Кант этика долга и категорический императив. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кант этика долга и категорический императив.



Основное правило нравственности – категорический императив

• «Это правило есть императив, т. е. правило, которое характеризуется долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку, и которое означает, что, если бы разум полностью определил волю, поступок должен был бы неизбежно быть совершен по этому правилу».

Категорический императив:

• «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» («Крит. практ. разума»).

• «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился к нему только как к средству» («Основы метафизики нравственности»).

• Долг велит нам «собственное совершенство и чужое счастье» («Метафизика нравов»)

• «Ты должен — значит ты можешь».

• Нравственный закон не зависит от мира явлений, в котором царствует полный детерминизм. Следовательно, нравственный закон относится к миру вещей в себе. Поэтому мир вещей в себе можно познать через осознание человеком себя как свободного существа.

Человек есть существо, принадлежащее и материальному, и нравственному миру, он есть и явление, и вещь в себе. С одной стороны, человек как существо физическое подчиняется всем законам материального мира, а с другой — как существо нравственное человек абсолютно свободен.

• «Полное же соответствие воли с моральным законом есть святость».

• Это воля, которая осуществила категорический императив, или, говоря иначе, осуществила евангельские заповеди на практике. Правда, этот «идеал святости недостижим ни для одного существа; но он прообраз, приблизиться к которому и сравняться с которым в непрерывном, но бесконечном прогрессе мы должны стремиться»

Высшее благо есть такое состояние, в котором добродетель и человеческое счастье необходимо соединяются: «… добродетель и счастье вместе составляют все обладание высшим благом в одной личности, причем счастье распределяется в точной соразмерности с нравственностью».

 

57)Критика и развитие идей Канта в системах Фихте и Шеллинга.

Иоганн Готтлиб Фихте (1762-1814

Основные труды: «О понятии наукоучения», «Основа общего наукоучения», «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии».

Основные положения: В философии Канта нет обоснования того, каким образом появляются категории чистого разума. В этом непоследовательность его трансцендентального метода и его догматизм. Кроме того, понятие «вещь в себе» является противоречивым. Если мы о ней мыслим, она уже «вещь для нас».

• Самое достоверное положение нашего сознания есть самосознание. В нашем сознании существует некоторое ядро, некоторое Я, которое тождественно самому себе. Отсюда первое самоочевидное положение: Я есть Я.

• Отсюда выводится закон тождества А = А. Любой предмет тождествен сам себе именно потому, что Я тождественно самому себе, а не наоборот, как это было в логике Аристотеля. Но это тождество есть акт воли, т.к. Я есть действующее самосознание.

Фридрих Вильгельм Йозеф ШЕЛЛИНГ (1775-1854)

• «…всякое знание основано на совпадении объективного и субъективного. Ибо знают только истинное; истина же состоит в совпадении представлений с соответствующими им предметами». Иначе говоря, истина есть тождество, совпадение субъекта и объекта.

• 1-й период – натурфилософия.

• 2-й - «Система трансцендентального идеализма».

• 3-й – философия тождества. Абсолют.

• 4-й - «Философия искусства». «Философия мифологии».

• 5-й - философия откровения.

1)Натурфилософия (желание исправить Фихте, выводящего все из субъекта, и попробовать вывести субъект из объекта)

• 1) природа как нечто сотворенное, готовое, как то, что познает физик-экпериментатор («natura naturata» — природа сотворенная);

• 2) природа как продуктивность, как субъект творения («natura naturans» - природа творящая).

Ф.Тютчев:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».

• Важнейший принцип – единство природы и взаимосвязь явлений в ней (открытие Эрстедом явлений электромагнетизма под влиянием Шеллинга)

• Противоположности в природе: полюса магнита, кислота и щелочь, плюс и минус и т.д. Ограничение и совпадение противоположностей есть основной принцип рассмотрения природы.

• Противоположности – движущая сила развития природы. Три основные силы, сливаясь, порождают природу: магнетизм, электричество и химизм, затем появляется раздражимость, чувствительность, ощущения, и наконец, мышление, субъект.

Трансцендентальный идеализм

• «Подобно тому как натурфилософ в своей исключительной направленности на объективное прежде всего стремится устранить всякое вмешательство субъективного в область своего знания, так трансцендентальный философ больше всего опасается какого бы то ни было вмешательства объективного в чисто субъективный принцип знания. Средством такого устранения служит абсолютный скептицизм». То есть изначальная реальность – это только Я, сознание, субъект.

• Не-Я, объект познания, возникает из самого же субъекта, когда он созерцает свою ограниченность, как бы воздействует на самого же себя. Это и есть ощущение внешнего мира.

• Свобода и необходимость противоположны, но между ними существует предустановленная гармония, источник которой – сам субъект, ибо только он способен к целеполаганию.

Философия тождества

• Тождественность субъекта и объекта существует в Абсолюте (подобном Единому неоплатоников или «Максимуму» Николая Кузанского)

• Абсолют непостижим рационально, он открывается лишь в эстетическом творчестве гения. Непосредственное переживание единства абсолюта – это поэзия. Все остальные формы познания постепенно появляются из нее (мифология, философия, наука)

• Разум и рассудок не совпадают, разум может созерцать истину, объемлющую все противоречия. Именно таким разумом мыслит гений.

• Постепенно Шеллинг объективирует единство человеческого Я, понимая, что субъект и объект, которые он раньше выводил друг из друга, на самом деле образуют единство, существующее не только в человеке и природе. Это единство абсолютное, в котором субъект и объект полностью совпадают. Абсолют раздваивается на субъект и объект непостижимым для нас образом, мы наблюдаем только результат.

Философия мифологии»

• Концепция естественного откровения Бога и «прамонотеизма».

• Архаические религии - это проявление истинной религии, несколько искаженной человеческим разумом. Они подтверждают существование первоначального монотеизма, предшествовавшего мифологическим религиям, иначе невозможно объяснить древние религиозные обряды, например, человеческие жертвы. Если бы за всем этим стояли бы просто выдумки людей, то природа бы взяла свое и были бы невозможны жертвоприношения.

• Очевидно, что за всеми жертвоприношениями стоял «сверхъестественный факт, отпечаток которого оставался в душе».

• Поэтому «мифология — это разбредшийся, разложившийся монотеизм».

58)Гегель: диалектический метод. Противоречие между методом и системой Гегеля.

Гегель

Отношение к предшествующей философии:

• 1. Рационализм (Метафизика): оперирует рассудочным, абстрактным мышлением, утверждает познаваемость мира, исходит из принципа тождественности бытия и мышления. Достоинство метафизики - ее убежденность в познаваемости сущего, а недостаток — в том, что она застревала в абстрактном, давала конечные определения бесконечному.

• 2. Эмпиризм: возникает в противоположность метафизике, ее абстрактным теориям, неспособным соединить общее и единичное.
Разновидность: критическая философия Канта. Недостаток: «желание познавать прежде, чем приступить к познанию, так же несуразно, как мудрое намерение того схоластика, который хотел научиться плавать прежде, чем броситься в воду». Достоинство: открытие антиномичности разума.

«Энциклопедия философских наук». Диалектический метод.

• Триада: тезис, антитезис и синтез.

• Логика у Гегеля выступает в качестве не только логики, она есть также метафизика, гносеология и онтология.

• Три стороны логического: абстрактная, т.е. рассудочная, диалектическая и спекулятивная.

• В абстрактной логике мышление как рассудок исключает противоречие, мыслит застывшими определенностями

Диалектическая логика обнаруживает наличие диалектики, т.е. того, что обе стороны противоречия (тезис и антитезис) связаны, способны переходить друг в друга.

Спекулятивная логика «снимает» (преодолевает) противоречия, то есть мыслит содержание противоречия в высшем единстве (синтез), переходит на новый уровень, сохраняя содержание предыдущего.

Снятие противоречий:

• «Уместно напомнить о двойном значении нашего немецкого выражения “aufheben” (“преодолевать”). “Aufheben”, с одной стороны, означает “устранять”: например, какой-то закон или институт могут быть устранены (“aufgehoben”). С другой стороны, “aufheben” также означает “сохранить”, и в этом смысле с помощью слов “wohl aufgehoben” мы скажем, что что-то хорошо сохранилось. Эта двоякость языкового употребления, когда одно и то же слово имеет отрицательный и положительный смысл, не должна считаться ни случайностью, ни путаницей; напротив, эту двоякость следует признать спекулятивным духом нашего языка, который не ограничивается простой альтернативой „или-или“, свойственной рассудку».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.48.131 (0.008 с.)