Иррационализм в философии XIX-XX вв. Общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иррационализм в философии XIX-XX вв. Общая характеристика.



• Совокупность философских учений, ограничивающих роль разума в постижении мира, и возвышающие над разумом интуицию, эмоции, переживание, веру, волю и т.д.

• Сама реальность понимается как недоступная разумному осмыслению.

Философия понимается как результат самопознания в процессе переживания

 

Иррационализм в философии XIX–XX вв.: «философия жизни», экзистенциализм, философские аспекты психоанализа. Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный, бессознательный) — это идеалистическое течение в философии, которое ограничивает или отрицает роль разума в процессе познания. Иррационализм считает основой миропонимания нечто недоступное разуму или инородное по отношению к нему («иррациональное»), утверждая, что само реальное бытие имеет алогичный характер. Религия, например, всегда иррациональна, так как считает божество недоступным человеческому пониманию. Естественные науки и материалистическая философия, наоборот, рассматривают мир как доступный человеческому разуму и полемизируют с идеями иррационализма. Философия жизни — философское течение, получившее основное развитие в конце XIX — начале XX веков. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя», в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. Стала реакцией на зарождающийся кризис сциентистских ценностей и попыткой преодоления связанного с этим нигилизма, построения и обоснования новых духовно-практических ориентиров. Предшественником философии жизни считается Артур Шопенгауэр. Представители: Ницше, Клагес, Лессинг, Дильтей, Шпенглер, Георг Зиммель, Ортега-и-Гассет, Бергсон, Шелер, Крик. Экзистенциали́зм, также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэй, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается. Философские аспекты учений психоанализа и неофрейдизма Основателем психоанализа является австрийский ученый — психиатр Зигмунд Фрейд. Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое. Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения

67)Артур Шопенгауэр: «Мир как воля и представление».

«Философия — это художественное произведение из понятий. Философию так долго напрасно искали потому, что её искали на дороге науки вместо того, чтобы искать её на дороге искусства»

• Философия Канта является «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий». (В кабинете бюст Канта и статуэтка Будды)

• Для нашего интеллекта дан лишь мир-представление, но непосредственное чувство внутренним путём вводит нас в сущность всякого бытия, в волю. В актах, совершаемых нами одновременно по механической причинности и по внутренним мотивам, нам непосредственно становится очевидным, что общим корнем и физического, и психического является мировая воля

Она алогична, бессознательна, едина. Она есть слепое стихийное побуждение, движение и в то же время стремление к жизни, к бытию в индивидуальных чувственных формах. «Титаническая борьба сил в неорганической природе, вечное зарождение новой жизни, жадное, непрерывное, безмерно-изобильное в природе (гибель бесчисленного множества зародышей) — всё это свидетельствует о непрестанном распадении или воплощении единой вневременной и внепространственной воли во множестве индивидуальностей

• Воля имеет несколько ступеней объективации (от неживой природы, через живую, к человеку).

• За растениями, обладающими quasi-сознанием без познания, следуют, как высшая ступень объективации, животные, как существа, обладающие умом, а из последних (по всей вероятности, из орангутанга или шимпанзе) возник и человек, обладающий разумом. В человеческих индивидуумах воля находит себе окончательное и полное воплощение: не человечеству, как роду, но каждому человеку соответствует особая идея или потенция в мировой воле; следовательно, в человеке воля индивидуализируется во множественности единичных «умопостигаемых характеров». Воля как бы «успокаивается» в человеке. И в то же время прорывается вновь и вновь своей стихийной силой.

• Самое первичное, исконное, коренное в человеке — то, чем характеризуется его сущность, это — воля. Интеллект — другая основная психическая способность — играет по отношению к воле служебную роль. Нами постоянно руководит воля — она всячески влияет на интеллект, когда он расходится с её стремлениями. «Здоровый слепец, несущий на плечах немощного зрячего» — вот символ отношения воли к познанию. Господство воли над интеллектом и её вечная неудовлетворённость является источником того, что жизнь человека есть непрерывный ряд страданий: разлад между разумом и ненасытной волей.

• «Неудовлетворённость составляет главную подкладку наслаждения. Как только желаемое достигнуто нами, снова возникает неудовлетворённость, и мы вечно переходим от страдания к скуке и обратно через кратковременные промежутки неполного удовлетворения».

• По Шопенгауэру, распадение воли на множественность индивидуальных существований — утверждение воли к жизни в эмпирическом мире (отказ от «успокоенности»), есть вина, и искупление её должно заключаться в обратном процессе — в отрицании воли к жизни.

• Три пути к освобождению:

1)Эстетическое созерцание: оно анестезирует, притупляет на время гнетущие нас волевые импульсы, мы, погружаясь в него, как бы освобождаемся от ярма гнетущих нас страстей и прозреваем в сокровенную сущность явлений… Прозрение это интуитивное, иррациональное (сверхразумное), то есть мистическое, но оно находит себе выражение и сообщается другим людям в форме артистической художественной концепции мира, которую даёт гений

• 2)Раз мир во зле лежит, и человеческая жизнь преисполнена страданий, остаётся лишь стремиться к облегчению этих страданий путём сострадания. В деятельном сострадании, приводящем нас к самоотречению, к забвению о себе и своём благополучии во имя чужого блага, мы как бы снимаем эмпирические границы между своим и чужим «я». Глядя на другого, мы как бы говорим: «Ведь это ты же сам». В акте сострадания мы мистическим образом прозреваем в единую сущность мира, в одну волю, лежащую в основе призрачной множественности сознаний.

• 3) Аскеза, то есть пренебрежение всем, что привязывает нас к плотскому, земному, приводит человека к святости. Христианство постольку истинно, поскольку оно есть учение об отречении от мира.

• Конечный пункт системы Шопенгауэра — учение о Нирване — небытии воли, отрёкшейся от жизни. Возвратившаяся в своё лоно воля — это «царство благодати».

68)Фридрих Ницше: философия жизни, воля к власти, и проблема сверхчеловека

• «Истина есть жизнь, а не мысль» – эти слова Фейербаха Ницше доводит до основного противоречия всей культуры.

• Другая идея Фейербаха: «перевести человека обратно на язык природы, отбросить метафизическую интерпретацию человека».

• Декаданс есть следствие возникновения сверхчувственного мира, а нигилизм — отрицание его. Декаданс — это упадок жизненных сил, возникший в результате того, что свои силы человек направляет не на жизнь в чувственном мире, а на безжизненный, мертвый, вечный умопостигаемый мир. (Близко к идее отчуждения Фейербаха)

• Нигилизм — это возврат к самой жизни. «Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели, нет ответа на вопрос “зачем”?» («Воля к власти», фр.2).

• Необходима «переоценка ценностей» – изменение самого способа создавать ценности. Точкой отсчета должна стать сама жизнь. («Добродетель должна стать нашим изобретением, иначе она опасна»).

• Жизнь есть процесс становления (термин Гераклита). Постоянного увеличения и утверждения себя в новых формах.

• Основной закон жизни — воля к власти: «глубочайшая сущность бытия есть воля к власти» (693 афоризм «Воли к власти»).

• Ценности — это только точка зрения. Ценности связаны с увеличением власти. С утверждением своей точки зрения.

• Человек – это «болезнь на коже земли». Вместо воли к власти, вместо сохранения и увеличения жизни, он переносит свои чаяния в несуществующий мир.

«Сама жизнь по существу своему есть присваивание, нанесение вреда, преодоление чуждого и более слабого, угнетение, суровость, насильственное навязывание собственных форм… «Эксплуатация» находится в связи сущностью всего живого

Четыре основных заблуждения:

• Подмена причины следствием «будь добродетельным – и будешь счастливым». Должно быть наоборот: «будь счастлив – и это будет твоей добродетелью».

• Ложная причинность (существование Я как причины). Движущей силой является сама жизнь, а воля есть только проявление жизни, один из ее феноменов. Духовных причин не существует.

• Воображаемая причинность (неизвестное объясняют через божественное)

• Иллюзия свободы воли: «Никто не дает человеку его качеств, ни Бог, ни общество, ни его родители и предки, ни он сам... Никто не ответствен за то, что он вообще существует... Фатальность его существа не может быть высвобождена из фатальности всего того, что было и что будет. Он не есть следствие собственного намерения, воли, цели... Нет ничего, кроме целого!..»

• С одной стороны, «человек есть еще не установившийся животный тип. Не существует ни духа, ни разума, ни мышления, ни сознания, ни души, ни воли, ни истины – все это фикции… Дело идет не о субъекте и объекте, а об определенной породе животных… Весь внутренний опыт покоится на том, что к известному возбуждению нервных центров подыскивается причина… Все добродетели суть физиологические состояния»

• Но, с другой стороны, воля к власти в человеке проявляет себя по разному. Скрытая месть (рессентимент) слабых заключается в том, чтобы заставить сильных принять оценку самих себя с точки зрения рабской перспективы. Мораль, религия – инструмент мести.

• Однако только благодаря религии человек перестает быть животным и вступает в историю. Здесь воля к власти проявляется как аскетический идеал, как победа над собой. Поэтому «Самые могущественные люди всегда преклонялись перед святым…»

• Но теперь пора превзойти этап, где господствуют аскетические идеалы, и прийти к «новому возвышению человека».

Идея сверхчеловека

• Однако для этого необходимо вернуть человека в состояние до «декаданса».

• Поэтому свой идеал сверхчеловека, человека, который будет жить своим жизненным началом, произведя переценку ценностей, Ницше иногда называет «белокурым животным» (bestia). «В основе всех этих благородных рас просматривается хищный зверь, роскошная, похотливо блуждающая в поисках добычи и победы белокурая бестия…»

• Складывается вариант гегелевской триады: животное – человек – сверхчеловек.

• «Человек есть недоживотное и сверхживотное. Высший человек есть недочеловек и сверхчеловек…»

• «Человек есть то, что должно преодолеть… Мост между обезьяной и сверхчеловеком… Мост над бездною…»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.015 с.)