Глава 3. Гносеология Аристотеля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Гносеология Аристотеля.



Гносеология – это теория познания; раздел философии, изучающий познавательные способности человека, формы и методы познания, условия его истинности и т.п.[26]

Теория познания Аристотеля опирается на его онтологию[27] и по своему непосредственному предмету есть теория науки. Аристотель отличает научное знание и от искусства, и от опыта, и от мнения. По своему предмету научное знание есть знание о бытии. В отличие от знания, предмет искусства – производство вещей (или произведений) при помощи способности, определённой к действию. Поэтому сфера искусства – практика и производство; сфера же знания – созерцание предмета, теория, умозрение. И всё же у науки есть общее с искусством: как и искусству, знанию принадлежит способность быть сообщаемым посредством обучения.

Знание отличается также и от простого опыта. И для знания и для искусства опыт – их начало или исходная точка. Но знание не тождественно с ощущением. «Всякое знание начинается с ощущения» - этот тезис Аристотель даже рассматривает как основной для теории познания.

Однако это непосредственное постижение общего в единичном существенно отличается от знания.

Но знание отличается от мнения. То, что даёт мнение, основывается на всего лишь вероятных основаниях. Не такого знание. Но научное знание также выражается в суждении и принимается в качестве истинного, лишь, когда в познающем возникло убеждение в его истинности. Мнение может быть и ложно и истинно, убеждение в нём никоим образом не может быть «незыблемым», в то время как знание – прочная и незыблемая истина.

Предмет знания и знания предмета. Рассматривая отношение знания к своему предмету, Аристотель твёрдо стоит на почке убеждения, что в порядке времени существование предмета предшествует существованию знания. Предмет по Аристотелю, предшествует познанию, которое человек может иметь об этом предмете. В этом смысле отношение знания к предмету. И точно таково же отношение знания к своему предмету. Оно подобно отношению меры к измеримому или измерённому. Так как познание направляется во времени к постижению своего предмета, этот предмет предшествует познанию, а познание зависит от своего предмета. Тогда соотношению между ними однозначно, необратимо.[28]

Но если знание, рассматривается как уже, возникшее, как уже осуществляющееся, как уже отнесенное к своему предмету, то предмет и знание о нем составляют нераздельное целое. Предмет, рассматриваемый сам по себе, есть только возможный предмет знания. Если бы он остался только возможным, знание не могло бы возникнуть. Но как только у ученого возникает созерцание предмета знания, с этого момента разом и предмет знания, и знание предмета становятся действительностью: они уже составляют единство. Отсюда Аристотель заключает, что знание есть род обладания, т. е. способ бытия специфического рода.

Основные черты научного знания. Как специфический род бытия знание отличается, по Аристотелю, тремя основными чертами: 1) доказательность — всеобщность и необходимость; 2) способность объяснения; 3) сочетание единства со степенями подчинения.

Доказательство, по определению самого Аристотеля, наука есть вид бытия, способный доказывать. Само же доказательство может быть доказательством только о том, что не может происходить иначе. Оно состоит в получении заключения из начал: истинных, необходимых и относящихся к предмету доказательства. Доказательство невозможно ни о случайном бытии, ни о том, что возникает и разрушается, а лишь об общем. Если же общего нет налицо, то предмет доказательства — это, по крайней мере, то, что случается всего чаще.

Общее сливается у Аристотеля с необходимым и что необходимость может быть даже в том, что встречается только часто и. отнюдь не постоянно. Этим не исключается наивысшая ценность, которую для знания представляет безусловное постоянство явления.

Научное предложение характеризуется, таким образом, необходимостью своего содержания и всеобщностью своего применения. Правда, отдельный ученый всегда рассматривает и может рассматривать только единичные сущности («субстанции»), но наука в целом слагается и состоит из общих предложений.

Способность науки к определению сущности и всеобщность применения усматриваемых ею положений обусловливает объяснительный характер знания. Задача научного знания заключается, во-первых, в фиксировании некоего обстоятельства, или факта. Во-вторых, задача науки — в выяснении причины. Знание предполагает, что известна причина, в силу которой вещь не только существует, но и не может существовать иначе, чем как она существует. В-третьих, знание есть исследование сущности факта. В плане бытия необходимая причина может быть только сущностью вещи. В плане познания или в логическом плане она может быть лишь началом (принципом) в отношении к его логическим следствиям. Собственно, доказательство и есть познание. В-четвертых, знание есть исследование условий, от которых зависит существование или не существование факта.[29]

Рассматриваемый в целом процесс знания ведет от вещей, познаваемых «через свое отношение к нам», стало быть, от понятий, первых для нас, к. понятиям, которые являются первыми сами по себе. Эти последние постигаются только умом. Они образуют род возведения (редукции) и, в конце концов, приводят к положениям, уже недоказуемым. Редукция необходимо стремится к достижению начал, недоказуемых положений: то, что не имеет конца — «беспредельное», — не может стать предметом научного познания. Доказательство, исходящее из начала, основательнее доказательства, не исходящего из начала, а доказательство, «в большей мере «сходящее из начала, основательнее того, которое исходит из начала в меньшей мере». В конечном счете, редукция приводит к «непосредственным» предложениям. Такие предложения прямо постигаются умом, не доказываются.

Третья черта знания — его единство, соединенное с подчинением одних знаний другим. Единство науки означает прежде всего, что различные предметы науки принадлежат составу одного и того же рода. Единство обусловливается и тем, что различные предметы могут относиться все к одному и тому же предмету и быть, таким образом, через отношение к этому предмету в одинаковом к нему отношении. Именно таково единство, в котором все науки находятся относительно первой науки — науки «о бытии как о бытии». «Бытие» здесь — общий предмет и основа аналогии, которая в нем связывает в единство различные его роды.

Но каждая отдельная наука обусловлена своим особым логическим родом и составляет сама по себе некоторое единство. Отсюда сразу получается важный вывод, отличающий теорию науки Аристотеля от теории науки Платона. Согласно теории Платона все знания образуют соподчинение, или иерархию, на вершине которой стоит знание о высшей из «идей» - «идее» блага. Напротив, у Аристотеля единой для всех наук иерархии не может быть. Науки «не сводимы - ни одна к другим, ни к одному - единственному роду». Также как различаются по роду «форма» и «материя», «точно также – всё то, о чём идет речь по разным формам высказывания о сущем, ибо из того, что есть, одно означает собою суть той или иной вещи, другое – что-нибудь качественно – определенное, и так дальше…; оно.. не сводится ни друг на друга, ни на что-нибудь одно» там же. Именно поэтому невозможен никакой переход от одной науки к другой: от предмета арифметики, например, к предмету геометрии.

Однако этому выводу Аристотеля явно противоречит другое его положение: поскольку общий предмет – бытие – образует основу аналогии, которая связывает различные роды единого бытия, сведение одних наук к другим в каком-то смысле всё же возможно. В этом смысле существует иерархия наук и возможна их классификация, сводящая науки в некоторое единство. Наука – не проста сумма совершенно разнородных знаний. Существуют науки, которые в сравнении с другими находятся ближе к общему предметному пределу знания. Чем выше стоит наука на ступеньках иерархии, тем точнее доступное для нее знание, тем больше в ней ценности. По Аристотеля, наука, дающая одновременно и знание того, что что-нибудь есть, и знание того, почему что-нибудь есть, а не только знание того, что что-нибудь есть,- более точная и высшая, чем наука, дающая знание только того, почему что-нибудь есть. И точно также науки, возвышающиеся до абстракций над непосредственной чувственной основой, выше наук, имеющих дело с этой основой.[30]


 

Вывод.


 

Список используемой литературы.

1.

 


[1]Андроник Родосский - (сер. 1 в. до н. э.) — греческий философ-перипатетик и ученый-филолог.

[2] Абстракция – процесс мысленного выделения существующих свойств и связей предмета и отвлечённых от других частных свойств и связей.

[3] Богомолов А.С. Античная философия.- Москва.- Издательство «Высшая школа», 2006. Стр.232

[4] Сочинение составлено из отдельных трактатов (книг), написанных в разное время и иногда повторяющих друг друга.

[5] Анаксагор - древнегреческий философ.

[6] Эмпедокл - древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец.

[7] Джованни Реале, Дарио Антисери Западная философия от истоков до наших дней.I.Античность.-ТОО ТК «Петрополис»,1994.-стр.137

[8] Джованни Реале, Дарио Антисери Западная философия от истоков до наших дней.I.Античность.-ТОО ТК «Петрополис»,1994.-стр.139

[9] Материал из ru.wikipedia.org

[10] Онтология – философское учение о бытие, его основах, принципах, структуре и закономерности.

[11] Тотальность - целостность, единство, полнота, всеобъемлемость, цельность

[12] Элеаты - школа в греческой философии.

[13] Омонимия - свойство языковых выражений иметь несколько значений или выражать несколько понятий, никак не связанных между собой

[14] Субстанция – неизменимая основа, сущность вещей и явлений, носитель все свойств, связей и отношений.

[15] Джованни Реале, Дарио Антисери Западная философия от истоков до наших дней.I.Античность.-ТОО ТК «Петрополис»,1994.-стр.143

[16] Стоиками назывались последователи философской школы, основанной Зеноном Киттийским.

[17] Г.И.Иконников, Н.И.Иконникова Философия Древнего мира.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2010.-стр.164

[18] В.Ф.Асмус Античная философия. - М.-3 изд. - Высш.шк.,2001.-стр.234

[19] Декарт - французский философ и математик.

[20] В.Ф. Асмус Античная философия. - М.-2 изд. - Высш.шк.,1976.-стр.318

[21] В.Ф. Асмус Античная философия. - М.-3 изд. - Высш.шк.,2001.-стр.236-237

[22] В.Ф. Асмус Античная философия. - М.-2 изд. - Высш.шк.,1976.-стр.322-325

[23]Силлогизм - рассуждение, в котором из двух данных суждений (посылок) следует третье (вывод).

[24]Панлогизм - идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум (логос) и видящее в мире осуществление разума.

[25]А.С.Ахманов. Логическое учение Аристотеля. - Изд.3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2011,стр.254-263

[26] Н.А. Селиверстова Основы Философии. - СПб. - с.184

[27] Онтология - философское учение о бытие, его основах, принципах, структуре и закономерности.

[28] В.Ф.Асмус. Античная философия. - Изд.2-е. – М.: «Высшая школа», 1976, стр.309-310

 

[29] Н.А. Селиверстова Основы Философии. - СПб. - с.188

[30] В.Ф.Асмус. Античная философия. - Изд.2-е. – М.: «Высшая школа», 1976, стр.309-310



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 3730; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.011 с.)