Наука – это особый вид человеческой деятельности, направленный на познание мира, а также система знаний как результат этой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наука – это особый вид человеческой деятельности, направленный на познание мира, а также система знаний как результат этой деятельности.



Отличительные признаки науки как вида деятельности:

1) научной деятельностью занимаются специально подготовленные люди - учёные;

2) учёные изучают сущность явлений и объектов мира, устанавливают устойчивые связи между ними - законы;

3) учёные используют особые методы познания (опыты, эксперименты и т.п.) и специальную аппаратуру, инструменты;

4) учёные пользуются особым языком (терминами, символами, формулами и т.д.);

5) учёные ориентируются на нормы профессиональной этики, которые запрещают воровство идей, фальсификацию наблюдений и экспериментальных данных, искажение или утаивание учёным сведений, противоречащих его взглядам.

Наука как система знаний отличается от других видов знания рядом черт:

1) объяснение явлений с помощью логических, доступных человеческому пониманию аргументов, отказ от объяснения с помощью магии, мистики, веры в чудеса и т.п.;

2) строгая доказательность и проверяемость полученных данных. Любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности.

3) объективность и безличность – научные знания очищены от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений, интересов, эмоций и т.п.;

4) системность – научные знания представляют собой совокупность не разрозненных сведений, а логически упорядоченную систему.

Наука состоит из многих наук. В настоящее время существует несколько сотен наук. В зависимости отпредмета исследования их можно объединить в три большие группы: естественные – изучают природу; социально-гуманитарные – изучают жизнедеятельность человека; технические – изучают технику.

 

Новое научное знание производится научно-исследовательскими институтами и лабораториями, его хранение и распространение обеспечивают библиотеки, музеи, информационные центры, печатные издания.

 

 

2. История науки

В истории науки можно выделить следующие периоды.

1. С 1 тыс.до н.э. до 16 в.период преднауки. В это время существовал синтез философских и естественнонаучных знаний. Представители: Пифагор, Евклид, Архимед, Гиппократ и др.

2. 17-19 вв.период классической науки. Наука становится независимой от философии и религии. Закладываются основы современного естествознания, идет дифференциация наук. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования для их подготовки. Возникает научное сообщество со своими специфическими формами и правилами деятельности и общения (создаются научные академии, музеи, библиотеки, печатаются научные книги и журналы и др.). Наука изучает макромир. Представители: Коперник, Галилей, Ньютон, Ломоносов, Дарвин, Менделеев и др.

3. 20 в.период неклассической науки. Наука начала изучать микромир и мегамир. Во второй половине 20 века происходит научно-техническая революция, признаком которой является широкое внедрение достижений науки в производство и быт в экономически развитых странах. Государство и частные фирмы идут на большие расходы для поддержки перспективных направлений развития науки. В развитых странах в работу научных учреждений вовлечено до 10% трудоспособного населения. Современный мир в значительной степени сформирован наукой. Обратной стороной грандиозных успехов науки является то, что общество оказалось на грани самоуничтожения. Представители: Э.Резерфорд (планетарная модель атома), А.Эйнштейн (теория относительности), Н.Винер (кибернетика), С.Хокинг (теория «черных дыр») и др.

4. Конец 1990-х годов - 21 в. – период постнеклассической науки. Наука всё больше соединяется с философией, искусством, футурологией. Учёные стремятся найти ответ на философские вопросы, что такое человек, что такое сознание, что такое жизнь, проводят параллели между физическими теориями и философскими и религиозными учениями об устройстве мира и находят общее в них, активно интересуются восточной философией, более свободно высказывают оригинальные научные гипотезы и проекты.

3. Наука в системе социальных ценностей

В период преднауки ученых отличало бескорыстное стремление к поиску истины. Начиная с 17 в. наука все больше ориентируется на принесение практической пользы обществу, материальному производству. Постоянно увеличивается финансирование науки. Соответственно, вся система науки ставится под контроль тех, кто имеет власть и деньги. Ученые настаивают на автономии науки, отстаивают свое право самостоятельно выбирать проблематику исследований и распределять отпускаемые им средства. Они также считают, что дело ученого – исследовать, открывать, проектировать, а за практическое применение результатов научной деятельности несут ответственность политики и производственники.

Противники автономии науки выдвигают принцип социального контроля над научной деятельностью. Они утверждают, что большинство ученых являются узкими специалистами, не способными оценить общественные потребности. Общество должно контролировать, как ученые тратят отпускаемые деньги. Оно должно запрещать негуманные и аморальные средства и методы исследования, эксперименты, последствия которых несут угрозу существованию человечества. Ученый должен нести ответственность за результаты и последствия своей деятельности, добиваться, чтобы научные открытия не были использованы в антигуманных целях. В настоящее время идея социальной ответственности учёных получает всеобщее признание.

Поскольку наука вызывает у общественности двоякие чувства, постольку сформировались два противоположных подхода к ее оценке: сциентизм и антисциентизм (сайентизм и антисайентизм). Сциентизм – это идейная позиция, выражающаяся в высокой оценке науки и ее роли в обществе. Считается, что наука должна быть эталоном для других видов деятельности. Только дальнейшее развитие науки, прежде всего, естественно-математического и технического знания, может спасти человечество от бед, порожденных научно-техническим прогрессом. Принижаются или вовсе отрицаются социально-гуманитарные науки.

Антисциентизм – э то идейная позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Современная наука пугает людей втянутостью в милитаристские проекты, возможностью вызова таких отрицательных последствий открытий и изобретений, которые поставят под угрозу дальнейшее существование человечества (имеется в виду создание в лабораториях опасных вирусов и бактерий, рабство под властью машинного интеллекта, поголовное «зомбирование» и т.п.). Под влиянием антисциентистских настроений в киноискусстве возник стереотип учёного-злодея, который из корыстных или человеконенавистнических соображений готов погубить весь мир. Антисциентизм считает, что необходимо ограничить дальнейшее развитие науки, развивать духовную культуру и нравственность людей.

4. Техника и её роль в истории цивилизации

Техника – это искусственно созданные предметы и способы деятельности, которые используются людьми для достижения какой-либо цели, извлечения пользы. Из определения видно, что техника существует в двух видах. Первый вид – предметная техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и т.п., являющиеся дополнением к человеческому телу и увеличивающие силы и возможности человека. Предметная техника непрерывно развивается человеком, совершенствуется, на неё переносится всё большее количество функций, которые ранее выполнялись людьми. Ступени развития техники образуют следующую цепочку:

1) ручные орудия, требующие от человека физических усилий;

2) механизмы, машинная техника, работа которых замещает физический труд человека;

3) автоматизированные системы – самоуправляемые устройства, частично или полностью освобождающие человека от умственной работы по выполнению управляющих функций.

В зависимости от того, в какой сфере труда техника используется, её подразделяют на промышленную, сельскохозяйственную, бытовую, медицинскую, учебную, научную, военную и др.

Второй вид техники – исполнительская техника, то есть способы, приёмы деятельности, мастерство выполнения действий, например, агротехника, техника мышления, техника пения, техника плавания или бега и т.п. Это техника знаний и умений, закреплённая в психике человека. Исполнительскую технику называют также технологией.

Человек неразрывно связан с техникой. С изготовления примитивных каменных орудий началось становление человека. С тех пор техника – это его образ жизни. С её помощью люди мыслят, общаются, передвигаются, работают, отдыхают, воюют, лечатся и калечатся, рождаются и умирают. Техника является продолжением и дополнением человека, его, так сказать, социальным органом (подобно тому, как крылья орла или клыки тигра являются биологическими органами этих животных). Если животные приспосабливаются к окружающей среде, изменяя свои органы, то человек не меняет своё тело, а изготавливает искусственные органы, увеличивающие его силы и способности. С помощью техники человек защищается от природы и приспосабливает её к своим нуждам.

В ходе истории идёт постоянно растущая технизация среды обитания человека. Современную рукотворную среду обитания человека называют техносферой. Технические новшества вызывают серьёзные изменения не только в экономике, но и в образе мышления, образе жизни людей, всей системе общественных отношений.

Отношение человека к технике неоднозначно. Позиция, отражающая восхищение техникой, называется техницизмом. Для техницизма характерна вера в то, что посредством развития техники можно успешно разрешить все проблемы человеческого существования.

Противоположное, критичное отношение к технике – антитехницизм. Антитехницизм считает технический прогресс пагубным для человечества и указывает на следующие его отрицательные последствия и опасности.

1) Технический прогресс обедняет духовную жизнь человечества. Он выдвигает в центр внимания людей заботу о материальной жизни, о развитии и приобретении всё новой техники. Люди всё меньше думают о душе. Стандартизируя условия жизни людей, техника уничтожает национальное своеобразие культур, особенности духовной жизни народов, обезличивает человека.

2) Технический прогресс превращает человека в раба техники. Используя технику для облегчения жизни, попадаешь в зависимость от неё, утрачиваешь свободу действий. Современный человек ощущает себя придатком колоссальной машины, которая задаёт ему определённый темп и ритм жизни, навязывает правила поведения. Даже простая прогулка по городу регулируется сигналами светофоров. Сейчас 80-90% новой техники создаётся не для обслуживания человека, а для обслуживания всё более сложной техники. Получается, что технический прогресс не столько сберегает человеческий труд, сколько изменяет его направленность: раньше человек работал на себя, теперь – всё больше на технику.

3) Технический прогресс грозит экологической катастрофой.

4) Велика вероятность самоуничтожения человечества в результате неосторожного обращения с атомной техникой.

5) Существует угроза самоотравления человечества разнообразной «химией».

Если не бросаться в крайности техницизма и антитехницизма, то следует признать, что техника, как и любое явление, имеет положительную и отрицательную стороны. С одной стороны, она делает нашу жизнь легче, комфортней, разнообразней. С другой стороны, техносфера, действительно, наносит значительный вред биосфере, забитость техникой всего потока жизни умножает катастрофы, аварии, трагические происшествия, стремительное развитие техники вызывает рост количества психических расстройств и т.д. Однако опасным для человека является не технический прогресс, а сам человек, потому что недостаточно хорошо рассчитывает и управляет техническим прогрессом. А из-за эгоистичных и агрессивных инстинктов технические изобретения зачастую используются не во благо человечества. Технический прогресс при всей его жёсткости не остановим, однако его нужно сочетать с нравственным совершенствованием человечества.

 

Тема 22.Глобальные проблемы современности

Во второй половине 20 века учёные начали говорить о существовании глобальных проблем современности. Признаки глобальных проблем:

1. глобальность масштабов (от слова «глобус» - земной шар), то есть они касаются всех землян, а не только одного государства или группы стран (последние называются локальными;

2. острота проявления, они мешают нормальному существованию общества, и от их разрешения зависит будущее человечества;

3. комплексный характер, то есть, все проблемы тесно переплетены друг с другом, их нельзя разрешить по отдельности;

4. для их разрешения нужны объединённые усилия всего человечества.

Выделяют три основные группы глобальных проблем.

1. Глобальные проблемы, касающиеся отношений между государствами:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.35.75 (0.014 с.)