Научная революция в естествознании и философии 17в. Проблема науки и методологии научного познания. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная революция в естествознании и философии 17в. Проблема науки и методологии научного познания.



XVII век - философия Нового времени. Развитие нового общества порождает изменения и в сознании людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания оказывается наука (прежде всего экспериментально-математическое естествознание). Переориентация философии главным образом на науку. В философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии.

2 направления в философии: номиналистическое - опыт и рационалистическое - познание с помощью разума. Эти два направления в XVII веке предстают как эмпиризм и рационализм.

Виды знания:

1. Донаучное

2. Псевдонаучное,

3. Вненаучное

4. Практическое знание

5. Духовно-практическое

6. Теоретическое знаниеТ

 

44)Галилей и Ньютон как выразители основных методологических установок новой науки

таким образом, новая наука – экспериментально-математическое естествознание. Она допускает две тенденции в понимании научного метода.

Одна из них – математическая (Галилей). Здесь эксперимент рассматривается как приложение рациональной теории.

 

• Галилей идеализирует реальность (как в мысли, так и в эксперименте) и поэтому применяет к ней математику.

• Галилей отказывается от принципа полного доверия чувственному познанию и здравому смыслу, на который опирался Аристотель. Принцип инерции – утверждение, что всякое тело находится в состоянии равномерного прямолинейного движения – противоречит наглядности, а законы движения можно сформулировать не на основе наблюдения, а на основе эксперимента – опыта, проводимого в тщательно продуманных и идеализированных условиях, и служащего подтверждением рациональной гипотезы.

• В. Гейзенберг: «искажая и идеализируя таким способом факты, он получил простой математический закон, и это было началом точного математического естествознания Нового времени»

 

Другая – эмпирическая (Ньютон). Здесь эксперимент рассматривается как самостоятельный источник знания, некая «интеллектуальная авантюра».

Отсюда два основных направления, борющихся в философии Нового времени: рационализм и эмпиризм

. «Он не позволял себе никакого отдыха и передышки… считал потерянным всякий час, не посвященный занятиям [наукой]. Думаю, его немало печалила необходимость тратить время на еду и сон».

Метод: «Как в математике, так и при испытании природы, при исследовании трудных вопросов, аналитический метод должен предшествовать синтетическому. Этот анализ заключается в том, что из экспериментов и наблюдений посредством индукции выводят общие заключения и не допускают против них никаких возражений, которые не исходили бы из опытов или других надёжных истин. Ибо гипотезы не рассматриваются в экспериментальной философии. Хотя полученные посредством индукции из экспериментов и наблюдений результаты не могут ещё служить доказательством всеобщих заключений, всё же это — наилучший путь делать заключения, который допускает природа вещей» («Оптика»).

«Гипотез не измышляю». Ньютон отказывается понимать эксперимент как то, что выводится из общих положений-гипотез. Эксперимент есть уточненное наблюдение

 

 

45)Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Общая сравнительная характеристика.

Рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
Разум изначально богаче, чем чувства. В нем есть либо врожденные идеи, либо врожденные логические принципы. «В разуме нет ничего, что до этого не прошло бы через чувства». Врожденных идей не существует.
Идея – это мысль Идея – это образ вещи
Общая идея – это ясное видение ума, а ощущения смутны, субъективны, сами по себе не понятны без разума, «слепы». Непосредственной очевидностью обладают только ощущения. Чем более общей является идея, тем более она смутная (напр., треугольник «вообще»).
Интеллектуальная интуиция возможна как прямое усмотрение умом идеи Интуиция – это чувственная очевидность
Одна из наиболее очевидных идей – идея субстанции – общей основы бытия и первопричины. Существование субстанции – условие устойчивости природы и всеобщности научного познания. Субстанция – запутанная и смутная идея. «Неопределенное предположение неизвестно чего» (Дж. Локк), что стоит за нашими ощущениями. Реально мы имеем дело только с акциденциями (свойствами).
Наилучший метод познания – дедукция, она приводит к строгим, достоверным логическим выводам из общих, ясных положений. Дедукция лишь раскрывает уже имеющиеся идеи, индукция позволяет получить новое, хотя и вероятностное знание о причинах явлений.

 

Истина существует и достижима разумом. Истина – это согласие наших идей с самими вещами (субстанциями) Истина – это либо согласие наших идей друг с другом, либо результат соглашения между людьми, она изменчива, так же, как изменчив опыт.
Бытие и мышление тождественны. Между логическими связями идей и физическими связями причин и следствий есть однозначное соответствие, поэтому бытие познаваемо. Бытие несводимо к мышлению, поэтому непознаваемо.
Оптимизм и догматизм Скептицизм и агностицизм

 

46) Эмпиризм Ф. Бэкона.

Эмпиризм Ф. Бэкона

• Опыт - и источник знания, и критерий истины, и единственное основание науки.

• «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может» (1-й афоризм «Нового органона»)

• За всю историю было лишь 600 благоприятных для науки лет: 200 лет досократиков и 400 лет Древнего Рима. Вред нанесли Платон с Аристотелем.

• Знание должно быть полезным.

• «Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие» (Знание – сила).

 

Сам же Бэкон придерживался теории двойственной истины: истина науки и истина религии не связаны; они не отрицают одна другую, но и не обосновывают друг друга, развиваются параллельно.

«Поверхностная философия склоняет ум человека к безбожию, глубины же философии обращают умы людей к религии. Ведь, когда ум человеческий созерцает рассеянные всюду вторичные причины, он порой может остановиться на них и не идти дальше; но, когда он охватил их цепь целиком, объединил и связал друг с другом, он неизбежно воспаряет ввысь, к Провидению и Божеству...»

«…легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии» («О достоинстве и приумножении наук»).

47)Рационализм Р. Декарта

Поиски метода

• Ни один из философов истины не нашел: в философии «доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров и, следовательно, не было бы сомнительным».

• «Принимая во внимание, сколько относительно одного и того же предмета может быть разных мнений, поддерживаемых учеными людьми, тогда как истинным среди этих мнений может быть только одно, я стал считать ложным почти все, что было не более чем правдоподобным».

«Рассуждения о методе» (основные правила дедуктивного метода)

• «Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.

• Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.

• Третье - располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.

• И последнее - делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено»

48)Проблема субстанции в философии Нового времени: Декарт, Спиноза, Лейбниц

В философии Нового времени, прежде всего в философии XVIIв., проблемам онтологии, т.е. учению о бытии и субстанции, уделяется большое внимание, особенно когда речь идет о движении, пространстве и времени. Под субстанцией традиционно понимается всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Другими словами, проблема субстанции – это традиционная философская проблема поиска первоначала, основы мира. Только теперь, в отличие от чувственной субстанции в античности и идеальной (божественной) субстанции в эпоху Средневековья, в философии Нового времени данная проблема решается с рационалистических позиций. Для философов этого периода важно в русле рационализма и под влиянием механистической картины мира рассмотреть проблему субстанции как некоего первоначала, выводимого с помощью логики и физики.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.211.110 (0.011 с.)