Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аристотель о материи и формеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Начало систематическим исследованиям идей материи и формы положил Аристотель, причем в его философии они имеют фундаментальное, первостепенное значение. Он же заложил основу понимания их как логических категорий, хотя и не отрефлексировал этого обстоятельства. Субстанция вообще, полагали натуралисты, состоит из материальных элементов (первоначально). Платоники видели ее в форме. Здравый смысл, как кажется, ищет субстанцию в индивиде и в чем-то конкретном, сделанным из формы и материи одновременно. Кто же прав? По Аристотелю, правы все и никто в том смысле, что каждый из ответов, взятый отдельно, однобок и частичен, напротив, вместе они, будучи согласованы, дают истину. 1) Материя (hyle [218] - гиле, от греч. - лес как строительный материал) есть начало, без сомнения, образующее реальность чувственно воспринимаемую, в этом смысле, она - "субстрат формы" (дерево - субстрат формы дома, глина - субстрат чаши). Теряя материю, мы теряем весь чувственный мир. Но материя сама по себе - это недетерминированная потенциальность. Стать чем-то определенным и актуализироваться она может, лишь приняв форму. 2) Форма же, напротив, поскольку она определяет, актуализирует, реализует материю, образует "естьность" всякой вещи, т.е. то, что есть ее сущность, а потому - это субстанция в полном смысле слова (которую на латинский переводили так: quod quid est, quod quid erat esse); греч. eidos - форма. Однако это не Платонова форма Гиперура-нии, но внутренне присущая самой вещи форма (форма-в-материи). 3) Эта композиция материи и формы, которую Аристотель называет "synolos", [238] и есть субстанциональность, объединяющая начало материальное и начало формальное. Материя Понятие материи было введено не им. Он же писал: "Из тех, кто первые занялись философией, большинство считало началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что, в конечном счете, разрушаются, причем основное существо пребывает..." /2, с.23/. Аристотель понимал начальную материю как, то, из чего первого состоят вещи. Здесь две идеи: материя это то, из чего вещи состоят, и это - первоначало. Первые натурфилософы искали именно первоначало, это было их темой. При этом их конечная цель заключалась в том, "чтобы вывести из них природу вещей" (Аристотель). По Аристотелю, они "устанавливают начало в виде материи - все равно - признают ли они это начало телом или бестелесным" (2, с. 30). Указание на материю как единственную или главную причину Аристотелю представляется недостаточным для достижения провозглашенной основной цели в трех отношениях: во-первых, потому что не объясняет разнообразия вещей, во-вторых, потому что не объясняет движения (возникновения и уничтожения) и, в-третьих, потому, что не объясняет совершенства в мире. Исходя из этого критического отношения к традиции, Аристотель переосмысляет понятие материи и выдвигает три основополагающие идеи - о форме, о движущей причине и о первенстве разума перед материей. Форма Выдающимся вкладом Аристотеля в онтологию является его учение о форме. Поскольку материя, как начало, не объясняет не только гармонии, но и разнообразия вещей и его происхождения, "нужно исследовать...вопрос, является ли что-либо кроме материи самостоятельной причиной" (2, с.44. Форма для Аристотеля является сущностью в смысле первоначала и сутью бытия сущности как отдельной вещи. Введение идеи формы - начало собственно аристотелевской онтологической концепции материи и формы. Основные идеи здесь следующие. Сущностью является то, что лежит в основе, а именно - материя и форма. Они не существуют в виде отдельностей (правда, форма может обособляться в мысли). Самостоятельным существованием обладает то, что состоит из материи и формы. Итак, утверждаются две основные сущности-основы или два первоначала - материя и форма. Материя - не вещь, но возможность вещи; в форме же обнаруживается действительность вещи. Материя и форма не могут обособляться как таковые, они только в вещи как ее составляющие. Что понимает Аристотель под формой. Этот вопрос имеет у него не столь ясный ответ, опирающийся на множество экспликаций. Идея формы восходит к платоновой идее идеи, но форма, в отличие от платоновых идей, не имеет самостоятельного существования, она существует только в вещи. Четыре характеристики формы являются главными: · форма есть первая сущность или первоначало (наряду с материей). У вещи нет собственной природы, если у нее "нет видовой формы"; · -форма есть внешний образ вещи; · форма обеспечивает действительность вещи. Возникновение вещи из другой вещи есть наделение материи новой формой. Этот процесс имеет цель (принцип энтелехии): "последней целью является форма, а закончено то, что пришло к последней цели" (2, с.101). Это есть осуществленность в действительности, энтелехия как достижение формы-цели; · форма есть суть бытия (сущностное определение) вещи: "суть бытия дана всякий раз в форме и действительности" (2, с.143). Следовательно, форма не совпадает с вещью в ее полноте, а "обозначает такую-то качественность в вещи и не есть как такая эта вот определенная вещь" (2, с.124). 24)Аристотель о движении. Физика Аристотеля. Учение о сущности нашего мира – метафизика: знание о сущности нашего мира, иногда способ получения этого знания (знание сущности противопоставляется знанию только явлений). Отвергнув платоновскую концепцию разделения на 2 мира, Аристотель выдвигает идею четырех типов причин (начал) 1-й тип - материальные причины - субстрат, из которого состоит любой объект. По Аристотелю, материальная причина строится по модели Эмпедокла в сочетании с моделью ионийской школы, гибридная модель. Аристотель принимает 4 типа материальных первоначал и добавляет пятое начало - эфир (пятая сущность). Эфир более фундаментален, чем остальные четыре. Эфир - главная сущность. 2-й тип. Формальные причины. Взаимоотношения между математическими началами регулируется вторым типом причин. Медь сама по себе формы не имеет, шар и статуя из меди форму имеют. Материя - это лишь возможность для существования предмета, чтобы предмет реально существовал, на него должна быть наложена форма, причем Форма в отличие от материального субстрата есть идеальное начало. В учении Аристотеля сознательно сочетается материалистическое и идеалистическое начала. Аристотель вводит два начала - материю и форму. В отличие от Платона, Аристотель не отделяет форму от предмета, форма существует только в предметах. Существует также форма всех форм - это Бог. Материальный субстрат не определяет характеристик объекта. Это только возможность существования, а реальное существование связано с формой. 3-й тип - действующие причины - то, что действует на объект и вызывает какие-то изменения. Это наши обычные причины. 4-й тип - целевые, конечные причины. У каждого предмета есть цель. Учение о целевых причинах - телеология - от греческого корня телеос - цель. Космология. Наложение особой формы на эфир приводит к огню, воздух и т.д. Каждый субстрат стремится занять предназначенное ему место. Тяжелые тела опускаются вниз, а легкие поднимаются вверх. Точнее, тяжелые собираются в центре, а легкие улетают от центра: земля затем вода, воздух, огонь - все вместе образует подлунный мир, дальше идет область эфира. Вокруг Земли вращается Луна по круговой орбите, Солнце вращается вокруг Земли по круговой орбите, планеты вращаются вокруг Земли по круговой орбите, а дальше расположена сфера неподвижных звезд. Мир Аристотеля сферический, конечный и замкнутый. Космология Аристотеля основывается на метафизике. Геоцентрическая сферическая модель - результат метафизики: понятий о материальной и целевой причине. Физика понимается главным образом как учение о движении. Аристотель выделяет понятие пространства в котором происходит движение, пространство трехмерно. Аристотель первым обращает внимание на проблему размерности. Пространство трехмерно, потому что число 3 совершенно. Совершенное у Аристотеля - не то же самое, что в современное теории чисел. 3 является совершенным числом, потому что оно имеет начало, середину и конец. Пространство у Аристотеля неоднородно. В однородном пространстве все точки были бы одинаковы и тело не знало бы, где ему остановиться. Общая метафизика Аристотеля включает в себя представление о конечной цели и это исключает однородность пространства. Аристотель подразделяет движения на естественные и насильственные. Естественные движения - те, которые не требуют особой причины (например, круговые движения и движение тел к своему месту). Круговые движения являются совершенными, так как не имеют ни начала ни конца. В современной теории инерциальное движение считается естественным. Неестественные движения являются насильственными, т.е. требуют наличия силы - действующей причины. Первый в истории человечества закон движения также сформулирован Аристотелем: .
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 7128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.54.199 (0.008 с.) |