Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренний мир человека в житейской психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Тем не менее обе они существуют одновременно. Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас своего рода житейский психолог. Конечно же, все люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по едва уловимым нюансам (выражению глаз, лица, позе) проникнуть в настроение, состояние, намерения человека. Другие не отличаются такими способностями, менее чувствительны к внутреннему состоянию собеседника; их психологический опыт не столь богат. Замечено, что нет жесткой зависимости между психологической прозорливостью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в субъективных свойствах сверстников, родителей, педагогов, и есть взрослые, плохо понимающие внутренние состояния других людей. Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение, реальные взаимоотношения людей. Источником житейской психологии всегда являются те люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только значение слои речи, но и контекст высказывания, «прочитывать» в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает человека выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни. Первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, конкретное психологическое знание как бы вплетено в живую ткань действия и поступка. В последующем и способы практического действия, и субъективные состояния получают свое отражение, начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке. В языковых значениях происходит объективация внутреннего мира человека. В слове субъективные переживания как бы отделяются от их носителя и становятся доступными анализу и осмыслению. С данной особенностью житейской психологии мы сталкиваемся ежедневно. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Многие из этих слов составляют понятийный строй научной психологии. Конечно, содержание терминов житейской психологии и психологической науки существенно расходится. Но, тем не менее человек, начинающий осваивать науку психологию, имеет, как правило, свое сложившееся в жизненном опыте представление о психологии, свой образ человека. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах, традициях, поверьях, в устном народном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках, притчах, песнях и т.п.
Человек как душевная и духовная реальность
Специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека — это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже — вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью. Именно эту особенность имел в виду Ф.Ницше, когда афористично говорил, что человек — это животное, способное обещать. Человеческий субъективный мир — это мир сознания и самосознания. В сознании человек способен познавать сущность предметного мира, понимать его и одновременно знать о том, что он знает или не знает. Предметом сознания может стать сам человек, его собственное поведение и внутренние переживания. Сознание здесь принимает форму самосознания. Но предметом сознания может стать и само сознание, его схемы, механизмы, понятия и т.п. На этом уровне сознание принимает форм рефлексивного сознания. Но во всех этих случаях есть общая принципиальная черта — в сознании человек как бы выходит за пределы самого себя, занимает позицию над ситуацией. Очень точно об этом сказал М.Шелер: «Только человек — поскольку он личность — может возвыситься над собой как живым существом и, исходя из одного центра как бы по ту сторону пространственно-временного мира, сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого». В своем сознании человек открывает смысл своих действий, поступков, поведения, своей жизни. Человеческая жизнь, по определению, осмысленна. Человек не может жить вне смысла. Без субъективного смысла жизнь человека теряет свою ценность. Известный австрийский врач и психолог В.Франкл в книге «Человек в поисках смысла» убедительно показал, какое важное место в жизни человека занимает проблема смысла жизни и его поиска. Он обосновал особое направление в психокоррекции — логотерапию, т.е. помощь человеку в обретении смысла жизни. Со смысловой сферой личности связана совесть человека. Совесть — это внутренний судья человека, указывающий на подлинный мотив того или иного поступка человека, его смысл. И если поступок, совершенный человеком, расходится с его нравственными принципами, с его представлением о должном, человек испытывает муки совести. Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания, совесть есть проявления духовности человека. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа. Представленный нами образ человека далеко не полон. Но и в своем неполном образе он предстает перед нами разноликим: как существо природное, телесное, как социальный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятельности. Реально же мы всегда имеем дело с конкретным живым человеком и на житейском уровне соединяем его различные проявления в целостное представление, строим свое мнение о нем. Истоки проблемы целостного и частичного описания психологии человека лежат в практике работы с человеком. В реальности межличностных отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект, во всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств. Целостность человеческой практики предполагает целостность познания человека. Для психологического понимания человека указанное обстоятельство имеет особый смысл. Субъективную реальность человека совсем не случайно обозначают как его внутренний мир. Это действительно сложно организованный, согласованный внутри себя, развивающийся цельный мир. И если, к примеру, педагог строит свои действия и отношения с конкретным учеником на основе выделения лишь отдельных сторон его субъектив- ности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения. Продуктивная деятельность педагога нуждается в опоре на целостное представление о психологии человека. Как возможна педагогическая практика, удерживающая целостность ребенка? Возможно ли целостное познание человека в науке и культуре?
Христианская антропология
Христианская антропология есть учение о целостном человеке, его происхождении и его назначении в мире и вечности. Источниками знаний и утверждений христианской антропологии шляются тексты Священного писания, опыт веры христианских подвижников, учение Отцов Церкви, работы богословов. Особенностью религиозного учения о человеке является то, что оно не строится по канонам рационалистического знания — главное место в нем занимает вера. Христианская антропология есть учение об отношениях Бога л человека: в диалог с Богом человек вступает как живая, уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Христианская антропология — это живой рассказ об истории отношений Бога с людьми; она избегает отвлеченных рассуждений, идеализации. В этом ее принципиальное отличие от научно-философской антропологии. «...Живое конкретное существо, вот этот человек, — писал Н.А. Бердяев, — выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра, общего блага, бесконечного прогресса и пр. Это и есть христианское отношение к человеку». По представлениям христиан человек был создан Богом в последний день творения мира — он есть венец творения. Бог создал человека по образу и подобию Своему. При этом образ Божий человеку дан, подобие же задано. Христианская антропология разграничивает в человеке естественную (биологическую) и сверхъестественную (теологическую) сферы. Особый интерес с точки зрения психологии представляет учение христианской антропологии о сущности человека. Человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Ап.Павел говорит: «... Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4; 12). Своею телесной жизнью человек ничем не отличается от других живых существ; состоит она в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела многообразны, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: самосохранения и продолжения рода. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Человеческое тело оживляется душой. Душа есть жизненная сила человека. Душа есть и у животных, но она у них была произведена одновременно с телом. У человека же, после создания его тела, Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2; 7). Это «дыхание жизни» и есть высшее начало в человеке, т.е. его дух. Хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря ее сочетанию с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собой как бы мост от тела к духу. Душевные явления разделяются на три разряда: мысли, чувства и желания. Органом, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг. Центральным органом чувства принято считать сердце; оно же рассматривается как некий центр жизни человека. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет своего органа в теле. Душа и тело тесно связаны между собой. Тело с помощью органов чувств дает те или иные впечатления душе, а душа в зависимости от этого управляет телом. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства. Жизнь человеческая не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души. Над телом и душой стоит дух. Дух выступает в роли судьи души и тела и дает всему оценку с особой, высшей точки зрения. Согласно христианской антропологии, дух проявляется в трех видах: страх Божий, совесть и жажда Бога. Страх Божий — это благоговейный трепет перед величием Божьим и Его совершенством, неразрывно связанный с верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога. Совесть указывает человеку — живет он в Боге или в безбожии. Больная совесть понуждает человека искать встречи с Богом, и в момент встречи получать утешение, а в момент богооставленности испытывать угрызения совести. Бессовестный человек — это человек, отчужденный от Бога. Жажда Бога — это стремление искать Бога, проявляющееся в человеческой неудовлетворенности земным, преходящим, в стремлении духа к чему-то высшему, идеальному, к Богу- Проявления духа в человеке, согласно христианскому вероучению, должны быть руководящим началом в жизни каждого человека. Жить в общении с Богом, жить по воле Божьей и пребывать в любви Божьей — значит исполнять свое человеческое назначение на земле. Христианская антропология представляет собой развернутое учение о человеке и одновременно — конкретную практику его жизни, в соответствии с законом Божиим и заповедями блаженства. Мы ограничились изложением общих представлений о человеке в христианстве и вовсе не касались учений о человеке в других мировых религиях.
Что такое субъективное? Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972. - С. 70-73. Образ предмета — это идеальная форма бытия предмета в голове человека. Возьмем простейший пример. При виде дерева в человеческом мозгу не появляется его физического отпечатка. Переживаемый образ дерева есть нечто идеальное; он несводим и.н к самому дереву, находящемуся вне наблюдающего его человека, ни к тем физиологическим процессам, которые совершаются в мозгу и лежат в основе этого образа. Можно ли объективные физиологические процессы, направленные на продуцирование субъективных образов, считать самими образами? Разумеется, нет. Они не являются сами по себе идеальными копиями отображаемого объекта. Физиологические процессы — это материальные носители субъективного образа.
ЧТО ТАКОЕ СУБЪЕКТИВНОЕ
Субъективное — значит принадлежащее субъекту, человеку или социальной группе любой степени общности. Поскольку образ субъективен (принадлежит субъекту), он неизбежно песет па себе печать отдельной личности или социальной группы, отражает своеобразие ее жизненного опыта, интересов, установок, социальных и классовых позиций. Образ не существует и не может существовать вис конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от развития нервной системы и мозга, от состояния организма в целом, от богатства или бедности практического опыта людей, от уровня исторического развития знаний человечества. Говоря об объективности содержания наших ощущений и восприятий, мы имеем в виду тот факт, что это содержание более или менее верно отражает предмет. Но мысль об объекте никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений с другими объектами; оригинал богаче своей копии. Когда же говорится о субъективности образа, то имеется в виду прежде всего не только искажение действительности, по и то, что этот образ есть нечто идеальное. Понятно, что мысль о предмете и предмет мысли не одно и то же. Мыслимая вещь — это образ, а реальная вещь — это ее прообраз. Образы вещей могут быть чувственными, наглядными, визуально сходными со своим оригиналом, но могут быть и понятийными, так что сходство носит уже не внешний, а внутренний характер — по содержанию, по типу связи компонентов. Субъективность означает также неполноту отражения: образ отражает свойства вещей лишь с большей или меньшей степенью приближения. Воспринимаемое никогда не воспринимается полностью. Всегда имеет место различение и отбор. Наконец, понятие субъективности может иметь и отрицательный смысл — пристрастие, тенденциозность, утрированность, привнесение субъектом в образ чего-то от себя, произвольное примысливалие, ведущее к искажению реальной картины объекта: в том, что мы видим и слышим, как бы заключены и наши личные интересы. Восприятие события есть не только реакция на ситуацию как таковую, но и на собственную интерпретацию этой ситуации. Примерами патологической субъективности, болезненно пристрастного мышления являются бредовое искажение действительности, а также иллюзии и галлюцинации. И содержание своего ощущения человек может привносить субъективное предрасположение. Примером может служить художественное творчество. Один и тот же ландшафт у разных художников, даже если его передать как можно точнее на полотне, все-таки будет отличаться один от другого не только в силу более или менее развитого умения художников писать картины, но главным образом вследствие различного видения. Абсолютизация специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить это противопоставление до полного раскола мира на две субстанции. Противоположность материн сознанию, по Ленину, имеет абсолютное значение только в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать первичным и что — вторичным. «За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой». Дело в том, что идеальное — не субстанция, а функция определенным образом организованной материи. Мысль — не сверхъестественное начало, а естественное свойство высокоорганизованной материи, функция мозга. Мир явлений сознания есть нечто идеальное, а «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Пересаживание разумеется, не означает перемещения материального состава самих вещей в вещество мозга. Этот процесс характеризует лишь факт отражения объекта субъектом, при этом активное отражение, предполагающее творческую переработку, преобразование внешних впечатлений и построение определенного замысла, цели, направляющей чувственно-предметную деятельность. Маркс характеризует идеальное как внутренний образ, как цель. К сфере сознания относятся не только непосредственно данным субъектом переживаемые, но и объективированные идеальные явления — зафиксированные в речи представления, мысли, чувства, а также произведения музыкального, изобразительного искусства — словом, весь мир культуры, взятый со стороны его идеального содержания. Мысли, объективированные в системе речевых знаков, символики, приобретают но отношению к личности относительно самостоятельный характер и циркулируют как бы над личностными формами сознания в виде духовной культуры. Реальным местом пребывания мыслей является голова, хотя они, образно говоря, как птицы, постоянно осуществляют полеты в воздухе социального взаимодействия людей. Мозг разрушается, а выработанные им мысли порой остаются жить в веках. Но все эти мысли, идеи, чувства, волеизъявления имеют лишь относительно идеальный характер: они идеальны лишь в отношении с расшифровывающим их смысл субъектом. Сами по себе знаки не несут идеального содержании, а вызывают его в сознании человека, если ему известен «ключ» к их расшифровке. Объективный, надличностный способ существования духовной культуры человечества и его могучее влияние на разум и чувства людей служил камнем преткновения для идеализма, прежде всего платоновско-гегелевскога типа. Именно при решении этой вековой проблемы объективного бытия субъективного мира вырастали трудности в осмыслении природы идеального, приводившие порой к его абсолютизации, а затем к объективному идеализму. Надличностный, объективный способ существования духовного мира, форм общественного сознания — это исторически и онтогенетически производный способ существования. Прежде чем стать надличностным, идеальное возникает в мозгу индивида как субъективный образ реальных вещей. Определяя идеальное как субъективный образ объективной реальности, обычно подчеркивают, что идеальное есть не индивидуально-психологическое и тем более не физиологическое явление, а продукт и форма общественно-исторического духовного производства. В этой характеристике идеального верное сочетается с ошибочным. Нельзя противопоставлять общественно-историческое и индивидуально-психологическое, поскольку последнее является индивидуальной формой выражения общественно-исторического. Психика индивида в той мере, в какой она является отражением мира, идеальна. Думается, что неточно определять идеальное как просто субъективный образ. Идеальное — это лишь одно из свойств образа, отражения, а не сам образ, не само отражение. Идеальное и образ — не синонимы. Они относятся друг к другу как свойство и его носитель, хотя не в строгом словоупотреблении и могут выступать синонимично. Кроме идеальности образ обладает и другими свойствами, такими, например, как адекватность, полнота воспроизведения, жизненная регулятивная функция и т. п.
Психология человека явленная в языке мимики, жестов и поз. Сухарев В. Этика и психология делового человека. - М., 1997 С. 17-42.
Язык тела является отражением самого естества человека. По этой причине" он не может лгать. Изменить или фальсифицировать этот язык на длительное время человеку труднее, чем даже изменить свое мировоззрение.
Мимический портрет человека
Внутренний мир человека отражается в его поведении и мимике. Этот мир можно осмыслить и интегрировать, выразив словами. Но при этом обязательно присутствует эмоциональный фактор. Отражением внутреннего состояния человека является его деятельность — синтез разума и эмоций. Противоборство между чувствами и разумом, между мозгом и сердцем постоянно отражаются на лице человека в форме мимических реакций. Понятие «мимика» может восприниматься как выражение лица в его движениях, в динамике. При всех различиях мимики, меняющейся в соответствии с эмоциональными воздействиями и физическими испытаниями, лицо остается зеркалом общего состояния человека, барометром его бытия. В мимике лица проявляется связь между духовной жизнью человека и его чувственной сферой. Это есть «немая речь» лица. Заслуживает внимания утверждение о том, что больше всего следует доверять тому выражению мимики лица человека, которое наблюдается в первые минуты встречи с ним. Более того, доверять нужно первому взгляду, особенно брошенному украдкой, ибо он позволяет увидеть человека, находящегося как бы наедине с самим собой. Изучение характеров и психологии поведения людей требует целенаправленной и объективной наблюдательности. На лице нередко удается уловить абсолютно бесспорные переходы, от нормальных проявлений к явно патологическим, при этом чем экспрессивнее и непреднамереннее движения, тем в большей степени они выражают характер, темперамент, физическое и психологическое состояние, иначе говоря, создают пространственно-временной облик личности. Не одни только отрицательные эмоции оставляют на лице свои следы. На выражение лица влияют также положительные переживания, олицетворяющие глубокие чувства любви, радость творческих свершений, триумф заслуженных побед. Человек и его мимика формируются сопряженно. Вот почему по лицу можно судить о морально-нравственном состоянии личности, о ее интеллигентности. По лицу в определенной мере можно судить о состоянии здоровья человека. Изменения рисунка морщин на лице, возникшие вследствие различных заболеваний, часто придают мимике настолько специфический характер, что играют роль важных диагностических признаков. Различают мимику верхней и нижней части лица. В верхней части лица доминирующую роль играют глазная и лобная мимика, в нижней — ротовая мимика. Глазная мимика включает не только непосредственно глазные яблоки, но и веки, ресницы, брови. Функциональный резерв мимики здесь очень велик: от выражения сильной воли до растерянности и огорчения. Но, пожалуй, рельефнее всего бывает выражена мимика внимания. По глазам оценивается степень эмоциональной настроенности, уровень понимания происходящего. Опущенные вниз наружные углы глаз и концы бровей выражают грусть, поднятые вверх — придают лицу выражение радости. Сосредоточенность, воля безошибочно узнаются у человека, взор которого фиксирован, мышцы лица напряжены, брови сдвинуты к переносице. Если брови приподняты и сближены, а поперечные морщины на лбу, соединившись с продольными в форме греческой буквы омеги, сигнализируют о мучительной попытке сосредоточиться, то однозначно можно говорить о выражении скорби. Такой рисунок морщин типичен для лица меланхоликов. По движению глаз можно прочесть горе, удовольствие, ярость, симпатию, принуждение. Движения глаз участвуют в поддержании контакта с собеседником. По характеру взора можно судить о намерениях собеседника, об этапах разговора, об уровне отношений. Глазами можно выразить одобрение, согласие, запрет, разрешение, поощрение. При анализе выражения глаз учитываются их величина, направление взора, состояние век, складок вокруг глаз, положение бровей. В спокойной обстановке приподнятые брови, горизонтальные морщины на лбу придают лицу удивленное выражение. Женщины, выщипывающие брови с целью изменения их формы, но оставляющие нетронутыми медиальные их концы, следуя моде, не предполагают, что придают лицу выражение концентрированного внимания, любознательности, интереса к собеседнику. Ведь при удивлении также образуется подобная линия бровей. Сведение бровей указывает на погруженность в размышления, в решение сложной задачи. Пристальное внимание и полное понимание происходящего немыслимы без фиксированного сосредоточенного взгляда. Наоборот, блуждающий взор отмечается у людей, которых не интересует суть дела. Такой взгляд свидетельствует также о нетерпении, равнодушии, разочаровании. Неспособность сосредоточить взгляд на чем-то конкретном («бегающие глаза»), даже в ответ на призыв к вниманию, говорит об эмоциональной неуравновешенности, неподготовленности к последовательному, логическому мышлению. Очень темпераментных людей с холерическим характером отличает живой взгляд, гармонически сочетающийся с игрой мимических мышц. У сильно уставших людей взгляд тяжелый, вялый, подчас бессмысленный: он то обращен вдаль, то вниз; брови сведены; на лбу образуются вертикальные складки. Для точного суждения об эмоциональном состоянии человека необходимо принимать во внимание все компоненты мимики. Так, при сильном возбуждении напряженные веки, расширенные зрачки сочетаются с растяжением крыльев носа и сжатием челюстей. Однако дальнейшая чрезмерная концентрация внимания может сопровождаться раскрытием рта. Человек как бы прислушивается к чему-то: в этом случае его больше устраивает дыхание через рот. У человека не все черты лица правильные. Так, люди с большими выпуклыми глазами испытывают трудности, когда им приходится концентрировать внимание на близко расположенных предметах. Замечено, что в подавляющем большинстве случаев глаза такого типа встречаются у лиц со строго вертикальным лбом. Направление взора зависит от сокращения мышц глазного яблока. При сокращении верхней прямой мышцы глаза на лице можно прочесть выражение гордости, удивления, благочестивого смирения. Выражение чувства стыда, печали, угнетения обусловлено сокращением нижней прямой мышцы глаза. При этом глазные яблоки поварачиваются книзу. При сокращении наружной прямой мышцы глаза на лице появляется мимика презрения: взор отводится в сторону. Сокращение медиальной прямой мышцы глаза способствует выражению вожделения. При общении людей взгляд нередко отражает субординацию, социальные (классовые, служебные, национальные) коллизии и возрастные неравенства. Так, люди, занимающие зависимое положение, часто прячут свой взгляд. Психологическая неуравновешенность порождает неустойчивость взгляда. Причина неустойчивости взгляда в данном случае не являемся следствием функциональных расстройств нервной системы. В композиции лица человека присутствует принцип взаимозависимости «архитектурных блоков». К примеру, большие глаза сочетаются с уменьшением высоты лба, с неизбежным сужением переносицы, с более диффузной радиальностью мышц, расположенных в направлении сверху к верхней губе и углам рта. Мимика — это интегральный процесс. Эмоциональное состояние человека не может получить отражение только в какой-либо одной зоне лица. Если на лице появляется естественная улыбка, то состояние удовлетворения, радости, восторга одновременно отражается на всех чертах лица. Существует различие в выражении глаз у мужчины и женщины: способность смотреть в глаза собеседника у мужчин выражена меньше, чем у женщин. Последние при аналогичных обстоятельствах способны дольше не отводить глаза от собеседника. Следует учитывать этнические и национальные особенности мимики глаз, играющие роль в процессе общения. Пристальное разглядывание незнакомого человека считается у многих народов неприличным. Существуют даже запреты на откровенное рассматривание человека. Например, в Кении бытует обычай, требующий, чтобы зять и теща разговаривали, только находясь спиной друг к другу. В нижней части лица рот занимает главное место в мимический выразительности. Он является общепризнанным экспрессивным центром лица. С его конфигурацией, положением челюстей, напряжением губ связаны многие выражения чувств и характера. При распознавании различных экспрессии лица нужно прежде всего обращать внимание на состояние тонуса мышц рта. Считается, что люди с плотно сомкнутыми губами, с поднятой кверху нижней губой обязательно обладают волевым характером, такими его чертами, как настойчивость, решительность, смелость. Ослабление тонуса жевательных мышц сопровождается отвисанием нижней челюсти, непроизвольным открытием рта. Такой признак характерен для людей с нарушенной психикой. Азартная увлеченность каким-либо зрелищем у некоторых людей ведет к торможению волевых импульсов, происходит расслабление мышц, полуоткрытие рта. У страдающих алкоголизмом такой признак закрепляется в большинстве случаев. По выражению ротового ансамбля можно судить о некоторых оттенках мимики, носящих в известной степени нейтральный характер. Это мимика ожидания, принятия решения, служебная мимика, при которой еще не обозначились ни удовольствие, ни печаль. Искривление губ в мимике презрения или брезгливости сочетается с расширением ноздрей и сморщиванием кожи носа. Мимика удовольствия сопровождается поднятием углов рта, улыбкой, напряжением круговых мышц глаз, округлением век, расширением ноздрей, блеском глаз. В мимике страдания выражение глаз сочетается с искривлением губ, приоткрытием рта, дрожанием нижней челюсти. В выражении печали средствами мимики различают несколько ступеней. Грусть сопровождается снижением тонуса мышц лица, рассеянным взором. Губы сомкнуты, углы рта умеренно опущены. Горе усиливает описанную картину. Зубы стиснуты, взор опущен, брови сведены, резко выделяется носощечная складка. Подбородок напряжен. При плаче верхняя губа приподнимается, жевательные мышцы расслаблены, в результате чего отвисает нижняя челюсть. Глаза зажмуриваются, и секретируется избыток слез. Длительно протекающий выдох время от времени прерывается глубоким вдохом в виде всхлипывания.
С хронической физической болью сочетается эмоция страха. Верхнее веко поднято, нос заострен, мимика ротового ансамбля заторможена, кожа лица бледная. Человек как бы прислушивается к тому, что происходит в его организме. Мимический статус человека не является твердо закрепленным. Он способен меняться под влиянием воспитания, физиологических дефектов, в результате тренировки. На него накладывают отпечаток этнические нормы. Например, одним народам свойственна открытая улыбка, другим — скрытая. Исключение составляют экспрессии, вызываемые глубокими переживаниями, такими, как боль, печаль, радость, гнев, свойственные всем людям и происходящие по законам природы в результате мобилизации одних и тех же механизмов. Хорошо изучено лицо слепых с характерной сглаженной лобной мимикой. Для них типично напряженное положение головы, поворот ее в сторону источников звука. У страдающих близорукостью обычно имеет место растерянное выражение лица и неуверенный взгляд. Довольно часто отмечается изменение положения головы при дефектах зрения: голова может быть приподнята, вытянута вперед, склонена вбок, несколько опущена. Глухота придает лицу выражение, настороженности и напряженности при- выслушивании собеседника и наблюдении за движениями его губ. Врожденная немота принуждает прибегать к языку мимики и жестов. Голова этих людей может автоматически поворачиваться в сторону привлекательных запахов или необычных предметов. Не только физиологические дефекты, род занятий, но и психические нагрузки, стрессы способствуют образованию особых черт на лице: борозды и морщины — свидетельства перенесенных страданий, гладкая кожа сохраняется у людей, проживших счастливую и спокойную жизнь. Чтение мимики лица и ответное выражение своих чувств мимикой — важнейший аспект контакта людей при общении. Мы внимательно следим за реакциями собеседника, как за своеобразными маяками в стихии трудного разговора. Здесь часто важнее почувствовать, чем понять. Нередко по лицу человека мы узнаем больше, чем из его слов: он говорит одно, а его мимика и весь рисунок поведения свидетельствуют о том, что он не верит своим словам. По этой причине наиболее ответственные деловые контакты, в особенности при недостаточном личном знакомстве партнеров, как правило, осуществляют при непосредственных встречах, а не по телефону. Своевременная улыбка, тон беседы, мимика и жесты, выражение уверенности в себе, расположенности к общению — все это способствует установлению тесных деловых контактов. Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом. При выражении удивления брови подняты, глаза расширены, кончики губ опущены вниз, рот приоткрыт. В случае страха брови приподняты и сведены над переносицей. В гневе брови опущены, морщины на лбу изогнуты, глаза прищурены, губы сомкнуты, зубы сжаты. При выражении отвращения брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней. При печали брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены. Признак счастья— глаза спокойные, уголки губ приподняты и отведены назад. Легче всего распознаются положительные эмоции — радость, любовь, восхищение, удивление. Труднее распознать отрицательные эмоции — печаль, гнев, раздражение, отвращение. Левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, а отрицательные — ярче видны на левой половине. Улыбка чаще выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость общению. Однако нередко она может отражать совсем иные мотивы, и нужно быть осторожным в ее истолковании. Так, чрезмерная улыбчивость способна служить проявлением болезненной потребности в одобрении или угодничества перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать — быть своеобразной вежливой маской, надетой на лицо человека. Смех бывает радостным, веселым, беззаботным, ненавидящим, издевательским, злорадным, ядовитым, вымученным, искусственным, горьким и сладким. Смех с упором на «а» (ха-ха) является открытым, идущим от сердца, облегчающим, полным согласия с окружающим миром. Смех с упором на «е» (хе-хе) — не слишком приятный, напоминающий что-то блеющее, вызывающее, дерзкое, завистливое. Чем более открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения. Смех с упором на «и» (xu-xu) отражает скрытность, хитрость, смесь иронии и злорадства. Типичен для молодых девушек. Смех с упором на «о» (хо-хо) является хвастливо-угрожающим, с некоторым протестом, сомнением. В основе — издевательский и протестующий. Смех с упором на «у» (ху-ху) больше похож не на настоящий смех, а на скрытый страх, боязливость. Характерен для людей с предрассудками. Смущенная улыбка обычно внезапно появляется и так же внезапно исчезает, граничит с гримасой. Хорошо видна у многих людей при выражении соболезнования. Кривая улыбка — с одной стороны улыбка, с другой — опущенный уголок рта — характеризует внутреннее противоречие: сдержанность, сознательно скрываемую за ее деланной веселостью. Можно наблюдать, например, когда начальство рассказывает анекдот, над которым подчиненные по службе должны смеяться. Беззвучное примитивное о<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.241.228 (0.013 с.) |