Глава 1. Метафизика Аристотеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Метафизика Аристотеля.



Содержание.

 

Стр.

Введение................................................................................................. 3

 

Глава 1. Метафизика Аристотеля......................................................... 5

1.1 Четыре причины............................................................................ 7

1.2 Бытие и его смысл......................................................................... 8

1.3 Субстанция, акт, потенция............................................................ 9

1.4 Сверхчувственная субстанция...................................................... 10

Глава 2. Логика Аристотеля................................................................. 12

2.1 «Диалектика» Аристотеля............................................................. 12

2.2 Теория достоверного познания. Определение и доказательство 14

2.3 Индукция........................................................................................ 17

Глава 3. Гносеология Аристотеля........................................................ 19

Заключение............................................................................................ 24

 

Список использованной литературы.................................................... 25

 

 


 

Введение.

Целью реферата является раскрытие, изучение и обоснование интересной темы по философии: «Метафизика, логика и гносеология Аристотеля». Эта тема по праву считается интересной, потому что Аристотель пример великой, выдающейся личности в истории философии, но и в истории человечества. Он гений. Но мы редко слышим про Аристотеля, что он гений. Но это слово подходит ему, потому что этот человек обладал такими способностями, которые дали ему возможность выполнить миссию философа: раздвинуть границы познания, установленные до него и добиться большего. Аристотеля мы проходим не только по философии, но и в школе по биологии, где одним из его достижений является теория самозарождения живых существ. По физику, где сам термин был введён Аристотелем, мы проходили прямолинейное движение, гравитацию и многое другое, что выявил Аристотель. Аристотель – великий человек.

В своём реферате я рассматривала: метафизику, логику и гносеологию Аристотеля. Метафизика – это наука, основание которой являются практические и изобразительные науки. Аристотель не называл философию «Метафизикой», потому что это не его термин, этот термин выдвинул Андроник Родосский. Он называл её «первой философией», то есть это то, что идёт после физики. Это учение об основных вопросах онтологии и гносеологии. Для изучения этой темы использованы словари по философии, книги «Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии», учебник по западной философии Джованни Реале и Дарио Антисери, учебник по Античной философии А.С.Богомолова.

Так же интересна и логика Аристотеля, которая составляет различные законы, так как: закон мышления, закон исключённого третьего и других; в различных формах мышления, учении о силлогизмах. Изучая тему, были использованы слова по философии, учебник по философии Древнего мира Г.И. Иконникова, Античная философия В.Ф Асмуса в двух изданиях.

И третья под-тема моего реферата: гносеология или теория познания Аристотеля. Это вторая сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира. В своей гносеологии Аристотель колеблется между сенсуализмом () и рационализмом (), так и не будучи в состоянии однозначно определить соотношение того, что мы называем чувственной и рациональной ступенью познания. А стремится к единству чувства и разума, но не обретает их. По гносеологии были использованы основы философии Н.А. Селиверстовой и античная философия В.Ф.Асмуса.

 

 


 

Глава 1. Метафизика Аристотеля.

Первая философия, которая имеет своим предметом первые начала и причины, изложена она в сочинении, получившим название «Метафизика». Слово это возникло случайно – из того, что в собрании Андроника Родосского[1] это сочинение следовало «за физикой». Однако с течением времени за этим словом закрепился особый смысл: учение о «за природных», сверхчувственных принципах бытия, не раскрываемых ещё «физикой», имеющих дело с этими принципами в той форме, как они проявляются в чувственных вещах и их движении. Сопоставляя первую философию с другими дисциплинами, Аристотель писал, что «естествоиспытатель (физик) занимается всем тем, что составляет деятельность и состояния такого-то тела и такой-то материи, неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состоянием определённого тела и берутся в абстракции,[2] изучает математик; поскольку, же они отделены от всего телесного, из изучает метафизик. Отсюда видно, что Аристотель рассматривает первую философию как учение не об отдельных от вещей началах вроде идей Платона, но абстрагирует эти начала от существующих вещей, вне и без которых сами начала не существуют. Причём это даже более высокая степень абстракции, чем в математика.[3]

«Метафизика» в принятой форме[4] начинается с определения первой философии («мудрости») и далее развёртывается в ходе критики предшествующих философов. Исследование и критика учений прошлого имеют для него служебное назначение, подводя к собственной его концепции, предварительно её обосновывая. Так, Аристотель пишет, что если «первые философы» считали началом всех вещей материю, то Анаксагор[5] вводит разум в качестве причины «благоустройства мира и всего мирового порядка». А, следовательно, Анаксагор и Эмпедокл[6], с его Любовью и Враждой, вводят в философию «действующую причину». Пифагорейцы добавляют к этому утверждение, что ограниченное, неограниченное и единое, т.е. компоненты числа, являются не свойствами физических реальностей, но их сущностью, «вследствие чего число и составляло сущность всех вещей». Таким образом, возникает понятие такого начала, как «сущность и суть бытия». Наконец, Платон признал, что «нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно меняются. Идя указанным путём, он подобные реальности назвал идеями, а что касается чувственных вещей, то о них речь всегда идёт отдельно от идей, но в соответствии с ними, ибо все множество вещей существует в силу приобщения к одноимённым сущностям. Но во многом Аристотель возражал Платону.

Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых – производство определённых объектов.[7]

Аристотель даёт четыре определения метафизике:

а) Исследование причин, первых, или высших начал;

б) Познания «бытия, поскольку оно бытие»;

в) Знание о субстанции;

г) Знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

А зачем нужна метафизика? Метафизика - наиболее возвышенная из наук, говорит Аристотель; и просто потому, что она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Другие же науки подчинены этим целям, а потому ни одна их них не самоценна и значима лишь постольку, поскольку оправдана эффектами, к которым ведет. Метафизика имеет сама в себе свое тело, и потому эта наука в высшей степени свободна, ибо она самоценна. Метафизика, не связанная с материальными запросами, всё же отвечает на запросы духовные, т.е. такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающаяся ото лжи. Это радикальная необходимость ответствования на "почему", и особенным образом, на "последнее почему".

Поэтому, - заключает Аристотель, - "все прочие науки более необходимы людям, но, ни одна из них не превзойдет эту" - метафизику.

Глава 1.1. Четыре причины.

Аристотель полагает, что, поскольку они относятся к миру становления, то могут быть сведены к четырём: 1) причина формальная, 2) причина материальная. 3) причина действующая, 4) причина финальная.

Первые две причины есть ничто иное, как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично-оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир. Причина, по Аристотелю, - это условие и основание. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически.[8] Так же необходимы последние две причины: двигательная и финальная. Двигательная причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Финальная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.[9]

Глава 2.Логика Аристотеля.

В познании велико значение логики. Мыслитель доказывал, что полное постижение сущности предметы возможно лишь при соединении дедукции и индукции. Его считают основоположников формальной (традиционной) логики, хотя сам термин «логика» впервые появился в трудах стоиков[16].[17]

Задача логики, как её понимает Аристотель, - исследование и указание методов, при помощи которых известное данное может быть сведено к элементам, способным стать источником его объяснения. Из этого видно, что основной метод логики Аристотеля – «сведение».

Изучение всех сочинений Аристотеля, посвящённых вопросам логии или, по крайней мере, рассматривающих эти вопросы, показывает, что в логических исследованиях Аристотеля наибольшее его внимания привлекли три проблемы:

1.вопрос о методе вероятного знания; этот отдел логических исследований Аристотеля называет «диалектикой», он рассматривает его в своей «Топике»;

2.вопрос о двух основных методах выяснения уже не вероятного только знания, а знания достоверного; это методы – определение и доказательство;

3.вопрос о методе нахождения посылок знания; это индукция.[18]

Глава 2.3. Индукция.

Аристотель называл «эпагогэ» то, что на латинский язык было переведено впоследствии как «индукцио». Он определил индукцию как «восхождение. От единичного к общему».

Обычно считается, что Аристотель признавал лишь полную индукцию, а неполную недооценивал, между тем именно проблема неполной индукции у Аристотеля и дает ключ к его гносеологии, да и сама получает объяснение лишь в системе гносеологии и даже всей его метафизики. Активность разума, о которой говорилось выше, состоит, прежде всего, в том, что он совершает акт неполной индукции, что на основе отнюдь не всех, а только нескольких случаев – и даже одного – происходит скачок от частного к общему. Случаи – это представления души, скачок – деятельность активного разума, актуализирующего в пассивном интеллекте те формы бытия, на которые указывают единичные представления. Это место объяснимо лишь в связи с логическим учением Аристотеля о неполной индукции, а сама неполная индукция, обычно третируемая при рассмотрении логики Аристотеля, приобретает в свете его метафизики и гносеологии важнейшее принципиальное значение. Как уже выше подчеркнуто, без индукции у Аристотеля остается загадкой происхождение знания общего. Но имеется и ее логическая разгадка.

Как уже указано, разумно-созерцательная часть души имеет две стороны: активную, соответствующую форме, и пассивную, соответствующую материи. Бог, мысля самого себя, является активным разумом, интеллектом. В человеке же отношение к самому себе опосредовано материальным миром, материализацией форм. Чтобы мыслить эти формы, активный разум нуждается в пассивном уме и в представлениях, которыми он обладает. Однако представления носят лишь частный характер, в них нет общего. Роль же активного разума состоит в том, что он обобщает, опираясь на пассивный. В этом процессе неполная индукция поднимается до полной. Логическое содержание неполной индукции у Аристотеля невелико, ибо он, принципиально противопоставив индукцию дедукции, затем пытался подтянуть индукцию до дедукции, показав ее, как частный случай третьей фигуры силлогизма[23]. Но в плане философском, метафизическом неполная индукция очень важна, ибо именно она и объясняет тот скачок от общего в природе к общему в душе.

Таким образом, логика Аристотеля – органическая часть его системно-рационализированного, философского, мировоззрения. Логика Аристотеля помогает понять даже его теологию. Бог Аристотеля – тоже логик, а поскольку Аристотель – первый логик, то в понятии своего бога Аристотель, можно сказать, обожествил самого себя. В самом деле, бог, по Аристотелю, – это мышление о мышлении, что и есть логика. Правда, выше отмечалась неясность предмета мысли бога: являются ли им формы бытия или формы мышления. Но здесь, по сути, нет противоречия, поскольку в силу панлогизма[24] Аристотеля формы мышления и формы бытия тождественны.[25]

 

Вывод.


 

Список используемой литературы.

1.

 


[1]Андроник Родосский - (сер. 1 в. до н. э.) — греческий философ-перипатетик и ученый-филолог.

[2] Абстракция – процесс мысленного выделения существующих свойств и связей предмета и отвлечённых от других частных свойств и связей.

[3] Богомолов А.С. Античная философия.- Москва.- Издательство «Высшая школа», 2006. Стр.232

[4] Сочинение составлено из отдельных трактатов (книг), написанных в разное время и иногда повторяющих друг друга.

[5] Анаксагор - древнегреческий философ.

[6] Эмпедокл - древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец.

[7] Джованни Реале, Дарио Антисери Западная философия от истоков до наших дней.I.Античность.-ТОО ТК «Петрополис»,1994.-стр.137

[8] Джованни Реале, Дарио Антисери Западная философия от истоков до наших дней.I.Античность.-ТОО ТК «Петрополис»,1994.-стр.139

[9] Материал из ru.wikipedia.org

[10] Онтология – философское учение о бытие, его основах, принципах, структуре и закономерности.

[11] Тотальность - целостность, единство, полнота, всеобъемлемость, цельность

[12] Элеаты - школа в греческой философии.

[13] Омонимия - свойство языковых выражений иметь несколько значений или выражать несколько понятий, никак не связанных между собой

[14] Субстанция – неизменимая основа, сущность вещей и явлений, носитель все свойств, связей и отношений.

[15] Джованни Реале, Дарио Антисери Западная философия от истоков до наших дней.I.Античность.-ТОО ТК «Петрополис»,1994.-стр.143

[16] Стоиками назывались последователи философской школы, основанной Зеноном Киттийским.

[17] Г.И.Иконников, Н.И.Иконникова Философия Древнего мира.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2010.-стр.164

[18] В.Ф.Асмус Античная философия. - М.-3 изд. - Высш.шк.,2001.-стр.234

[19] Декарт - французский философ и математик.

[20] В.Ф. Асмус Античная философия. - М.-2 изд. - Высш.шк.,1976.-стр.318

[21] В.Ф. Асмус Античная философия. - М.-3 изд. - Высш.шк.,2001.-стр.236-237

[22] В.Ф. Асмус Античная философия. - М.-2 изд. - Высш.шк.,1976.-стр.322-325

[23]Силлогизм - рассуждение, в котором из двух данных суждений (посылок) следует третье (вывод).

[24]Панлогизм - идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум (логос) и видящее в мире осуществление разума.

[25]А.С.Ахманов. Логическое учение Аристотеля. - Изд.3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2011,стр.254-263

[26] Н.А. Селиверстова Основы Философии. - СПб. - с.184

[27] Онтология - философское учение о бытие, его основах, принципах, структуре и закономерности.

[28] В.Ф.Асмус. Античная философия. - Изд.2-е. – М.: «Высшая школа», 1976, стр.309-310

 

[29] Н.А. Селиверстова Основы Философии. - СПб. - с.188

[30] В.Ф.Асмус. Античная философия. - Изд.2-е. – М.: «Высшая школа», 1976, стр.309-310

Содержание.

 

Стр.

Введение................................................................................................. 3

 

Глава 1. Метафизика Аристотеля......................................................... 5

1.1 Четыре причины............................................................................ 7

1.2 Бытие и его смысл......................................................................... 8

1.3 Субстанция, акт, потенция............................................................ 9

1.4 Сверхчувственная субстанция...................................................... 10

Глава 2. Логика Аристотеля................................................................. 12

2.1 «Диалектика» Аристотеля............................................................. 12

2.2 Теория достоверного познания. Определение и доказательство 14

2.3 Индукция........................................................................................ 17

Глава 3. Гносеология Аристотеля........................................................ 19

Заключение............................................................................................ 24

 

Список использованной литературы.................................................... 25

 

 


 

Введение.

Целью реферата является раскрытие, изучение и обоснование интересной темы по философии: «Метафизика, логика и гносеология Аристотеля». Эта тема по праву считается интересной, потому что Аристотель пример великой, выдающейся личности в истории философии, но и в истории человечества. Он гений. Но мы редко слышим про Аристотеля, что он гений. Но это слово подходит ему, потому что этот человек обладал такими способностями, которые дали ему возможность выполнить миссию философа: раздвинуть границы познания, установленные до него и добиться большего. Аристотеля мы проходим не только по философии, но и в школе по биологии, где одним из его достижений является теория самозарождения живых существ. По физику, где сам термин был введён Аристотелем, мы проходили прямолинейное движение, гравитацию и многое другое, что выявил Аристотель. Аристотель – великий человек.

В своём реферате я рассматривала: метафизику, логику и гносеологию Аристотеля. Метафизика – это наука, основание которой являются практические и изобразительные науки. Аристотель не называл философию «Метафизикой», потому что это не его термин, этот термин выдвинул Андроник Родосский. Он называл её «первой философией», то есть это то, что идёт после физики. Это учение об основных вопросах онтологии и гносеологии. Для изучения этой темы использованы словари по философии, книги «Аристотель. Метафизика. Переводы. Комментарии», учебник по западной философии Джованни Реале и Дарио Антисери, учебник по Античной философии А.С.Богомолова.

Так же интересна и логика Аристотеля, которая составляет различные законы, так как: закон мышления, закон исключённого третьего и других; в различных формах мышления, учении о силлогизмах. Изучая тему, были использованы слова по философии, учебник по философии Древнего мира Г.И. Иконникова, Античная философия В.Ф Асмуса в двух изданиях.

И третья под-тема моего реферата: гносеология или теория познания Аристотеля. Это вторая сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира. В своей гносеологии Аристотель колеблется между сенсуализмом () и рационализмом (), так и не будучи в состоянии однозначно определить соотношение того, что мы называем чувственной и рациональной ступенью познания. А стремится к единству чувства и разума, но не обретает их. По гносеологии были использованы основы философии Н.А. Селиверстовой и античная философия В.Ф.Асмуса.

 

 


 

Глава 1. Метафизика Аристотеля.

Первая философия, которая имеет своим предметом первые начала и причины, изложена она в сочинении, получившим название «Метафизика». Слово это возникло случайно – из того, что в собрании Андроника Родосского[1] это сочинение следовало «за физикой». Однако с течением времени за этим словом закрепился особый смысл: учение о «за природных», сверхчувственных принципах бытия, не раскрываемых ещё «физикой», имеющих дело с этими принципами в той форме, как они проявляются в чувственных вещах и их движении. Сопоставляя первую философию с другими дисциплинами, Аристотель писал, что «естествоиспытатель (физик) занимается всем тем, что составляет деятельность и состояния такого-то тела и такой-то материи, неотделимые от тела, но, с другой стороны, поскольку они не являются состоянием определённого тела и берутся в абстракции,[2] изучает математик; поскольку, же они отделены от всего телесного, из изучает метафизик. Отсюда видно, что Аристотель рассматривает первую философию как учение не об отдельных от вещей началах вроде идей Платона, но абстрагирует эти начала от существующих вещей, вне и без которых сами начала не существуют. Причём это даже более высокая степень абстракции, чем в математика.[3]

«Метафизика» в принятой форме[4] начинается с определения первой философии («мудрости») и далее развёртывается в ходе критики предшествующих философов. Исследование и критика учений прошлого имеют для него служебное назначение, подводя к собственной его концепции, предварительно её обосновывая. Так, Аристотель пишет, что если «первые философы» считали началом всех вещей материю, то Анаксагор[5] вводит разум в качестве причины «благоустройства мира и всего мирового порядка». А, следовательно, Анаксагор и Эмпедокл[6], с его Любовью и Враждой, вводят в философию «действующую причину». Пифагорейцы добавляют к этому утверждение, что ограниченное, неограниченное и единое, т.е. компоненты числа, являются не свойствами физических реальностей, но их сущностью, «вследствие чего число и составляло сущность всех вещей». Таким образом, возникает понятие такого начала, как «сущность и суть бытия». Наконец, Платон признал, что «нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно меняются. Идя указанным путём, он подобные реальности назвал идеями, а что касается чувственных вещей, то о них речь всегда идёт отдельно от идей, но в соответствии с ними, ибо все множество вещей существует в силу приобщения к одноимённым сущностям. Но во многом Аристотель возражал Платону.

Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых – производство определённых объектов.[7]

Аристотель даёт четыре определения метафизике:

а) Исследование причин, первых, или высших начал;

б) Познания «бытия, поскольку оно бытие»;

в) Знание о субстанции;

г) Знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

А зачем нужна метафизика? Метафизика - наиболее возвышенная из наук, говорит Аристотель; и просто потому, что она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Другие же науки подчинены этим целям, а потому ни одна их них не самоценна и значима лишь постольку, поскольку оправдана эффектами, к которым ведет. Метафизика имеет сама в себе свое тело, и потому эта наука в высшей степени свободна, ибо она самоценна. Метафизика, не связанная с материальными запросами, всё же отвечает на запросы духовные, т.е. такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающаяся ото лжи. Это радикальная необходимость ответствования на "почему", и особенным образом, на "последнее почему".

Поэтому, - заключает Аристотель, - "все прочие науки более необходимы людям, но, ни одна из них не превзойдет эту" - метафизику.

Глава 1.1. Четыре причины.

Аристотель полагает, что, поскольку они относятся к миру становления, то могут быть сведены к четырём: 1) причина формальная, 2) причина материальная. 3) причина действующая, 4) причина финальная.

Первые две причины есть ничто иное, как форма (сущность) и материя, образующие все вещи. Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично-оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир. Причина, по Аристотелю, - это условие и основание. Материя и форма суть достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически.[8] Так же необходимы последние две причины: двигательная и финальная. Двигательная причина — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл. Финальная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.[9]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1356; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.079 с.)