Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как сам человек влияет на природу.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Природа является его местообитанием и источником всех благ, необходимых ему для жизни и производственной деятельности. Человек приспособился выживать на всей планете и за её пределами, но при помощи чего? При помощи техники. Мне встретилось интересное высказывание о том, что техника – грандиозная ловушка интеллекта, созданная интеллектом, дабы погубить мудрость. Ещё недавно мы все знали слова известной песни: "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». Особенно трогательно это звучало, когда песню пел Поль Робсон со своей негритянской внешностью и ужасным акцентом. А теперь вспомним недавние слова нашего губернатора, который после облета области на самолете признал, что она превратилась в одну большую свалку. И как здесь дышится человеку? Сейчас весь мир встревожен тем разрушением богатств Природы, которое несут за собой цивилизация и растущий технический прогресс. Собираются специальные совещания по охране Природы, вводятся законы по ограничению ущерба, вызванного деятельностью человека, но все эти меры могут только отсрочить, но не остановить надвигающуюся катастрофу. Это неизбежно даже при самом бережном отношении к Природе. Дело в том, что согласно второму началу термодинамики всякая деятельность ведет к увеличению энтропии, то есть к увеличению хаоса и беспорядка. Создать для себя комфорт и нужную для этого организацию, то есть уменьшить энтропию, можно только за счет увеличения энтропии где-нибудь в стороне, и, конечно, это надо делать возможно дальше от нас. Но когда людей становится много, то далекое сейчас от нас оказывается через некоторое время близким для других и отодвинуть от себя неприятности становится все труднее и труднее. Технические достижения последних лет создали иллюзию обособленности от природы и даже господства над ней. Однако на самом деле все обстоит как раз наоборот. С научно-техническим развитием зависимость человека от природы только усиливается: ведь все машины тоже ее создания. Их двигатели сжигают нефть и кислород, для выплавки стали нужна железная руда, уголь, вода и кислород, т.е. продукты природы. Причем в конечном итоге для удовлетворения своих биологических потребностей, которые практически не изменились, современный человек нуждается в значительно большем количестве природных ресурсов, чем раньше.
Природа и человек живут по одним законам. С угасанием жизни природы угасает и жизнь человека. Экологическая проблема поставила человечество перед выбором дальнейшего пути развития: быть ли ему по-прежнему ориентированным на безграничный рост производства или этот рост должен быть согласован с реальными возможностями природной среды и человеческого организма, соразмерен не только с ближайшими, но и с отдаленными целями социального развития. Таким образом, настало время критического пересмотра всех направлений человеческой активности и тех областей знаний и духовной культуры, которые их обслуживают. Человечество в целом держит экзамен на подлинную разумность перед лицом тех новых требований, которые предъявляет ему биосфера. Этими требованиями являются: · биосферосовместимость на основе знания и использования законов сохранения биосферы; · умеренность в потреблении природных ресурсов, преодоление расточительности потребительской структуры общества; · взаимная терпимость и миролюбие народов планеты в отношения друг с другом; · следование общезначимым, экологически продуманным и сознательно поставленным глобальным целям общественного развития. Но для этого требуются совместные усилия всех людей, независимо от места жительства и рода занятий. Необходимо соответствующее перераспределение средств, отказ от некоторых материальных благ в пользу экологических программ, перестройка образа жизни и мышления. И от экологического воспитания и образования населения во многом будет зависеть, произойдут ли необходимые перемены во взаимоотношениях общества и природы достаточно быстро и безболезненно. Нужно вернуться к тому состоянию единения с природой, которое звучит у Сергея Есенина. Не раз в своих произведениях он подчеркивал единство всего живого, всего сущего. В стихотворении "Песни, песни, о чем вы кричите..." он показывает зыбкость границ между природой и человеком: Хорошо ивняком на дороге Я очень люблю стихи Есенина, но до этого единения так далеко! Выходит, что пока человек трудится не только зря, но и во вред себе?
Хорошо известен афоризм «труд создал самого человека». Но что такое труд как не постоянное взаимодействие человека с объектами природы в их естественном или преобразованном состоянии? Однако с объектами природы постоянно взаимодействует любой живой организм, да и тела неживой природы находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Следовательно, необходимо выявить специфику труда как особого способа взаимодействия человека с природой. Благодаря изготовлению и применению орудий труда человек пошел в своей эволюции не столько по пути приспособления к окружающим условиям, сколько по пути их изменения соответственно своим нуждам и потребностям. Таким образом, человек нашел качественно новый способ разрешения противоречия между тем состоянием, в котором объекты находятся в природе, и тем, в каком они ему необходимы. Еще одна черта современного производства в плане сопоставления его с процессами движения вещества в природе – необычайная расточительность в отношении природных ресурсов. Пора осознать тупиковость такого пути «освоения» природы. Мы с легкостью и малыми затратами ни в чем себя не ограничивая, использовали природное достояние. Теперь нам предстоит освоить затратную технологию рационального природопользования, включающего реконструкцию и воспроизводство природных ландшафтов и ресурсов. Нам предстоит своеобразное природотворчество. Но это – единственный выход для человечества сохранить хрупкое равновесие экосистемы и не погибнуть.
В XX веке произошел количественный скачок в масштабах антропогенного воздействия, приведший к качественным изменениям во взаимоотношениях человека и биосферы. Человек превратился в решающую силу, воздействующую на все природные процессы, на все экологические компоненты биосферы даже в тех случаях, когда его деятельность прямо не направлена на них. Это влияние распространяется на атмосферу, водные ресурсы, почву, недра, животный и растительный мир. Рассмотрим подробнее это влияние.
Очень опасно увеличение в атмосфере содержание углекислого газа, являющегося следствием, с одной стороны, массового сжигания органического топлива, а с другой – вырубки лесов. Результатом этого может стать глобальное потепление климата под воздействием «парникового эффекта». Другую серьезную опасность представляет истончение озонового слоя и появление озоновых дыр не только над полюсами планеты, но и вблизи экватора и в средних широтах. Разрушению озона способствуют такие процессы, как широкое применение азотных удобрений, выбросы продуктов сгорания высотной авиацией и космической техникой. Но главной причиной считается массирование применение фреонов, используемых в качестве растворителей в аэрозолях, в морозильных камерах. Еще одна острая проблема – кислотные дожди. Основной причиной выпадения кислотных дождей является попадание в воздух оксидов серы и азота – отходов сгорания любого ископаемого топлива, особенно низкосортного угля и мазута. Образуясь в результате загрязнения атмосферы, кислотные дожди, в свою очередь, загрязняют и губят другие компоненты биосферы – водоемы, леса, почвы, их живое население.
Водные ресурсы. Вода – важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Она является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ, растворяет, выщелачивает горные породы и минералы и транспортирует их из одних мест в другие. Казалось бы, пока воды хватает. Но, во-первых, вода нужна не только людям, во-вторых, распределена она на Земле крайне неравномерно, и большая ее часть приходится на реки и озера, расположенные в малонаселенных местах. К тому же, вырубая леса и осушая болота, человек способствует перераспределению воды между водоемами суши и океана в пользу последнего. Ну а массированное загрязнение рек, озер и грунтовых вод промышленными и сельскохозяйственными отходами окончательно подрывает нашу водообеспеченность. Значительно снижает проточность, а значит, и способность к самоочищению строительство гидротехнических сооружений – плотин, водохранилищ, шлюзов.
Важной проблемой является снижение плодородия почв. При культивировании сельскохозяйственных культур и уборке урожая естественный процесс возвращения в почву питательных веществ, потребляемых растениями, нарушается. Приходится возмещать эти ежегодные потери путем внесения органических и минеральных удобрений. Но при игнорировании закона минимума это приводит к загрязнению почвы, к накоплению в растениях таких вредных для человека веществ, как нитраты. Населяющие почву организмы стремятся переработать попадающие в нее вещества-загрязнители, но, если последних слишком много или они ядовиты для самих редуцентов, то земля может потерять способность к плодородию. Этот процесс, а также водная и ветровая эрозии почв приводят к опустыниванию.
Животный мир. Дикие животные обогащают атмосферу углекислым газом, используемым растениями при фотосинтезе, удобряют почву навозом и останками, способствуют перекрестному опылению и расселению растений, разреживают излишне густые травостои и насаждения и т.п. Люди используют их для получения продуктов питания, кожи, пушнины, лекарственного сырья, а также как генетический фонд для селекционной работы – создания новых видов сельскохозяйственных животных. Однако в результате прямого (охота, рыбалка, промысел) и косвенного (уничтожение местообитания или изменение экологических факторов) истребления многие виды стали редки или исчезли совсем за последние несколько веков. Массовому уничтожению, приведшему к резкому сокращению популяции, вплоть до полного исчезновения, подвергались животные в Африке со времен ее колонизации и до наших дней. Слонов, носорогов, антилоп и других животных убивали не столько ради мяса, сколько ради охотничьих трофеев и сувениров, из военно-политических соображений и просто для развлечения. А ведь ни один вид растений или животных, особенно крупных, не погибает в одиночку, а тянет за собой связанных с ним более мелких (а иногда и крупных, если исчезнувший вид был основным объектом их питания) организмов. Освобождающиеся экологические ниши и звенья в цепи питания в ходе экологического дублирования занимаются другими видами, которые могут оказаться нежелательными для человека в хозяйственном или медицинском отношении. Если же из-за резкого видового обеднения природа не найдет подходящего материала для замены, то это может привести к полной гибели экосистем вплоть до опустынивания.
Любое слишком резкое изменение человеком экологических факторов может иметь непредсказуемые катастрофические последствия из-за слабой изученности цепных реакций, происходящих в природе. В настоящее время масштабы антропогенного воздействия на биосферу так резко возросли, что реальной стала угроза недопустимого видового обеднения, опустынивания и термодинамического и теплового кризисов. Научно-технический прогресс сопровождается усилением зависимости человечества от количества и качества природных ресурсов при одновременном их исчерпании и загрязнении. Избежать экологической катастрофы можно только обеспечив переход биосферы в стадию ноосферы, то есть в стадию разумного управления антропогенными процессами, целью которого должна стать не победа над природой, что в принципе невозможно и безнравственно, так как все мы ее дети, а проникновение в сущность действующих в ней экологических законов и организация всей деятельности в соответствии с их требованиями.
Резюме Задачей экологической антропологии является исследование приспособительной изменчивости популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с использованием антропологических методов (рассматривается система "человек-культура-среда"). Под окружающей средой или средой обитания мы понимаем весь комплекс окружающих условий, в которых существует данная человеческая группа. Под влиянием меняющейся среды обитания в ходе длительного расселения, человеческие популяции приобретают свойства, делающие их более приспособленными к тем или иным климатическим и географическим условиям жизни. Приспособление осуществляется не только с помощью культурных усовершенствований, но и в результате перестроек функциональных и структурных систем организма. Культура включает в себя определенные экологические параметры. Связь культуры и природы описывает этническая экология, как часть экологической антропологии. Этническая экология изучает особенности традиционных систем жизнеобеспечения этнокультурных общностей, влияние сложившихся экологических взаимосвязей на здоровье людей, воздействие культур на экологический баланс в природе. Любые приспособительные черты (биологического и небиологического порядка), возникшие естественным образом или специально выработанные для успешного существования в данных условиях, называют приспособительными или адаптивными изменениями. Таким образом, взаимодействие в системе "организм-среда" выстраивается в последовательную схему: изменение экзогенных факторов среды —> приспособление к новым условиям —> экологическая изменчивость. При этом важно помнить, что под приспособлением (адаптацией) понимается: · сам процесс, в ходе которого организм приспосабливается к условиям окружающей среды (адаптация = процесс приспособления); · степень достигнутого приспособления (адаптация = результат приспособления); · стратегия выживания, направленная на решение "задач", которые ставит перед организмом среда (адаптация = стратегия выживания). Приспособление может быть генетически детерминированным явлением, возникающим в ходе естественного отбора по данному ведущему фактору - это так называемая генотипическая адаптация, связанная с "направленным" изменением генных частот в популяции (адаптация ~ отбор, ведущий к изменению наследственной нормы реакции). Можно выделить два соподчиненных между собой уровня адаптации: биологический и социальный (небиологический). Процесс биологической адаптации человека находится в постоянном взаимодействии с изменениями в культурной и социальной сфере, а для каждой конкретной группы человека значение того или иного составляющего элемента общего процесса различно. Чаще всего культурные системы сглаживают давление окружающей среды на организм человека, но они же могут многократно усиливать существующий стресс или продуцировать новые типы стресса. Степень приспособленности - достаточно относительная характеристика, всегда относящаяся к конкретной ситуации. Адаптация всегда конкретна, но ее невозможно описать словами "хорошо" или "плохо". Организм или популяция могут быть лишь более или менее приспособленными к конкретному сочетанию факторов по сравнению с другими организмами или группами, тот признак, который не выглядит в данный момент адаптивным, может стать таковым в других условиях среды, и наоборот. Идеальной (абсолютной) адаптации, как и адаптивно совершенных организмов, не существует. В результате изучения закономерности географического распределения множества антропологических признаков, было введено понятие об адаптивном типе человека как норме биологической реакции на комплекс условий окружающей среды, возникающей независимо в сходных условиях, и в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически. Достаточно четко выделяются несколько таких устойчивых комплексов (арктический тип, континентальный тип, умеренный тип, аридный тип, тропический тип и высокогорный тип). Судя по географической приуроченности, адаптивные типы формировались на протяжении всей истории человечества, а разнообразие популяций значительно возрастало по мере расширения нашего видового ареала. Наиболее древним является, видимо, тропический адаптивный комплекс, а все остальные могут рассматриваться как дочерние по отношению к нему. Итак, адаптивность - свойство человеческого вида. Приспособительные реакции проявляются на протяжении всей нашей истории. Благодаря этому свойству человек смог освоить всю ойкумену. Для ранних стадий становления человечества воздействие географической среды носило более жесткий характер, но по мере развития социальной жизни и хозяйственно-культурной деятельности давление естественных условий обитания "смягчалось". Тем не менее, в настоящий момент очевидно, что без постоянно происходящих адаптивных изменений человеческие популяции не могут успешно освоить разнообразные экологические регионы Земли. Наша биологическая эволюция при существенном изменении окружающей среды может вновь продолжится.
38. Понятие о расах человека и их специфике. Если вспомнить историю антропологии, то «раса» сначала ассоциировалась с понятием «порода», и на расы делились только животные. Однако, более 300 лет назад этим словом ученые стали обозначать внутривидовую группировку людей, которая характеризуется определёнными расовыми признаками и живёт в определённых географических условиях. Происхождение самого термина «раса» точно не установлено. Возможно, что он представляет собой видоизменение арабского слова «рас» (голова, начало, корень). Есть также мнение, что термин этот связан с итальянским razza, что значит «племя». Слово «раса» примерно в том смысле, как оно употребляется теперь, встречается уже у французского ученого Франсуа Бернье, который опубликовал в 1684 г. одну из первых классификаций человеческих рас. К одной и той же расе может принадлежать ряд народов и носителей многих языков. Расовые особенности наследственны и являются приспособительными к условиям существования. Итак, под термином "раса" понимается система человеческих популяций, характеризующихся сходством по комплексу определенных наследственных биологических признаков (расовых признаков). Важно подчеркнуть, что в процессе своего возникновения эти популяции связаны с определенным географическим ареалом и естественной средой. Все, ныне живущие люди, к каким бы типам они не принадлежали, являются представителями одного биологического вида (Homo sapiens). Расы являются подвидами одного вида, потому что они свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство, обладают одинаковыми основными признаками и дают начало большому числу переходных рас. Всё человечество представляет собой непрерывный расовый спектр. В общей биологии термины “раса” или “вариетет” используются для обозначения группы организмов, которые сходны друг с другом в силу своего происхождения от общих предков. Следует отметить, что после открытия в 1990 году генома человека многие из современных биологов последовательно отказываются от понятия расы, из-за его неопределенности. На их взгляд, генетические различия внутри так называемых рас, значительно больше чем между расами. Эволюционная биология отказалась от понятия расы еще в 1940 годах, тем не менее, антропологи всё ещё пользуются этим понятием. Расове́дение — раздел антропологии, изучающий человеческие расы. Расоведение изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатических условий и вообще географической среды на расовые признаки. В расоведении встречаются не очень понятные термины, например «моногенизм». Что это значит? В ходе накопления данных о разнообразии человеческих рас появились и развились две тенденции, два подхода к этому многообразию - моногенизм и полигенизм. Исходной точкой зрения можно считать первую концепцию, поскольку она соответствует библейской легенде о происхождении всего человечества от Адама и Евы. Согласно моногенизму, все люди принадлежат к одному виду, а отличия позволяют выделить лишь разновидности, возникшие из-за различий внешних условий и истории. В начале XIX века в странах Западной Европы появилось новое течение - полигенизм. Его возникновение объяснялось не столько борьбой между наукой и религией, сколько попыткой оправдать рабство и главенство одних народов над другими. Согласно полигенизму, разные расы людей произошли от разных видов обезьян или обезьяноподобных предков. В своем крайнем выражении полигенизм приводил к расизму - признанию неравноценности разных рас. Несколько позже, в конце XIX в., расизм переродился в социал-дарвинизм - псевдонауку, переносящую биологические законы эволюции на социальные взаимоотношения людей. Согласно социал-дарвинистам, представители высших правящих классов - победители в борьбе за существование, наследственно особо одаренные особи. Люди, относящиеся к другим классам, являются биологически неполноценными, им на роду написано быть внизу социальной лестницы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1084; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.111 (0.014 с.) |