Онтология: объект изучения и структура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология: объект изучения и структура



Онтология: объект изучения и структура

Материалистическое представление об устройстве мира

Идеалистическое представление об устройстве мира

Дуализм

1. Онтология: объект изучения и структура

Онтология – это раздел философии, стремящийся составить общее представление об устройстве мира и его закономерностях.

Важнейшим вопросом онтологии является вопрос о том, что существует и в какой форме оно существует. Из своей повседневной жизни мы выносим убеждение, что вокруг нас существует объективный мир, который мы воспринимаем с помощью органов чувств. «Объективный» означает, что этот мир существовал до появления человека и будет существовать, даже если все люди исчезнут, он независим от нас. В мире можно выделить следующие основные формы того, что существует (их называют формами бытия): 1. природа;

2. человек;

3. общество;

Культура.

Часть людей считает, что это ещё не вся реальность, что есть какие-то другие измерения реальности, другие миры, силы и явления, которые не воспринимаются органами чувств. Их принято называть сверхъестественными, мистическими, хотя более правильно было бы называть сверхчувственными. То, что люди называют сверхъестественным, возможно, на самом деле является естественным, только пока не понятым и не объяснённым наукой.


Часть онтологии, которая пытается осмыслить сверхчувственный мир, называется метафизикой (букв.перевод – «то, что идёт после физики»). Метафизика пользуется такими ненаучными понятиями как Дао, Брахман, Бог, рай и ад, духи и т.п.

Серьёзнейшим вопросом онтологии является вопрос о том, какой из миров – естественный или сверхъестественный – является первичным, базисным. Этот вопрос ещё иногда называют основным вопросом философии. В зависимости от ответа на этот вопрос выделяют такие философские учения как материализм, идеализм и дуализм.

Материализм – это философское учение, признающее реальное существование только естественного мира, материального в своей основе. Духовные явления в виде сознания человека порождаются такой материальной системой как мозг. Считается, что сверхъестественный мир существует только в воображении человека.

Идеализм – это философское учение, признающее реальное существование сверхъестественного мира, имеющего духовную, идеальную (не в смысле «совершенную», а в смысле «нематериальную») природу. Считается, что сверхъестественная реальность порождает естественный мир.

Дуализм – это философское учение, считающее, что естественный и сверхъестественный миры, материальная и идеальная реальности вечно сосуществуют друг с другом, и нельзя сказать, что одна порождает другую.

2. Материалистическое представление об устройстве мира

Материализм появился ещё в античности. Древнегреческие материалисты отказались от использования фигур богов при объяснении происхождения и устройства мира и занялись поисками материи – вещественной первоосновы мира, из которой всё возникает. Первый древнегреческий философ Фалес (7-6 в. до н.э.) считал, что всё произошло из воды, другие философы материей считали огонь, воздух, землю или четыре стихии вместе.

Наибольший интерес представляет учение Демокрита (5 в до н.э.). Он высказал гипотезу о существовании первоосновы мира в виде атомов – мельчайших частиц вещества, не воспринимаемых органами чувств (греч. «атомос» - неделимый). Атомов бесконечное множество, они разные по размерам и форме. Атомы хаотично носятся в пустоте, из их случайных сцеплений образуются разнообразные объекты действительности.

Мир, в котором мы живём, появился следующим образом. Большое количество атомов образовало сферическую массу, причём, наиболее тяжёлые атомы заняли центр сферы и составили массу земли. Более лёгкие атомы образовали воду и воздух. Наш мир – один из множества миров, существующих в безграничном пространстве. Миры находятся на разных ступенях развития, в них могут быть свои Солнца, планеты, звёзды.

Особого рода атомы – огненные, чрезвычайно подвижные – являются носителями жизни и сознания. Эти атомы рассеяны по всей вселенной, поэтому все одушевлено. Но в наибольшей степени они сосредоточены в человеческом теле, где составляют примерно 50% массы. Поэтому человек самое разумное существо. Смерть наступает от потери большого количества этих атомов. Даже боги, по Демокриту, - и те состоят из атомов. Боги существуют в своих мирах и никакого влияния на наш мир и судьбы людей не оказывают.

Теория Демокрита имела большое историческое значение. В 17 веке она была положена в основу естественнонаучной картины мира, просуществовавшей до начала 20 века. Люди столетиями считали атомы «кирпичиками», из которых построено здание Вселенной.

В начале 20 века было открыто явление делимости атомов, выяснено, что они состоят из элементарных частиц. Элементарные частицы тоже не такие уж и элементарные, они состоят из кварков и глюонов.Учёные, изучающие микромир – мир микрообъектов, выяснили, что ниже уровня кварков лежит физический вакуум. Вакуум – это не пустота, а океан бушующей энергии, порождающей элементарные частицы, из которых и состоит наш мир. Возможно, продвинуться дальше уровня вакуума наука не сможет по причине ограниченности познавательных способностей человека. Главное то, что физики поняли, что можно без конца двигаться вглубь материи, так и не найдя первоначала.

Под влиянием этих открытий в физике произошло изменений представлений о материи. Её перестали считать первоосновой мира. Материя – это всё многообразие объектов и явлений, существующих независимо от человека и отображаемых им с помощью органов чувств и приборов.

Материальные объекты и явления можно объединить в большие группы по определённым признакам и выделить уровни структурной организации материи. По пространственным размерам выделяют следующие уровни: микромир, макромир и мегамир.

1. микромир – мир микрообъектов, изучаемых учёными с помощью сложной аппаратуры;

2. макромир – мир, соразмерный человеку, в котором мы непосредственно существуем и который мы воспринимаем с помощью органов чувств. На уровне макромира существует два вида материи – вещество и поле. Вещество существует в жидком, твёрдом, газообразном состоянии и в состоянии плазмы. Наукой пока официально признано 5 видов поля: электромагнитное, гравитационное, поля сильных и слабых ядерных взаимодействий;

3. мегамир – мир космических объектов. Учёные установили, что наша Вселенная появилась 13,7 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва. Она постоянно расширяется. Последние научные открытия говорят о том, что известная учёным материя составляет 4% Вселенной, 22% - составляет «тёмное вещество», 74% - «тёмная энергия». Что такое «тёмное вещество» и «тёмная энергия» и существуют ли они вообще – никто не знает. Это научные гипотезы, возникшие как попытка объяснить космические парадоксы. Например, астрономические наблюдения показали, что галактики и их скопления движутся так, будто их держат «на привязи» гравитационные силы каких-то невидимых «тёмных» масс. «Тёмное вещество» названо так потому, что оно не излучает свет, и, следовательно, не видно глазу и телескопу, а это значит, что оно состоит не из атомов (атомы испускают свет при столкновении с частицами вещества или света). «Тёмная энергия» - это некая сила, которая понуждает пространство Вселенной не просто расширяться, но расширяться ускоренно.

Материалисты считают, что материальный мир находится в постоянном развитии, усложнении, на определённом этапе неорганическая природа порождает жизнь, а её развитие приводит к появлению сознания. Таким образом, материя первична, сознание, дух – вторично.

 

3. Идеалистические представления об устройстве мира

Идеалистическая линия в философии также появилась ещё в античности. Родоначальником идеализма был древнегреческий философ Платон (5-4 в. до н.э.). По его мнению, основой мира является сверхчувственная реальность – «царство идей». Идеи – это общие понятия, вечные, никем несотворимые и неуничтожимые, не имеющие конкретного образа, не воспринимаемые органами чувств, постигаемые только умом (например, идеи истины, красоты, добра и зла и т.п.). Идеи порождают бесконечное многообразие материальных объектов, которые являются бледными копиями, слабыми подобиями идей.

Душа человека бессмертна и до рождения находится в «царстве идей». При рождении она падает в тело как в пещеру или могилу. Тело искажает истинную картину мира и навязывает душе представление о том, что существует один-единственный мир, воспринимаемый органами чувств. Однако в душе живут смутные воспоминания о виденном до рождения в «царстве идей». Именно этим объясняются, например, настойчивые попытки людей найти в нашем мире Бога, счастье, справедливость и т.п.

Идеалистической была средневековая философия, так как первоосновой мира считался Бог – разумная и всемогущая сила, чистый дух, творящий материальный мир из ничего. Идеалистических взглядов придерживался Г.Гегель, утверждавший, что мир творит, а затем и направляет его развитие Абсолютная идея (Мировой дух). Идеалистические представления широко распространены и поныне. В наше время для обозначения духовной первоосновы мира кроме Бога употребляют такие метафизические понятия как Мировой Разум, Вселенское Космическое Сознание и т.п. Таким образом, по мнению идеалистов, сознание, дух – первичны, материя – вторична.

4. Дуализм

Наиболее известным и талантливым учеником Платона был Аристотель (4 в. до н.э.), сказавший: «Платон мне друг, но истина дороже». В отличие от своего учителя Аристотель был дуалистом. Он признаёт вечное сосуществование двух равноправных реальностей: есть материя как некий бесформенный исходный материал, из которого состоит мир, и есть платоновское «царство идей», только идеи Аристотель называет формами. При соединении материи с формами появляются различные материальные объекты и явления.

Дать окончательный ответ на вопрос о соотношении естественной и сверхъестественной реальностей, а, следовательно, кто более прав – материалисты, идеалисты или дуалисты – пока невозможно, это вечный вопрос философии, обсуждающийся тысячелетиями.

 

 

Тема 12.Диалектика

Принципы диалектики

Законы диалектики

1. Диалектика: понятие, исторические формы

Одним из важнейших вопросов онтологии является вопрос о том, в каком состоянии находится мир. Диалектикаэто философское учение, рассматривающее мир в состоянии непрерывного движения. Движение – это всякое изменение вообще: и перемещение в пространстве, и увеличение, и уменьшение, и накопление знаний и т.д.

Диалектика прошла несколько этапов развития. 1 этап – диалектика философов Древнего мира. Онасуществовала в виде достаточно глубоких, но разрозненных идей и догадок. Практически всем философам древности был присущ диалектический взгляд на мир.В Древней Греции наиболее четко диалектические идеи были выражены философом Гераклитом в известных афоризмах: «Все течет, все изменяется» и «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В них подчеркивается, что непрерывное движение свойственно всему существующему.

Второй этап в развитии диалектики датируется 19 веком. Немецкий философ Георг Гегель превратил диалектику из разрозненных идей в стройную философскую систему, сформулировал основные принципы и законы диалектики, охарактеризовал её важнейшие категории (причина и следствие, сущность и явление, возможность и действительность, содержание и форма и др.).

 

2. Принципы диалектики

Принцип это основополагающая, руководящая идея какой-либо научной системы, теории. В диалектике таких принципов два.

1 – принцип взаимосвязи и взаимодействия всех объектов и явлений мира. Согласно ему, в мире нет изолированных объектов и явлений, все они взаимодействуют друг с другом непосредственно или опосредованно. Попытка изучения объектов вне связи с другими объектами не даёт возможности понять причины их появления, закономерности и перспективы развития, а это ведёт к ошибочным действиям.

2 – принцип развития. Развитие – это такой вид движения, при котором происходит качественное изменение объектов, делающее невозможным их возвращение в первоначальное состояние. Существует два типа развития в зависимости от его направленности. Развитие от низшего к высшему, от простого к сложному, то есть по восходящей линии называется прогрессом. Развитие по нисходящей линии, от сложного к простому называется регрессом.

 

3. Законы диалектики

Законы диалектики выражают наиболее общие, существенные, устойчивые связи между объектами и явлениями мира. В диалектике три основных закона.

1. Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос, почему происходит развитие, что является его причиной и движущей силой. Причиной и движущей силой развития является борьба противоположностей, заключённых в любом объекте. Противоположности – это элементы системы, обладающие разнокачественными свойствами и тенденциями развития (добро и зло, свет и тьма, правое и левое, жизнь и смерть, родители и дети, преподаватели и студенты и т.д.). Противоположности не существуют друг без друга, так же как не существуют по отдельности две стороны одной монеты. Борьба противоположностей означает, что они напрягают друг друга, и ответной реакцией на напряжение становится их изменение, развитие. Неразрывное единство противоположностей образует противоречие.

Житейский смысл закона можно выразить фразой: «Жизнь – сплошное противоречие, на всякий плюс есть минус». Проблема многих людей заключается в том, что они не обладают реалистичным взглядом на жизнь. Реалистичный взгляд предполагает понимание того факта, что жизнь органично включает в себя не только удовольствия, но и трудности и неприятности: «Солнце светит не каждый день». Сегодня основной целью психиатрического лечения в США и многих других странах является помочь человеку увидеть, что именно его взгляд на жизнь делает его несчастным. Но это только взгляд, и его можно изменить. В любой ситуации есть не только минусы, но и плюсы. Человек зацикливается на минусах, и надо помочь ему увидеть плюсы.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений отвечает на вопрос, как происходит развитие, освещает его механизм. Любой объект представляет собой единство качественных и количественных характеристик. Конкретное единство качества и количества обозначается понятием меры. В рамках меры одному и тому же качеству может соответствовать определённый диапазон количественных характеристик. Развитие начинается с постепенных количественных изменений, которые, накапливаясь, выходят за рамки меры и приводят к качественному изменению объекта. На новой качественной ступени опять начинаются количественных изменения, ведущие к следующему качественному сдвигу – и так до бесконечности.

Житейский смысл закона можно выразить фразой: «Всё происходит постепенно, ничто не появляется на пустом месте».

3. Закон отрицания отрицания отвечает на вопрос о форме развития. Отрицание – это переход от старого качества к новому, от нового – к новейшему, и так до бесконечности. В процессе развития наблюдается не только движение вперёд, появление новых качеств, но и повторение отдельных свойств старых качеств. Но это уже не стопроцентный повтор, а подобие, повтор на качественно иной основе. Так, например, эпоха Возрождения реанимировала эстетические идеалы античности, но возврат к античным идеалам прекрасного сочетался с унаследованной от эпохи Средневековья христианской верой.

Переход от старого к новому графически изображается прямой наклонной линией, повторяемость изображается кругом. Сочетание перехода к новому и повторяемости, элементов прямой и круга придают развитию форму спирали. Спиральозначает, что в прошлое возврата нет.

Житейский смысл закона: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», прошлое ни вернуть, ни повторить нельзя.

Кроме трёх основных есть и неосновные законы диалектики, которые отражают второстепенные аспекты движения и формулируются с помощью парных категорий (понятий): законы взаимосвязи причины и следствия, возможности и действительности, сущности и явления, необходимости и случайности и др.

 

Тема 13.Философия природы

1.Природа: понятие, значение для человека

Проблема антропосоциогенеза

Природа и сущность человека

Проблема смысла жизни

1. Проблема антропосоциогенеза в философии и науке

Длительный процесс одновременного становления человека и общества называется антропосоциогенезом. Происхождение человека и общества по сей день остается научной проблемой, то есть вопросом, на который так и не найдено окончательного ответа.

Наиболее древней является религиозная (креационистская) теория антропогенеза. Согласно ей, Бог создал человека «из праха земного» по «образу своему и подобию». Выражение «из праха земного» подчеркивает связь человека с природным миром. С Богом человека роднят духовные признаки – разум и свободная воля. Они являются божественным даром, превратившим биологическое существо в человека. Таким образом, в человеке органично соединяются телесное и духовное, естественное и сверхъестественное.

Признанной научной версией антропосоциогенеза является эволюционная теория Ч.Дарвина. Согласно ей, на протяжении миллиардов лет шло прогрессивное развитие живых существ от простых к всё более сложным. Эволюция привела к появлению человека, непосредственным предком которого была обезьяна.

Эволюционную концепцию дополняет и развивает трудовая теория Ф.Энгельса, пытающаяся объяснить механизм превращения обезьяны в человека. Труд способствовал становлению прямохождения, изменению руки, росту объемов головного мозга. Поскольку трудовая деятельность носила общественный характер, она способствовала становлению речи, выработке норм поведения, форм социальной жизни. В современной науке принято считать, что антропосоциогенез начался около 5 млн. лет назад и завершился примерно 40 тыс. лет назад появлением человека современного типа.

Инопланетарная (уфологическая) версия антропосоциогенеза существует в двух вариантах. По первому варианту, жизнь зародилась где-то в космосе, с метеоритами на Землю попали простейшие организмы, которые затем начали эволюционировать. По второму варианту, люди были «сконструированы» высокоразвитыми космическими цивилизациями. Однако инопланетарная теория не отвечает на вопрос о возникновении жизни в космосе.

Теория «разумного плана» взаимоувязывает различные концепции антропосоциогенеза. С точки зрения этой теории, можно предположить, что некая неизвестная пока современной науке сила (условно говоря, Бог) создала программу развития Вселенной и запустила ее в действие (Большой Взрыв). Механизм же реализации этой программы описывается, в частности, уфологической, эволюционной, трудовой и прочими концепциями антропосоциогенеза.

Под влиянием науки в обыденном сознании сложилось мнение о прогрессивном развитии человека в ходе истории. Вопреки этому распространённому мнению представителями неклассической философии высказана идея о регрессе человека. Человек – это дефективное животное, хуже других животных приспособленное к миру: он слаб, медлителен, восприимчив к заболеваниям и в сравнении с другими животными у него плохие слух, обоняние и зрение. Разум компенсирует биологическое несовершенство человека, благодаря ему человек создаёт искусственную среду обитания – цивилизацию. Цивилизация постепенно выходит из-под контроля человека, становится всё более неуправляемой и опасной, может привести к гибели всего живого на планете. Вряд ли это можно назвать прогрессом, скорее это танец на острие бритвы. Вывод: человек – это ошибка природы, результат её неудачного эксперимента. Человеческая история – это процесс вымирания заведомо обречённого на смерть вида.

 

2. Природа и сущность человека

Природа человека – это совокупность стойких, неизменных черт, присущих человеку во все времена и в любом обществе и отличающих его от других живых существ. Сущность человека – это его главная черта.

В философии существуют две основные модели человека. Первой модели придерживается материалистическая философия. Это двуединая модель человека как биосоциального существа. Это означает, что, с одной стороны, человек уже не совсем животное, он вышел из животного мира, ведёт социальный образ жизни и его деятельность определяется социальными программами поведения – знаниями, идеалами, ценностями, нормами того общества, в котором он живёт. С другой стороны, человек – это всё ещё животное, и как животное он действует под влиянием биологических программ поведения – инстинктов. Какие же программы в большей степени определяют поведение человека? Считается, что хотя природа человека биосоциальна, его сущность социальна, то есть закладываемые обществом программы поведения в большей степени определяют его жизнедеятельность, чем его генетика.

Второй модели человека придерживается идеалистическая философия. Это триединая модель человека, согласно которой он состоит из тела, души и духа. Тело – это биологическая, природная составляющая человека. Душаэто психическая составляющая человека, мир его мыслей и чувств, возникающих в ходе взаимодействия с окружающим миром. Образно говоря, душа – это комплекс программного обеспечения, необходимый для функционирования тела, его адекватного реагирования на воздействия окружающей среды, выживания. Духэто метафизическая (сверхъестественная) составляющая человека, это способность воспринимать высшие ценности, не имеющие практически-полезного характера, то есть, без которых вполне можно жить, но почему-то человечеству не живётся. Это религиозные, нравственные, эстетические, познавательные ценности. Душа связывает нас с окружающим миром, а дух выводит за его пределы, задаёт вертикальный вектор развития, формирует идеалы и концентрирует волю к их достижению. Наличие духа у человека невозможно объяснить без воздействия сверхъестественных сил.

Тело, душа и духне равноценны. Сущностью человека является дух. Именно дух делает человека человеком, отличает его от других живых существ, обусловливает прогресс общества и культуры. Однако дух – это потенциальное свойство человека. И жизненной задачей каждого индивида является развитие в себе этой потенции. Далеко не все люди справляются с этой задачей, значительное количество их бездуховно и представляет собой всего лишь «супершимпанзе», по выражению Ф.Ницше.

3. Парадоксы жизни, смерти, бессмертия

Смерть — это очень загадочный феномен жизни. Единственное, что считается бесспорным в этом явлении, - это конец существования тела. Но остается вопрос о душе: умирает ли душа вместе с телом или же она бессмертна? На этот вопрос существует два основных варианта ответа. Атеизм полагает, что душа умирает вместе с телом. Смерть – это полное уничтожение человека.

Для верующих смерть выступает как переход к какому-то иному состоянию жизни. Христианство, ислам и ряд других религий считают, что земная жизнь человеку дается только однажды, а после смерти душа навечно уходит в мир иной, где ее в соответствии с земными заслугами ожидает либо рай, либо ад. В восточных культурах существует теория перерождения души.

В большинстве культур смерть воспринимается как трагическое событие, ее боятся, стараются избежать, мечтают продлить жизнь и даже стать бессмертными. Относительно желания продления жизни трудно что-либо возразить. Удлинение срока жизни позволило бы человеку испробовать разные модели отношения к миру, обществу и самому себе.

Что же касается идеи бессмертия, то с ней дело обстоит не так однозначно. С одной стороны, достижение бессмертия избавило бы от присущих каждому страха смерти, страданий из-за потери дорогих и любимых людей, сожалений по поводу ухода из жизни выдающихся личностей. С другой стороны, человеку того уровня развития, который достигнут в массе, бессмертие давать опасно. Например, велика вероятность того, что власть в руки возьмут агрессивные и честолюбивые люди, которые станут не просто пожизненными диктаторами, а, что гораздо страшнее, бессмертными диктаторами. Становится вполне реальной перспектива застоя, так как история не раз демонстрировала, что конец какой-либо эпохи наступал именно со смертью политического лидера.

Против идеи бессмертия можно высказать и следующее соображение: смерть делает жизнь ценной. Ощущая себя существом недолговечным, люди проявляют активность и целеустремленность. Перед лицом смерти люди задумываются о смысле жизни. Именно смертность делает жизнь трагичной, трудной, но и осмысленной, в которой есть ради чего страдать, бороться, рисковать. Бессмертие лишает человеческую жизнь смысла, наполняет скукой бесконечных повторений мыслей и поступков. Поскольку ничто не случается однажды, нет смысла ни радоваться, ни печалиться — все исправимо, все повторимо. Исчезает вкус жизни, цели и ценности. Остаются скука, печаль, застой.

Можно привести и другие доводы «за» и «против» бессмертия, которые бы свидетельствовали о сложности проблемы. Однако прежде чем рассуждать о бессмертии, может, лучше задуматься о том, как мы используем ту единственную жизнь, о которой только достоверно и знаем. Некоторыми философами высказывается мысль о том, что большинство людей живет не подлинно человеческой, а животной жизнью, заботясь, в основном, об удовлетворении своих физиологических потребностей. Физическое рождение отдельного человека отнюдь не является таким решающим и исключительным событием, каким кажется. Индивид должен состояться именно как человек, а не просто биологическое существо. Вся жизнь человека есть не что иное, как процесс рождения самого себя, реализация своего человеческого потенциала. По существу, мы должны были бы полностью родиться к моменту смерти, но судьба большинства людей трагична: они умирают, так и не успев родиться. Таким образом, большинство людей растрачивает жизнь попусту. Зачем же продлевать это бессмысленное существование на вечные времена? Можно сказать, что люди еще не заслужили бессмертия, духовно не созрели для него. И более актуальной задачей для них является решение проблемы «как жить?», а уже по мере ее решения — «как жить вечно?».

 

4. Проблема смысла жизни

Применительно к человечеству вопрос о смысле жизни не имеет однозначного ответа. Если человек — случайный результат экспериментирования Природы, то смысла в нашей жизни нет. Планета вполне могла бы существовать и без нас, как существует она без динозавров. Если человек, по религиозной версии, создан Богом, то и смысл нашей жизни определен им же. Вот только зачем мы ему? Какая миссия на нас возложена?

Хотя неизвестно, кем и зачем нам дана жизнь, важно хотя бы с умом воспользоваться этим даром, не растратить попусту. На что же тратят жизнь люди?

Человек, как и любое живое существо, стремится к тому, что приносит удовольствие и старательно избегает всего приносящего неудовольствие. Если человек получает достаточное количество удовольствий, то у него возникает субъективное состояние удовлетворенности жизнью — счастье. Счастливыми хотят быть все. Поэтому можно сказать, что главная цель жизни — достижение счастья. Остается выяснить, какими средствами можно достичь этой цели?

Большинство людей считает, что для счастья необходимы материальные блага — деньги, вещи, власть, карьера и т.д. Однако во все времена великие учителя человечества — мудрецы, философы, основатели религий — пытались объяснить людям, что главным средством достижения счастья является саморазвитие и самосовершенствование, формирование у себя таких духовных качеств как мужество (умение победить свой страх), альтруизм (любовь к окружающим), терпимость (уважение тех, кто не похож на тебя внешне или по образу мышления), великодушие (умение прощать обиды), благородство (готовность совершать поступки вопреки своим интересам, выгоде), умеренность (умение довольствоваться малым), благоразумие и ответственность (способность предвидеть последствия своих действий и готовность отвечать за них) и т.п.

Человеку, спокойно относящемуся к материальным благам, умеренному в своих потребностях, гораздо легче стать счастливым. Это наглядно видно из так называемой «формулы счастья», согласно которой

% счастья = то, что имеешь

то, что хочешь иметь

Таким образом, смысл жизни человека — саморазвитие и самосовершенствование, максимальное развитие своих духовных и физических потенций, что повышает шансы на достижение счастья, позволяет достойно прожить жизнь, принести как можно больше пользы окружающим.

 

 

Тема 15.Проблема сознания в философии

Познание как деятельность

Понятие истины

1. Проблема познаваемости мира

Раздел философии, в котором рассматриваются общие вопросы познания, называется гносеологией (теорией познания). Основным вопросом гносеологии является вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от ответа на этот вопрос выделились два философских направления – гносеологический оптимизм и агностицизм.

Гносеологический оптимизмэто философское учение, представители которого считают, что мир познаваем, что человек с помощью разума может установить закономерности окружающего мира, понять сущность изучаемых объектов и явлений.

Агностицизм – это философское учение, представители которого отрицают возможность познания сущности объектов и явлений мира. Агностики считают, что человек познаёт только содержание своих ощущений, а не то, что их вызывает. Часть агностиков считает, что есть только человек и его ощущения, никакого внешнего мира нет, нечего и познавать. Другие агностики считают, что внешний мир есть, но он принципиально непознаваем.

 

2. Познание как деятельность

Формы социального развития

Религия

Искусство

1. Понятие культуры, ее структура и функции

Культура – это искусственная среда обитания человека, созданная им самим, которая надстраивается над естественной средой – природой, то есть это процесс и результат человеческой деятельности. Человек создаёт культуру, потому что является энергоизбыточным (по сравнению с животными) существом.

Составной частью культуры являются, во-первых, надбиологические программы человеческой деятельности, то есть способы мышления, переживания и действия. У животных программы поведения являются по большей части врождёнными, биологически (генетически) обусловленными, стереотипными, то есть, одинаковыми, для конкретных видов животных. У людей в разные эпохи и у разных народов наработанные культурные программы поведения могут довольно сильно разниться. Различия проявляются во всём – от способа приёма пищи (например, руками, ложкой, палочками и др.) до сложных религиозных ритуалов и многоступенчатых производственных процессов.

Во-вторых, составной частью культуры является совокупность созданных людьми предметов – артефактов. Наряду с предметами, которые созданы специально, культура также включает всю очеловеченную природу: пахотные земли, сады и огороды, преобразованные ландшафты, перекрытые плотинами реки и орошённые пустыни.

Понятие науки.

История науки.

Онтология: объект изучения и структура



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 727; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.077 с.)