Проблема периодизации истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема периодизации истории



1. Источники (причины) развития общества

Общество находится в процессе постоянного развития. По поводу причин развития общества у философов нет единства мнений. Часть мыслителей считает, что главной причиной социальной динамики является непрерывное развитие материального производства. В сфере материального производства постоянно идёт накопление знаний, умений, совершенствование техники, появляются всё новые товары, которые стимулируют возникновение новых потребностей у людей, и благодаря этому общество развивается.

Другая часть философов считает, что главной причиной изменений в обществе является появление новых идей (политических, религиозных, нравственных и др.). Новые идеи привносят выдающиеся личности, которым удаётся изменить ход истории.

Третья группа философов главной причиной развития общества называет различные природные факторы: космический (приходящий на Землю из космоса поток энергии – пассионарный толчок, по Л.Н.Гумилёву), демографический (смена поколений), климатический (природные катаклизмы) и др.

В реальности имеет место сложное переплетение различных причин социального развития. Причём, в те или иные периоды эти причины могут играть либо большую, либо меньшую роль. Например, в Средневековье наибольшее значение имела религия как духовный фактор общественной жизни, в наше время определяющим является экономический фактор, материальное производство.

 

2. Формы социального развития

Традиционно выделяют две формы социального развития – эволюцию и революцию.

Эволюция – сравнительно плавные, постепенные, растянутые во времени преобразования различных сторон общественной жизни.

Революция – качественное, резкое изменение различных сторон общественной жизни. Революции могут быть социальными (смена общественного строя, например, рабовладения феодализмом), политическими (захват власти, например, Октябрьская революция 1917 года в России), культурными (возникновение христианства в Римской империи), научными (открытие микромира), научно-техническими (наука сращивается с производством) и др.

В реальности эволюция и революция являются одинаково необходимыми, чередующимися этапами общественного развития. От понятий «эволюция «и «революция» следует отличать понятие «реформа». Реформа – это плановое, целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни. Реформа может быть составной частью эволюционных и революционных изменений, причём, в эволюционном изменении реформа является основной формой развития, в революционном изменении реформа играет вспомогательную роль.

В 19 – первой половине 20 века более прогрессивной формой развития считались революции. К.Маркс называл их локомотивами истории. В дальнейшем возрастало критическое отношение к революциям, поскольку они совершаются насильственным путём, сопровождаются разрушениями и смертью множества людей. В наше время всё активнее при решении разнообразных социальных проблем и конфликтов используется концепция ненасилия – поиск компромисса, установка на диалог, сотрудничество, терпимость и взаимопонимание.

3. Роль личности и народных масс в истории

Долгое время считалось, что авторами и главными действующими лицами истории являются выдающиеся личности. Они лучше понимают смысл истории, её божественный замысел, знают направление развития, имеют план действий. Благодаря своим качествам личность выделяется из общей массы и влияет на неё, руководит её действиями.

Впоследствии появилась и другая точка зрения, согласно которой решающую роль в истории играют народные массы, поскольку именно они создают все материальные и духовные ценности в обществе, являющиеся условиями существования и развития общества. Именно народные массы воплощают в жизнь замыслы выдающихся личностей.

Противопоставлять выдающихся личностей и народные массы так же бессмысленно, как противопоставлять две стороны монеты. Выдающаяся личность только тогда может воплотить свой замысел в жизнь, когда он будет соответствовать интересам народных масс, сообразовываться с их привычным образом мышления и действий. В противном случае, какой бы гениальной личность ни была, какие бы прогрессивные идеи она ни высказывала, массы за ней не пойдут и не поддержат.

4. Проблема периодизации истории

Множество существующих описаний исторического процесса развития общества можно свести к двум основным моделям истории – линейной (стадиальной) и нелинейной (циклической).

Линейная (стадиальная) модель считает, что всё человечество имеет единую историческую судьбу и проходит определённые стадии развития, причём, по восходящей линии. В рамках этой модели известность приобрела формационная теория истории К.Маркса. Согласно Марксу, история общества представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций – обществ, взятых в единстве всех его сторон и основанных на определённых способах материального производства. Маркс выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от одной формации к другой осуществляется революционным путём, каждая последующая формация считается более прогрессивной, чем предыдущая. Высшей стадией развития человечества должен стать коммунизм.

Современным вариантом линейной (стадиальной) модели истории является, например, теория постиндустриального общества Даниэла Бэлла (р.1919). Он выделяет три стадии развития человечества:

1. Традиционная (доиндустриальная) стадия. В экономике преобладает аграрный уклад, низкие темпы развития производительных сил, низкая социальная мобильность, господство традиций в культуре, низкий уровень свободы личности и т.д.

2. Индустриальная стадия (началась с промышленной революцией конца 18-начала 19 вв.). Обществу присущи высокий уровень развития производительных сил, установка на новизну, высокий уровень социальной мобильности и свободы личности.

3. Постиндустриальная стадия (началась со второй половины 20 в.). В экономике ведущую роль играет сфера услуг, резко возрастает значимость интеллектуального труда, создаются новые интеллектуальные технологии.

Линейная модель даёт наиболее общее представление о развитии общества в целом, но игнорирует специфические особенности конкретных обществ, история которых может не вписываться в установленные схемы. Этот недостаток устраняется нелинейной моделью истории.

Нелинейная (циклическая) модель не рассматривает человечество как единое целое, имеющее общую судьбу. Утверждается, что история человечества складывается из историй локальных цивилизаций – обществ, сложившихся на основе отдельного народа или региона планеты и обладающих своей специфической культурой (китайская, индийская, русская, западноевропейская и другие цивилизации). Каждая локальная цивилизация является уникальной. Их общей чертой является прохождение одного и того же цикла развития: возникновение – расцвет – закат – гибель (подобно всем биологическим организмам).

Множество локальных цивилизаций подразделяются на два основных типа: традиционное общество и техногенное общество. Для традиционного общества (его ещё называют обществом восточного типа) характерны строгое соблюдение сложившихся традиций, норм поведения, неодобрительное отношение к творческим новациям, враждебность ко всему чужому. Следствием подобных установок является застой в развитии. Все древнейшие цивилизации, вышедшие из первобытного общества, были обществами традиционными, и долгое время весь мир развивался по единой модели, пока в 7 в до н.э. в Древней Греции не появилось общество нового типа – техногенное.

Для техногенного общества (общества западного типа) характерны значительная степень свободы мышления и действий граждан, социальная мобильность, возможность занять место в обществе в зависимости от личных достижений и заслуг, поиск оригинальных новаций для успешного решения различных проблем. Отсюда вытекает высокий темп развития, сделавший западную цивилизацию лидером мирового развития.

 

 

Тема 19.Основные проблемы политической философии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.20.141 (0.004 с.)