Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»

Поиск

4. Основными видами обучения работников организаций мерам пожарной безопасности являются противопожарный инструктаж и изучение минимума пожарно-технических знаний (далее - пожарно-технический минимум).

Контроль за организацией обучения мерам пожарной безопасности работников организаций осуществляют органы государственного пожарного надзора.

. Противопожарный инструктаж проводится с целью доведения до работников организаций основных требований пожарной безопасности, изучения пожарной опасности технологических процессов производств и оборудования, средств противопожарной защиты, а также их действий в случае возникновения пожара.

6. Противопожарный инструктаж проводится администрацией (собственником) организации по специальным программам обучения мерам пожарной безопасности работников организаций (далее - специальные программы) и в порядке, определяемом администрацией (собственником) организации (далее - руководитель организации).

7. При проведении противопожарного инструктажа следует учитывать специфику деятельности организации.

9. По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой.

10. О проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого противопожарного инструктажей делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего

31. Руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, обучаются пожарно-техническому минимуму в объеме знаний требований нормативных правовых актов, регламентирующих пожарную безопасность, в части противопожарного режима, пожарной опасности технологического процесса и производства организации, а также приемов и действий при возникновении пожара в организации, позволяющих выработать практические навыки по предупреждению пожара, спасению жизни, здоровья людей и имущества при пожаре.

32. Обучение пожарно-техническому минимуму руководителей, специалистов и работников организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, проводится в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения, а руководителей, специалистов и работников организаций, связанных с взрывопожароопасным производством, один раз в год.

35. Обучение пожарно-техническому минимуму организуется как с отрывом, так и без отрыва от производства.

36. Обучение пожарно-техническому минимуму по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам, с отрывом от производства проходят:

руководители и главные специалисты организации или лица, исполняющие их обязанности;

работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа;

39. По разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации обучаются:

руководители подразделений организации, руководители и главные специалисты подразделений взрывопожароопасных производств;

работники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях;

педагогические работники дошкольных образовательных учреждений;

работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации;

граждане, участвующие в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров на добровольной основе;

работники, привлекаемые к выполнению взрывопожароопасных работ.

40. Обучение по специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации проводится руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку.

41. Проверка знаний требований пожарной безопасности руководителей, специалистов и работников организации осуществляется по окончании обучения пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства и проводится квалификационной комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя организации, состоящей не менее чем из трех человек.

42. В состав квалификационной комиссии входят руководители и штатные педагогические работники обучающих организаций и по согласованию специалисты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов государственного пожарного надзора.

43. Для проведения проверки знаний требований пожарной безопасности работников, прошедших обучение пожарно-техническому минимуму в организации без отрыва от производства, приказом (распоряжением) руководителя организации создается квалификационная комиссия в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований пожарной безопасности в установленном порядке.

Персональная ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности возлагается на руководителя учреждения. В соответствии со статьей 37 закона «О пожарной безопасности» руководители обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях учреждений необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных дружи.

Нарушение требований пожарной безопасности, а также невыполнение законных предписаний органов Госпожнадзора являются административными правонарушениями, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Пункт 1 статьи 20.4. КоАП РФ определяет, что нарушение требований пожарной безопасности влечет:

предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, диапазон возможных наказаний очень широк: от предупреждения до административной приостановки деятельности учреждения и применяемое наказание зависит от множества факторов, в том числе от обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. В данном случае противоправное деяние не связывается с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение требований), так и в форме бездействия (невыполнение требований) должностных лиц и граждан, организаций.

Для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные правила были нарушены или не выполнены.

Нарушение правил, норм и стандартов пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий - в форме неосторожности (исключая поджоги).

Дела о нарушении требований пожарной безопасности (п.1.ст.20.4 КоАП РФ) чаще всего рассматриваются должностными лицами Госпожнадзора. Однако дело по данной статье может быть рассмотрено судом, если должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье. То есть уполномоченный государственный инспектор может сам рассмотреть дело и назначить наказание в виде предупреждения либо штрафа, а может направить на судебное рассмотрение, и судья может вынести решение о наказании в диапазоне, предусмотренном статьей: от предупреждения и штрафа до административного приостановления деятельности.

Кроме выявления фактов нарушения требований пожарной безопасности, государственными инспекторами пожарного надзора достаточно часто возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 19.5. КоАП РФ - за невыполнение в установленный срок законного предписания и статьей 19.6. КоАП РФ - за непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Административные производства по пункту 1 статьи 19.5. и пункту 1 статьи 20.4 КоАП РФ могут осуществляться как в отношении должностного лица – руководителя учреждения, так и в отношении самого юридического лица. В первом случае, участвуя в деле, руководитель представляет себя лично и выступает от своего имени, во втором случае руководитель представляет учреждение и выступает от имени учреждения.

Обычно, административные дела рассматриваются в первой инстанции заместителями начальника территориального отдела Госпожнадзора. Обжалование вынесенного ими постановления об административном правонарушении возможно как к вышестоящему должностному лицу (начальнику территориального отдела Госпожнадзора), так и в судебном порядке. При этом необходимо иметь в виду, что постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в отношении юридического лица (образовательного учреждения) обжалуется в арбитражный суд.

Постановления об административном правонарушении, вынесенные мировым судьей обжалуются в районном (городском) суде.

В ходе рассмотрения дел связанных с обеспечением пожарной безопасности образовательного учреждения, возможны несколько вариантов защиты.

Первый - признание вины, указание смягчающих обстоятельств и ходатайство об изменении административного наказания со штрафа на предупреждение. Данный вариант применяется в том случае, если нарушения правил пожарной безопасности очевидны. Излагая свою позицию, необходимо указать на раскаяние учреждения в нарушении требований пожарной безопасности (как смягчающее обстоятельство), проинформировать орган, рассматривающий дело о принятии мер по устранению выявленных нарушений и просить о применении наказания в виде предупреждения. В том случае, если в первой инстанции наказание в виде штрафа уже вынесено, обращаться с обжалованием.

В случае, если имеющиеся нарушения пожарной безопасности являются по мнению учреждения мелкими (малозначительными), при рассмотрении административного дела необходимо обратить на это внимание и просить на основании статьи 2.9 КоАП РФ освободить учреждение, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Однако по данному вопросу складывается не однозначная судебная практика: различные суды по разному трактуют понятие малозначительности совершенного правонарушения.

Еще одно из возможных направлений защиты в административном производстве по данной категории дел – указание на отсутствие вины образовательного учреждения в нарушении правил пожарной безопасности.

Напомним, что в соответствии с КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, образовательному учреждению в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении необходимо предоставить документы, подтверждающие невозможность выполнения правил и норм пожарной безопасности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Это могут быть заключения проектных организаций, либо экспертов о невозможности устранения конкретных требований пожарной безопасности.

Кроме того, необходимо обратить внимание на отсутствие у учреждения необходимых денежных средств. Учреждение финансируется собственником – муниципальным образованием через главного распорядителя бюджетных средств – орган управления образованием. Отсутствие финансирования учредителя объективно лишает учреждение возможности выполнения мероприятий, указанных в предписании органа государственного пожарного надзора. Таким образом, поскольку у учреждения отсутствовала возможность для выполнения предписаний органов Госпожнадзора, требующих значительных финансовых вложений, а учредитель выполнение данных мероприятий не профинансировал, в соответствии с положениями части 2 статьи 2.1. КоАП РФ учреждение невиновно в совершении административного правонарушения.

Необходимо представить судье заверенные копии бюджетной росписи учреждения, копии обращений в органы управления образованием, депутатам и т.д. с просьбами о выделении денежных средств на противопожарные мероприятия.

Таким образом необходимо доказать, что образовательное учреждение предприняло все возможные зависящие от него меры по соблюдению требований пожарной безопасности, однако, как бюджетное учреждение оно не в состоянии устранить нарушения пожарной безопасности в виду отсутствия финансирования в полном объеме.

Считая, что вина учреждения в невыполнении требований пожарной безопасности отсутствует, необходимо ходатайствовать о прекращении производства по делу.

Основанием для отмены вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности могут являться процессуальные нарушения со стороны надзорных органов: отсутствие соответствующих распоряжений о проведении контрольных мероприятий и других определенных законодательством документов, не ознакомление под роспись руководителя учреждения с документами по итогам проверок, нарушение сроков административных действий, предусмотренных законодательством и т.д.(см. Определение Челябинского областного суда от 09.02.2010 г. по делу № 7-0/2010).

Необходимо помнить, что отдельные нарушения требований пожарной безопасности могут повлечь за собой уголовную ответственность. Так нарушение требований пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, в случае смерти двух или более лиц, - лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (статья 219 УК РФ).

Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок (статья 168 УК РФ).

 


2.3. Контроль и надзор за соблюдением образовательными учреждениями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

В соответствии с законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

Для предупреждения, обнаружения, пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания в Российской Федерации обеспечивается государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 № 154 функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защите прав потребителей и на потребительском рынке возложены на федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Данная федеральная служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09. 2005 № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации».

Должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, руководители структурных подразделений и их заместители, специалисты органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право:

получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

проводить санитарно-эпидемиологические расследования;

беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, находятся под особой защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» прямо запрещает воздействие на должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в какой-либо форме с целью повлиять на принимаемые ими решения или воспрепятствование в какой-либо форме их деятельности.

Непосредственно процедура проверки деятельности учреждений и организаций по выполнению требований санитарного законодательства регулируется Административным регламентом, утвержденным приказом Минздравсоцразвития от 19.10.2007 № 658.

Административные процедуры осуществления надзора в установленной сфере деятельности включают в себя:

надзор за выполнением требований санитарного законодательства, в том числе действующих санитарных норм и правил

контроль выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, за выполнением мероприятий по профилактике инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний среди обучающихся (воспитанников)

контроль выполнения предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдачу предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

разработку предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний, отравлений и др.

Мероприятия по надзору в установленной сфере деятельности осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке.

План проведения мероприятий по надзору в установленной сфере деятельности составляется в каждом территориальном органе Службы ежегодно и утверждается приказом руководителя территориального органа Службы, согласовывается с прокуратурой и размещается на официальном сайте не позднее, чем за месяц, предшествующий календарному году.

Руководитель территориального органа Службы на основании ежегодного плана проведения мероприятий по надзору может утверждать ежеквартальные (ежемесячные) планы.

В план включаются наименование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на закрепленной территории (объектах) и в отношении которых осуществляется надзор, наименование подразделения территориального органа Службы (фамилия, инициалы должностного лица), на которое возлагается ответственность за организацию и проведение мероприятий по надзору.

В план могут вноситься изменения, необходимость которых определяется созданием новых, ликвидацией действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проверки проводятся в соответствии с режимом работы юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Внеплановые проверки за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в установленной сфере деятельности проводятся в случаях:

необходимости контроля за исполнением вынесенных предписаний об устранении выявленных нарушений;

получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Внеплановые мероприятия по надзору при поступлении жалоб на возникновение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений осуществляются немедленно, при поступлении жалоб на недоброкачественную продукцию - в течение 3 дней, в остальных случаях - в течение месяца.

При проведении внеплановых проверок объектом проверки являются факты и основания, послужившие причиной внеплановой проверки.

В рамках мероприятий по надзору осуществляются:

визуальный осмотр объекта надзора с целью оценки соответствия объекта обязательным требованиям:

анализ документов и представленной информации;

анализ данных лабораторных, инструментальных исследований.

Визуальный осмотр объекта надзора осуществляется в присутствии руководителя или иного уполномоченного руководителем должностного лица. В случае, если мероприятие по надзору является внеплановым и связано с расследованием причин и обстоятельств возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, мероприятие по контролю может осуществляться должностным лицом Роспотребнадзора единолично либо в присутствии сотрудника учреждения. При этом проверяющий должен принять меры к информированию о проводимой проверке руководителя учреждения или иного уполномоченного руководителем должностного лица и довести до их сведения результаты проверки в трехдневный срок после ее окончания.

В ходе визуального осмотра фиксируются факты нарушений обязательных требований, на что устно указывается руководителю или иному уполномоченному руководителем должностному лицу, либо сотруднику проверяемого учреждения. Впоследствии факты нарушений вносятся в акт.

Анализ документов и представленной информации также осуществляется непосредственно в ходе посещения инспектором образовательного учреждения. Должностное лицо, осуществляющее проверку вправе потребовать для ознакомления документацию, необходимую для оценки санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического состояния объекта, состояния здоровья связанных с проверяемым объектом лиц.

При отказе руководителя учреждения либо уполномоченного им должностного лица предоставить документацию, необходимую для оценки санитарно-технического, санитарно-эпидемиологического состояния объекта, состояния здоровья лиц, связанных с проверяемым объектом, об этом также делается пометка в акте.

Если в ходе контрольных мероприятий требуется проведение лабораторных исследований, то проверяющие вправе брать образцы (пробы).

В соответствии с пунктом 7.12 Административного регламента, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 658, отбор образцов (проб) для лабораторного, инструментального исследования производится должностным лицом, осуществляющим мероприятие по надзору, либо специалистом центра гигиены и эпидемиологии на основании определения о назначении экспертизы и (или) предписания о проведении обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, которые выносит руководитель (заместитель руководителя) территориального органа Роспотребнадзора.

Отбор проб должен оформляться отдельным актом, при этом не допускается изъятие образцов свыше нормы, необходимой для исследования.

Экспертизы, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, осуществляемые на основании определения о назначении экспертизы и (или) предписания, выполняются на безвозмездной основе.

По результатам мероприятий по надзору должностным лицом, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах

Описательная часть должна содержать информацию о результатах проведенных мероприятий по надзору, выявленных нарушениях санитарного и иного законодательства с указанием конкретных законов и иных нормативных правовых актов, о должностных лицах, на которых возлагается ответственность за совершение выявленных нарушений.

В акте должны указываться сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятий по надзору, их подписи или отметка об отказе от подписи, а также подписи уполномоченных должностных лиц Службы или территориального органа Службы.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, взятых должностными лицами Службы или ее территориальных органов, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятий по надзору.

Целью мероприятий, проводимых специалистами органов Роспотребнадзора, является обеспечение контроля соблюдения образовательными учреждениями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека», других законов и подзаконных актов, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Значительную роль в этом массиве документов играют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

В настоящее время Главным санитарным врачом РФ утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для различных типов образовательных учреждений:

СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;

СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;

СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения»;

СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» и другие.

Кроме того, на образовательные учреждения распространяют свое действие СанПиНы общего характера:

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества»;

СанПиН 2.3.2.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов»;

СанПиН 3.2.569-96 «Профилактика паразитарных заболеваний на территории Российской Федерации»;

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»;

СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды, контроль качества» и др.

Анализ указанных выше нормативных правовых актов позволяет выделить следующие санитарные требования, сгруппировав их по направлениям контроля.

1. Санитарные требования к участку образовательного учреждения

СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»

2.2.3. Территория участка ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.

2.2.4. Озеленение участка предусматривается из расчета не менее 50% площади его территории. В целях предупреждения возникновения отравления при озеленении участка не проводится посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

2.2.5. На земельном участке выделяются следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.

2.2.7. Физкультурно-спортивная зона размещается на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки имеют твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводятся.

2.2.8. Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для подвижных игр и тихого отдыха.

2.2.11. Участок учреждения имеет наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк.

СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»

2.1.4. Территория земельного участка должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности участка - не менее 10 лк на земле.

2.1.5. Площадь земельного участка для вновь строящихся ДОУ с отдельно стоящим зданием принимается из расчета 40 м2 на 1 место, при вместимости до 100 мест - 35 м2 на 1 место; для встроенного здания ДОУ при вместимости более 100 мест - не менее 29 м2 на 1 место.

2.1.10. Зона игровой территории включает в себя:

- групповые площадки - индивидуальные для каждой группы - из расчета не менее 7,2 м2 на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 м2 на 1 ребенка дошкольного возраста;

- общую физкультурную площадку.

2.1.12. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью не менее 40 м2. Деревянные полы навесов оборудуют на расстоянии не менее 15 см от земли.

2.1.13. Игровые площадки для дошкольных групп оборудуют с учетом высокой активности детей в играх - турниками, гимнастическими стенками, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, крупными строительными наборами.

2.1.14. Площадь озеленения территории ДОУ должна составлять не менее 50%.

По периметру участка устраивают зеленую защитную полосу из деревьев и кустарников шириной не менее 1,5 м, со стороны улицы - не менее 6 м. Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 м, кустарники - 5 м от здания ДОУ.

2.1.15. Общая физкультурная площадка состоит из зоны с оборудованием для подвижных игр; зоны с гимнастическим оборудованием и спортивными снарядами; беговой дорожки; ямы для прыжков; полосы препятствий.

В ДОУ вместимостью до 150 мест оборудуют одну физкультурную площадку размером не менее 250 м2, при вместимости свыше 150 мест - две площадки размером 150 м2 и 250 м2.

Покрытие зоны с оборудованием для подвижных игр - травяное, всех остальных зон - твердое грунтовое, деревянное и другие покрытия, разрешенные в установленном порядке.

2.1.16. Ежегодно, весной, на игровых площадках проводят полную смену песка, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Песочницы на ночь закрывают крышками. В теплое время года 1 раз в месяц песок исследуют на степень биологического загрязнения. При обнаружении возбудителей кише



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.014 с.)