Тема № 11. Философское учение о развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 11. Философское учение о развитии



 

Учебные вопросы

1. Понятие развития в истории философии.

2. Концепции развития: диалектика, синергетика, метафизика, релятивизм, софистика, догматизм, эклектика.

3. Диалектика: законы и принципы.

4. Основные положения синергетики.

 

Темы сообщений

1. Развитие диалектических идей в трудах Гераклита Эфесского, Н. Кузанского, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса.

2. Древнегреческая софистика как субъективистская диалектика понятий.

3. Идея глобального эволюционизма в современном естествознании.

4. Синергетика как междисциплинарное учение и новое миропонимание.

 

Литература

1. Стрельник О.Н. Философия: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2008. – 187 с.

2. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юрист, 2006. – 506 с.

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 622 с.

4. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: Учебник / В.Г. Кузнецов, Н.Д. Кузнецова, В.В. Миронов, К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА, 2005. – 519 с.

5. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.1. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 131 с.

6. Философия: Учебное наглядное пособие. Ч.2. / Под ред. Н.И. Семизорова. – Серпухов: Изд-во СВИ РВ, 2011. – 178 с.

  1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. Миронова. – М.: Норма, 2008. – 928 с.
  2. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидоровой. – М.: Гардарики, 2003. – 828 с.

 

 


Контрольная работа № 5

Развитие – движение, которое связано с качественным преобразованием объекта, переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому.

Диалектика – философское учение о развитии; наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Метафизика – способ познания действительности, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития, как статичные и изолированные друг от друга.

Противоречие – взаимодействие противоположностей.

Противоположности – различия между предметами, выросшие до предельных размеров, которые, с одной стороны, взаимоисключают друг друга, с другой – существуют в неразрывной связи и при отдельных условиях переходят друг в друга.

Количество – это философская категория, выражающая такую определенность предмета, изменение которой не приводит к превращению в другой предмет, то есть возникновению нового.

Качество – это внутренняя определенность предмета, в которой выражается его специфика, своеобразие, отличие от других предметов.

Мера – единство качественной и количественной определенности предмета; определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.

Скачок – это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.

Диалектическое отрицание – переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий.

Синергетика (от греч. sinergia – сотрудничество, содействие) – наиболее общая на данный момент времени теория самоорганизации; наука, изучающая закономерности явлений самоорганизации во всех типах материальных систем.

Суммативные системы – это системы, в которых связь между элементами выражена слабо, они автономны по отношению друг к другу и системе в целом (куча песка);

Целостные системы – это системы, в которых четко выражена зависимость их возникновения и функционирования от составляющих элементов и наоборот (живой организм, общество).

Точка бифуркации (разветвления) – та точка, в которой проявляется неоднозначность изменений, называется.

Эффект согласования (когерентности) – условие, при котором различные элементы начинают вести себя в унисон друг с другом.

Отражение – это способность объектов, предметов при взаимодействии друг с другом изменяться или сохранять следы взаимодействия.

Закон единства и борьбы противоположностей дает представление об источнике развития: разделение единого целого на противоположные начала, борьба противоположностей приводят к разрешению противоречия и переходу исходного целого на качественно новый уровень.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений служит развитием и конкретизацией первого закона идает представление о механизме развития: накопление качественных изменений в определенный момент времени приводит к трансформации качества предмета, то есть возникновению нового.

Закон отрицания отрицания объясняет направление развития: развитие происходит по спирали, которая представляет собой цепь циклов; в своем развитии предмет или явление возвращается к ранее пройденным ступеням, но на более высоком уровне.

 


ЗАДАНИЕ

на семинар № 12 по дисциплине «Философия»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.033 с.)