Глава 6. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ БИОЭТИКИ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. ПРОБЛЕМА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ БИОЭТИКИ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН



Формирование биоэтики

Биоэтика и право являются взаимосвязанными науками. Они развиваются на стыке таких проблем, как право на жизнь, право на смерть, эвтаназия, суррогатное материнство, право на здоровье, трансплантация органов и тканей. При этом биоэтика развивается опережающими темпами, и далеко не все ее нововведения могут быть сразу же урегулированы законом. При всех различиях биоэтику и право объединяет одно – принцип защиты достоинства человеческой личности. Это особенно актуально в современных условиях, когда международный терроризм объявил войну всему миру, природные катаклизмы уносят сотни и тысячи человеческих жизней, а человек пытается достойно противостоять техногенной цивилизации[39].

Импульс развитию биоэтики, в том числе в контексте прав человека, был дан Нюрнбергским процессом (1945–1946) против нацистских преступников, которые совершали злодеяния при участии врачей. «От этого драматического события... ведут свое начало две нормативные линии: формулировки «прав человека» и постоянно приводимые в соответствие с сегодняшним днем Кодексы профессиональной медицинской этики, принятые такими международными учреждениями, как Всемирная медицинская ассоциация (ВМА) и Совет международных организаций медицинских наук». Среди таких кодексов: Нюрнбергский кодекс 1947 г., Кодекс медицинской этики 1948 г. (Женева), Хельсинкская декларация ВМА о биомедицинских экспериментах и исследованиях 1962 г., Принципы европейской медицинской этики 1987 г. (Париж).

Впервые термин «биоэтика» появился в работе онколога Вана Ренсселера Поттера в 1970 г. в журнале «Perspectives in biology and medicine», а в 1971 г. эта работа вышла в качестве первой главы его книги «Bioethics: bridge to the future». Поттер первым употребил и разработал этот термин, родившийся в США. Он отмечал, что биоэтика должна стать «новой дисциплиной, соединяющей в себе биологические знания и познание системы человеческих ценностей». В то же время другое понимание биоэтики было разработано медиком Андре Хеллегерсом, который рассматривал ее «как маевтику, то есть науку, способную обрести смысл в процессе диалога и сопоставления ее с медициной, философией и этикой», что нашло отражение в 1988г. в его книге о глобальной биоэтике.

Более широкое понятие биоэтики было дано в «Энциклопедии по биоэтике» (1978), в которой указывались четыре области биоэтики: а) этические проблемы медицинских профессий; б) этические проблемы, возникающие в области исследований о человеке, включая и те, которые непосредственно к терапии отношения не имеют; в) социальные проблемы, связанные с политикой в области здравоохранения (государственной или международной), с трудовой медициной, с политикой планирования семьи и демографического контроля; г) «проблемы, вызванные вмешательством человека в жизненные процессы других живых существ (растений, микроорганизмов и животных) и всего того, что относится к поддержанию равновесия экосистемы»[40].

В настоящее время в ряде стран биоэтика является научной дисциплиной, преподаваемой в университетах как факультативный или обязательный предмет.

Развитие биоэтики в современном мире связано прежде всего с необходимостью решения социальных проблем, связанных с политикой в области здравоохранения. Среди этих проблем: старение населения, снижение рождаемости, голод, нищета и т.д.

Одной из глобальных проблем, наиболее тесно связывающих биоэтику и право, является обеспечение права на жизнь, в том числе права на уважение к уникальности личности. Содержание, соблюдение и защита этого права нередко становились в мире предметом полемики, так как затрагивают широкий спектр сфер жизнедеятельности общества и государства: мораль, политику, религию, право, медицину. Так, проблема права на жизнь в современной биоэтике включает в себя следующее: вопросы, связанные с абортами, проблемы признания за утробным плодом абсолютного права на жизнь, определения начала человеческой жизни (с момента зачатия или с момента рождения), использования человеческих эмбрионов (плода или извлеченных тканей) в результате прерывания беременности, умышленного лишения человека жизни, клонирования и т.п.

Решение указанных вопросов и проблем при соблюдении этических норм и гуманных правовых принципов в политике и медицине позволит защитить право на жизнь каждого. Для этого необходимо развивать национальное законодательство по защите права на жизнь, в основе которого должно быть уважение не только к человеку, но и к эмбриону или плоду как к «потенциальной человеческой личности, которая являлась или является живой».

При этом проведение медицинских экспериментов по использованию эмбрионов в соответствии с Рекомендацией № R (90) 13 Комитета министров Совета Европы должно преследовать особо важную и полезную для прогресса медицины цель. Использование анализов не может быть ни доходным, ни коммерческим, ни промышленным. Оно не может определять ни прибегание к искусственному прерыванию беременности, ни технику его производства. Медицинская бригада должна быть независима от бригады использователей. Несомненно, «что с человеческим эмбрионом и зародышевым плодом при всех обстоятельствах следует обращаться с должным уважением человеческого достоинства, ибо речь идет о «проточеловеке»[41].

Право на жизнь в современном праве является личным неимущественным правом человека, складывающимся «по поводу личного нематериального блага, каковым является жизнь каждого». Наряду с правом на жизнь личными неимущественными правами являются право на здоровье, право на честь и достоинство, право на тайну усыновления, право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, право авторства на произведение науки, литературы и искусства, право на индивидуальный облик, в том числе голос, право на адвокатскую тайну, право на благоприятную окружающую среду и другие права.

В объективном смысле слова право на жизнь – «это совокупность гражданско-правовых норм, направленных на охрану жизни человека, устанавливающих недопустимость произвольного лишения жизни, запрет активной эвтаназии, дозволенность искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, а также самостоятельного решения женщиной вопроса о материнстве, в том числе об искусственном прерывании беременности».

С позиций цивилистики право на жизнь включает в себя правомочия на сохранение жизни (индивидуальности) и правомочия на распоряжение жизнью. При этом соблюдение правомочий на сохранение жизни в национальном законодательстве, государственной политике и правовой практике должно предполагать отмену смертной казни, отказ от войны и участия в ней, «правовое регулирование пересадки людям органов и тканей животных, использование искусственных органов и тканей, создания человеческого организма с заранее запрограммированными признаками методами генной инженерии или другими способами, изменения биологического пола. Для решения данных проблем некоторые ученые предлагают создание отрасли генетической юстиции, содержащей правовые нормы по защите личности человека.

Правомочия на распоряжение жизнью включают в себя права человека подвергать себя серьезному риску и решать вопрос о прекращении жизни (научные эксперименты по исследованию космоса, новых вакцин, лекарственных препаратов, самоубийства, эвтаназия). Для соблюдения, обеспечения и защиты правомочий на сохранение жизни и на распоряжение жизнью в целом, права на жизнь, необходим комплекс мер со стороны законодательной, исполнительной, судебной власти, объединенные усилия государства и институтов гражданского общества, гуманная правовая политика в международной и внутригосударственной сферах.

В современной российской юридической науке обсуждается новая классификация прав индивида – личностные («соматические») права, в комплекс которых включены права на жизнь, смерть, изменение пола, трансплантацию органов, употребление наркотиков или психотропных средств, право на искусственное репродуцирование, стерилизацию, аборт, клонирование.

В целом стремление обособить группу таких правопритязаний личности, которые «основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом, осуществлять его «модернизацию», «реставрацию» и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами, имеет все основания.

Правовые основы биоэтики и охраны здоровья граждан были регламентированы в международных стандартах ООН и Совета Европы в области прав человека. Так, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. провозгласила право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. В Международном пакте ООН о гражданских и· политических правах 1966 г., вступившем в силу 23 марта 1976 г., право на жизнь было закреплено как неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. В 1982 г. ООН были приняты «Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».

В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, 4 ноября 1950 г.) права каждого лица на жизнь, свободу и личную неприкосновенность были разделены и зафиксированы в отдельных статьях, что особенно подчеркнуло значимость каждого из этих прав. Наряду с этим гражданские права были дополнены существенным правом на уважение частной и семейной жизни каждого человека.

Кроме деклараций и конвенций, регулирующих вопросы защиты жизни и физической неприкосновенности, был принят ряд рекомендаций Совета Европы, Европейского Союза по проблемам биоэтики. В частности, это рекомендации Совета Европы: «№ 29/1978 – по пересадке тканей и органов, № 79/1976 – о правах больных и умирающих, № 1046/1986 и 1100/1989 – об использовании эмбрионов и человеческих зародышей».

4 апреля 1997 г. в г. Овьедо Советом Европы была принята Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины – Конвенция о правах человека и биомедицине. В соответствии с Конвенцией государства-участники обязуются защищать достоинство и индивидуальность каждого человеческого существа, гарантировать каждому уважение целостности и неприкосновенности его личности и соблюдение других прав и основных свобод при использовании достижений биологии и медицины.

Среди прав и свобод человека, которые защищает Конвенция, необходимо отметить следующие: 1) право на выбор вмешательства или невмешательства в сферу своего здоровья; данное вмешательство возможно только при свободном и осознанном согласии человека, основанном на информированности (ст. 5); 2) право каждого на уважение его частной жизни в сфере, касающейся сведений о его здоровье (п. 1 ст. 10); 3) право каждого на ознакомление с любой собранной информацией о состоянии его здоровья (п. 2 ст. 10); 4) запрет дискриминации личности на основании ее генетических особенностей (ст. 11); 5) запрет на использование вспомогательных репродуктивных технологий в целях выбора пола будущего ребенка, исключением являются случаи их использования для предотвращения тяжелого заболевания, наследуемого вместе с полом (ст. 14); 6) право лиц, выступающих в качестве испытуемых, на информацию о своих правах и гарантиях своей защиты (ст. 16); 7) запрет создания эмбрионов человека в исследовательских целях (п. 2 ст. 18); 8) запрет на использование тела человека и частей его тела для извлечения финансовой выгоды (ст. 21); 9) право каждого на судебную защиту в случае нарушения прав, признанных Конвенцией (ст. 23). Для контроля за выполнением государствами-участниками положений Конвенции, внесения поправок, анализа и применения Конвенции в соответствии с последними достижениями науки в 1977 г. был создан Руководящий комитет по биоэтике (ст. 32).

В связи с экспериментами по клонированию – экспериментами с неизвестными последствиями – в конце ХХ в. возникла потребность принять международные стандарты по правам человека в этой сфере. Так, 12 января 1998 г. в Париже Советом Европы был принят Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ. В соответствии с данным протоколом запрещено любое вмешательство с целью создания человеческого существа, генетически идентичного другому, умершему или живому человеческому существу (п. 1 ст. 1). При этом человеческое существо, «генетически идентичное» другому человеческому существу, это «человеческое существо, имеющее с другим человеческим существом тождественный набор генов ядра» (п. 2 ст. 1).

Порядок трансплантации органов и тканей регламентируют официальные документы Всемирной медицинской ассоциации:

Заявление ВМА о торговле живыми органами (1985), где была осуждена купля-продажа человеческих органов для трансплантации, а правительства всех стран призваны принимать меры для предотвращения этого;

Декларация ВМА о трансплантации органов (1987);

Резолюция ВМА по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов (1994), которая была принята в связи с озабоченностью ВМА возрастающим количеством сообщений об участии врачей в операциях по трансплантации человеческих органов, изъятых из тел заключенных, приговоренных к смерти, при эвтаназии человека, страдающего психическими или физическими недостатками, бедных людей, украденных детей.

Международные стандарты в сфере охраны здоровья граждан впервые были закреплены в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), принятом в Нью-Йорке 22 июля 1946 г. Целью ВОЗ провозглашено достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Здоровье, в соответствии с Уставом, является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней или физических дефектов. Каждое государство обязано обеспечить основное право всякого человека – обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья. Именно здоровье в соответствии с Уставом ВОЗ является основным фактором в достижении мира и безопасности, зависящим от полного сотрудничества отдельных лиц и государств. Для достижения высшего уровня всем народам должны быть предоставлены возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук[42].



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.228.250 (0.01 с.)