привлечении виновного лица к административной ответственности и назначении конкретного наказания решается в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений

Основными этапами производства об административных правонарушениях являются:

- возбуждение дела об административном правонарушении;

- рассмотрение дела об административном правонарушении;

- пересмотр постановления (решения) по делам об административных правонарушениях.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

- сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Наиболее часто дело об административном правонарушении возбуждается с момента составления протокола об административном правонарушении.

Протоколы об административных правонарушениях обычно составляются должностными лицами надзорных органов в случае выявления в ходе проверок фактов нарушения законодательства.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть разъяснены их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Руководителю учреждения, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Не нужно пренебрегать данным правом, так как протокол является одним из основных доказательств в ходе дальнейшего рассмотрения дела.

В протоколе руководителю необходимо дать собственную оценку инкриминируемому составу правонарушения, а именно: наличию факта правонарушения и вины образовательного учреждения.

По общему правилу протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола об административном правонарушении должна быть вручена лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено не только должностным лицом (инспектором) надзорного органа, но и прокурором по итогам проведения мероприятий по надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации.

О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать ту же информацию, что и протокол об административном правонарушении.

В случаях, если после выявления административного правонарушения в отдельных областях, например, в области пожарной безопасности осуществляются экспертиза или иные действия, требующие значительных временных затрат, то протокол об административном правонарушении не составляется, а инспектор вправе принять определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Копия определения в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя на срок не более одного месяца.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

В отдельных случаях, в целях пресечения административного правонарушения инспектор вправе применять определенные КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Наиболее серьезной мерой является временный запрет деятельности, который может применяться только в исключительных случаях для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.

Временный запрет деятельности заключается в кратковременном (на срок до рассмотрения дела судом) прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, отдельных объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

О временном запрете деятельности составляется протокол, в котором указываются основание применения этой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, объект деятельности, подвергшийся временному запрету деятельности, время фактического прекращения деятельности, объяснения руководителя учреждения.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток.

Постановление прокурора, протокол об административном правонарушении, протокол о временном запрете деятельности еще не свидетельствует о том, что образовательное учреждение либо его руководитель признаны виновными в совершении административного правонарушения.

С момента составления протокола об административном правонарушении (протокола о временном запрете деятельности, постановления прокурора) возбуждается производство об административном правонарушении, в рамках которого вопрос о виновности учреждения будет рассматриваться вышестоящим должностным лицом либо в судебном порядке.

Отличительной чертой правоотношений об административной ответственности является то, что правом рассматривать дела об административных правонарушениях наделены достаточно большое количество органов и должностных лиц.

Распределение всех дел об административных правонарушениях между органами, которые уполномочены рассматривать дела и назначать административные наказания назы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.28.160 (0.012 с.)