Взаимодействие природы и человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие природы и человека



1. Природа: понятие, значение для человека

Понятие «природа» употребляется в нескольких смыслах:

- в широком смысле слова «природа» - это всё существующее, включая человека. В этом смысле понятие природы совпадает с понятиями «мир», «реальность», «Вселенная»;

- в узком смысле слова «природа» - это противостоящий человеку объективно существующий и развивающийся по своим законам мир.

Значение природы (в узком смысле слова) для человека и общества.

1. Природа является необходимой предпосылкой возникновения и существования человека и общества. В процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии образуются биомасса и кислород, без которых невозможна жизнь человека.

2. Природа является важнейшим условием трудовой деятельности человека. Труд – это способ существования человека. Различные природные факторы существенно влияют на производственную деятельность человека, обусловливают хозяйственную специализацию различных регионов и тем самым предопределяют формы и темпы исторического развития. К таким факторам относятся климат, плодородие почв, богатство флоры и фауны, особенности гидросферы, залежи полезных ископаемых (нефти, угля и т.п.).

3. Природа является фактором духовного развития человека. Природа всегда вызывала познавательный интерес человека, стремление её раскрыть её тайны, благодаря чему появилась наука.

Обожествление и поклонение различным природным явлениям и объектам (Солнцу, Луне, грому и молнии и т.д.) привело к возникновению религии.

Природа издавна вызывала у человека эстетические чувства, то есть переживание прекрасного, и тем самым стимулировала появление искусства.

 

2. Взаимодействие человека и природы

В истории существовали следующие типы взаимодействия природы и человека:

1. мифологический; 2. научно-технологический; 3. диалогический.

1. Мифологический тип взаимодействия человека и природы характерен для восточной цивилизации и ранних этапов развития западной цивилизации. Ему присущи следующие черты:

1а) признание господства природы над человеком. Природа считалась гармонично и совершенно организованной. Человек не противопоставлялся природе, а считался её частью. Он познавал природу не для того, чтобы властвовать над ней, а чтобы наслаждаться её красотой и гармонией, чтобы найти своё место в ней.

1б) одушевление природных явлений. Поскольку всё в природе одушевлено, человек относился к ней бережно, жил в согласии с природой.

2. Научно-технологическая модель взаимодействия человека и природы начала формироваться с 17 века. Её черты:

2а) стремление к установлению господства человека над природой посредством науки и техники.

) хищнически-потребительское отношение к природе, как к кладовой, из которой можно брать без меры и смысла. Идейной базой потребительского отношения к природе стало христианское учение с идеей о том, что человек – центральная фигура в мире, «венец творения». Бог создал природу для человека и отдал ему в пользование, самостоятельной ценности природа не имеет, она мёртвая и неодушевлённая. Природа стала восприниматься как бесконечная куча строительного материала, из которого можно делать всё, что заблагорассудится.

Стремясь к удовлетворению потребностей, вышедших за рамки разумного, человечество с 1970-х годов расходует больше ресурсов, чем может восполнить планета. Уже к 2030 году мы начнём ежегодно тратить вдвое больше ресурсов, чем готова произвести Земля. Иными словами, мы будем «проедать» две планеты в год. Человечество живёт явно не по средствам, беря в долг у будущих поколений, «проедая» их ресурсы, и долго это не продлится.

Научно-технологическая модель отношения к природе уже привела к таким серьёзным экологическим проблемам, что человечество начинает осознавать, что дальнейшее развитие в том же духе способно привести к гибели цивилизации. Человечеству нужно изменить стандарты потребления, навязываемые развитыми странами, сократить свои потребности, научиться жить скромнее. Постепенно начинает формироваться диалогическая модель отношения к природе.

3. Для диалогической модели характерна идея равенства человека и природы, отношение к природе не как к неодушевлённому объекту, а как к живому существу, партнёру, интересы которого необходимо учитывать. Человек должен не навязывать свою волю, а вступать в диалог с природой, относиться к ней разумно, ответственно, гуманно (т.е. по-человечески, а не хищнически).

В последние десятилетия появилась теория о том, что нашу планету можно считать живым существом, единым гигантским организмом. Чтобы представить планету живой, можно сравнить её с деревом. У растущего дерева лишь очень тонкий слой клеток, расположенных по его периметру, как раз под корой, является живым. Вся древесная масса внутри, более 97% всего дерева, мертва. Подобным же образом, Земля имеет тонкую оболочку, населённую живыми организмамибиосферу (с греч. - «сфера жизни»), которая углубляется в океан на 5-6 миль и поднимается над земной поверхностью примерно на такую же высоту. Если представить планету в виде мяча размером с баскетбольный, то толщина биосферы будет примерно равна толщине краски. За 3 млрд. лет эволюции в биосфере образовались тонкие и сложные механизмы обеспечения устойчивости. Однако всегда существует опасность разрушения системы, если она не сможет компенсировать отрицательное воздействие. Особую опасность для биосферы в последние столетия стал представлять человек, который первоначально органично вписывался в биосферу, но в последние столетия превратился в «раковую опухоль» планеты.

Новые принципы взаимодействия природы и человека сформулированы в биосферно-ноосферной концепции В.И.Вернадского (1863-1945).По мнению Вернадского, с появлением человека биосфера постепенно переходит в новое качественное состояние – ноосферу (с греч. – «сфера разума»). Ноосфераэто такой этап эволюции биосферы, на котором её развитие направляется разумом человека. Ноосфера предполагает глобальное управление планетарными процессами по единой разумной воле в интересах человечества как единого целого. До недавнего времени развитие биосферы шло стихийно, по природным законам, однако сейчас вооружённое знаниями и мощными техническими средствами человечество становится способным управлять эволюционными процессами в природе, организовать гармоническую взаимосвязь природы и общества, считал Вернадский.

Следует признать, что Вернадский идеализировал человека, верил в его добрую волю, преувеличивал его разумность. К сожалению, человек своим поведением не оправдывает своё родовое название – «человек разумный», так как им движет по большей части не разум, а эгоистичные и агрессивные инстинкты. Пока человечество больше похоже на слона в посудной лавке, который своими неуклюжими действиями наносит непоправимый ущерб окружающей среде. К тому же оно всё ещё разобщено, разделено национальными и государственными перегородками и не осознаёт себя единой планетарной общностью. Человечество должно повысить уровень своей разумности и нравственности, осознать свою ответственность за существование всего живого на планете. Ноосфера, о которой говорил Вернадский, - это не столько настоящее, сколько будущее Земли.

Тема 14.Проблема человека в философии

Проблема антропосоциогенеза

Природа и сущность человека



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.007 с.)