Материалистическое представление об устройстве мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материалистическое представление об устройстве мира



Идеалистическое представление об устройстве мира

Дуализм

1. Онтология: объект изучения и структура

Онтология – это раздел философии, стремящийся составить общее представление об устройстве мира и его закономерностях.

Важнейшим вопросом онтологии является вопрос о том, что существует и в какой форме оно существует. Из своей повседневной жизни мы выносим убеждение, что вокруг нас существует объективный мир, который мы воспринимаем с помощью органов чувств. «Объективный» означает, что этот мир существовал до появления человека и будет существовать, даже если все люди исчезнут, он независим от нас. В мире можно выделить следующие основные формы того, что существует (их называют формами бытия): 1. природа;

2. человек;

3. общество;

Культура.

Часть людей считает, что это ещё не вся реальность, что есть какие-то другие измерения реальности, другие миры, силы и явления, которые не воспринимаются органами чувств. Их принято называть сверхъестественными, мистическими, хотя более правильно было бы называть сверхчувственными. То, что люди называют сверхъестественным, возможно, на самом деле является естественным, только пока не понятым и не объяснённым наукой.


Часть онтологии, которая пытается осмыслить сверхчувственный мир, называется метафизикой (букв.перевод – «то, что идёт после физики»). Метафизика пользуется такими ненаучными понятиями как Дао, Брахман, Бог, рай и ад, духи и т.п.

Серьёзнейшим вопросом онтологии является вопрос о том, какой из миров – естественный или сверхъестественный – является первичным, базисным. Этот вопрос ещё иногда называют основным вопросом философии. В зависимости от ответа на этот вопрос выделяют такие философские учения как материализм, идеализм и дуализм.

Материализм – это философское учение, признающее реальное существование только естественного мира, материального в своей основе. Духовные явления в виде сознания человека порождаются такой материальной системой как мозг. Считается, что сверхъестественный мир существует только в воображении человека.

Идеализм – это философское учение, признающее реальное существование сверхъестественного мира, имеющего духовную, идеальную (не в смысле «совершенную», а в смысле «нематериальную») природу. Считается, что сверхъестественная реальность порождает естественный мир.

Дуализм – это философское учение, считающее, что естественный и сверхъестественный миры, материальная и идеальная реальности вечно сосуществуют друг с другом, и нельзя сказать, что одна порождает другую.

2. Материалистическое представление об устройстве мира

Материализм появился ещё в античности. Древнегреческие материалисты отказались от использования фигур богов при объяснении происхождения и устройства мира и занялись поисками материи – вещественной первоосновы мира, из которой всё возникает. Первый древнегреческий философ Фалес (7-6 в. до н.э.) считал, что всё произошло из воды, другие философы материей считали огонь, воздух, землю или четыре стихии вместе.

Наибольший интерес представляет учение Демокрита (5 в до н.э.). Он высказал гипотезу о существовании первоосновы мира в виде атомов – мельчайших частиц вещества, не воспринимаемых органами чувств (греч. «атомос» - неделимый). Атомов бесконечное множество, они разные по размерам и форме. Атомы хаотично носятся в пустоте, из их случайных сцеплений образуются разнообразные объекты действительности.

Мир, в котором мы живём, появился следующим образом. Большое количество атомов образовало сферическую массу, причём, наиболее тяжёлые атомы заняли центр сферы и составили массу земли. Более лёгкие атомы образовали воду и воздух. Наш мир – один из множества миров, существующих в безграничном пространстве. Миры находятся на разных ступенях развития, в них могут быть свои Солнца, планеты, звёзды.

Особого рода атомы – огненные, чрезвычайно подвижные – являются носителями жизни и сознания. Эти атомы рассеяны по всей вселенной, поэтому все одушевлено. Но в наибольшей степени они сосредоточены в человеческом теле, где составляют примерно 50% массы. Поэтому человек самое разумное существо. Смерть наступает от потери большого количества этих атомов. Даже боги, по Демокриту, - и те состоят из атомов. Боги существуют в своих мирах и никакого влияния на наш мир и судьбы людей не оказывают.

Теория Демокрита имела большое историческое значение. В 17 веке она была положена в основу естественнонаучной картины мира, просуществовавшей до начала 20 века. Люди столетиями считали атомы «кирпичиками», из которых построено здание Вселенной.

В начале 20 века было открыто явление делимости атомов, выяснено, что они состоят из элементарных частиц. Элементарные частицы тоже не такие уж и элементарные, они состоят из кварков и глюонов.Учёные, изучающие микромир – мир микрообъектов, выяснили, что ниже уровня кварков лежит физический вакуум. Вакуум – это не пустота, а океан бушующей энергии, порождающей элементарные частицы, из которых и состоит наш мир. Возможно, продвинуться дальше уровня вакуума наука не сможет по причине ограниченности познавательных способностей человека. Главное то, что физики поняли, что можно без конца двигаться вглубь материи, так и не найдя первоначала.

Под влиянием этих открытий в физике произошло изменений представлений о материи. Её перестали считать первоосновой мира. Материя – это всё многообразие объектов и явлений, существующих независимо от человека и отображаемых им с помощью органов чувств и приборов.

Материальные объекты и явления можно объединить в большие группы по определённым признакам и выделить уровни структурной организации материи. По пространственным размерам выделяют следующие уровни: микромир, макромир и мегамир.

1. микромир – мир микрообъектов, изучаемых учёными с помощью сложной аппаратуры;

2. макромир – мир, соразмерный человеку, в котором мы непосредственно существуем и который мы воспринимаем с помощью органов чувств. На уровне макромира существует два вида материи – вещество и поле. Вещество существует в жидком, твёрдом, газообразном состоянии и в состоянии плазмы. Наукой пока официально признано 5 видов поля: электромагнитное, гравитационное, поля сильных и слабых ядерных взаимодействий;

3. мегамир – мир космических объектов. Учёные установили, что наша Вселенная появилась 13,7 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва. Она постоянно расширяется. Последние научные открытия говорят о том, что известная учёным материя составляет 4% Вселенной, 22% - составляет «тёмное вещество», 74% - «тёмная энергия». Что такое «тёмное вещество» и «тёмная энергия» и существуют ли они вообще – никто не знает. Это научные гипотезы, возникшие как попытка объяснить космические парадоксы. Например, астрономические наблюдения показали, что галактики и их скопления движутся так, будто их держат «на привязи» гравитационные силы каких-то невидимых «тёмных» масс. «Тёмное вещество» названо так потому, что оно не излучает свет, и, следовательно, не видно глазу и телескопу, а это значит, что оно состоит не из атомов (атомы испускают свет при столкновении с частицами вещества или света). «Тёмная энергия» - это некая сила, которая понуждает пространство Вселенной не просто расширяться, но расширяться ускоренно.

Материалисты считают, что материальный мир находится в постоянном развитии, усложнении, на определённом этапе неорганическая природа порождает жизнь, а её развитие приводит к появлению сознания. Таким образом, материя первична, сознание, дух – вторично.

 

3. Идеалистические представления об устройстве мира

Идеалистическая линия в философии также появилась ещё в античности. Родоначальником идеализма был древнегреческий философ Платон (5-4 в. до н.э.). По его мнению, основой мира является сверхчувственная реальность – «царство идей». Идеи – это общие понятия, вечные, никем несотворимые и неуничтожимые, не имеющие конкретного образа, не воспринимаемые органами чувств, постигаемые только умом (например, идеи истины, красоты, добра и зла и т.п.). Идеи порождают бесконечное многообразие материальных объектов, которые являются бледными копиями, слабыми подобиями идей.

Душа человека бессмертна и до рождения находится в «царстве идей». При рождении она падает в тело как в пещеру или могилу. Тело искажает истинную картину мира и навязывает душе представление о том, что существует один-единственный мир, воспринимаемый органами чувств. Однако в душе живут смутные воспоминания о виденном до рождения в «царстве идей». Именно этим объясняются, например, настойчивые попытки людей найти в нашем мире Бога, счастье, справедливость и т.п.

Идеалистической была средневековая философия, так как первоосновой мира считался Бог – разумная и всемогущая сила, чистый дух, творящий материальный мир из ничего. Идеалистических взглядов придерживался Г.Гегель, утверждавший, что мир творит, а затем и направляет его развитие Абсолютная идея (Мировой дух). Идеалистические представления широко распространены и поныне. В наше время для обозначения духовной первоосновы мира кроме Бога употребляют такие метафизические понятия как Мировой Разум, Вселенское Космическое Сознание и т.п. Таким образом, по мнению идеалистов, сознание, дух – первичны, материя – вторична.

4. Дуализм

Наиболее известным и талантливым учеником Платона был Аристотель (4 в. до н.э.), сказавший: «Платон мне друг, но истина дороже». В отличие от своего учителя Аристотель был дуалистом. Он признаёт вечное сосуществование двух равноправных реальностей: есть материя как некий бесформенный исходный материал, из которого состоит мир, и есть платоновское «царство идей», только идеи Аристотель называет формами. При соединении материи с формами появляются различные материальные объекты и явления.

Дать окончательный ответ на вопрос о соотношении естественной и сверхъестественной реальностей, а, следовательно, кто более прав – материалисты, идеалисты или дуалисты – пока невозможно, это вечный вопрос философии, обсуждающийся тысячелетиями.

 

 

Тема 12.Диалектика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.008 с.)