Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие природы и человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Природа: понятие, значение для человека Понятие «природа» употребляется в нескольких смыслах: - в широком смысле слова «природа» - это всё существующее, включая человека. В этом смысле понятие природы совпадает с понятиями «мир», «реальность», «Вселенная»; - в узком смысле слова «природа» - это противостоящий человеку объективно существующий и развивающийся по своим законам мир. Значение природы (в узком смысле слова) для человека и общества. 1. Природа является необходимой предпосылкой возникновения и существования человека и общества. В процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии образуются биомасса и кислород, без которых невозможна жизнь человека. 2. Природа является важнейшим условием трудовой деятельности человека. Труд – это способ существования человека. Различные природные факторы существенно влияют на производственную деятельность человека, обусловливают хозяйственную специализацию различных регионов и тем самым предопределяют формы и темпы исторического развития. К таким факторам относятся климат, плодородие почв, богатство флоры и фауны, особенности гидросферы, залежи полезных ископаемых (нефти, угля и т.п.). 3. Природа является фактором духовного развития человека. Природа всегда вызывала познавательный интерес человека, стремление её раскрыть её тайны, благодаря чему появилась наука. Обожествление и поклонение различным природным явлениям и объектам (Солнцу, Луне, грому и молнии и т.д.) привело к возникновению религии. Природа издавна вызывала у человека эстетические чувства, то есть переживание прекрасного, и тем самым стимулировала появление искусства.
2. Взаимодействие человека и природы В истории существовали следующие типы взаимодействия природы и человека: 1. мифологический; 2. научно-технологический; 3. диалогический. 1. Мифологический тип взаимодействия человека и природы характерен для восточной цивилизации и ранних этапов развития западной цивилизации. Ему присущи следующие черты: 1а) признание господства природы над человеком. Природа считалась гармонично и совершенно организованной. Человек не противопоставлялся природе, а считался её частью. Он познавал природу не для того, чтобы властвовать над ней, а чтобы наслаждаться её красотой и гармонией, чтобы найти своё место в ней. 1б) одушевление природных явлений. Поскольку всё в природе одушевлено, человек относился к ней бережно, жил в согласии с природой. 2. Научно-технологическая модель взаимодействия человека и природы начала формироваться с 17 века. Её черты: 2а) стремление к установлению господства человека над природой посредством науки и техники. 2б) хищнически-потребительское отношение к природе, как к кладовой, из которой можно брать без меры и смысла. Идейной базой потребительского отношения к природе стало христианское учение с идеей о том, что человек – центральная фигура в мире, «венец творения». Бог создал природу для человека и отдал ему в пользование, самостоятельной ценности природа не имеет, она мёртвая и неодушевлённая. Природа стала восприниматься как бесконечная куча строительного материала, из которого можно делать всё, что заблагорассудится. Стремясь к удовлетворению потребностей, вышедших за рамки разумного, человечество с 1970-х годов расходует больше ресурсов, чем может восполнить планета. Уже к 2030 году мы начнём ежегодно тратить вдвое больше ресурсов, чем готова произвести Земля. Иными словами, мы будем «проедать» две планеты в год. Человечество живёт явно не по средствам, беря в долг у будущих поколений, «проедая» их ресурсы, и долго это не продлится. Научно-технологическая модель отношения к природе уже привела к таким серьёзным экологическим проблемам, что человечество начинает осознавать, что дальнейшее развитие в том же духе способно привести к гибели цивилизации. Человечеству нужно изменить стандарты потребления, навязываемые развитыми странами, сократить свои потребности, научиться жить скромнее. Постепенно начинает формироваться диалогическая модель отношения к природе. 3. Для диалогической модели характерна идея равенства человека и природы, отношение к природе не как к неодушевлённому объекту, а как к живому существу, партнёру, интересы которого необходимо учитывать. Человек должен не навязывать свою волю, а вступать в диалог с природой, относиться к ней разумно, ответственно, гуманно (т.е. по-человечески, а не хищнически). В последние десятилетия появилась теория о том, что нашу планету можно считать живым существом, единым гигантским организмом. Чтобы представить планету живой, можно сравнить её с деревом. У растущего дерева лишь очень тонкий слой клеток, расположенных по его периметру, как раз под корой, является живым. Вся древесная масса внутри, более 97% всего дерева, мертва. Подобным же образом, Земля имеет тонкую оболочку, населённую живыми организмами – биосферу (с греч. - «сфера жизни»), которая углубляется в океан на 5-6 миль и поднимается над земной поверхностью примерно на такую же высоту. Если представить планету в виде мяча размером с баскетбольный, то толщина биосферы будет примерно равна толщине краски. За 3 млрд. лет эволюции в биосфере образовались тонкие и сложные механизмы обеспечения устойчивости. Однако всегда существует опасность разрушения системы, если она не сможет компенсировать отрицательное воздействие. Особую опасность для биосферы в последние столетия стал представлять человек, который первоначально органично вписывался в биосферу, но в последние столетия превратился в «раковую опухоль» планеты. Новые принципы взаимодействия природы и человека сформулированы в биосферно-ноосферной концепции В.И.Вернадского (1863-1945).По мнению Вернадского, с появлением человека биосфера постепенно переходит в новое качественное состояние – ноосферу (с греч. – «сфера разума»). Ноосфера – это такой этап эволюции биосферы, на котором её развитие направляется разумом человека. Ноосфера предполагает глобальное управление планетарными процессами по единой разумной воле в интересах человечества как единого целого. До недавнего времени развитие биосферы шло стихийно, по природным законам, однако сейчас вооружённое знаниями и мощными техническими средствами человечество становится способным управлять эволюционными процессами в природе, организовать гармоническую взаимосвязь природы и общества, считал Вернадский. Следует признать, что Вернадский идеализировал человека, верил в его добрую волю, преувеличивал его разумность. К сожалению, человек своим поведением не оправдывает своё родовое название – «человек разумный», так как им движет по большей части не разум, а эгоистичные и агрессивные инстинкты. Пока человечество больше похоже на слона в посудной лавке, который своими неуклюжими действиями наносит непоправимый ущерб окружающей среде. К тому же оно всё ещё разобщено, разделено национальными и государственными перегородками и не осознаёт себя единой планетарной общностью. Человечество должно повысить уровень своей разумности и нравственности, осознать свою ответственность за существование всего живого на планете. Ноосфера, о которой говорил Вернадский, - это не столько настоящее, сколько будущее Земли. Тема 14.Проблема человека в философии Проблема антропосоциогенеза Природа и сущность человека
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.007 с.) |