ТОП 10:

Проблема самоценности жизни.



Идеалы гуманизма (лат. humanus — человечный) ныне пронизывают все направления в международном сотрудничестве. В Уставе ЮНЕСКО сказано, что необходимо внедрять в общественное сознание «демократические принципы уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей». В нем обращается внимание и на то, что «для поддержания человеческой чести и достоинства необходимо самое широкое распространение культуры и образования среди практически всех людей на основе справедливости, свободы и мира». При этом подчеркивает- ся: «мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». В этой связи перед всем прогрессивным человечеством встала задача поиска путей, средств и методов избавления людей от целого ряда нравственно-этических стереотипов в философии, естествознании, медицинской науке и практике. Идеологический и нравственный антагонизм в XX в. привел к величайшим социальным потрясениям, духовным кризисам, бурным переменам в жизни людей. Нюрнбергский процесс (1947) над военными преступниками, в том числе над 23 немецкими учеными-медиками, впервые продемонстрировал хрупкость и ненадежность морально-этических и правовых преград, защищающих жизнь человека от возможного использования достижений науки, включая и медицину, во вред людям. Клятва Гиппократа не стала препятствием для немецких врачей в проведении ими бесчеловечных опытов над заключенными. Одним из ключевых требований Нюрнбергского кодекса стал запрет на совершение опытов на человеке без его добровольного согласия.Напряженнейшие драматические ситуации и поныне возникают то в одной, то в другой точке земного шара. Социально-философский анализ проблемы драматической судьбы человечества заставил многих политиков, ученых, медиков говорить в известном смысле о возможном «самоубийстве» человечества. Наряду с этим встал вопрос и о философско-этической переоценке достижений в науке и технике, новейших технологий в биомедицине, которые на первый взгляд кажутся прогрессивными. Философски мыслящие специалисты-медики опасаются, как бы использование некоторых из них не приблизило катастрофу земной биосферы, а вместе с ней и человеческого разума.Многое сегодня вызывает тревогу и беспокойство. Над человечеством нависла и угроза «биотерроризма». Это огромное по мощи и эффективности воздействие микроорганизмов с целью использования межвидовой борьбы в интересах внутривидовой. Иными словами, — это применение «направленного биологического отбора» с целью уничтожения отдельных человеческих особей или групп.Инструментом биотерроризма могут стать генетически измененные бактерии, стойкие к лекарственным воздействиям, препараты, стирающие память. Беспокойство вызывает не только то, что могут сделать с нами другие, но и то, что мы сами можем сделать с собой. Цель внедрения гуманных мотивов биоэтики в научную медицину состоит в том, чтобы пробуждать у ученых «совесть специалиста», которая удерживала бы их от опрометчивых опытов по созданию новых видов растений, животных методами генной инженерии, и прежде всего — людей методом клонирования. Закрепление в современном общественном сознании гуманистических идеалов биоэтики позволит разрешить комплекс сложнейших проблем, возникших, кстати, «по вине» ученых, которые порой сомнительными в нравственном отношении деяниями ставят человеческую цивилизацию на край пропасти, и более того — возможного самоуничтожения человечества. Поэтому столь важно формировать философско-этическое самосознание ученых-медиков.Ведь медицина исторически выросла из сострадания, стремления компетентно помогать страждущему. Врачевание всегда представляло собой не что иное, как целевое воздействие на больного. Даже наши далекие предки, как могли, боролись за жизнь больного до конца, используя доступные знания и опыт, применяя лекарственные травы и даже отдельные органы животных. Так, древнегреческий врачеватель и мыслитель Педаний Диоскорид в сочинении «О лекарственных средствах» систематизировал все известные в то время медикаменты растительного, животного и минерального происхождения. Его орга-нофармакология (использование органов животных для лечения) имела тогда немалое позитивное биофизиологическое, психотерапевтическое и моральное воздействие на больного.Сегодня больной ничуть не меньше нуждается именно в человеческом участии. Однако XX в. ознаменовался не только научно-техническими достижениями, но и многими морально-нравственными потерями; все реже, в частности, проявляется в обществе такое замечательное качество, как милосердие. Исходя из социально-нравственного понимания задач изменения природы человека и человечества, современная идеология гуманизма называет приоритетными принципы справедливости и альтруизма, бережливости и щедрости, милосердия и сострадания, уважительного отношения к настоящему и прошлому человека и человечества.Каждое биомедицинское исследование должно характеризоваться основательной теоретической обоснованностью методологической корректности, технической реализуемостью и этической приемлемостью. Тем самым цели и ценности, которые обусловлены взаимосвязями между наукой, медициной и обществом, уже не остаются чем-то внешним по отношению к безопасности человека, которая ныне превращается в специфическую область биоэтики, осмысливающей нравственные ценности жизни вообще и человеческой в особенности. Возникновение и развитие биоэтики не случайно, оно связано с изменениями в сфере биомедицины, медицинской науки, практического здравоохранения с успехами генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии и т. д.Генно-инженерные технологии, в которых могут применяться революционные достижения биомедицинской науки с целью радикального изменения клинической практики, вовсе не гарантируют благоприятный исход лечения тяжелобольных. Да и современная биология, исследуя весьма тонкие механизмы наследственности, и физиология, глубоко проникая в структуру мозга, способны оказывать эффективное воздействие на изменение человеческого организма. Таким образом, возможно радикальное воздействие современной медицинской науки и передовых медицинских технологий на изменение природных (врожденных) дефектов. Освоение в познании и на практике сложных живых систем по-новому ставит проблему демаркации между научной истиной и нравственностью в медицине, рациональным и интуитивным действием медика.Современные научные и особенно технологические достижения принципиально по-новому ставят вопросы о нравственном насыщении биомедицинской науки и технологий биомедицины. До недавнего времени многие были убеждены, что смысл этики науки состоит в реализации учеными основных норм-условий достижения объективности знания: беспристрастности, добросовестности в научно-теоретических изысканиях, высокого профессионализма, скрупулезной чистоты экспериментов на живом организме. В настоящее время стало очевидно, что следование только традиционным этическим нормам в научной деятельности не всегда приводит к желаемой цели. Однако это не означает, что традиционные этические регуляторы науки отходят ныне на второй план.Сегодня биоэтика становится фактором гармонизации отношений между общественностью, учеными, медиками. Специфика биоэтики состоит в сопоставлении ее принципов с более широкой моральной сферой — этикой науки и медицины, что позволяет привлечь ее внимание к тем граням научной и практической деятельности, которые претендуют на радикальное изменение самой биологической природы человека. Важнейшая задача биоэтики состоит в том, чтобы «сигналить об отступлении от истины и напомнить о причиняемом зле







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.003 с.)