Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основной вопрос философии и основные философские направления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основной вопрос философии имеет две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: 1) «Что первично: дух или материя, идеальное или материальное?» 2) «Может ли человеческое сознание познать мир?» Ф. Шлегель: Материализм - писал он – все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей …. Идеализм – все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: *объективный идеализм;- провозглашает не зависимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Фома Аквинский, Гегель)
*субъективный идеализм;- – утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли)
*материализм;- первоначальная форма материализма. Предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, не зависимо от сознания и состоящие из материальных образований и элементов. (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит)
*вульгарный материализм; *дуализм;- – философское учение, утверждающее равноправие двух начал: материи и сознания, физического и психического. (Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя)женнаяяя равноправные субстанцииго.: материии иалистический и иделистический.ются законами логики.()
*деизм;- специфическая форма не последовательного материализма. Признание бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи.
-гносеологической (познавательной) стороны: *гностицизм;- общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. *агностицизм;- непознаваемый) - мир принципиально не познаваем. *эмпиризм (сенсуализм); методологический принцип, в котором за основу берется чувства и который стремиться все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейрбах и др.) *рационализм. - всего сущего и его познания составляет разум. (Декарт, Спиноза, Лебниц) Функции философии. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять следующие функции философии: • мировоззренческую; • методологическую; • мыслительно-теоретическую; • гносеологическую; • критическую; • аксиологическую; • социальную; • воспитательно-гуманитарную; • прогностическую 2. Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии"). Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать — предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции — расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции — быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков — поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.). Социальная функция — объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Периодизация и основные черты античной философии. 1.Архаический (древнейший) период: нач. 6. в. до н.э. – 1-ая треть 5 в. до н.э. – Это досократовский период, а философы - досократики. К этому этапу относятся философы Милетской школы, Гераклит, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты (Левкип и Демокрит). 2.Классический период: 2-ая треть 5 в. до н.э. – 4 в. до н.э. (322 г. до н.э. – смерть Аристотеля) – Этот период связан с деятельностью выдающихся греческих философов: софистов, Сократа, Платона и Аристотеля. 3.Ранний эллинистический период: кон. 4 в. до н.э. – 2-ая треть 1 в. до н.э. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. 4.Поздний эллинистический период (греко-римский период): 1-ая треть 1 в. до н.э. – 6 в. н.э. Приходится на период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно раннего эллинистического периода. В римской философии можно выделить три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар), скептицизм (Секст Эмпирик). Формальным окончанием античной философии принято считать 529 г. н.э., когда императором Юстинианом была закрыта Платоновская академия в Афинах. В 525 г. н.э. императором Теодорихом был казнён последний крупный представитель античной философии – Аниций Манлий Торкват Северин Боэций. Милетская школа. Первая философская школа возникла в г. Милете - прибрежный город Греции, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Основная идея милетской школы - единство всего бытия. Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы - первопричины "архе".
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 647; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.42.61 (0.011 с.) |