Фейербах: критика христианства и идея новой религии 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фейербах: критика христианства и идея новой религии



• Все положения христианства Фейербах последовательно сводит к человеческой сущности. Троична человеческая сущность – разум, воля и сердце – троичен и христианский Бог.

• Но тайна Троицы – это и тайна общественной совместной жизни людей: тайна Я и Ты, и объединяющего их духа Любви.

• Однако вывод из этого не есть атеизм. Атеизм связан с безнравственностью и аморальностью. Нужна новая религия, принципом которой станет «человек человеку – Бог».

• «Быть без религии – значит думать только о себе, иметь религию – значит думать о других».

• Новая философия должна стать религией любви. На место любви к Богу должна стать любовь к человеку как единственная истинная религия. «Бог есть тот, кто отрицает природу, мир и человечество, а надо наоборот, чтобы был человек»

• «Революционный переход к новой эпохе должен иметь религиозный характер».

• «Религия человекобожества» приходит на смену религии Богочеловечества (по оценке Ф.М. Достоевского и Вл.С. Соловьева).

62)Марксизм – исторический материализм.

Исторический материализм: применение диалектического материализма к анализу общества

принципы:

1)Материалистическое понимание истории. Общество есть продолжение природы, а значит, развивается по объективным законам. Но в то же время люди наделены сознанием и ставят свои цели. Поэтому развитие общества это естественно-исторический процесс. Главное содержание истории: смена способов производства материальных благ.

Материалистический принцип практики

- Практика первична по отношению к духовному миру, к культуре («общественное бытие определяет общественное сознание»)

- Практика носит исторический характер, ее способы и формы изменяются во времени

- Практика – не пассивный «опыт», она состоит в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя

- Практика носит общественный характер, поэтому сущность человека социальна, а социальные отношения складываются вокруг труда, практики

- Практика предметна, так как происходит в реальности, в преобразовании конкретных предметов, а не в мышлении

 

 

63)Марксизм – диалектический материализм.

1)Диалектический материализм: материализм в решении основного вопроса философии и диалектика как универсальный метод:

Материя имеет начало движения в самой себе. Этим началом движения является принцип единства и борьбы противоположностей — основной закон диалектики. Другие законы: закон отрицания отрицания и закон перехода количества в качество.

64)Марксистская философия в России

Марксизм в XX веке обычно называют ленинским этапом Данное обстоятельство

подчеркивается названием "марксизм-ленинизм". Действительно, В. И. Ленин (1870—

1924) постоянно говорил о своей верности марксистскому анализу исторического

процесса Вместе с тем, он, как и все его последователи, неизменно подчеркивал

необходимость творческой разработки теории К. Маркса в неразрывной связи с

насущными практическими задачами, которые выдвигает история перед рабочим классом

и коммунистической партией Рассматривая учение марксизма в качестве методологии

познания и изменения социальной действительности, В И. Ленин и его соратники

исходили из всех основных его принципов как единственно верной революционной

теории трудящихся масс. Наиглавнейшим из этих принципов В И. Ленин рассматривал

материалистический подход к действительности, который представляет собой:

максимально полный охват событий, исключающий односторонность; изучение тех

явлений и процессов, которые имеют особую важность для деятельности широких

трудящихся масс: необходимость при изучении любых процессов вскрывать

материальную основу —производственные, экономические отношения; уметь видеть за

движением отдельных людей и небольших коллективов положение и интересы больших

общественных групп —классов; понимать и оценивать развитие общества с их позиций.В.

И. Ленин считал необходимым последовательно придерживаться диалектико-

материалистического подхода к явлениям жизни. Он полагал, что конкретный анализ

конкретной ситуации —коренное условие научного анализа и практической деятельности.

Как и основоположники марксизма, В. И. Ленин считал, что, анализируя любой

социальный процесс, необходимо ознакомиться со всеми выводами, накопленными

наукой, и с оценкой этого процесса представителями различных классов. Только

определив социльную природу и классовое содержание процесса, только выявив его

противоречия и основные политические тенденции можно успешно двигаться вперед.

Всемерная политизация учения К. Маркса и Ф. Энгельса, свойственная В. И. Ленину и его

последователям, была характерна и для теоретиков Социнтерна, еврокоммунизма,

революционной демократии, маоизма и др. Эти направления не признавались как

подлинно марксистские на том основании, что в большинстве своем они отрицали

положение о диктатуре пролетариата, которое В. И. Ленин, и его последователи считали

стержневым положением теории и практики марксизма. В свою очередь, сами теоретики,

"отлученные" ленинистами от марксизма, критиковали КПСС и мировое

коммунистическое движение за приверженность догматическому марксизму и ленинским

принципам.__

 

 

65) Формационный и локально-цивилизационный подходы к общественному развитию.

Рассмотрим два основных подхода к развитию общества - формационный ицивилизационный.

 

В основе формационного подхода лежит марксистское учение об общественно-экономических формациях (ОЭФ) как ступенях исторического процесса, по которым последовательно восходит все человечество.

 

ОЭФ – тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ. О-ЭФ = способ производства (=базис) + соответствующая ему надстройка (=политическая структура + духовная сфера общества). Способ производства = производительные силы + производственные отношения. Производительные силы = средства производства + рабочая сила. Согласно этому подходу, движущей силой исторического развития являются противоречия между динамичными, постоянно развивающимися производительными силами и не склонными к изменениям производственными отношениями. Противоречия приводят к социальной революции. Происходит слом старого базиса (старые производственные отношения заменяются новыми) и переход к новой ступени общественного развития - к новой ОЭФ.

 

Высшая ступень развития общества в данном подходе – коммунизм – общество, в котором не будет социального неравенства, лозунгом которого станет: “От каждого - по способностям, каждому – по потребностям”. Всего К. Маркс выделял пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (её первая стадия – социализм).

 

Недостатки: не выявлено прямой зависимости между базисом и надстройкой; не работает схема пяти ОЭФ; она не применима к восточным странам.

Достоинства: - выделено то общее, что было в историческом развитии различных народов, история человеческого общества представлена как единый процесс, предложена периодизация всемирной истории и истории отдельных стран.

 

Внутри цивилизационного подхода существуют два направления: линейно-стадиальная теория цивилизаций и теория локальных цивилизаций. Цивилизация - уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры.

 

Сторонники линейно-стадиальной теории цивилизаций, как и сторонники формационного подхода, выделяют определенные ступени цивилизации: традиционную, индустриальную и информационную или постиндустриальную цивилизации. Отличие данного подхода от формационного только в том, что определяющим критерием стадий-ступеней выступает не материальное производство, а система культурных ценностей.

Сторонники второго направления в рамках цивилизационного подхода – теории локальных цивилизаций - не выделяют в истории человечества каких-то единых ступеней-стадий. Локальной цивилизации свойственны единое пространство, единая система ценностей и определённый архетип

Локальные цивилизации делят на две группы: восточные и западные. Для восточных цивилизаций характерны:

- зависимость человека от природы;

- связь человека с социальной группой;

- низкая социальная мобильность;

- значимость традиций и обычаев.

Для западных цивилизаций характерны:

- власть человека над природой;

- соблюдение прав и свободы личности;

- высокая социальная мобильность;

- демократический политический режим;

Достоинство цивилизационного подхода к изучению истории состоит в том, что он позволяет выявить своеобразие и уникальность исторического развития каждого конкретного общества.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.203.18.65 (0.006 с.)