Познание – это деятельность, направленная на получение достоверных знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познание – это деятельность, направленная на получение достоверных знаний.



Причиной и движущей силой познания являются, во-первых, любознательность, стремление к открытию нового, неизвестного; во-вторых, практическая потребность улучшения условий жизни (строительство жилья, предсказание погоды, сроков сельхозработ и т.п.).

Цель и результат познания – знания. Знанияэто осмысленная информация.

Субъект познания – это тот, кто познаёт. В качестве субъекта познания могут выступать отдельные личности, группы людей (например, научные коллективы), отдельное общество и человечество в целом.

Объект познания – это то, что познаётся.Объектами познания могут быть явления природы, общественной жизни и сам человек с его внутренним миром.

Процесс познания зависит от социокультурных факторов, то есть общество и эпоха влияют на выбор объектов и методов познания. Например, достаточное количество рабов делало ненужным в эпоху античности научное развитие техники, кроме военной. В средневековье на познание решающим образом влияла религия, препятствуя развитию науки и техники. Буржуазное общество, напротив, дало мощный стимул их развитию.

Успешность познания во многом зависит от средств познания. Средства познанияэто познавательные способности, данные человеку от природы (интеллект, талант, интуиция, воображение и т.п.), а также технические средства, созданные человеком (приборы, инструменты и т.п.).

Существуют различные формы познания:

1. обыденно-практическое познание, дающее простейшие сведения об окружающем мире. Оно основано на опыте повседневной жизни. Обыденные знания чаще всего имеют вид практически полезных правил действий, которые позволяют достигать нужных результатов без глубокого объяснения того, как и почему они получаются.

2. игровое познание, дающее знание правил человеческого взаимодействия, человеческой психологии, собственных способностей личности.

3. мифологическое познание, опирающееся на воображение человека и дающее фантастическое отражение действительности.

4. художественное познание, отражающее мир в форме произведений искусства, передающих эмоции автора;

5. научное познание, дающее достоверное (подтверждаемое практикой) и объективное (не зависящее от эмоций учёного) знание о действительности;

6. философское познание, дающее предельно общее представление о закономерностях действительности с опорой на разум, логику.

 

3. Структура познавательного процесса

Познание – это не одномоментный акт отображения мира человеком. Это сложный, постепенно разворачивающийся процесс, состоящий из нескольких уровней.

1 уровень – чувственное познание, при котором главными средствами познания являются органы чувств. Чувственное познание имеет 3 формы:

1а) ощущение – это чувственный образ отдельных свойств объектов мира. Психологи насчитывают около 20 различных ощущений. К внешним ощущениям относятся зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и др., к внутренним – чувство голода, жажды, боль от внутренних органов и др.

Вся исходная информация о мире поступает в человеческое сознание через ощущения. С помощью приборов человек расширяет свои природные возможности, тем не менее даже с их помощью он способен уловить далеко не все свойства мира;

1б) восприятие – это целостный чувственный образ объектов, синтез ощущений, возникающий в процессе непосредственного контакта;

1в) представление – это целостный чувственный образ объектов, воспроизводимый в памяти, без непосредственного контакта.

Чувственное познание даёт информацию о внешних свойствах объектов, оно неглубоко отображает мир. Проникновение в сущность объектов, то есть отображение их внутренних глубинных закономерностей происходит на втором уровне познания – рациональном познании. Рациональное познание осуществляется посредством мышления. 3 формы рационального познания:

2а) понятие – это форма мышления, отображающая существенные отличительные свойства объектов. Понятие выражается словом или словосочетанием;

2б) суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах действительности. Суждение выражается предложением.

2в) умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

 

Чувственное и рациональное познание можно рассматривать по отдельности только в абстракции. На деле, в реальном процессе познания эти два уровня неразрывно взаимосвязаны. И противопоставлять их, как это делали эмпирики и рационалисты, нельзя.

В познании выделяют также иррациональную составляющую. Иррациональная сторона познания представлена такими способностями как интуиция и воображение. Интуиция – это способность прямого, непосредственного постижения истины без логических рассуждений и доказательств. Интуитивное знание появляется в результате действия бессознательной части психики. Дело в том, что в каждый момент времени в сознании представлено только 2% информации, поступающей в психику. Сигналы, идущие от нашего бессознательного, мы и называем интуицией.

Воображение – это способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся. Интуиция и воображение обусловливают творчество – создание чего-то нового, ранее не существовавшего.

 

4. Понятие истины

Целью познания является получение истинного знания. Однако процесс познания приводит не только к истине, но и к заблуждениям. Заблуждение – это неверное отражение мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление, что Земля плоская и покоится на трёх китах, что Солнце вращается вокруг Земли и др. Заблуждение не надо путать с ложью. Ложь – это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей.

Что же такое истина? Сложнейший вопрос, на который нет однозначного ответа. Существует ряд теорий истины.

Классическая теория истины. Истина это соответствие наших знаний действительности. Прагматическая теория истины. Истина – это такое знание, которое приносит пользу людям.

Экзистенциальная теория истины. Истина – это то, в чём в данный момент не сомневается человек.

Конвенциональная теория истины. Истина – это соглашение, договор (конвенция) учёных.

Плюралистическая концепция истины. Утверждается множественность истин об одном и том же объекте. Каждая из них в чём-то верна, отражает то или иное свойство объекта, и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них.

Классическая теория выделяет следующие свойства истины:

1. объективность. Содержание истины не зависит от субъекта, его мнений или желаний. Истина отражает то, что есть на самом деле, даже если это нам не нравится. В таком случае люди склонны не замечать или не признавать истину.

2. конкретность. Знание зачастую отражает общее правило, общую закономерность. Но поскольку мир очень разнообразен, в разных условиях общие закономерности проявляются по-разному. Поэтому невозможно говорить об истинности знания, не принимая в расчёт конкретные условия, при которых знания сопоставляются с действительностью.

3.абсолютность и относительность. Абсолютная истина – это абсолютно полное и точное знание о предмете, относительная истина – недостаточно полное знание. Абсолютная истина – это идеал, к которому должно стремиться познание. В реальности всякая истина относительна, в каких-то отношениях она неполная, неточная. Например, для обыденного мышления утверждение «Земля имеет форму шара» - абсолютная истина, однако современная наука утверждает, что форма Земли – геоид.

Критерием истинности знания является практика. Практика – это деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Виды практики - трудовая деятельность, социальные реформы, научный эксперимент. Практика является основным способом проверки на достоверность полученных в процессе познания сведений, гипотез, теорий. Однако практика является относительным критерием истины, так как далеко не все идеи и теории можно проверить на практике, поэтому и столько споров об истине разгорается.

Возведение относительных истин в ранг абсолютных, превращение их в не подлежащие критике и уточнению догмы называется догматизмом. Догматизм ведёт к застою познания, неспособности понять иные взгляды, в которых тоже может содержаться истина. Противоположная точка зрения, согласно которой все наши знания относительны, в них нет ничего точного и объективного, все они представляют собой всего лишь субъективные, то есть личные мнения, называется релятивизмом. Релятивизм ведёт к отрицанию возможности познания мира, к агностицизму.

Тема 17.Природа социальной реальности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1017; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.224 (0.008 с.)