Парадоксы жизни, смерти, бессмертия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парадоксы жизни, смерти, бессмертия



Проблема смысла жизни

1. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке

Длительный процесс одновременного становления человека и общества называется антропосоциогенезом. Происхождение человека и общества по сей день остается научной проблемой, то есть вопросом, на который так и не найдено окончательного ответа.

Наиболее древней является религиозная (креационистская) теория антропогенеза. Согласно ей, Бог создал человека «из праха земного» по «образу своему и подобию». Выражение «из праха земного» подчеркивает связь человека с природным миром. С Богом человека роднят духовные признаки – разум и свободная воля. Они являются божественным даром, превратившим биологическое существо в человека. Таким образом, в человеке органично соединяются телесное и духовное, естественное и сверхъестественное.

Признанной научной версией антропосоциогенеза является эволюционная теория Ч.Дарвина. Согласно ей, на протяжении миллиардов лет шло прогрессивное развитие живых существ от простых к всё более сложным. Эволюция привела к появлению человека, непосредственным предком которого была обезьяна.

Эволюционную концепцию дополняет и развивает трудовая теория Ф.Энгельса, пытающаяся объяснить механизм превращения обезьяны в человека. Труд способствовал становлению прямохождения, изменению руки, росту объемов головного мозга. Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер, она способствовала становлению речи, выработке норм поведения, форм социальной жизни. В современной науке принято считать, что антропосоциогенез начался около 5 млн. лет назад и завершился примерно 40 тыс. лет назад появлением человека современного типа.

Инопланетарная (уфологическая) версия антропосоциогенеза существует в двух вариантах. По первому варианту, жизнь зародилась где-то в космосе, с метеоритами на Землю попали простейшие организмы, которые затем начали эволюционировать. По второму варианту, люди были «сконструированы» высокоразвитыми космическими цивилизациями. Однако инопланетарная теория не отвечает на вопрос о возникновении жизни в космосе.

Теория «разумного плана» взаимоувязывает различные концепции антропосоциогенеза. С точки зрения этой теории, можно предположить, что некая неизвестная пока современной науке сила (условно говоря, Бог) создала программу развития Вселенной и запустила ее в действие (Большой Взрыв). Механизм же реализации этой программы описывается, в частности, уфологической, эволюционной, трудовой и прочими концепциями антропосоциогенеза.

Под влиянием науки в обыденном сознании сложилось мнение о прогрессивном развитии человека в ходе истории. Вопреки этому распространённому мнению представителями неклассической философии высказана идея о регрессе человека. Человек – это дефективное животное, хуже других животных приспособленное к миру: он слаб, медлителен, восприимчив к заболеваниям и в сравнении с другими животными у него плохие слух, обоняние и зрение. Разум компенсирует биологическое несовершенство человека, благодаря ему человек создаёт искусственную среду обитания – цивилизацию. Цивилизация постепенно выходит из-под контроля человека, становится всё более неуправляемой и опасной, может привести к гибели всего живого на планете. Вряд ли это можно назвать прогрессом, скорее это танец на острие бритвы. Вывод: человек – это ошибка природы, результат её неудачного эксперимента. Человеческая история – это процесс вымирания заведомо обречённого на смерть вида.

 

2. Природа и сущность человека

Природа человека – это совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ. Сущность человека – это его главная черта.

В философии существуют две основные модели человека. Первой модели придерживается материалистическая философия. Это двуединая модель человека как биосоциального существа. Это означает, что, с одной стороны, человек уже не совсем животное, он вышел из животного мира, ведёт социальный образ жизни и его деятельность определяется социальными программами поведения – знаниями, идеалами, ценностями, нормами того общества, в котором он живёт. С другой стороны, человек – это всё ещё животное, и как животное он действует под влиянием биологических программ поведения – инстинктов. Какие же программы в большей степени определяют поведение человека? Считается, что хотя природа человека биосоциальна, его сущность социальна, то есть закладываемые обществом программы поведения в большей степени определяют его жизнедеятельность, чем его генетика.

Второй модели человека придерживается идеалистическая философия. Это триединая модель человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа. Тело – это биологическая, природная составляющая человека. Душаэто психическая составляющая человека, мир его мыслей и чувств, возникающих в ходе взаимодействия с окружающим миром. Образно говоря, душа – это комплекс программного обеспечения, необходимый для функционирования тела, его адекватного реагирования на воздействия окружающей среды, выживания. Духэто метафизическая (сверхъестественная) составляющая человека, это способность воспринимать высшие ценности, не имеющие практически-полезного характера, то есть, без которых вполне можно жить, но почему-то человечеству не живётся. Это религиозные, нравственные, эстетические, познавательные ценности. Душа связывает нас с окружающим миром, а дух выводит за его пределы, задаёт вертикальный вектор развития, формирует идеалы и концентрирует волю к их достижению. Наличие духа у человека невозможно объяснить без воздействия сверхъестественных сил.

Тело, душа и духне равноценны. Сущностью человека является дух. Именно дух делает человека человеком, отличает его от других живых существ, обусловливает прогресс общества и культуры. Однако дух – это потенциальное свойство человека. И жизненной задачей каждого индивида является развитие в себе этой потенции. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное количество их бездуховно и представляет собой всего лишь «супершимпанзе», по выражению Ф.Ницше.

3. Парадоксы жизни, смерти, бессмертия

Смерть — это очень загадочный феномен жизни. Единственное, что считается бесспорным в этом явлении, - это конец существования тела. Но остается вопрос о душе: умирает ли душа вместе с телом или же она бессмертна? На этот вопрос существует два основных варианта ответа. Атеизм полагает, что душа умирает вместе с телом. Смерть – это полное уничтожение человека.

Для верующих смерть выступает как переход к какому-то иному состоянию жизни. Христианство, ислам и ряд других религий считают, что земная жизнь человеку дается только однажды, а после смерти душа навечно уходит в мир иной, где ее в соответствии с земными заслугами ожидает либо рай, либо ад. В восточных культурах существует теория перерождения души.

В большинстве культур смерть воспринимается как трагическое событие, ее боятся, стараются избежать, мечтают продлить жизнь и даже стать бессмертными. Относительно желания продления жизни трудно что-либо возразить. Удлинение срока жизни позволило бы человеку испробовать разные модели отношения к миру, обществу и самому себе.

Что же касается идеи бессмертия, то с ней дело обстоит не так однозначно. С одной стороны, достижение бессмертия избавило бы от присущих каждому страха смерти, страданий из-за потери дорогих и любимых людей, сожалений по поводу ухода из жизни выдающихся личностей. С другой стороны, человеку того уровня развития, который достигнут в массе, бессмертие давать опасно. Например, велика вероятность того, что власть в руки возьмут агрессивные и честолюбивые люди, которые станут не просто пожизненными диктаторами, а, что гораздо страшнее, бессмертными диктаторами. Становится вполне реальной перспектива застоя, так как история не раз демонстрировала, что конец какой-либо эпохи наступал именно со смертью политического лидера.

Против идеи бессмертия можно высказать и следующее соображение: смерть делает жизнь ценной. Ощущая себя существом недолговечным, люди проявляют активность и целеустремленность. Перед лицом смерти люди задумываются о смысле жизни. Именно смертность делает жизнь трагичной, трудной, но и осмысленной, в которой есть ради чего страдать, бороться, рисковать. Бессмертие лишает человеческую жизнь смысла, наполняет скукой бесконечных повторений мыслей и поступков. Поскольку ничто не случается однажды, нет смысла ни радоваться, ни печалиться — все исправимо, все повторимо. Исчезает вкус жизни, цели и ценности. Остаются скука, печаль, застой.

Можно привести и другие доводы «за» и «против» бессмертия, которые бы свидетельствовали о сложности проблемы. Однако прежде чем рассуждать о бессмертии, может, лучше задуматься о том, как мы используем ту единственную жизнь, о которой только достоверно и знаем. Некоторыми философами высказывается мысль о том, что большинство людей живет не подлинно человеческой, а животной жизнью, заботясь, в основном, об удовлетворении своих физиологических потребностей. Физическое рождение отдельного человека отнюдь не является таким решающим и исключительным событием, каким кажется. Индивид должен состояться именно как человек, а не просто биологическое существо. Вся жизнь человека есть не что иное, как процесс рождения самого себя, реализация своего человеческого потенциала. По существу, мы должны были бы полностью родиться к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться. Таким образом, большинство людей растрачивает жизнь попусту. Зачем же продлевать это бессмысленное существование на вечные времена? Можно сказать, что люди еще не заслужили бессмертия, духовно не созрели для него. И более актуальной задачей для них является решение проблемы «как жить?», а уже по мере ее решения — «как жить вечно?».

 

4. Проблема смысла жизни

Применительно к человечеству вопрос о смысле жизни не имеет однозначного ответа. Если человек — случайный результат экспериментирования Природы, то смысла в нашей жизни нет. Планета вполне могла бы существовать и без нас, как существует она без динозавров. Если человек, по религиозной версии, создан Богом, то и смысл нашей жизни определен им же. Вот только зачем мы ему? Какая миссия на нас возложена?

Хотя неизвестно, кем и зачем нам дана жизнь, важно хотя бы с умом воспользоваться этим даром, не растратить попусту. На что же тратят жизнь люди?

Человек, как и любое живое существо, стремится к тому, что приносит удовольствие и старательно избегает всего приносящего неудовольствие. Если человек получает достаточное количество удовольствий, то у него возникает субъективное состояние удовлетворенности жизнью — счастье. Счастливыми хотят быть все. Поэтому можно сказать, что главная цель жизни — достижение счастья. Остается выяснить, какими средствами можно достичь этой цели?

Большинство людей считает, что для счастья необходимы материальные блага — деньги, вещи, власть, карьера и т.д. Однако во все времена великие учителя человечества — мудрецы, философы, основатели религий — пытались объяснить людям, что главным средством достижения счастья является саморазвитие и самосовершенствование, формирование у себя таких духовных качеств как мужество (умение победить свой страх), альтруизм (любовь к окружающим), терпимость (уважение тех, кто не похож на тебя внешне или по образу мышления), великодушие (умение прощать обиды), благородство (готовность совершать поступки вопреки своим интересам, выгоде), умеренность (умение довольствоваться малым), благоразумие и ответственность (способность предвидеть последствия своих действий и готовность отвечать за них) и т.п.

Человеку, спокойно относящемуся к материальным благам, умеренному в своих потребностях, гораздо легче стать счастливым. Это наглядно видно из так называемой «формулы счастья», согласно которой

% счастья = то, что имеешь

то, что хочешь иметь

Таким образом, смысл жизни человека — саморазвитие и самосовершенствование, максимальное развитие своих духовных и физических потенций, что повышает шансы на достижение счастья, позволяет достойно прожить жизнь, принести как можно больше пользы окружающим.

 

 

Тема 15.Проблема сознания в философии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.012 с.)