Сферы применения мировоззрения в качестве инструмента практической медицины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сферы применения мировоззрения в качестве инструмента практической медицины.



1. Современная медицина является фактором, нарушающим естественный процесс эволюции человечества. "Лечение" представляет не локальный акт, а выбор парадигмы существования, так как только медицина в последующем может компенсировать побочные эффекты терапии. Медицина имеет способность к самоактуализации, обладая свойствами " цепной" реакции. Экономическая и экологическая "цена" медицины делает экстенсивный путь ее развития принципиально и практически конечным.

Методологические проблемы, связанные с развивающимися генетическим и дисфизиологическим кризисами и путями их преодоления, приобретают витальный характер для грядущих поколений человечества и не имеют "внутримедицинского" решения. Это делает необходимым создание реалистической модели медицины в структуре будущей цивилизации.

2. Медицинское мировоззрение является канонизированным комплексом умозаключений, имеющим трехчленную структуру: а) метафизические представления о мире и человеке; б) представления о природе болезни; в) представления о принципе действия "интегративного" (в отношении данного направления медицины) способа лечения болезни или медицинской агрессии. Представления о природе болезни и механизмах лечения укоренены в метафизический базис с минимальным опосредованием частными разделами философии, или других наук. Отсутствие органичного способа "вписывания" того или иного метода диагностики и лечения в наличное мировоззрение ведет не к модификации мировоззрения, а к элиминации метода на основе придания ему статуса суеверия.

Метафизика является составной частью медицины не в меньшей степени, чем философии. Медицина, в определенном смысле, выступает как "экспериментальная метафизика", исторически эксплуатирующая и верифицирующая психогенный потенциал своих теоретических построений, путем его прямого и опосредованного превращения в терапевтическую активность, т.е. трансформацией идеального в материальное (физиологическое).

3. Классическая концепция истины в форме: "Истина - это опытная подтверждаемость", тяготеющая к идеям К. Маркса о практике, как критерии истины, учитывающая неразрывность объективной и субъективной составляющей объекта и субъекта знания и деятельности, является наиболее адекватной в отношении медико-физиологической проблематики.

Психофизиологическая (медицинская) истина является активной, она выступает не только как акт соответствия мысли реальности (первичная истина), но и порождает ее, выступая как акт принудительного соответствия реальности мысли (вторичная истина). Элементы вторичной истины в медицине и физиологии имеют явную эмпирическую проявленность, они поддаются выявлению и количественной оценке стандартными методами медицинской науки. Интегративным референтом первичной истины является внешний (по отношению к лекарю) мир, интегративным референтом вторичной истины - "внутренний мир" лекаря и больного.

4. Физиологическая продуктивность мышления ведет к тому, что между философией и медициной (здоровьем, болезнью и специфической мыследеятельностью) существует физиологическая взаимосвязь, носящая амбивалентный характер. Философия, как и др. методы поиска " нечастной" истины, является профессионально вредной (опасной) деятельностью (деятельностью, которая может нанести вред здоровью).

Физиологическая активность философии (в широком смысле) ведет к тому, что она может выступать в качестве: а) болезнетворного фактора; б) проявления болезни; в) методов лечения и профилактики болезни. Эмпирическое осознание физиологической небезопасности "философического" процесса (в широком смысле) привело к формированию систем психофизиологической профилактики, наиболее ярко выраженных в традиционных восточных школах.

Элементы физиологических процессов, направленные на сохранение здоровья "познавателя", являются особого рода имплицитными формами физиологической регламентации познавательной деятельности (физио- методологии). Наличие этих механизмов не позволяет индивидууму выступать в качестве объективного "инструмента" познания, являясь физиологическим основанием его субъективности.

5. Мировоззрение является относительно самостоятельным объектом физиологического устройства организма, обладающим саногенетическими, терапевтическими и болезнетворными потенциями. Физиологические потенции мировоззрения не зависят от соотношения с "научной истиной", а определяются его социальными, субъективно-когнитивными и психоэнергетическими характеристиками. Эмпирический материал в области физиологии и патологии демонстрирует удивительную пластичность и мировоззренческую детерминированность. Многие медико-биологические эмпирические феномены, выявляемые и "эксплуатируемые" методами йоги, акупунктуры, архаической медицины, а также близкими к ним мистическими практиками и восточными боевыми искусствами, не имеют аналогов в сфере активности "западного мировоззрения".

6. Степень метафизических, методологических, методических различий в теории и практике различных направлений медицины весьма высока. Во многих случаях она оказывается не меньшей, чем в различных направлениях философии и религии, что не характерно для форм деятельности с существенным "объективным" компонентом. Теория и методология в медицине (в каждом отдельном направлении медицины) существует в форме идеологии, т.е. канонизированного комплекса представлений. Идеологизация медицинских мировоззрений столь значительна, что теоретическая и формально-организационная легитимность процесса лечения в большинстве случаев рассматривается как ценность, сопоставимая с его позитивным результатом. Догматическое восприятие мировоззрения формируется на этапе обучения врача, что, помимо "дефекта информированности", создает психологические механизмы восприятия "своего" мировоззрения, как "единственно истинного". Неальтернативность медицинского мировоззрения каждого из направлений медицины во многом определяет его эффективность в качестве практического "инструмента", однако ведет к ограничению эвристического потенциала, а также препятствует интеграции различных направлений и школ медицины.

7. Медицина является сферой активности научного и вненаучного знания, воплотившегося в исторически сформированные и практически действенные формы медицины. Компоненты медицины, исходящие из вненаучного знания, демонстрируют высокую терапевтическую потентность Каждое из направлений медицины основано на элементах научного и вне-научного знания, представленного в различных пропорциях. Взаимодействие научного и вненаучного знания воплощается в ступенчатом развитии медицины, где их синтез на предыдущем этапе, сопровождается формированием когнитивной конструкции, воспринимаемой на последующем этапе развития в качестве внерационального эталона "научности".

Современный уровень научного знания не позволяет формировать "абсолютно" научную медицину и требует активизации процесса взаимодействия научного и вненаучного знания на основе: а) определения сфер исключительной компетентности и взаимодополнительности научного и вненаучного знания; б) "смягченных" форм верификации вненаучного знания, за счет введения в них субъективного компонента и верификации источника вненаучных знаний; в) разработки доктрины, в которой вненауч-ному знанию нашлось бы определенное и существенное место.

8. Болезнь представляет собой каскадный процесс флуктуации, развивающийся в организме, представляющем иерархию диссипативных структур. Мировоззрение, являясь одним из компонентов диссипативных структур организма, выступает как важный элемент обеспечения "флуктуацион-ной устойчивости", воздействие на который позволяет управлять поведением диссипативных структур, вмешиваться в течение болезни.

Научные и вненаучные методы лечения имеют различный объект приложения. Научные методы направлены на ликвидацию флуктуации низших иерархических структур, являющихся непосредственным объектом повреждения. Вненаучные методы терапии направлены на стимуляцию сверхнеравновесного состояния высших диссипативных структур и выступают в качестве синергистов естественных механизмов защиты. Научные методы являются специфичными по отношению к конкретному заболеванию. Вне-научные методы являются неспецифичными и активными в отношении широкого круга разнообразной патологии.

9. Феномен Корпоративного Сознания, выступающий как надличностный и надорганизменный элемент биологической организации, является одним из компонентов неравновесности биологических структур и, в этом качестве, влияет на физиологические и патологические отправления жизнедеятельности индивидов.

10. Медицина представляет собой исторически сложившуюся совокупность школ и направлений традиционного и научного происхождения. Доктрины различных направлений медицины демонстрируют исторически проявленную неспособность к коэволюционному развитию и позитивному взаимодействию. Развитие медицины происходит путем "внутришкольной" дифференциации, а не интеграции. Возникающие различия манифестируются и вводятся в качестве локальных оснований "новых" школ медицины. Интегративная медицина, как и интегративная философия, невозможна, как бы привлекательным это ни казалось. Развитие методологии медицины может осуществляться не через интеграцию, а через инновацию, снимающую многочисленное "старое" в единичном "новом".

Взаимодействие различных направлений медицины в практической деятельности также не может осуществляться путем интеграции, а требует обеспечения координации их дискретного функционирования. Оптимизация и координация практической деятельности различных направлений медицины может происходить на основе признания ряда альтернативных направлений медицины в качестве полноправных субъектов медицинской деятельности; формирование структуры здравоохранения на основе централизованно-федерационного принципа; коэволюции процессов подготовки врачей научного и альтернативных направлений медицины; формирование профессиональной этики врачей различных направлений медицины на основе принципа консолидированной ответственности за больного и разграничения полномочий; формирование юридических и организаци.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.009 с.)