Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Периодизация по А.И. Введенскому↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Первый период – подготовительный (1755-1804) Время появления философии в России - 1775 год, время открытия Московского университета. До этого, в духовных академиях Москвы и Киева под именем философии преподавалась безжизненная схоластика. Однако и в университетах преподавалась выхолощенная метафизика лейбницианского толка. А настоящей популярностью пользовалась французская просветительская мысль. Однако французский материализм усваивался неглубоко. 2. Второй период - господство германского идеализма (1805-1855) Начиная с 1805 года началась пропаганда учений Канта, Фихте и Шеллинга. Этот период также длился 50 лет, до вступления на престол Александра II. В этот период преподавание философии было широко поставлено не только в университетах и духовных академиях, но даже в семинариях и гимназиях. Однако в 1848 году (год очередной революции во Франции) началась реакция. “Положен конец обольстительным мудрованиям философии” (из отчета министра народного просвещения). Кафедры философии были закрыты. Логику и психологию было поручено читать преподавателям Закона Божия. 3. Третий период - период вторичного развития (1855- конец XIX в). Изгнание философии из русских университетов продолжалось тринадцать лет, вплоть до введения устава 1863 года. Как следствие - сильный упадок философского мышления. За это время общество переболело некритичным восприятием вульгарного материализма и позитивизма («нигилизм петербургского образца») и пришло к концу XIX века снова к господству идеализма и даже спиритуализма. К концу этого периода – огромный успех Московского Психологического общества (с философской по содержанию программой) и издаваемого им журнала «Вопросы философии и психологии» 80)Тенденции развития русской философии в XI-XVI вв. Оглавление работы Г.Г. Шпета • Невегласие • Около школы • По прописям • По линейкам • Первые испытания • Первые ученики (40-е гг. XIXв.) • «История русской философии как мысли, проникнутой духом утилитаризма, есть история до-научной философской мысли. История философии, которая не познала себя как философию свободную, неподчиненную, как философию чистую». Г.Г. Шпет • Начальный период становления русской философии –11—18 века • Р.Ф. этого времени очень близка по своему типу к западно - европейскому средневековью с его религиозной направленностью. Ее отличительной особенностью является отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения. Центрами духовной жизни в этот период являются монастыри. Вопросы философского характера раскрывались в летописях. Так, в «Повести Временных Лет» Нестором был поставлен вопрос о происхождении Русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. Первым древнерусским фиолософом принято считать Киевского митрополита Иллариона. В его «Слове о законе и благодати» центральной темой стала христианская история и места в не России. В «Молитве» Илларион рассматривает природу человека, подчеркивает его нестойкость и греховность. • Выделяют периоды: 11—14 вв. – процесс формирования древнерусской философии; 15—16 вв. – эпоха ее расцвета; 17в.- начало постепенной смены философии средневекового типа новоевропейским. • Русская Ренессанская философия18век. • После реформ Петра начало развиваться промышленное производство, наука, образование, церковь оказалась под эгидой государства. Страна открыто воспринимает западную культуру, появляются великие ученые, мыслители, политики. Философия в ход его развития. того времени постепенное приобретала свой предмет исследования и освобождалась от богословия, опираясь на деистические представления: Бог творит мир, но не вмешивается Феофан Прокопович,Антиох Дмитриевич Кантемир:Отстаивали необходимость независимого от церкви развития философского и естественнонаучного знания. Бог- совершеннейший разум, в котором в форме первообразов существовали все материальные предметы и явления. Разработали философскую терминологию на русском языке.Философские взгляды М.И. Ломоносова (1711- 1765) – крупнейший представитель механического материализма. (изучал материю) Большой вклад внес Радищев. Развивал свои материалистические идеи, считал, что решающее влияние на исторический процесс оказывают природный, политико-юридический и человеческий факторы. Философия 18 века носила просветительский характер. • Михаил Васильевич Ломоносов • Значительное место в истории русской философии занимает Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Область его интересов чрезвычайно широка. Его интересовали как естественно-научные проблемы, так и гуманитарные науки, в частности, филология. На его взгляды повлияли такие великие философы, представители механистического мировоззрения, как Г. Галилей, Р. Декарт, Ф. Бэкон, И. Ньютон, Г. Лейбниц и др. Примечательно, что Ломоносов прослушал курс философии у Х. Вольфа. • Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии», говорил, что тела состоят из мельчайших частиц − атомов, образующих корпускулы (молекулы). В этом усматривал детерминизм процессов в природе. Здесь проявляется диалектизм его взглядов. Первостепенное значение придавал опыту как критерию истины любых логически выстроенных с помощью анализа и синтеза теорий. 81)Философская мысль в России XVIII в. • 1)Тесная связь с религиозной основой русской культуры «Русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остался главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли» (В.В. Зеньковский). • 2)Онтологизм. «Познание не является первичным и определяющим началом в человеке…. Познание признается лишь частью и функцией нашего действования в мире, оно есть некое событие в процессе жизни, - а потому его смысл, задачи и его возможности определяются из общего отношения нашего к миру… Русский онтологизм выражает не примат «реальности» над познанием, а включенность познания в наше отношение к миру, в наше «действование» в нем». (В.В. Зеньковский). Критическое отношение к субъективизму, субъективному идеализму. • 3) Философия цельного знания в противовес «отвлеченному мышлению» западной традиции. Философский акт познания истины не сводится к деятельности одного лишь познающего разума, но требует напряжения всей души человека — его разума, воли и чувства. Отсюда невозможность разделения теории и практики, отвлеченной мысли и жизни. 4)«Всюду доминирует моральная установка». Русскую мысль традиционно тревожит проблема нравственной правды, как соединения истины и справедливости • 5) Антропоцентризм. Русская мысль отличается глубоким интересом к человеку, его судьбе и путям, целям и смыслу его жизни. • 6) Социальная направленность. Русский философ часто является общественным деятелем, цель его философствования — разрешение задач, стоящих перед обществом, форма его философских сочинений — публицистическая статья, критический очерк, письмо. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому ей чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Среди русских очень мало «чистых» философов — их приходится искать среди поэтов, писателей, литературных критиков и теоретиков отдельных партий. «Человек – существо социальное, и высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества» (В.С. Соловьев) • 7) Русская самобытная мысль постоянно обращается к вопросам о смысле и конце истории («Историософия»). «Русская мысль вся сплошь историософична» (В. Зеньковский). Мысль о том, что Россия имеет особенную судьбу и предназначение в истории. Тема России и проблема ее самоопределения в мировой истории является главным предметом русской историософии начиная с сочинения «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона (XI в.). В. С. Соловьев формулирует общий принцип историософского воззрения на историю: «Идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». • 8) Русскую философию волнует также «тема о божественном космосе и о космическом преобразовании, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры», то есть «религиозный космологизм» или космизм - ожидание просветления и преображения мира (Н.Н. Полторацкий). 82)Русская философия XIX в. Славянофильство и западничество.
83)Философские идеи Ф.М. Достоевского. • «Человек это тайна. Ее нужно разгадать. И ежели будешь разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком». • «Меня зовут психологом – неправда. Я лишь реалист в высшем смысле, т.е. я изображаю все глубины души человеческой». • Персонализм Достоевского: изобразить не тип, не характер, а найти в человеке личность – онтологическое начало, представляющее безусловную ценность • Персонализм реализуется у Достоевского на трех уровнях (религиозном, метафизическом и этическом) • «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно – идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной неё вытекают». • «Слово Я есть до того великая вещь, что бессмысленно, если оно уничтожится. Тут не надо никаких доказательств. Всякое доказательство несоизмеримо. Мысль, что Я не может умереть, не доказывается, а ощущается, ощущается, как живая жизнь. Палец мой живёт и я не могу отрицать, что он существует. Точь-в-точь и я: раз сказав: я есмь, я не могу допустить себя, что я не буду, не могу никак». • «…Высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я, - это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно. И это величайшее счастье. Таким образом, закон я сливается с законом гуманизма, и в слитии оба, и я, и все (по-видимому, это крайние противоположности), взаимно уничтоженные друг для друга, в то же самое время достигают и высшей цели своего индивидуального развития каждый особо». Однако прийти к этой мысли человек можно лишь в результате свободного выбора. Свобода – трагическое начало в человеке. Элементы экзистенциализма. • Европейский рационализм рассматривает человека как производное от природы, социальной среды, нации, идеологии, но человек намного глубже. • Главная истина о человеке: «В человеке способен вместиться Бог». (Религиозный персонализм) • Сердце – духовный центр личности, таинственная глубина, на которой происходит встреча человека с Богом. Сердце – это поле духовной битвы, где дьявол с Богом борются. • От духовного состояния личности зависит состояние общества и всего мира. (Метафизический персонализм). • Милующее и любящее сердце, смиренная Христова любовь – вот «тайна обновления для всех». • Отсюда – критика неправды всех социальных радикальных идей, не только неспособных изменить человеческое сердце, но и готовых на любое зло и убийство ради одержимости идеей (роман «Бесы»). Этический персонализм. Идея неприкосновенности человеческой личности («Преступление и наказание»). • Христоцентризм. «Если мы не имеем авторитета в вере и во Христе, то во всём заблудимся». • «Очень может быть, что... цели всех современных предводителей прогрессивной мысли – человеколюбивы и величественны. Но зато мне вот что кажется несомненным: дай всем этим современным высшим учúтелям полную возможность разрушить старое общество и построить заново, - то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое и бесчеловечное, что всё здание рухнет под проклятиями человечества, прежде, чем будет завершено. Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных по разрушительности результатов. Это аксиома».
84)Метафизика Всеединства В.С. Соловьева. • Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности – только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, разума и воли. • Только такая жизнь, такая культура, которая ничего не исключает, но в своей всецелости совмещает высшую степень единства с полнейшим развитием свободной множественности – только она может дать настоящее, прочное удовлетворение всем потребностям человеческого чувства, разума и воли. • Три силы, действующие в истории: Восток, Запад, и славянство (Россия). • Восточная культура (Древний восток и ислам): идеал слитности и единства. • Западная культура: атомизм и постепенная раздробленность всех начал. («Безбожный запад и бесчеловечный восток») • Историческая миссия и религиозное призвание России: примирение этих полюсов, единение высшего начала со свободной множественностью частных форм. Новый синтез. • Всеединство – это единство человечества в Боге. • Человечество – это форма соединения материальной природы с Божеством. • То есть человечество – это особый элемент Божества, отпавший от Него в результате грехопадения (София). • В Абсолюте два полюса: Единое и многое (София, мировая душа, Вечная женственность, первоматерия и предвечное человечество). Абсолют разбивается на два начала: Абсолютное Сущее, и Абсолютное Становящееся. Жизнь последнего – содержание исторического процесса, смысл которого - в восстановлении целостности и всеединства Бога. (Элементы гностицизма и пантеизма). 85)Экзистенциализм Н.А. Бердяева. 1. Экзистенциали́зм, философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Необходимо признать, что экзистенциализм как «философское направление» никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека. У экзистенциалистов свобода состоит не в определении себя через объективированные признанные цели и интересы общества С их точки зрения, свобода осуществляется, во-первых, через расширение и даже универсализацию личной ответственности и, во-вторых, через интерпретацию своей деятельности в контексте общей взаимосвязи и судьбы человеческой духовности. Эти выводы экзистенциализма отчетливо оттеняют важную и несомненно заслуживающую внимание идею совершенствование личности человека способствует развитию свободной и достойной общественной жизни, а не наоборот, как нередко себе представляют многие, разделяющие настроения социального иждивенчества, люди. Много интересного в разработку вопросов существования человека вносит и религиозный экзистенциализм Так, по мнению Н. А. Бердяева, человек есть "разрыв в природном мире", он — существо парадоксальное, двойственное, трагическое и противоречивое и понять его можно только в отношении того, что выше его самого — в отношении к Богу. Существование Бога делает человека существом независимым, ибо отношение к Богу определяется не как зависимость, а как истинная свобода Перед Богом, в обращении к Богу, — подчеркивает Н. А. Бердяев, — человек поднимается и побеждает этот мир. Отношение между Богом и человеком есть тайна любви, нужды любящего в любимом. Это обоюдный процесс и он дает высший смысл существования человека. Таким образом, Н. А. Бердяев отстаивает не только божественность человека, но и человечность Бога. Бог рождается в человеке и человек поднимается и обогащается, но и человек рождается в Боге и этим обогащается Божественная жизнь. Именно поэтому образ Христаздесь есть символ, рождения Бога в человеке и рождения человека в Боге. Н. А. Бердяев и другие религиозные экзистенниалисты подчеркивают, что Бог есть Дух, и встреча с ним воэможна лишь в духовном опыте, в свободе, в экзистенциальном общения, до отнюдь не в мире объективации, где имеют место отчужденность объекта от субъекта, поглощенность неповторимого индивидуального универсальным безличным и усредненным, детерминация извне, закрытие свободы и уничтожение всякой оригинальности в мнениях. Единственный способ разорвать мир объективации — это произвести освобождение от рабства, прорваться в вечность, осуществить победу над бытием. Именно в творческом акте, который есть экстаз, трансцендирование, по Бердяеву, и происходит освобождение человека от тяжести мира объективации, поскольку собственно в творческом акте разрывается замкнутость человеческого существования. Таким образом, у Н. А. Бердяева человеческая личность есть свобода и независимость по- отношению к природе, обществу, государству, поскольку она не детерминирована ничем, даже Богом. Характеризуя личность человека как универсум, независимое целое, Н. А. Бердяев показывает, что никто не может вторгаться в этот универсум без дозволения самой личности. Человек как личность имеет гораздо большую ценность, чем нация, государство, а поэтому у него есть право и долг защищать свою духовную свободу и независимость от них. Для Н. А. Бердяева весь мир — ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственной ее судьбой. Человеческая личность детерминирована изнутри, следовательно, быть личностью, индивидуальностью — значит определить свое особое предназначение в мироздании, утвердить полноту единственного бытия в бытии вселенском. Однако, поскольку личность не возможна без любви и жертвы, она не замкнута в себе, она неизбежно предполагает выход из себя к другим людям. Этот выход личности из себя к другим людям есть экзистенциальное общение "Я" с "Ты" и образование на этой основе "мы".
86-100 в методичке ВСЕЕ ЕСТЬ СМОТРЕТЬ ВНИМАТЕЛЬНО кроме 94
86)Проблема бытия в философии.- МЕТОДИЧКА СТР 145-147 87) Эволюция представлений о материи. Принцип единства мира и формы движения материи с точки зрения диалектического материализма. МЕТОДИЧКА СТР 148-151 88)Концепции пространства и времени. МЕТОДИЧКА СТР152-154 89)Причина и следствие. Понятие и виды детерминизма. МЕТОДИЧКА СТР154-156 90)Теория диалектики. Сравнительная характеристика диалектической и синергетической картины МЕТОДИЧКА СТР168-171, КАРТИНА СИНЕРГЕТИКИ СТР178 91)Происхождение и сущность сознания. МЕТОДИЧКА СТР157-159 92)В чем сущность «загадки сознания»? Концепции сознания. МЕТОДИЧКА СТР159-161 93)Связь сознания и материи. Отражение как свойство материи. Социальная природа сознания. МЕТОДИЧКА СТР161-164 94)Атрибуты сознания (субъект(ив)ность, предметность, идеальность, интенциональность, рефлексивность, идеаторность, частичная объективируемость). Субъе́кт (лат. subjectum — лежащее внизу, находящееся в основе) — носитель деятельности, сознания и познания[1]; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам[2]. Субъекти́вность — это выражение представлений человека (мыслящего субъекта) об окружающем мире, его точки зрения, чувства, убеждения и желания. В философии термин обычно противопоставляется объективности[1][2]. предметность свойство объекта (явления, процесса, действия, состояния) выступать в качестве предмета практич. илитеоретич. деятельности человека. П. знания и связанных с ним гносеологич. категорий основывается на егообъективном характере, благодаря которому знание служит отражением материального мира. Диалектич.материализм рассматривает П. как категорию, характеризующую неразрывную связь познания и деятельностивообще с, практикой и материальным миром. Идеа́льное — философская категория, противоположность материального. Идеальное в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). Идеальное в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности. В марксизме трактуется как отражение внешнего мира в формах сознания и деятельности человека как общественного существа, продукт и форма социальной практики (в отличие от простого продукта пассивного индивидуального созерцания). Интенциона́льность (от лат. intentio — намерение) — понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый предмет. Рефле́ксия — философское понятие, характеризующее форму умственной деятельности человека, направленную на осмысление своих действий, всей человеческой культуры и её основ. Идеаторность сознания – это способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения 95)Структура и функции сознания. МЕТОДИЧКА СТР166 96)Сознание и самосознание. МЕТОДИЧКА СТР167 97)Гносеология в системе философского знания. Субъект и объект познания. МЕТОДИЧКА СТР 180-186 98)Чувственное и рациональное познание и их формы. МЕТОДИЧКА СТР186-188 99)Проблема истины в философии. МЕТОДИЧКА СТР188-191 100)Проблема человека в философии. Философская антропология как направление и раздел в философии. МЕТОДИЧКА СТР212-215
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.011 с.) |