Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль органов различных ветвей власти в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина

Поиск

Особое, ключевое место во внутригосударственном механизме обеспечения прав и свобод граждан занимает глава государстваПрезидент Российской Федерации. Этот институт имеет существенное влияние на всю систему государственных органов. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции Российской Федерации президент страны является гарантом прав и свобод человека. Эту функцию Президент реализует как непосредственно в своей деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности.

Основной закон подчеркивает роль президента как института, охраняющего целостность всей государственной системы и сердцевину того, что принято называть государством. Каждый из государственных органов в рамках своей компетенции также обязан выполнять функции, которые направлены на обеспечение действия конституции, защиту прав и свобод личности. Однако эти институты осуществляют указанные функции лишь частично. Лишь перед президентом ставится задача гарантировать суверенитет, независимость и целостность государства, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Только в таких условиях все иные органы государственной власти и должностные лица смогут осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме. Этой конституционной формулой подчеркивается главенство Президента Российской Федерации в государственной системе. Конституция закрепляет обязанность президента не по защите или восстановлению нарушенных прав и свобод конкретных людей (для этого существуют специализированные государственные структуры), а по обеспечению условий, при которых и осуществление, и охрана, и защита этих прав и свобод могут быть реальными, т.е. условий полноценного конституционного порядка.

Конституция не содержит более конкретных указаний на формы осуществления президентом этой деятельности, но то место, которое глава государства занимает среди других органов государственной власти, свидетельствует о его ведущей роли в государственном механизме охраны прав и свобод человека и гражданина.

Важным структурным звеном Администрации Президента Российской Федерации является Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, действующее на основе положения о нем. Основные функции Управления – централизованный учет письменных и устных обращений, поступающих на имя президента, в адрес правительства и администрации; обеспечение рассмотрения обращений граждан; анализ и обобщение вопросов, затронутых гражданами в письмах и на личном приеме; подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы; информирование президента и правительства о количестве и содержании обращений граждан, принятым по ним мерам.

Кроме того, глава государства осуществляет непосредственное руководство организацией и деятельностью правоохранительных органов и среди них – органов внутренних дел. Президент Российской Федерации утверждает систему и структуру органов внутренних дел, назначает их руководителей, осуществляет контроль их деятельности.

Роль органов законодательной власти в обеспечении прав и свобод человека и гражданина имеет большое значение.

В законодательной деятельности Федерального Собрания (парламента) Российской Федерации, можно выделить несколько направлений.

Во-первых, в современной практике демократических государств действует принцип связанности законодателя основными правами человека. Конституционное закрепление этих прав и свобод способствует созданию условий для их дальнейшего развития. Это выражается в деятельности законодательного (представительного) органа страны – Федерального Собрания Российской Федерации, которое путем принятия законов не только обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, но и наделяет их другими правами, не закрепленными в конституции страны. Последние не могут нарушать, ущемлять права граждан, сформулированные в других законодательных актах.

Во-вторых, говоря о полномочиях парламента в сфере защиты прав граждан, следует особо отметить слабые правовые процедуры соблюдения баланса властей, в результате чего возможности Федерального Собрания по контролю деятельности исполнительной власти очень значительны. Так, Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации; заслушивает отчеты Председателя Правительства, назначает и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, Государственная Дума осуществляет контроль деятельности Правительства Российской Федерации по разработке федерального бюджета; заслушивает отчеты Правительства о его исполнении.

Органы исполнительной власти играют большую роль в реализации статуса гражданина, а также в защите его прав. В пределах предоставленной им компетенции они организуют исполнение норм Конституции Российской Федерации и законов, имеющих отношение к административно-правовому положению личности. Например, право граждан проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование предполагает обязанность органов исполнительной власти (при соблюдении определенных требований) обеспечить необходимые условия для использования этого права в соответствии с требованиями законодательства.

Кроме того, органы исполнительной власти издают соответствующие правовые акты, влияющие на содержание статуса гражданина.

Органы исполнительной власти также оказывают содействие в реализации конкретных субъективных прав граждан и осуществляют их охрану.

В процессе реализации своих прав и свобод гражданин чаще всего соприкасается именно с органами исполнительной власти. Законодательное регулирование прав и свобод индивида, а также непосредственное действие конституционных положений не снимают необходимости дальнейшей конкретизации в правовых актах органов исполнительной власти норм конституции и законов, касающихся прав личности. В этой связи защита прав и свобод человека в сфере государственного управления требуют четкого правового закрепления не только статуса гражданина, но и соответствующих обязанностей органов исполнительной власти по его реализации и обеспечению, установления реальной ответственности государственных служащих за нарушение прав и свобод индивида. Так, закрепленному в ст. 33 Конституции Российской Федерации праву граждан на обращение корреспондирует соответствующая обязанность органов государственной власти и местного самоуправления принять, зарегистрировать, рассмотреть в срок обращение гражданина, а в случае необходимости переслать его в нужную инстанцию, вынести обоснованное решение.

К компетенции органов исполнительной власти относится так же осуществление различных контрольно-надзорных полномочий. Органами исполнительной власти применяются различные виды контроля: общий, ведомственный и надведомственный.

Большое значение в государственном механизме обеспечения прав и свобод имеет судебная система России. В судебной системе реализуется государственная власть особого рода – судебная, которая олицетворяет закон и справедливость, дает правовые средства каждому гражданину обращаться за защитой к государству.

Конституция Российской Федерации, а также Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» направлены на развитие всех форм осуществления судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, реализуемого Конституционным Судом Российской Федерации (конституционными судами субъектов федерации), судами общей юрисдикции, арбитражными судами. Кроме того, этот Закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. Таким образом, законодательство ориентирует гражданина на использование всего потенциала судебного способа защиты прав и свобод, нарушенных неправомерными действиями, решениями администрации, т.е. предоставляет право в случае необходимости выбирать различные формы правосудия: конституционное, арбитражное, а также судов общей юрисдикции, а в будущем – административной юстиции.

Конституционное правосудие. Разделение властей и специализация судебных органов, осуществляемые в России, позволили усилить судебные гарантии прав и свобод, создав дополнительные возможности правосудия. В 1991 г. в России создан Конституционный Суд, осуществляющий конституционное правосудие. Традиционные судебные инстанции непосредственно разбирают конкретные факты нарушения прав и законных интересов граждан, случающиеся в повседневной жизни. Конституционные судьи не разбирают фактический материал, а создают дополнительные конституционные гарантии против принятия (применения) правовых актов, нарушающих права граждан. Эта инстанция, разбирая жалобу или запрос по поводу конституционности правового акта, примененного в конкретном деле, контролирует законодателя, проверяет соответствие положений законов и действий властей положениям Конституции. Такова практика Конституционных судов (Австрии, ФРГ и др.), Верховных судов (США), которую восприняла Россия в 1990-е годы.

Решения Конституционного Суда Российской Федерации окончательны, обжалованию не подлежат, вводятся в действие немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами. Такие полномочия Конституционного Суда Российской Федерации приводят к тому, что он становится важным ориентиром политико-правовой идентификации граждан России. Граждане, юридические лица, государственные органы через конституционные суды соотносят себя (идентифицируют) с государством, способным исправлять недостатки законодательства для защиты прав человека. Так, опосредованная, через контроль над законодательством защита прав и свобод человека становится ключевой функцией конституционного правосудия. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется «в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации». Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы по поводу неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор Российской Федерации. «Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан, а также иные органы и лица, указанные в федеральном законе» (ст. 96 Федерального конституционного закона). Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в другом суде или ином органе, применяющем закон (ст. 97).

Федеральные суды общей юрисдикции. В России такие суды действуют в каждом субъекте Российской Федерации и рассматривают основной объем дел в связи с уголовными, гражданскими, трудовыми, административными, земельными, экологическими и другими правонарушениями и спорами. Федеральные суды непосредственно приближены к гражданам, к их местопребыванию или месту жительства и призваны оперативно решать дела, требующие судебного разбирательства. Это также важно для политико-правовой идентификации граждан, поскольку люди ощущают постоянное присутствие государства на всех территориях в качестве верховного гаранта справедливости, осознают существование органов, которые олицетворяют справедливость.

Уголовное судопроизводство в названных судах выражает особую государственную функцию – на основе судебного разбирательства вынести решение о виновности или невиновности обвиняемого в преступлении и назначить меру наказания для осужденного. Преступление, будучи наиболее социально опасным правонарушением, посягает на общий правопорядок и принципы справедливости, в ряде случаев наиболее опасным способом нарушает права человека и гражданина. Поэтому на таком судебном процессе выступает государственный обвинитель, усиливая гарантии прав потерпевшего, его право на судебную защиту достоинства, попранного преступлением, на компенсацию вреда, нанесенного имуществу, здоровью. Специалисты по уголовному процессу признают, что необходимо совершенствовать защиту прав потерпевших. Здесь понятие «защита» применяется и в более узком – процессуальном смысле. В уголовном судопроизводстве наряду с государственным обвинителем участвуют адвокаты в качестве защитника обвиняемого, а также представители потерпевшего. Таким образом, реализуется право обвиняемых на юридическую помощь и справедливое судебное расследование с учетом презумпции невиновности. Иногда в уголовном процессе появляется и такой субъект, как истец с гражданским иском по отношению к обвиняемому. Правозащитный механизм в уголовном процессе включает в себя процессуальные гарантии прав и свобод личности, в том числе средства защиты прав потерпевшего, нарушенных опасным деянием, прав подозреваемого и обвиняемого, а также средства защиты прав свидетелей, владельцев арестованного имущества и некоторых других прав.

Суд присяжных. В рамках судов общей юрисдикции при рассмотрении части уголовных дел в России восстановлен и такой институт, как суд присяжных, действовавший в период реформ императора Александра II.

Суды присяжных оказались действенной формой контроля качества работы следствия. Суд присяжных способствовал усилению состязательности процесса, повышению ораторского искусства обвинителей, адвокатов, граждан. Присяжные выносят решения по делам о тяжких преступлениях, когда обвиняемому грозит смертная казнь, длительное лишение свободы или когда он категорически не согласен с обвинением и отрицает, что преступление совершил именно он.

Гражданское судопроизводство. В гражданском судопроизводстве постоянно возникает необходимость защиты тех или иных прав человека. К гражданским делам относятся те, которые возникают из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и других отношений. Именно в гражданском судопроизводстве решаются вопросы по защите чести, достоинства, деловой репутации граждан, прав вкладчиков банков (физических и юридических лиц), не имеющих возможности вернуть свои вклады, о нарушении избирательных прав граждан; о нарушении прав в связи с уплатой гражданами налогов. Суды общей юрисдикции осуществляют так же абстрактный нормоконтроль, могут выносить решения, признающие нормативные акты недействующими в силу их противоречия Конституции Российской Федерации.

Мировые судьи. В отличие от федеральных судов мировые судьи являются судьями субъектов федерации. Согласно закону мировые судьи избираются или назначаются в соответствии с порядком, определяемым законом субъекта Российской Федерации. Они решают дела единолично. К компетенции мировых судей отнесена часть дел, решаемых ранее федеральными судами, именно: административные правонарушения (мелкое хулиганство и другие проступки), гражданские дела (имущественные споры с ценой иска менее 50 тыс. руб.). Мировые судьи решают и некоторые уголовные дела (о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы). В работе мировых судей важной является идея досудебного примирения (конвенции, соглашения) сторон в споре, за что таких судей и назвали мировыми.

Арбитражные суды призваны эффективно разрешать споры в области предпринимательской деятельности и, таким образом, защищать экономические права граждан. Они разрешают споры между хозяйствующими субъектами (в том числе индивидуальными предпринимателями), а также между ними и государством. Принимаются к рассмотрению иски о возврате из бюджета тех средств, которые (по мнению заявителей) незаконно изъяла налоговая инспекция, при этом часть таких исков удовлетворяется. Принимаются иски в связи с нарушением закона о банкротстве, также иски к таможенным органам. Защищается деловая репутация предпринимателей, их права на товарные знаки, знаки обслуживания, патентные права.

Кроме вышесказанного, на уровне 83 входящих в состав Российской Федерации субъектов Российской Федерации созданы или создаются органы государственной власти, также осуществляющие функции охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Среди них можно отметить такие, как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (например, президент республики, губернатор края, области, глава администрации области и т.д.), органы представительной законодательной власти (законодательные собрания республик, областные думы и т.д.), органы исполнительной власти (правительства республик, администрации областей и т.д.), конституционные и уставные суды (конституционные суды республик, уставные суды областей и т.д.). На этом уровне так же действует большая группа правоохранительных органов, находящихся, исходя из специфики федеративного устройства России, в подчинении федеральных органов государственной власти.

Особый интерес представляет институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена), успешно функционирующий во многих странах мира.

Понятие «омбудсмен» впервые появилось в Швеции в 1809 г. и понималось как специальный уполномоченный парламента, принимающий жалобы от жителей Швеции о нарушениях их прав со стороны администрации. При сохранении сути этого института в разных странах его название постепенно претерпевало определенную трансформацию: Уполномоченный по правам граждан (Польша), Уполномоченный по правам человека (Россия), медиатор (Франция), народный защитник (Испания), публичный советник (штат Небраска, США), парламентский Уполномоченный по делам администрации (Великобритания, Северная Ирландия, Шри-Ланка), парламентский Уполномоченный для расследований злоупотреблений администрации (Новая Зеландия), др. В некоторых странах существуют коллегии и комиссии, выполняющие функции омбудсмена: коллегия народной самозащиты (Австрия), комиссия по расследованиям злоупотреблений администрации (Непал). Созданы омбудсмены и в международных организациях по защите прав человека.

Скандинавский институт омбудсмена в ХХ в. стал постепенно распространяться в европейских и американских странах. Пик его развития пришелся на 50-70-е г.г., после принятия и ратификации Международного Билля о правах человека (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и Факультативного протокола к нему, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.). В этот период институт омбудсмена получил развитие как институт дополнительной (наряду с государственной и судебной) защиты прав человека и гражданина.

Так, в 60-70-е гг. были созданы омбудсмены в таких странах, как:

Норвегия (омбудсмен для вооруженных сил 1952 г., Парламентский омбудсмен по делам администрации Норвегии 1963 г.);

Дания (омбудсмен фолькетинга 1955 г.);

Западная Германия (Уполномоченный бундестага по обороне Западной Германии 1957 г.);

Великобритания (Парламентский Уполномоченный по делам администрации Великобритании 1967 г., Уполномоченный по жалобам для Северной Ирландии 1969 г.);

Канада (омбудсмены провинций Альберта и Нью-Брансуик, 1967 г., Публичный защитник провинции Квебек 1969 г., др.);

США (омбудсмены штатов Орегон, Гавайи, Нью-Йорк, Южная Каролина 1969, Публичный советник штата Небраска 1969 г., университетские омбудсмены) и др.

При всех различиях омбудсмены являются несудебным органом, независимым от исполнительной власти, в который гражданам можно обратиться со своими жалобами на публичные власти на безвозмездной основе. Для рассмотрения этих жалоб омбудсмен располагает властью расследования, внесения рекомендаций, предложений, оказания давления, исключая власть принимать решения, производить отмену или замену законов, чиновников и т.п.

Большинство омбудсменов являются парламентскими омбудсменами. Они избираются парламентом и служат для него средством контроля за исполнительной властью, выполняя обязанность зашиты фундаментальных прав и свобод граждан, граждане могут обращаться непосредственно к ним со своими жалобами. Наряду с этим парламентские омбудсмены могут заниматься некоторыми вопросами по собственной инициативе, пользуясь широкой известностью и народным доверием. Также существуют англосаксонские органы «административных омбудсменов», «назначаемых исполнительной властью для оздоровления повседневных отношений публичных служб с гражданами».

В настоящее время институт омбудсмена существует во многих странах Европы, Америки, Азии и Африки. Наряду с классическими моделями Парламентских Уполномоченных по правам человека созданы модифицированные модели: не только законодательные (парламентские), но и исполнительные (административные) омбудсмены, а также омбудсмены по делам заключенных, тюремные, университетские, военные омбудсмены, омбудсмены полиции и др.

Модели омбудсмена зависят от политической и правовой системы, формы государственного устройства и формы правления конкретного государства.

Обращение к институту модели омбудсмена обусловлено желанием усилить защиту прав граждан от нарушений со стороны государственных органов, ослабить чувство беззащитности людей перед развернутой системой бюрократии, улучшить качество управления и гуманизировать отношения «личность – государство». Этот институт занимает важное место среди механизмов защиты прав и законных интересов граждан от произвола органов государственного управления и злоупотребления властью со стороны чиновников.

В развитие положения Конституции об Уполномоченном по правам человека в 1997 г. в России был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Закон определяет порядок назначения Уполномоченного на должность и освобождения от нее, его компетенцию, организационные формы и условия деятельности. Его основной функцией является восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Сравнение положений принятого закона с законодательными актами зарубежных стран, регулирующих статус и деятельность омбудсмена, дает основание полагать, что в России этот институт полностью соответствует тем мировым стандартам, которые утвердились в практике защиты прав человека и гражданина.

Одним из способов обеспечения прав и свобод человека и гражданина является прокурорский надзор, в частности, так называемый общий надзор. Главная его задача - обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с Законом «О прокуратуре Российской Федерации», в качестве одной из основных функций прокуратуры является надзор за исполнением законов федеральными министерствами и другими органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов и т.д.

Однако среди надзорных приоритетов главным для органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; исполнением законов, направленных на социальную защиту граждан, охрану трудовых, жилищных и иных конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Одним из направлений деятельности прокуратуры по укреплению законности, защите прав и интересов граждан является работа с письмами и обращениями граждан, запросами депутатов.

В случае обнаружения органами прокуратуры фактов нарушения прав граждан в действие вступают достаточно специфичные формы реагирования: протест и представление прокурора, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Кроме того, в субъектах федерации осуществляется местное самоуправление и создаются органы местного самоуправления. В составе этих органов формируются представительные и исполнительные органы муниципальной власти. Эти органы могут быть наделены государственно-властными полномочиями по обеспечению прав и свобод граждан. Например, в исполнительных органах местного самоуправления создаются административные комиссии, применяющие в целях защиты прав граждан нормы административного законодательства.

Таким образом, «органы представительной (законодательной) власти Российской Федерации и ее субъектов призваны законодательно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением, реализацией, охраной и защитой прав и свобод российских граждан, конкретизировать конституционные (основные) права и свободы граждан, создавать юридические механизмы их реального осуществления, восстановления прав и свобод в случаях их нарушений, устранения препятствий в их реализации и т.д. …

Президент Российской Федерации как глава государства служит гарантом прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции Российской Федерации), что дает ему исключительные полномочия по защите прав и свобод граждан… Ряд полномочий Президента Российской Федерации непосредственно связан с осуществлением прав личности (решение вопросов российского гражданства, помилования и др.).

На защиту прав и свобод личности в Российской Федерации направлена деятельность органов исполнительной властина уровне Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления.

Активную роль в защите прав и свобод личности играют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, службы и агентстваМинистерство юстиции Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации и др. Особо следует выделить милицию и другие структурные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, призванные защищать граждан от преступных и иных посягательств, стоять на защите жизни и других благ каждого человека и гражданина…

Следует особо подчеркнуть, что защита прав и свобод граждан в Российской Федерации осуществляется не только на федеральном уровне, но и соответствующими органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в тех случаях, когда на них возлагается соответствующая обязанность на основании конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации» [26].

Множественность государственно-правовых средств позволяет реально гарантировать права и свободы человека и гражданина, обеспечить их охрану и защиту от неправомерных действий. Укрепление и развитие существующих способов, а также формирование новых механизмов отражают усиливающуюся тенденцию Российского государства к созданию целого комплекса правовых гарантий охраны и защиты прав человека и гражданина.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под государственным аппаратом?

2. Какие государственные органы участвуют в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации?

3. Какие формы и методы используются государственными органами в деятельности по обеспечению прав и свобод человека и гражданина?

Рекомендуемая литература

Витрук, Н. В. Общая теория правового положения личности/ Н. В. Витрук. – М.: Норма, 2008.

Глушкова, С. И. Права человека в России: учеб. пособие / С. И. Глушкова. – М.: Юристъ, 2006.

Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2003.

Проблемы теории государства и права / Под. ред. М.Н. Марченко. – М.: Юрист, 2004.

Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2008.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 4002; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.137.209 (0.018 с.)