Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззрение его сущность и структура↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мировоззрение его сущность и структура Мировоззрение – система взглядов и представлений, оценок, принципов определяющих общность видимого мира, место человека в нем и программу поведения, действий людей. Формирование мировоззрения определяется социально-культурными особенностями эпохи, страны.
Структура мировоззрения: 2 компонента: чувства и знания (в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный). 2 среды: эмоциональная (представлена мироощущением и мировосприятием) и интеллектуальная (представлена миропониманием, опирающиеся на знания) 2 уровня: мироощущение и миропонимание (миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое).
Мифология и религия как типы мировоззрений Типы мировоззрения: Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Мифологическое мировоззрение - это такая система взглядов на мир и место человека в нем, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественном переживании мира либо на общественных иллюзиях.
Характеристика мифологического сознания: 1. Синкретичность (слитность, нерасчлененность). В любом мифе сосуществуют объективные знания о мире, зачатки религиозных верований, искусства. 2. нечувствительность к противоречиям. Основа мифа - человеческая фантазия. 3. причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Религиозное мировоззрение также характеризуется следующими чертами: 1) Символизм, через символ осуществляется связь между сверхъестественным и естественным мирами. 2) Носит ценностный характер отношения к действительности. 3) Время также связано со Священной историей. 4) Откровение признается за слово Божье и это ведет к абсолютизации слова (логоса), логос становится образом Бога. Философия как тип мировоззрения и теория мировоззрения Философия – греческое слово ("любовь к мудрости"), наука о вечном знании. Философия как тип мировоззрения характеризуется: 1) теоретической обоснованностью содержания и способов достижения обобщённых знаний, идеалов и принципов, в определениях цели и средства деятельности людей; 2) меньшей, чем в мифологии и религии степенью эмоциональности; 3) стремлением к познанию закономерной функции и развития мира; 4) обладанием интеллектуальными способностями и возможностью человека самому познавать мир и себя, искать свое место в мире и разумные способы построения мира. В философии обращенность к миру дана через человека, через его понимание мира => многообразие философских систем Плюрализм мнений, учений – необходимое условие развития философской мысли. Высший этап развития мировоззрения – научно-философское мировоззрение. Это система понимания мира, места в нем человека, которое опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой, оказывая на её развитие активное влияние. Это система объективно-истинного миропонимания и мироощущения. История философии представлена многообразием философских учений. Философия и наука. Сходства и отличия Философия как наука
Известно, что философия и наука возникли практически в одно время в Древней Греции. Это период формирования новой установки человека по отношению к окружающему миру, в результате чего возникла философия (любовь к мудрости). Первоначально термин "философия" имел смысл всеобщий, универсальной науки, изучающей мировое целое, единство сущего. Интерес к частным сферам бытия привел к отделению от философии частных наук. По Аристотелю философия - наука, исследующая первые начала и причины всего сущего. Возникновение философии и науки связано с осознанием отличия знания (совокупность наблюдений, логического рассуждения, разума, мышления) и мнения (случайные, поверхностные наблюдения). Истинное знание - это знание о чем-то устойчивом, постоянном, неизменном, это знание сущности предмета; оно одно, однозначное. На достижении этого знания и были направлены усилия философов и ученых. Сходства и различия философии и науки Общим для философии и науки является то, что они выступают способами познания сущего. Но это познание у них имеет различный смысл. Наука познает конечные вещи, ограничивает предмет своего исследования тем, что известно в данное время. Каждый новый научный закон, научная теория расширяют познавательное поле. Предмет же философии неограничен, это все сущее, в его единстве. При наличии сходства по предмету и цели философия отличается от науки тем, что не ограничивается исследованием только бытия. В то время как наука сосредотачивается только на исследовании того, что есть, в сферу интересов философии попадает и небытие, ничто. Наука не занимается проблемой небытия. в философии и науке общее то, что обе они представляют собой сферы интеллектуальной, мыслительной деятельности. Их результаты выражаются в определенных интеллектуальных системах. При определенном сходстве этих результатов они все же различные. Наука стремиться достичь объективного знания, исключить субъективизм в любых его формах. Это выражается в научных теориях, достоинство которых усматривается в безличном знании. Философии же характерно стремление к объективности результатов. Но изучая мировоззренческие проблемы, в том числе важнейшую их них соотношение человека и мира - философия не в состоянии исключить из своих результатов определенную позицию человека. А это неизбежно привносит определенного рода субъективизм в результаты философского познания. СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. 1) Онтология (бытие – материя или идеальная реальность, имеющая свои формы существования) 3 формы: a) Бытие человека i) Бытие природы вне чел ii) Бытие природы, созданной чел iii) Бытие человека, как природного существа iv) Бытие человека, как социального существа (человек - био-психо-социальное существо) b) Бытие общества i) Как целостной самоорганизованной системы ii) Бытие структуры элементов общества c) Б идеальной реальности i) Бытие идеального видения индивидуального сознания ii) Бытие объективации или существования объективного, которое может быть представлено в виде продуктов духовного производства материального результата. 2) Гносеология (познание, его цели, методы, формы, субъект и объект) 3) Социальная философия (общество) 4) Антропология (человек) 5) Аксиология (ценности) 6) Праксиология (практика - материальная, преднамеренная практически целенаправленная деятельность людей, в процессе которой человек познает и преобразует окружающий мир) 7) История философии (философия, история ее развития, закономерности, взаимосвязи) 8) Эстетика (прекрасное) 9) Этика (мораль, нравственность, добродетельность) 10) Методология (метод - путь или способ познаний) Культурология (изучает культуру) Методы философии Методы философии также многочисленны. Отметим, что под ними подразумеваются пути, а также средства, которые помогают осуществлять различного рода философские исследования Основные методы философии К числу главных методов в данном случае относят: диалектику; метафизику; догматизм; эклектику; софистику; герменевтику. Диалектика является методом философского исследования, при котором явления, а также вещи рассматриваются критически, гибко, очень последовательно. То есть при таком исследовании внимание обращается на все происходящие изменения. В расчет берутся те события, которые стали причиной произошедших изменений. Очень много внимания уделяется вопросу развития. Метод философии, являющийся прямой противоположностью диалектики, называется метафизикой. При нем объекты рассматриваются: статично – то есть изменения, а также развитие не играют никакой роли во время проведения исследования; обособленно, независимо от других вещей и явлений; однозначно – то есть при поиске абсолютной истины внимание противоречиям не уделяется. Методы философии включают в себя также и догматизм. Суть его сводится к восприятию окружающего мира через призму своеобразных догм. Эти догмы являются принятыми убеждениями, отступать от которых нельзя ни на шаг. Носят они абсолютный характер. Отметим. Что данный метод был присущ в первую очередь средневековой теологической философии. Сегодня практически никогда не используется. Эклектика, входящая в методы философии, основана на произвольном соединении различных, разрозненных, совершенно не имеющих общих начал фактов, концепций, понятий, в результате которого можно придти к поверхностным, но относительно правдоподобным, кажущимся достоверными выводам. Данный метод нередко используется для создания частных идей, которые помогают менять массовое сознание. С реальностью эти идеи имеют мало общего. Ранее данный метод использовался в религии, сегодня же он очень популярен среди рекламщиков. Метод, который основан на выведении ложных, поданных под видом истинных, новых посылок, которые по логике будут истинными, но с искаженным смыслом. Мысли, запечатленные в них, не соответствуют реальности, но выгодны лицам, пользующимся данным методом. Иначе говоря, софисты изучали способы введения человека в заблуждения во время диалога. Распространена софистика была в Древней Греции. Разбирающиеся в ней были практически непобедимы в споре. Основные методы философии завершаются герменевтикой. Данный метод основан на правильном прочтении, а также истолковании смысла текстов. Герменевтика является наукой о понимании. Широкое распространение метод получил в западной философии. Существуют и дополнительные методы философии. Они так же являются ее направлениями. Речь идет о материализме, идеализме, рационализме, эмпиризме.
Функции философии. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии: • мировоззренческую; • методологическую; • мыслительно-теоретическую; • гносеологическую; • критическую; • аксиологическую; • социальную; • воспитательно-гуманитарную; • прогностическую 2. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии"). Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.). Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Милетская школа. Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город Греции, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе". Идея логоса Философ Гераклит изображает логос как то, познание чего требует совершенно особых усилий и предполагает изменение обыденных установок сознания. Логос – «слово», «речь» самой вечной природы. Об этом важнейший фрагмент Гераклита, переделанный Секстом Эмпириком: «Эту - вот Речь (Логос) сущую вечно люди не понимают и прежде, чем выслушать [ее], и выслушав однажды. Ибо, хотя все [люди]сталкиваются напрямую с этой вот Речью (Логосом), они подобны незнающим [ее], даром что узнают на опыте [точно] такие слова и вещи, какие описываю я, разделяя [их] так, как они есть. Что же касается остальных людей, то они не осознают того, что делают наяву, подобно тому как этого не помнят спящие» (1; 189). Что же выясняется о логосе в первую очередь из фрагментов Гераклита? Логос сокрыт от большинства людей. Чаще всего они о логосе слыхом не слыхивали. Но если им о нем и поведать, рассказать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое. Парадокс, однако, заключается в том, что с логосом, управляющим всеми вещами, люди постоянно соприкасаются, но «с чем они в самом деле непрестанном общении… с тем они в разладе» (свидетельство Марка Аврелия – 4:191). Логос в понимании Гераклита Гераклит, считал, что логос – то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет. Видимо, это одна из первых формулировок, где идея первоначала смыкается с едва забрезжившей на философском горизонте идеей всеобщего закона, управляющим сущим. Обе пока слитые, нерасчлененные, но в тенденции расчленяющиеся идеи составляют смысл понятий «логос». С точки зрения перспективы очень важно и интересно как раз гераклитово выделение логоса, отличие его от природы как всего существующего и от огня как некой «первоначальной» материальной стихии. В тенденции здесь содержится возможность вычленения деятельности по описанию и изучению природы, возможность отличить философию от физики, от физического объяснения. Но пока, конечно, у самого Гераклита все три элементы едины. И все они объединены идеей первоначала, хотя уже и различены в ней 12)Пифагорейская школа. Пифагорейская школа VI-IV вв до н.э. Пифагор (570-500) Количественные отношения в мире. Это привело пифагорейцев к выводу, что числа правят миром, что числа - фундаментальная сущность мира. Число объект странный - его нельзя пощупать, либо увидеть - число можно только помыслить, его нельзя ни искорежить, ни поломать - идеальные объекты. Это начало философского идеализма. Именно идеализм как философское учение обратился к математическому подходу. До семнадцатого века материализм оставался в рамках качественного рассмотрения, а идеализм применял математический подход. Значит идеализм - это великое явления, в течение 2000 лет он нес в себе идею математического описания. Пифагорейцы резко различали сущностный мир (мир идеальных объектов) и мир явлений (эмпирический мир, в котором мы живем). Сущностный мир шире чем мир чисел. Числа - лишь один из объектов этого мира, все объекты сущностного мира (идеальные объекты) - вечны, а материальные объекты - не вечны. Душа у пифагорейцев считалась идеальным объектом. После смерти человека вечная душа переселяется в другого человека (влияние восточных учений). Метапсихоз - греческий термин для переселения душ, реинкарнация - латинский термин. Эмпедокл начинал как пифагореец. Пифагорейская школа была политической партией. Все античные мыслители (Фалес, Гераклит, Эмпедокл) большое внимание уделяли устройству общества. Боролись монархическая, демократическая, и аристократическая формы правления. Пифагорейская школа развивалась в греческих городах-государствах на территории Италии. Там развернулась борьба между сторонниками демократической формы правления и пифагорейцами. Победили демократы. Дальше эта организация стала приобретать характер религиозной секты, в дальнейшем они слились с сектой Орфиков (почитателей Орфея). В этой среде пифагорейцы и исчезли. Идеи пифагорейцев легли в основу учения Платона.
13) Элейская школа. Учение Парменида о Бытии. Третья крупнейшая философская школа первого периода тоже возникла на территории малой Греции в г. Элея. Элейская школа или Элеаты. Основателем школы называют Ксенофана (570-480). Наиболее крупными представителями были Парменид (540/538 v 515), Зенон-Элейский (кон. VI -первая пол. V в до н.э.). Ксенофан написал философскую поэму, где критикует мифологию, считает что божественное начало не антропоморфно и едино. Эта идея эффективно продолжилась в Элейской школе. Парменид ставит вопрос о том, как соотносятся между собой бытие и небытие. Возможные ответы: и то и то существует - этот ответ он считает несостоятельным, т.к. если небытие существует, то это есть бытие иного вида. 2-й ответ: бытие и небытие одно и то же - тоже неудовлетворительный ответ. 3-й ответ: бытие существует, а небытие не существует - это ответ самого Парменида. В рамках такого понимания он развивает идею о единстве бытия. Если бытие едино и небытие не существует, то в мире нет пустых мест. Это означает, что движение невозможно, т.к. все места уже заняты, т.е. перемещаться некуда. А значит, все неподвижно, а движение существует только во мнении. Парменид резко различает истинное существование и мнение. Именно у Элейской школы появляется теоретико-познавательный вопрос об отношении мнения и существования. Бытие – материальная или идеальная реальность, имеющая свои формы существования. Проблему бытия изучает онтология. 4 формы бытия: 1) Бытие природы: · Вне человека · Созданная человеком (строения, здания) 2) Бытие человека: · Как природного существа · Как социального существа (Человек – био-психо-социальное существо) 3) Бытие общества: · Как целостной самоорганизованной системы · Структурных элементов общества (социальных институтов) 4) Бытие идеальной реальности: · В виде индивидуального сознания · Объективация или существование индивидуального объективного. Имеет две формы: a) при непосредственном восприятии(преподавание) и b) в виде материального результата деятельности(произведения искусства) Как самостоятельное понятие бытие возникает в ранней греческой философии, в учении элеатов.
14) Апории Зенона. Зенон-Элейский - ученик Парменида, построил около 30 апорий, до нас дошло 4 знаменитых апории Зенона: «Ахиллес и Черепаха», «Дихотомия», «Летящая стрела», «Стадий». Ахиллес и Черепаха - Ахиллес никогда не догонит Черепаху. Этим Зенон доказывает, что никакой движение не может закончиться. Дихотомия - чтобы пройти единичный отрезок, нужно пройти его половину, чтобы пройти половину, нужно пройти сначала одну четверть, а для этого - одну восьмую и т.д. Следовательно, никакое движение не может начаться. То есть движение - противоречивое понятие, этому понятию ничего не соответствует, оно пустое. Стрела - в каждый момент времени стрела находится в точке пространства, значат (скрытый постулат) она в ней покоится. Значит, движение - фикция нашего мнения. Зенон понимал, что если ввести дискретность пространство, от его парадоксов ничего не останется. Поэтому, он составил апорию Стадий. Стадий - пусть минимальный отрезок - это стадий. Поставим на концах двух бегунов. Они встретятся посередине и разделят его пополам.
Эмпедокл и Анаксагор. Разрешить данное противоречие и примирить противоположности учений Парменида и Гераклита попытался Эмпедокл. Соглашаясь с Парменидом в том, что истинное бытие должно быть вечным и неизменным, Эмпедокл, решая проблему единого и многого, приходит к выводу о существовании не одного бытия, а нескольких истинных первооснов. Такими «корнями всех вещей» стали самостоятельные, неизменные, независимые друг от друга стихии – огонь, воздух, вода и земля, сочетание которых в разных пропорциях порождает якобы бесконечное многообразие вещей. Источником образования всех вещей являются две противоположности, две силы: Любовь и Вражда. Они не материальны, но пространственны. Если Любовь соединяет, то Вражда обособляет. Преобладание одной из этих сил обусловливает циклический ход мирового процесса. Поставленная Эмпедоклом проблема количественных изменений нашла свое развитие в учении Анаксагора о качественной определенности вещей. Согласно Анаксагору, из ничего ничто не возникает. То, что человек воспринимает как рождение вещей, на самом деле есть проявление уже существующего. Все вещи состоят, по мнению философа, из бесконечного числа семян (позднее Аристотель назовет их гомеомериями – подобочастными; идеями, подобными вещам). Семена обладают неизменными качествами и не теряют их ни в одной смеси: они вечны, неограниченны (по числу), бесконечно делимы. Преобладание одних семян над другими обусловливает качественную определенность вещи. Анаксагор связал качественную определенность с количественным преобладанием в ней тех или иных частиц. Это первый в истории метафизики подход к проблеме диалектики качества и количества. Анаксагор высказал и гениальную мысль о том, что во всем есть часть всего, все связано со всем. 16)Атомизм Демокрита. Конкретизировал эту идею атомизм, выступивший в качестве универсальной онтологической концепции природного мира. Основоположниками его считаются Левкипп и Демокрит. Левкипп и Демокрит полагали, что бытие вечно, телесно, качественно однородно, неизменно, множественно. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Атомы также неизменны, качественно однородны, различающиеся по форме, величине и расположению, и находятся в постоянном движении. Сцепление большого числа атомов влечет за собой бесконечность мира в пространстве и бесконечность движения. С учением о бесконечности атомов и пустоты связано учение и о существовании бесконечного множества миров. Возникая в разное время и на разных расстояниях, они различны и по своему устройству: в некоторых нет ни солнца, ни луны, в других они больше размерами. Миры преходящи, возникая, они расцветают и гибнут. Демокрит обосновывает цикличность в развитии миров. В основе данной натурфилософской картины мироздания, созданной греками, лежали определенные методологические предпосылки: идея необходимости и идея причинности, выступающие как универсальный принцип природы вещей. Интересна демокритовская концепция происхождения жизни. Живые организмы выходят из земли под воздействием влаги и теплоты без всякого творца и разумной цели. Из земли, а возможно от животных, произошли и люди. Демокритом была развита и гносеология: познание есть отражение внешнего мира в ощущениях, представлениях, в сознании людей. Существует два рода познания: один истинный (логическое познание), другой – темный (познание чувственное). По его мнению, от предметов истекают тончайшие образы (эйдосы), которые проникают через органы чувств в человека и вызывают ощущения, представления, мысли о вещах внешнего мира. С помощью ощущений познается внешняя определенность бытия. Сущность же мира – атомы и пустота – познаются разумом. Мудрость и заключается в том, чтобы суметь постичь то, что лежит в основе сущего, в глубине явления. Высказав идею о взаимосвязи вещественного и логического, Демокрит не пытался разобраться в механизме перехода от одного к другому. Это было сделано в дальнейшем Аристотелем. 17) Школа софистов. Основные представители и идеи. Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека Основные идеи древнегреческой софистики В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Человек считается мерой всех вещей, существующих, поскольку они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные нормы произвольны. Одни говорят, что добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно[источник не указан 573 дня]. Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона. К IV в. начался упадок софизма[источник не указан 748 дней]. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо. Софисты и религия В эпоху Перикла софисты, Сократ, которого можно назвать олицетворением философии, искусство и риторика вытеснили религию. — Карл Маркс[2] Учение большинства софистов вступало в противоречие с религиозными представлениями. Большая часть софистов придерживалась атеистических или агностических взглядов. Протагор был агностиком и приобрел славу безбожника. В своем сочинении «О богах» он писал: «О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет. Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни»[3]. Некоторые софисты (Диагор Мелосский и Феодор Киренский, получивший даже прозвище «безбожник») прямо отрицали существование богов. За голову Диагора была назначена награда — он разгласил таинство элевсинских мистерий. Продик Кеосский видел истоки религии в почитании вина, хлеба, рек, солнца и т. п. — то есть всего полезного людям. В «Сизифе» Критий пишет, что религия — человеческая выдумка, служащая для того чтобы умные люди заставили глупых выполнять законы. Представители Протагор · Продик · Горгий · Гиппий · Критий · Коракс · Тисий 18) Сократ о сущности человека. Рационалистическая этика и метод Сократа. Сократ (476/469 - 399). Сократ ничего не писал и учил устно. Мы знаем о Сократе в основном из произведений Платона. Сократ - действующее лицо многих диалогов Платона. Основная идея Сократа: человек - это некоторое подобие космоса - микрокосмос. Знание может быть получено о большом космосе изнутри человека. Отсюда знаменитый тезис Сократа: Познай самого себя. Сократ развивает учение о методе познания. Начинает он со знаменитого утверждения: Я знаю, что я ничего не знаю. Этот тезис - начало познания. Дальше Сократ разыскивает способ рассуждения, который изнутри самого себя может дать знание. Способ помощи в рождении знания Сократ называет маевтика (деятельность акушерки). Путем правильной постановки вопроса, путем столкновения противоположных мнений должно появиться правильное решение. Большое место в учении Сократа играет идея единства мира (макрокосма и микрокосма). Сократ критикует античный полетеизм, выдвигая идею единого бога. Сократ предпочел публичную смерть уходу в изгнание. Продолжателем деятельности Сократа стал Платон. Не ясна аутентичность образа Сократа, возможно, мы видим Сократа в изображении Платона. 19) Платон. Учение об идеях. Космология. Платон характеризует бытие как вечное, неизменное, недоступное чувствительному восприятию и постигаемое только разумом, бытие множественно. Бытие у Платона есть вид, идея, сущность. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным Платон называл мир вечных, неизменных, сущностей - идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. Для объяснения многообразия существующего мира Платон вводит понятие материи. Материя это первичный материал, то из чего делают все чувственно-существующие вещи, материя может принять любую форму. Внесенное Платоном новшество о множественности бытия - идей поставило перед ним задачу объяснения связи между мирами, объяснения единства самого мира идей. Чтобы решить этот вопрос, Платон обращается к понятию единого, единое само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей Единое выше всякого существования и всякой множественности. Единое отождествляется с высшим благом, к которому все стремится и, благодаря которому, все имеет свое бытие. Космология Платона. Здесь Платон развивает учение о творении божества Космоса из первобытного Хаоса. Творец мира был добр и пожелал устроить чтобы было хорошо, застав все в нестройном и беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая, что последний всячески лучше первого. Космос, промышлением божьим, получил бытие как одушевленное и поистине одаренное умом. Платон был убежден, что небесные тела - это видимые боги, обладающие телом и душой. Теория познания Платон считал, что человек как телесное существо смертен. Душа же его бессмертна. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. Подлинным знанием могут обладать лишь те, кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. Это по силам только мудрецам философам. Философия стремится постигнуть самое существенное, наиболее общее во всем, что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей действительности, царства идей, в рассмотрении с этих сверхчувствительных позиций всех природных вещей и человеческих дел. Истинным знанием обладает душа, которая состоит и трех частей: 1)разумной, 2)пылкой (волевой), 3)чувственной. Учение Платона впервые ставит вопрос об отношении бытия и мышления материально-чувственного и идеально-сущностного мира. И Платон решает это вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. _2вариант ответа на этот вопрос _____________________________________________________________________________ Учеником Сократа был Платон – основатель и теоретик классической формы объективного идеализма (аристокл – родовое имя Платона). Основателями платоновского идеализма были: -научения Пифагора о числе -неизменность бытия Парменида -поучение об истине Сократа Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличие от элеатов и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное. Однако если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование - идею, выступая тем самым и как родоначальник идеализма в философии. Какова значимость тех идей, носителями которых мы являемся? Платон считал, что мнение улицы – чувственное знание – только мнения, оно не выражает суть. А потому истина заключена только в идее, которую он назвал эйдос – мысль содержательная, конкретная. Идея, по Платону – бессмертна, вечна, неизменна, постоянна, устойчива. Идеи предшествуют вещам. Платон первый в диалогах тет-а-тет обосновывает первичность идеи и приводит аргументы: 1. вещи изменяются, исчезают, а идеи сохраняются 2. если исчезает идея, то не существует и ее носителя 3. можно видеть и слышать, но без идеи не знать, что мы видели и что слышали. Чувственное знание относительно и преходяще, а знание идей – абсолютно. Вот ряд противоположных определений, характеризующих у Платона мир бытия и сферу становления, то есть чувственный мир: бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, бессмертное - смертное, постигаемое разумом - воспринимаемое чувствами, всегда себе тождественное - всегда иное,
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1099; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.145.109 (0.017 с.) |