Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность Европейского Суда по правам человека

Поиск

Старейшей региональной организацией на Европейском континенте является Совет Европы. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г. Спустя 25 лет после принятия Конвенции ее участниками стали все члены Совета Европы[31].

Как подчеркивается в преамбуле Конвенции, ее участники поставили перед собой цель предпринять «первые шаги» для осуществления «некоторых прав», перечисленных во Всеобщей декларации прав человека. И действительно, в Конвенции содержится лишь часть прав и свобод, закрепленных во Всеобщей декларации и Пактах о правах человека. Однако достоинство созданной системы состоит в том, что она постоянно развивается и дополняется новыми документами. Дополнительные протоколы к Конвенции включили в систему европейской защиты практически весь перечень гражданских и политических прав.

Однако ценность Европейской конвенции состоит не только в зафиксированных правах и свободах, но и в создании механизма их защиты.

11 мая 1994 г. члены Совета Европы приняли протокол № 11 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который предоставил индивиду, неправительственным организациям и группам лиц возможность направлять петиции в Европейский Суд по правам человека. Этот протокол вступил в силу в октябре 1997 г. после того, как все государства-участники подписали и ратифицировали его. Согласно протоколу Европейская комиссия по правам человека упраздняется и единственным органом становится Суд. Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб будут решаться комитетами из трех судей. Это вызвано тем, что поток жалоб постоянно возрастает, особенно в связи с ростом членов Совета Европы, и комитеты смогут быстро и эффективно решать вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы интерпретации Конвенции, а также дела, переданные ей по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный в соответствии с Европейской конвенцией и протоколом № 11 механизм является, по сути дела, наднациональной властью. Его учреждение потребовало от государств – членов Совета Европы пересмотреть сложившиеся стереотипы, касающиеся абсолютизации государственного суверенитета. Решения Суда, имеющие значение прецедента, оказывают значительное влияние на формирование и развитие доктрины европейского права. Ими в повседневной практике руководствуются судебные органы государств-участников. Члены Совета Европы постоянно корректируют свое законодательство и административную практику под влиянием решений Суда. Отвергая законность национальных судебных решений, Европейский Суд побуждает государства пересматривать действующее законодательство и практику его применения.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Деятельность контрольного механизма, созданного в рамках Совета Европы на основании многочисленных европейских конвенций, способствует унификации юридических систем всех стран Европы в области защиты основных прав и свобод человека.

Европейский Суд по правам человека является постоянным органом и имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Количество судей равно числу стран – членов Совета Европы. Они избираются Парламентской ассамблеей на шестилетний срок с возможностью переизбрания половины состава каждые три года. Срок полномочий членов Суда истекает по достижении ими 70 лет. Нет ограничения, касающегося количества судей, представляющих одно и то же государство. Судьи в настоящее время не обязательно должны представлять конкретную страну.

Все дела рассматривают три судьи включая судью заинтересованного государства. Решения Суда являются окончательными и не подлежат обжалованию.

На протяжении всего срока пребывания в должности судья не должен осуществлять никакой деятельности, несовместимой с его независимостью и беспристрастностью. Судья может быть отстранен от должности в случае, если прочие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о его несоответствии предъявляемым требованиям.

Свою работу Европейский Суд организует на пленарных заседаниях. Суд избирает своего Председателя и одного или двух заместителей Председателя сроком на три года с правом переизбрания, образует Палаты и избирает их председателей, принимает Правила процедуры Суда, избирает Руководителя канцелярии и его заместителей.

Для рассмотрения переданных Суду дел создаются комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большая палата в составе семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. Судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле, является членом Палаты и Большой палаты.

Официальными языками Европейского Суда являются английский и французский языки. Однако в исключительных случаях Председатель Палаты или Председатель Большой Палаты может принять решение об использовании другого языка государства – участника Европейской конвенции.

Индивидуальная жалоба регистрируется в Секретариате Европейского Суда по правам человека, а затем рассматривается комитетом на предмет приемлемости. Комитет может быстро и эффективно решить вопрос о приемлемости индивидуальной жалобы. Единогласным решением он может объявить ее неприемлемой или вычеркнуть из списка дел, подлежащих рассмотрению, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Как правило, срок решения о неприемлемости – 3 года. Суд не объясняет причины отказа и решение невозможно обжаловать. Решение должно приниматься единогласно. Если хотя бы один из судей возражает – принятие решения о приемлемости передается в Палату. При его отсутствии Палата принимает решение о приемлемости индивидуальной жалобы и по существу. Палата выносит также решение о приемлемости межгосударственной жалобы.

Критерии приемлемости жалобы: Европейский Суд по правам человека может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права эффективные внутренние средства защиты, и рассматривает дело в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения национальными органами. Причем в работе Европейского Суда проявляется гибкость подходов: Суд сам определяет, какие внутренние средства защиты считать эффективными способами. Поэтому в принципе возможно принятие жалобы к рассмотрению вообще напрямую без рассмотрения национальными судами. Кроме того, в 1976 г. было принято решение, что если рассмотрение жалобы в суде затягивается, то также можно подавать жалобу в Европейский Суд, не дожидаясь решения национального суда. Европейская комиссия 4 марта 1980 г. определила, что гражданин может не обращаться в высший национальный суд, если по аналогичным делам ранее кому-либо уже было отказано или же неблагоприятная для истца позиция Верховного Суда заведомо известна и лишает гражданина шансов на благоприятное разрешение дела.

Суд объявляет жалобу неприемлемой также в том случае, если сочтет ее несовместимой с положениями Европейской конвенции или Протоколов к ней, либо недостаточно обоснованной или неправомерной. Суд может объявить жалобу неприемлемой на любой стадии разбирательства. Решения о приемлемости или неприемлемости жалоб должны быть мотивированными.

Индивидуальные жалобы не должны быть анонимными и по существу аналогичными тем, которые уже были рассмотрены Судом или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат новых фактов. Субъекты обращения – физические и юридические лица.

Если Суд объявляет жалобу приемлемой, то он продолжает рассмотрение дела с участием заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование, для эффективного проведения которого заинтересованные государства создают все необходимые условия.

Суд также способствует дружественному урегулированию дела; такое разбирательство носит конфиденциальный характер. В случае достижения дружественного урегулирования Суд исключает дело из своего списка посредством постановления, в котором кратко излагаются факты и достигнутое решение.

За исключением редких случаев, если Суд не примет другого решения, слушания Суда являются открытыми. Доступ к документам, переданным на хранение в Канцелярию, если Председатель Суда не выносит иного решения, также является открытым.

Палата может до вынесения своего постановления уступить юрисдикцию в пользу Большой Палаты. Это возможно в том случае, если дело, находящееся на рассмотрении Палаты, поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования Конвенции и Протоколов к ней, либо если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением и если ни одна из сторон не возражает против этого.

Большая Палата по просьбе Комитета министров может выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней. Однако такие заключения не должны затрагивать ни вопросы, относящиеся к содержанию или объему прав или свобод, сформулированных в Разделе I Конвенции и Протоколах к ней, ни другие вопросы, которые Суду или Комитету министров, возможно, потребовалось бы рассмотреть после обращения, предусмотренного Конвенцией. Суд выносит мотивированное консультативное заключение, а затем направляет его Комитету министров.

Любая из сторон в деле в исключительных случаях может в течение трех месяцев с даты вынесения Палатой постановления подать прошение о направлении дела на рассмотрение Большой Палаты. В этом случае комитет Большой Палаты в составе пяти человек решает вопрос о принятии прошения. В случае если комитет принимает прошение, Большая Палата выносит по делу свое постановление. Если комитет Большой Палаты отклоняет прошение, а также если стороны заявляют, что не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую Палату либо через три месяца после вынесения постановления отсутствует такое прошение, постановление Палаты является окончательным и обжалованию не подлежит.

Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением. Это постановление подлежит публикации.

Обязательность решений Суда гарантируется положениями ст. 41 Конвенции о присуждении выплаты справедливой компенсации потерпевшей стороне в случае, если имело место нарушение положений Европейской конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право государства – участника Конвенции допускает возможность лишь частичного возмещения.

Таким образом, ценность Европейской конвенции состоит не только в зафиксированных правах и свободах, но и в создании механизма их защиты. Деятельность контрольного механизма, созданного в рамках Совета Европы на основании многочисленных европейских конвенций, способствует унификации юридических систем всех стран Европы в области защиты основных прав и свобод человека.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое Международный Билль о правах человека?

2. Каковы особенности рассмотрения дел Европейским Судом по правам человека?

Рекомендуемая литература

1. Бессарабов, В. Г. Европейский суд по правам человека / В. Г. Бессарабов. – М.: Юрлитинформ, 2003.

2. Бессарабов, В. Г. Европейские стандарты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в российском уголовном процессе / В. Г. Бессарабов [и др.]. – М.: Юрлитинформ, 2005.

3. Бутрос, Бутрос-Гали. Организация объединенных наций и права человека/ Бутрос Бутрос-Гали. – М., 1995.

4. Глушкова, С. И. Права человека в России: учеб. пособие / С. И. Глушкова. – М.: Юристъ, 2006.

5. Права человека: учебник для вузов / отв. ред. Е.А. Лукашева. – М.: Норма, 2003.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.012 с.)