Аристотель. Учение о душе, этика, политика. 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аристотель. Учение о душе, этика, политика.



Учение о душе занимает центр место в мировоззрении Аристотеля, поскольку душа связана с материей и богом. Поэтому психология у него – и часть физики, и часть теологии. К физике относится та часть души, которая не может существовать без материи. Но «физическая» часть души не тождественная физическим сущностям. Одушевлено лишь живое.

Душой может обладать только естественное, а не искусственное тело. Естеств тело должно обладать возможностью жизни. Душа – спутница жизни. Душа существует в смысле формы естеств тела, обладающего возможностью жизни.

Аристотель различает три вида души. Два не могут существовать без материи. Третий метафизичен. В широком смысле душой обладает и растение, так как есть растительная душа, например. В своем же максимуме душа есть там, где есть ум, при этом даже только ум. Таков бог («деятельность разума есть жизнь»).

Чтобы быть живым, достаточно обладать хотя бы одним из признаков – ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение как питание, упадок и рост. Способность к осязанию – критерий наличия животной души. Животные обладают не только животной, но и растительной душой, поскольку способны к питанию. Это две низшие души.

Люди и бог обладают способностью рассуждения и размышления. Но люди обладают также и растительной и животной душой. Только бог обладает лишь разумной душой.

Душа неотделима от тела, хотя сама не тело, но оно не безразлично душе. Душе небезразлично, в каком теле она пребывает. Поэтому Аристотель отвергает плат учение о переселениях душ. Все тела – орудия души и существуют ради души.

Растительная и животная души неотделимы от человеческого тела. Эмоции – это функции и души, и тела. Но разумная душа – не осуществление тела. Ум существует отдельно от тела.

Этику и политику Аристотель отделял от теорет, созерцательных. Практичнауки отличал и от творческих, создающих объект.

Этика и политика относятся к сфере свободного выбора. Здесь Аристотель рассматр «произвольное» и «непроизвольное». Непроизвольно то, что совершается по насилию или незнанию. Аристотель считает, что от человека зависит все. Каково бы ни было насилие, нельзя обвинять внешние условия.

Нравственность – приобрет качество души. Добродетель не дается от природы.

Этика основывается на делении челдуши на три части. Она делится на неразумную и разумную части. Разумная состоит из рассудка и разума – практический и теоретический разум. Практический характеризуется направленностью к цели, что и как делать. Разумную часть это не интересует.

Неразумная часть души – растительная и страстная. Страстная часть души и практический разум едины. Чем аффективней практический разум, тем сильнее то или иное качество, или, напр, добродетельнее. Добродетели бывают дианоэтические (приобретаются путем обучения) и этические (путем воспитания и привычки). Этические добродетели – середина между двумя пороками (например, справедливость – среднее между бесправием и беззаконием).

Этика связана напрямую с политикой. Добродетель – продукт воспитания, что является делом государства и законодательства.

«Политика» развивает тему практического разума. В ней говорится об этических добродетелях и о таких дианоэтических, которые связаны с практическим разумом. Мужество, благоразумие, справедливость, рассудительность.

Эти добродетели – условие счастья. Без добродетели человек нечестив и дик.

Справедливость – общее благо, достижению которого должна служить политика. Это ее главная цель. Все граждане для этого должны тоже обладать добродетелью гражданина – умением повиноваться законам и властям. Главное в государстве – это гражданин.
Все государства – либо правильные, либо неправильные. 1 – власть имущие имеют общую пользу, 2 – исключительно собственную.

3 правильные формы – монархия, аристократия и полития (смешение олигархии и аристократии). Неправильные – тирания, олигархия и демократия.

Высший идеал нравственности – жить созерцательной жизнью, так как счастье является разновидностью созерцания. Настоящая цель – не наслаждение, а блаженство. Философия – наиболее умозрительная наука, поэтому жизнь надо посвящать философии.

 

26)Материализм и этика Эпикура. Гедонизм и учение об умеренности.

 

 

Этика Эпикура.

ЭтикаЭпикура основывается на положении, что «наслаждение есть начало и конец блаженной жизни» (Диоген Лаэртский X, 128). Человек, как и все живые существа, по природе стремится к наслаждениям и избегает страданий, и в этом смысле наслаждение является мерилом блага. Однако блаженная жизнь заключается вовсе не в получении все новых и новых наслаждений, а в достижении предела наслаждения – свободы от телесных страданий и душевных тревог (атараксии).

Согласно Эпикуру, желания бывают:

1) Естественными и необходимыми (голод, жажда и т.д.);

2) Естественные, но не необходимые (изысканные яства);

3) Вздорные желания, которые не являются ни естественными, ни необходимыми (жажда славы, богатства, бессмертия).

 

Большинство людей несчастливо потому, то их терзают непомерные и пустые желания. Подлинное наслаждение доступно лишь тому, кто умеет довольствоваться легко достижимым минимумом естественных и необходимых потребностей.

Этический идеал, проповедуемый Эпикуром, резюмируется фразой: «Проживи незаметно». Он требует от человека довольствоваться простой пищей, скромной одеждой, не стремиться к почестям, богатству, государственным должностям; жить, уклоняясь от всего, что может нарушить безмятежный покой души. Жизнь Эпикура и его друзей-учеников явилась практическим воплощением этого идеала.

 

Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека, не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой безмятежности духа, — вот цель и задача философии, согласно Эпикуру. Материализмдолжен был подвергнуться в этой философии глубокому преобразованию. Он должен был утратить характер философии чисто теоретической, созерцательной, только постигающей действительность, и стать учением, просвещающим человека, освобождающим его от гнетущих его страхов и мятежных волнений и чувств.

Именно такому преобразованию подвергся атомистический материализм у Эпикура.

27) Стоицизм как направление античной философии. Основные представители и идеи.

Сенека, Марк Аврелий принадлежали стоицизму, который возник в начале IV в до н.э. в Греции. Наиболее характерной чертой было распространение этических учений. Все множество умов того времени разделилось между эпикуреизмом (точнее, гедонизмом) и стоицизмом.

Зенон - Стоик вел преподавание стоя около колонады v отсюда и стоицизм.

Теоретической основой стоицизма было представление об абсолютной неизбежности всего, что происходит. Эта идея была впервые развита Демокритом на атомистической основе. Стоики не были атомистами, среди них было много идеалистов, но идею Демокрита они приняли. Если все неизбежно, то надо следовать тому, что предписано законами. Неизбежность - судьба.

Amor fati - любовь к судьбе - то во что трансформировалось учение стоиков.

Этика стоиков: умеренность, аккуратность, отсутствие стремления к личному преуспеванию.

Анализ философских категорий у стоиков получил широкой распространение, но ничего нового они не высказали.

Сенека был учителем Нерона и крупнейшим римским ростовщиком, что слабо совместимо с отсутствием стремления к личному преуспеванию. Это ставит под сомнение искренность Сенеки.

Стоицизм(III – II век до н.э.)

Основатель – Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), стоик.

Название школы «Стоя», т.е. портик (место у «Пестрого портика» в Афинах, где Зенон излагал свое учение).

Высшая цель человека – достижение счастливой жизни. Для этого необходимо освободиться от страстей и пороков через апатию (а – не, патос – страсть) - терпение, сдержанность, душевный покой.

Человек не полностью свободен, он зависит от судьбы, Фатума (рока): (богатство или бедность, здоровье или болезнь). Он не властен изменить судьбу, но властен изменить свое отношение к жизни. Поэтому нужно со спокойствием переносить в жизни и радости и невзгоды (унижение, страдания, бедность и др.).

Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней!

Нравственный идеал – в неуклонном осуществлении добродетели и избегании пороков.

Четыре основных добродетели: благоразумность, умеренность, справедливость и мужество.

Четыре основных порока: неразумность, распущенность, несправедливость, трусость.

Стоицизм дает человеку психологическую защиту от превратностей нестабильного и несправедливого мира.

28)Средневековая философия. Периодизация и основные проблемы.

философии средневековья выделяются два периода, называемых «патристика» (IV — VIII вв.) и «схоластика» (VI — XV вв.).Период, связанный со схоластическим методом исследования, также можно поделить надвое: ранний (XI-XIIвв.) и поздний (XIII-XIVвв.). Представителями раннесхоластического периода являются Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, ПольАбеляр и др. Представителями позднесхоластического периода - Фома Аквинский, Иоанн Дунс Скот.

Патристика – I-VII вв. на этом этапе происходит разработка и оформление основного содержания христианской философии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона, являющийся одним из основных идейных источников христианства.(Августин Аврелий)

Схоластика– IX-XV вв. осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии под решающим влиянием философского наследия Аристотеля. Догматы теологии приобретают рационализированную форму (Фома Аквинский).

У средневековой философии была и своеобразная антропология, т.е. учение о человеке. Человек часть божественной организации, упорядоченности мира. Он не только создан Богом, но и подобен ему. В нем есть душа и тело; духовное, божественное и телесное, греховное.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.165.101 (0.028 с.)