Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В узком смысле слова культура – это не всякая человеческая деятельность и её результаты, а только то, что способствует физическому и духовному совершенствованию человека.

Поиск

 

 

1. Адаптивная функция. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. С биологической точки зрения человек является несовершенным животным, плохо приспособленным к миру. Чтобы выжить, человек вынужден создавать вокруг себя искусственную среду – культуру. В разных природных условиях появляются и разные «защитные слои» человека – формы культуры, обладающие этническим своеобразием. В ходе истории человек как биологический вид Homo Sapiens не изменяется, остаётся одним и тем же, а адаптация к окружающему миру происходит посредством постоянного развития культуры.

2. Информационная функция. Культура является хранилищем социально значимой информации. Информация кодируется в знаках, в роли которых могут выступать действия человека, естественный язык, искусственные языки (язык науки, язык искусства и др.), артефакты. В отличие от биологической информации, передающейся генетически, социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Информация накапливается в культуре, происходит ее умножение и, благодаря этому, общество непрерывно изменяется, развивается, причём, всё более быстрыми темпами.

3. Социализирующая (очеловечивающая) функция. Человек становится человеком и полноправным членом социума только в результате усвоения знаний, ценностей и норм, принятых в обществе и программирующих его на выполнение определенных социальных и половозрастных ролей.

 

 

2. Мораль как форма духовной культуры

Мораль – это система норм поведения людей, принятых в обществе. Мораль возникла как противовес врождённым эгоистичным и агрессивным инстинктам человека, и основное её предназначение – облегчить совместную жизнь людям. Она ориентирует людей на принятие во внимание не только своих интересов, но и интересов окружающих, учит их согласовывать.

Существуют разные концепции происхождения морали. Научная концепция утверждает, что уже у животных есть не только личный, но и видовой инстинкт самосохранения, который обусловливает взаимопомощь, сотрудничество и даже самопожертвование ради других. На базе этого социального инстинкта у людей постепенно складывались нормы поведения в процессе их совместной трудовой и бытовой жизнедеятельности. Уже в первобытном обществе в племенах существовала система табу – древнейших запретов на убийство сородича, кровнородственные связи, неподчинение вождю во время охоты и др. С расширением связей между родами и племенами появляется правило талиона (от лат. talio – возмездие) – «око за око, зуб за зуб». Посредством талиона следили за тем, чтобы месть, считавшаяся обязательной, не превосходила нанесённого ущерба. В аграрных цивилизациях в середине I тысячелетия до н.э. появляется «золотое правило нравственности».

Религиозная концепция происхождения морали утверждает, что её нормы определены Богом. В христианской культуре, например, одним из нравственных ориентиров является Декалог – 10 заповедей Ветхого Завета: почитай отца и мать, не убей, не укради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй и др. Сходные заповеди есть в нравственных кодексах других мировых и национальных религий.

В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, мужество, трудолюбие, ответственность, патриотизм и другие этические добродетели. Моральные ценности и нормы имеют свою специфику в локальных культурах. Но, поскольку природа людей одинакова, при всей пестроте известных систем морали можно говорить о единых общечеловеческих моральных ценностях и нормах, благодаря которым достигается взаимопонимание и сосуществование представителей разных культур.

Мораль изучает такая философская наука как этика. Основными этическими категориями являются добро и зло, долг и совесть, достоинство и честь, справедливость и др.

 

3. Религия

Религияэто система воззрений и действий, основанных на вере в сверхъестественное. По поводу сущности и причин ее существования есть разные мнения. Верующие считают, что религия обладает сверхъестественной природой, является формой связи земного мира с сверхъестественным миром, человека с Богом. Утверждается вечность религии, ее непреходящее значение для каждого конкретного человека и человечества в целом.

Неверующие считают, что религия является результатом фантазии, плодом воображения людей. Ее появление и существование объясняется рядом причин:

1) неспособность людей рационально объяснить причины и сущность наблюдаемых природных и социальных явлений. Религия предлагает свой вариант картины мира, элементом которой является сверхъественное. Ссылкой на сверхъестественное объясняются непонятные феномены;

2) неспособность людей добиться обычными методами действий желаемого результата или разрешения какой-либо сложной жизненной ситуации. Религия выполняет психотерапевтическую функцию, адаптируя людей к трудностям жизни, дает утешение в горе, надежду на чудо, силы преодолевать жизненные невзгоды.

3) заинтересованность определенных общественных групп, прежде всего, государственной власти, в существовании религии и церкви. Религия выступает как духовная сила, способствующая укреплению порядка и стабильности в обществе. Она дает людям общие ценности и цели, обосновывает и узаконивает существующие в обществе морально-правовые нормы ссылкой на их божественное происхождение, привлекает верующих к совместному участию в культовой деятельности и тем самым укрепляет социальное единство и порядок.

Следует отметить, что религия играет в обществе не только положительную, но и отрицательную роль. Например, религиозные разногласия способствуют разжиганию вражды между людьми, ущемлению прав религиозных меньшинств, возникновению военных конфликтов.

Неверующие считают, что религия имеет временный характер, и по мере развития науки, совершенствования общества она будет отмирать.

В структуре религии выделяют вероучение, культ и религиозную организацию. Вероучение – это совокупность воззрений о Боге, устройстве мира, правилах жизни человека и общества и т.п., излагаемых в священных текстах (христианская Библия, мусульманский Коран и т.д.). Культ – это обрядовые действия, совершаемые с целью установления контакта с предметом веры (молитвы, богослужения, праздники, посты и т.д.). Религиозная организация – это форма объединения верующих для координации культовой деятельности, сохранения и передачи религиозной информации. Типичной формой религиозной организации является церковь, в которой верующие разделяются на клир (иерархию священников) и простых верующих. Церковь состоит из множества религиозных общин, которые концентрируются вокруг церковных храмов.

В мире существует множество религий. Среди них принято выделять три мировые религии – буддизм, христианство, ислам (мусульманство), которые получили распространение в разных странах и у разных народов. Наряду с ними есть религии национальные (индуизм, конфуцианство, иудаизм и др.), местные и племенные, а также необозримое количество религиозных сект. Следует отметить, что существует достаточное количество деструктивных сект, пребывание в которых может привести к серьезным психическим расстройствам и деградации личности.

 

4. Искусство

Искусство – это сфера художественной деятельности (деятельности по канонам красоты) и ее продуктов – художественных произведений. Искусство изучает такая философская наука как эстетика. Основные категории эстетики – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое и др.

Искусство появляется в первобытном обществе для того, чтобы помогать решать какие-то практические задачи: способствовать успеху в охоте, войне, во взаимоотношениях с природными силами, животными, растениями и т.д. Впоследствии количество функций искусства возросло. Во-первых, оно является средством отдыха и развлечения. Во-вторых, искусство выполняет воспитательную функцию. Художественное произведение рассматривается как «учебник жизни», показывающий образец действий, пример для подражания. В-третьих, искусство выполняет идеологическую функцию. Власть всегда старалась поставить искусство на службу себе, чтобы с его помощью внушать подданным необходимые политические, религиозные, нравственные и прочие чувства и идеи. В-четвертых, искусство выполняет познавательную функцию. Знакомство с художественными произведениями является хорошим средством познания особенностей различных эпох и обществ.

Главной функцией искусства является эмотивная функцияспособность воздействовать на сферу человеческих эмоций, вызывать гамму самых разнообразных чувств, заставлять переживать искусственно создаваемые события и ситуации. С помощью искусства люди получают добавочные эмоции для удовлетворения «эмоционального голода», возможность прожить «дополнительные жизни».

В зависимости от материала, используемого для создания художественного образа, выделяют различные виды искусства.

1) Визуальные искусства (воспринимаемые зрением) – это живопись, графика (в том числе компьютерная), скульптура, художественная фотография, архитектура, парковое искусство, дизайн, хореография и др.

2) Аудиальные искусства (воспринимаемые слухом) – это вокальная и инструментальная музыка.

3) Словесные искусства – литература (поэзия и проза), живое слово.

4) Синтетические искусства – театр, эстрада, цирк, кино и др.

Различают также классическое и постклассическое искусство. Классическим считается европейское искусство с античности до рубежа 19-20 вв. Для него характерна реалистическая манера отображения действительности с установкой на образцовость, что означает ориентацию на прекрасный идеал, стремление своим творчеством оказывать облагораживающее воздействие, поиск совершенства в технике исполнения.

Современное постклассическое искусство представляет собой не столько отражение окружающей действительности, сколько выражение внутренних переживаний автора-исполнителя. Оно уже не стремится воспитывать, а делает ставку на развлечение, удивление, шокирование публики. Современное искусство эклектично сочетает элементы различных этнических, религиозных, исторических и других культурных миров, стилей, направлений и форм художественного творчества. Постклассическое искусство не вытеснило из современной художественной культуры классическое искусство, которое продолжает задавать определенные образцы художественного творчества, оказывающее воздействие на авангардное искусство.

Тема 21.Наука и техника в истории цивилизации

Понятие науки.

История науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.01 с.)