Тема 1. Философия как система теоретического знания и тип мировоззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия как система теоретического знания и тип мировоззрения



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

 

В формировании высоких профессиональных качеств специалиста важная роль принадлежит философской подготовке. Она призвана:

· вооружить студентов знаниями философских теорий и концепций, обращенных к человеку, к анализу диалектики современного общественного развития;

· сформировать их духовный мир и мировоззренческую культуру, состоящую в умении соединить историзм и многообразие мировоззренческих ориентации, свойственных различным культурам, осмыслении их общечеловеческого гуманистического содержания; рациональном и критическом размышлении над глубинными ценностями и ориентирами человеческой жизни;

· выработать адекватную современным требованиям методологическую культуру, которая позволяет специалисту применять разносторонние специально-научные, технические и гуманитарные знания как единый системный комплекс, поможет ему быстро адаптироваться к радикальным изменениям в содержании и целях деятельности, способствует его социальной и производственной мобильности;

· дать глубокие и всесторонние историко-философские знания основных этапов развития философской мысли, взаимосвязи и преемственности различных философских идей и школ, ознакомить с классическими философскими текстами;

· сформировать навыки философского мышления, умение вести научную дискуссию, убедительно и аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.

Курс «Философия» изучают в течение одного-двух семестров. Тематическим планом предусмотрено проведение различных видов занятий – лекций, семинаров. Однако основной формой овладения философскими знаниями является самостоятельная работа. В процессе изучения философии осуществляется текущий (на семинарах), рубежный и итоговый контроль знаний. Изучение философии завершается сдачей экзамена.

При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты должны не только изучить материал, изложенный в лекциях, учебной и специальной литературе по проблемам, выносимым на обсуждение, но и ответить на вопросы для самоконтроля, которые предусмотрены к каждому семинару. По желанию студенты могут выступить на семинаре с сообщениями, тематика которых представлена в плане семинарского занятия. Реферативное выступление не должно превышать 10 минут.


ЗАДАНИЕ

НА СЕМИНАР № 1 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СИСТЕМА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Учебные вопросы

1. Понятие мировоззрения и его исторические типы.

2. Эволюция представлений о предмете философии.

3. Основное содержание и функции философии.

4. Структура философского знания.

5. Связь философии с другими науками.

 

Основные понятия

Философия, мировоззрение, бытие, субстанция, материя, сознание, онтология, гносеология, диалектика, аксиология, этика, эстетика, эпистемология, философская антропология, социальная философия, материализм, идеализм, гностицизм, агностицизм, монизм, дуализм, плюрализм.

 

Темы сообщений

1. Мифология как ранний тип мировоззрения.

2. Специфика современных философских проблем.

3. Философия в системе культуры.

4. Философия в XXI веке.

 

Литература

1. Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 187 с.

2. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2006. – 506 с.

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 622 с.

4. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, Н.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА, 2005. – 519 с.

5. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.1. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 131 с.

6. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.2. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 178 с.

7. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

8. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидоровой. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с.


ЗАДАНИЕ

НА СЕМИНАР № 2 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Литература

1. Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 187 с.

2. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2006. – 506 с.

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 622 с.

4. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, Н.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА, 2005. – 519 с.

5. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.1. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 131 с.

6. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.2. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 178 с.

7. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

8. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидоровой. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с.


Контрольная работа № 1

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе.

Мифологическое мировоззрение – это своеобразное видение мира, основанное на мифе, в котором смешивается естественное и сверхъестественное, фантастическое с реально существующим.

Религиозное мировоззрение – это своеобразное видение мира, формирующееся на базе мифологического, но в отличие от мифологического, делит мир на сверхъестественный и естественный.

Философское мировоззрение – это синтез наиболее общих взглядов на мир, человека и общество, основанный на рациональном, логического доказательства тех или иных утверждений тогда, как в религии они воспринимаются на веру.

Философия (от древнегреч. «рhileo» – любовь и «sophia» – мудрость – «любовь к мудрости») – это: 1) тип мировоззрения; 2) особая форма познания мира; 3) учение о наиболее общих вопросах бытия и познания.

Предмет философии – всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества, человека.

Материализм – философская позиция, признающая первичность материи.

Идеализм – философская позиция, признающая первичность идеального (духовного) начала.

Монизм (от греч. mono – один) – философская позиция, признающая первичность только одной субстанции.

Дуализм (от лат. двойственный) – философская позиция, признающая равноправие двух первоначал: материального и идеального, существующих независимо друг от друга.

Плюрализм (от лат. множественный) – философская позиция, признающая множество исходных субстанций.

Гностицизм – философская позиция, признающая познание мира.

Агностицизм – философская позиция, отрицающая познаваемость мира.

Бытие – философская категория, обозначающая, прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие.

Субстанция (от лат. сущность, лежащее в основе)– одна из фундаментальных категорий философии, несущая два смысловых оттенка: 1) нечто неизменное, в отличие от изменчивого мира вещей, то, что существует само по себе, независимо от внешних влияний; 2) первооснова, определяющая существование других вещей.

Материя (от лат. вещество) – философская категория, обозначающая объективную реальность, которая дается человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется и отражается органами чувств и предстает в виде субъективных копий объективного мира (В.И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм»).

Сознание – предельно широкая философская категория, выражающая способ «обнаружения» человеком себя в мире; это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения.

Онтология – философское учение о бытии.

Гносеология – философское учение о познании.

Эпистемология – философская теория научного познания.

Диалектика – философское учение о развитии.

Методология – философское учение о методе.

Социальная философия – философское учение об обществе.

Этика – философское учение о морали.

Эстетика – философское учение о прекрасном.

Логика – философское учение о законах мышления.

Аксиология – философское учение о ценностях.

Философская антропология – философское учение о человеке.


ЗАДАНИЕ

НА СЕМИНАР № 3 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Литература

1. Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 187 с.

2. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2006. – 506 с.

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 622 с.

4. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, Н.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА, 2005. – 519 с.

5. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.1. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 131 с.

6. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.2. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 178 с.

  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.
  2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидоровой. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с.

Контрольная работа № 2

Космоцентризм – тип мировоззрения, согласно которому мир – это упорядоченное, рационально организованное, одушевленное целое (макрокосм), а человек – его гармоничная составная часть (микрокосм).

Теоцентризм – тип мировоззрения, согласно которому Бог является первоосновой мира, его творцом, целью и смыслом.

Антропоцентризм – тип мировоззрения, согласно которому не Бог, а человек является центром мироздания.

Механицизм – тип мировоззрения, согласно которому весь мир и его явления, в том числе и человек, рассматриваются как механизмы, состоящие из слаженных между собой частей;

Сакрализация – сопряженность философии с христианским вероучением.

Секуляризация – разграничение философии и религии.

Картиной мира – сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

Религиозная картина мира – синтез религиозного опыта человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия: абсолютного бытия (бытие Бога-Творца) и сотворенного бытия (существования многообразия вещей и процессов, в том числе и человека).

Научная картина мира – целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.

Философская картина мира – совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

Веды – древнейший памятник индийской литературы, в котором выражено весьма древнее религиозной мировоззрение.

Упанишады – философская часть Вед.

Неортодоксальные философские школы – школы, отвергающие авторитет Вед (джайнизм, буддизм, локаята).

Ортодоксальные философские школы – школы, признающие авторитет Вед (веданта, миманса, санкхья, вайшешика, йога).


ЗАДАНИЕ

НА СЕМИНАР № 4 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Тема 4. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Учебные вопросы

 

1. Особенности развития философского знания в эпоху античности.

2. Натурфилософские школы античности: милетская, элейская, эфесская, атомистская, пифагорейская.

3. Сократ и антропологический поворот в философии.

4. Объективный идеализм Платона.

5. Философская система Аристотеля.

6. Эллинистическая философия: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, кинизм.

 

Основные понятия

Натурфилософия, космоцентризм, макрокосм, микрокосм, атомизм, апейрон, Логос, софистика, эпикуреизм, кинизм, стоицизм, объективный идеализм, гедонизм, счастье.

 

Сообщения

1. Знаменитые апории Зенона.

2. Софисты и софистика.

3. Диоген (киник), Эпикур, Сенека (римский стоик) о человеке.

 

Литература

 

1. Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 187 с.

2. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2006. – 506 с.

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 622 с.

4. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, Н.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА, 2005. – 519 с.

5. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.1. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 131 с.

6. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.2. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 178 с.

  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.
  2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидоровой. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с.

ЗАДАНИЕ

НА СЕМИНАР № 5 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Контрольная работа № 3

Креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего.

Провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека.

Теодицея – оправдание Бога за существующее зло.

Эсхатология – вера в конец света.

Патристика (от лат. pater – отец) – это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства.

Схоластика (лат. scholasticus – школьный, ученый) – тип религиозной философии, основанной на соединении догматики и рационалистического обоснования с предпочтением формально-логической проблематики.

Реализм – направление средневековой философии,сторонники которогосчитали, что общие понятия (с лат. universalis – универсалии) обладают подлинной реальностью и порождают единичные вещи, их первичные образования.

Номинализм – направление средневековой философии,сторонники которогосчитали, что реальны лишь единичные вещи, например, конкретные деревья, люди, а «дерево вообще» или «человек вообще» – это лишь слова или названия, которые обобщают в род единичные предметы.

Концептуализм – философская позиция, примиряющая реализм и номинализм, согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере разума в виде понятий.

Пантеизм – философская позиция эпохи Возрождения, отождествляющая природу и Бога.

Деизм – философская позиция эпохи Возрождения, согласно которой Бог сотворил мир, но затем в дела мира не вмешивается.

Эмпиризм – направление в философии Нового времени, считающее основным источником познания чувственный опыт.

Сенсуализм – крайняя форма эмпиризма, выводящая все знания из ощущений.

Рационализм – противоположное эмпиризму направление в философии Нового времени, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.

Индукция – способ построения мысли от частного к общему.

Дедукция – способ построения мысли от общего к частному.

 


ЗАДАНИЕ

НА СЕМИНАР № 6 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

ЗАДАНИЕ

НА СЕМИНАР № 7 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

ЗАДАНИЕ

НА СЕМИНАР № 8 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

НА СЕМИНАР № 9 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

ТЕМА 9. русская ФИЛОСОФИЯ

Учебные вопросы

1. Особенности развития русской философии и ее периодизация.

2. Становление русской философии в XI-ХIII веках.

3. Философия русского Просвещения.

4. «Западничество» и «славянофильство» в русской философской мысли XIX века.

5. Философия русского марксизма.

6. Русская религиозно-идеалистическая философия конца ХIX – начала XX веков.

7. «Русский космизм» как духовный ренессанс ХХ века.

8. Особенности развития отечественной философской мысли в советский период.

 

Темы сообщений

1. Жизнь и философское творчество Вл. Соловьева.

2. Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского.

3. Экзистенциализм в России: творчество Н. Бердяева.

4. Философия русского космизма: Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский, А. Чижевский.

 

Литература

1. Спиркин А. Г. Философия. – М.: Гардарики, 2009.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. – М., 2003.

3. Канке В.А. Философия. – М.: Логос, 2006.

4. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидоровой. – М.: Гардарики, 2003.

2. Бердяев Н.А. Самопознание. – М., 1991.

3. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. – М.: Книга, 1991.

4. Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 2001.

5. Корнилов С. В. Русские философы. – СПб., 2001.

6. Лосев А.Ф. Основные особенности русской философии // Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

7. Русская философия ХIХ-ХХ веков //Философия. Учебник для вузов. Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

8. Русский космизм: Антология  философской мысли. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

9. Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. – М.: Правда, 1989. – Т. 1.


ЗАДАНИЕ

НА СЕМИНАР № 10 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

Основные понятия

Бытие, онтология, субстанция, материя, бытие материального, бытие идеального, бытие человека, бытие социального, движение, покой, развитие, пространство, время, механическая форма движения материи, физическая форма движения материи, химическая форма движения материи, биологическая форма движения материи, социальная форма движения материи, реляционная концепция пространства-времени, субстанциальная концепция пространства-времени.

Темы сообщений

1. Современная наука о строении и свойствах материи.

2. Взаимодействие пространства, времени и материи.

3. Философский смысл теории относительности А. Эйнштейна.

4. Пространственно-временная бесконечность материального мира.

 

Литература

1. Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 187 с.

2. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2006. – 506 с.

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 622 с.

4. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, Н.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА, 2005. – 519 с.

  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.
  2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидоровой. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с.

Контрольная работа № 4

Бытие материального – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.

Бытие идеального – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.

Бытие человека – существование человека как единства материального и духовного, бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

Бытие социального – включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.

Материя (от лат. вещество) – объективная реальность, которая дается

Движение – изменение вообще, то есть любое изменение, как качественное, так и количественное.

Покой – момент движения, момент сохранения качественной определенности движущегося бытия.

Развитие – движение, которое связано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому.

Атрибут – необходимое, существенное свойство объекта.

Механическая форма движения материи – пространственное перемещение тел.

Физическая форма движения материи – теплота, свет, энергия, магнетизм.

Химическая форма движения материи движение атомов в молекулах, изменяющее химический состав и строение вещества.

Биологическая форма движения материи жизнь как способ существования белковых тел.

Социальная форма движения материи – связана с развитием общества.

Пространство – форма координации объектов.

Время – последовательность смены объектов и процессов, длительность их бытия и характер развития.

Субстанциальная концепция пространства-времени: пространство и время – это особого рода сущности, некие субстанции, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов, но оказывающие на них существенное влияние; это вместилище материальных вещей, процессов, событий (Ньютон, Галилей).

Реляционная концепция пространства-времени: пространство и время– это особого рода отношения между объектами и процессами; это относительные свойства бытия, зависящие от систем отсчета; пространство и время являются производными от конкретных физических событий и взаимодействий, то есть они не являются онтологическими сущностями (А. Энштейн, Э. Мах).

ЗАДАНИЕ

на семинар № 11 по дисциплине «Философия»

 

Контрольная работа № 5

Развитие – движение, которое связано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому.

Диалектика – философское учение о развитии; наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Метафизика – способ познания действительности, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития, как статичные и изолированные друг от друга.

Противоречие – взаимодействие противоположностей.

Противоположности – различия между предметами, выросшие до предельных размеров, которые, с одной стороны, взаимоисключают друг друга, с другой – существуют в неразрывной связи и при отдельных условиях переходят друг в друга.

Количество – это философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой не приводит к превращению в другой предмет, то есть возникновению нового.

Качество – это внутренняя определенность предмета, в которой выражается его специфика, своеобразие, отличие от других предметов.

Мера – единство качественной и количественной определенности предмета; определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.

Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.

Диалектическое отрицание – переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий.

Синергетика (от греч. sinergia – сотрудничество, содействие) – наиболее общая на данный момент времени теория самоорганизации; наука, изучающая закономерности явлений самоорганизации во всех типах материальных систем.

Суммативные системы – это системы, в которых связь между элементами выражена слабо, они автономны по отношению друг к другу и системе в целом (куча песка);

Целостные системы – это системы, в которых четко выражена зависимость их возникновения и функционирования от составляющих элементов и наоборот (живой организм, общество).

Точка бифуркации (разветвления) – та точка, в которой проявляется неоднозначность изменений, называется.

Эффект согласования (когерентности) – условие, при котором различные элементы начинают вести себя в унисон друг с другом.

Отражение – это способность объектов, предметов при взаимодействии друг с другом изменяться или сохранять следы взаимодействия.

Закон единства и борьбы противоположностей дает представление об источнике развития: разделение единого целого на противоположные начала, борьба противоположностей приводят к разрешению противоречия и переходу исходного целого на качественно новый уровень.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений служит развитием и конкретизацией первого закона идает представление о механизме развития: накопление качественных изменений в определенный момент времени приводит к трансформации качества предмета, то есть возникновению нового.

Закон отрицания отрицания объясняет направление развития: развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов; в своем развитии предмет или явление возвращается к ранее пройденным ступеням, но на более высоком уровне.

 


ЗАДАНИЕ

на семинар № 12 по дисциплине «Философия»

 

ЗАДАНИЕ

на семинар № 13 по дисциплине «Философия»

 

ЗАДАНИЕ

на семинар № 14 по дисциплине «Философия»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЛОСОФИЯ»

 

В формировании высоких профессиональных качеств специалиста важная роль принадлежит философской подготовке. Она призвана:

· вооружить студентов знаниями философских теорий и концепций, обращенных к человеку, к анализу диалектики современного общественного развития;

· сформировать их духовный мир и мировоззренческую культуру, состоящую в умении соединить историзм и многообразие мировоззренческих ориентации, свойственных различным культурам, осмыслении их общечеловеческого гуманистического содержания; рациональном и критическом размышлении над глубинными ценностями и ориентирами человеческой жизни;

· выработать адекватную современным требованиям методологическую культуру, которая позволяет специалисту применять разносторонние специально-научные, технические и гуманитарные знания как единый системный комплекс, поможет ему быстро адаптироваться к радикальным изменениям в содержании и целях деятельности, способствует его социальной и производственной мобильности;

· дать глубокие и всесторонние историко-философские знания основных этапов развития философской мысли, взаимосвязи и преемственности различных философских идей и школ, ознакомить с классическими философскими текстами;

· сформировать навыки философского мышления, умение вести научную дискуссию, убедительно и аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.

Курс «Философия» изучают в течение одного-двух семестров. Тематическим планом предусмотрено проведение различных видов занятий – лекций, семинаров. Однако основной формой овладения философскими знаниями является самостоятельная работа. В процессе изучения философии осуществляется текущий (на семинарах), рубежный и итоговый контроль знаний. Изучение философии завершается сдачей экзамена.

При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты должны не только изучить материал, изложенный в лекциях, учебной и специальной литературе по проблемам, выносимым на обсуждение, но и ответить на вопросы для самоконтроля, которые предусмотрены к каждому семинару. По желанию студенты могут выступить на семинаре с сообщениями, тематика которых представлена в плане семинарского занятия. Реферативное выступление не должно превышать 10 минут.


ЗАДАНИЕ

НА СЕМИНАР № 1 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»

тема 1. ФИЛОСОФИЯ КАК СИСТЕМА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Учебные вопросы

1. Понятие мировоззрения и его исторические типы.

2. Эволюция представлений о предмете философии.

3. Основное содержание и функции философии.

4. Структура философского знания.

5. Связь философии с другими науками.

 

Основные понятия

Философия, мировоззрение, бытие, субстанция, материя, сознание, онтология, гносеология, диалектика, аксиология, этика, эстетика, эпистемология, философская антропология, социальная философия, материализм, идеализм, гностицизм, агностицизм, монизм, дуализм, плюрализм.

 

Темы сообщений

1. Мифология как ранний тип мировоззрения.

2. Специфика современных философских проблем.

3. Философия в системе культуры.

4. Философия в XXI веке.

 

Литература

1. Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 187 с.

2. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2006. – 506 с.

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 622 с.

4. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, Н.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА, 2005. – 519 с.

5. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.1. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 131 с.

6. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.2. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 178 с.

7. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.

8. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидоровой. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с.


ЗАДАНИЕ

НА СЕМИНАР № 2 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЛОСОФИЯ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.144 с.)