Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологическое знание в преданиях и текстах о человекеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И обществе В космогонических (о сотворении мира) мифах, например ветхозаветных (имеющих прототипы в еще более древних повериях Востока), содержатся в своеобразно превращенной форме, в частности, психологические сведения: о важной роли замысла, мысли, речи (в одной из версий мир создавался "по слову"), о проектировании предметного целого по некоему мысленному образу и подобию, о явлении удовлетворенности субъекта содеянным (сотворил и "увидел, что это хорошо"), о чередовании занятости и отдыха (шесть дней творить, работать, а на седьмой — отдыхать). В мифах есть идея важной роли взаимопонимания в совместной работе (неудача со строительством вавилонского столпа при утрате общепонятного языка), об эмоциональных состояниях, побуждениях, смыслах деятельности (характеристики благоволения, гнева, требование трудиться в поте лица, т.е. с приложением волевых усилий, не служить мамоне, т.е. богатству, "брюху", чувственным потребностям и т.п.). Деловая необходимость и назначение указанных донаучных форм существования душеведческих сведений в том, что они суть исторически конкретные способы общественного закрепления полезного опыта психологических открытий, обобщений, сведений, ориентирующих людей в сложной реальности жизнеобеспечения, в деловых качествах людей, в организации труда и его смысле, в организации общения. Ссылки на высшие силы, на божество, традицию, мудрость предков — это есть еще и способ придать сведениям необходимую авторитетность, эмоциональную приподнятость над обыденностью и сделать их таким образом хорошими регуляторами повседневного поведения. Донаучное знание не следует обесценивать как непременно недоброкачественное. Оно относительно истинно и практично (ведь и собственно официальная наука не чужда локальных моделей и даже заблуждений, тупиков в развитии). Если обратимся, например, к летописному своду, именуемому "Повесть временных лет" (первая половина XI в.), то здесь встретим и психологические характеристики субъектов деятельности ("бяху мужи мудри и смыслени, и нарицахуся поляне", "... И възлюби место, и сруби градок малъ, и хотяше сести с родом своим..." и др.). Здесь описан процесс принятия государственного решения на основе двухсерийного эксперимента по изучению личности военачальника. Когда "одоле Святослав и бежаша грьци" (греки. — Е. К.), 24 царь их согласно тексту летописи созвал своих бояр и сказал: "Что створимъ, яко не можемъ противу ему стати?". Бояре посоветовали "искусить" (испытать, Е. К.) Святослава, послав ему золото, дорогие ткани — проверить, склонен ли он к драгоценностям ("Любезнивъ ли есть к злату, ли паволокам?"). И послали к Святославу "мужа мудра", наказав (дав инструкцию непосредственному экспериментатору): "Глядай взора и лица его и смысла его". Оказалось, что Святослав, оказался к дарам сравнительно равнодушен; не глянув, велел их убрать ("не возре на ня, и повеле схоронити"). Тогда эксперимент был продолжен, и один из бояр посоветовал: "Искуси и (его, Е. К.) еще, поели ему оружье". Когда принесли Святославу оружие, он принял его с явным удовольствием ("Он же, приим, нача хвалити, и любити, и целовати: (приветствовать, Е. К.) царя"). В итоге "экспериментаторы" приходят к заключению, что этот "муж" таков, что лучше не воевать с ним, а платить дань ("Лют ее мужъ хощет быти, яко именья не брежеть, а оружье емлеть; имися по дань"). Существовали ли описываемые события в реальности — это вопрос гражданской истории. В нашем контексте существенно другое: для писавшего "Повесть временных лет" ясна неслучайная зависимость между свойствами личности и деятельностью человека. Если угодно — идея единства психики и деятельности, которую мы встретим и в современных работах по психологии, даже в словарях (см. Краткий психологический словарь. М., 1985, с. 84). Для автора "Повести" существуют и специальные приемы, методы изучения ("искушения") личности. И знание о личности кладется в основу прогноза общественных событий, настолько важных, что принимается ответственное и нелегкое решение предложить любую дань ("еже хощеши" — какую хочешь). Особого рассмотрения заслуживают труды М.В. Ломоносова (по Полн. собр. соч., М-Л., 1950—1957). Выделим пять направлений. 1) Построение эмоционально насыщенных образов целей и смыслов деятельности. Система смыслов деятельности включает при этом такие компоненты —"умножение счастья человеческого рода", "слава и польза отечества", "вечное удовольствие отечества", преодоление тягостных состояний — "умаление скуки", "облегчение работ", "увеселение" от нахождения истины, страсть "насыщать свой дух приятностию самого дела" и многое подобное. 2) Вопросы самостоятельной волевой регуляции работы. Например, говоря о рудоискателях. М.В. Ломоносов отмечает: "При искании жил не надлежит скоро от дела отставать, когда кто нескоро до руд дойдет". Вместе с тем, говоря о трудящемся — будь то академик или плотник, — он рассматривает его как человека, которому обязательно что-то оставляется на его собственное "произволение" и "рассуждение". 3) Вопросы проектирования средств и условий деятельности. Так, предлагая соединить все подразделения Академии наук в один "корпус" (быть может, "городок"), он приводит психологические доводы: мастеровые люди ради (из-за. — Е. К.) дальнего расстояния приходить не могут в надлежащее время или, хотя и придут, однако усталые и отдыху требуют... А когда профессора друг от друга в опытах взаимной помощи требуют, то для (из-за. — Е. К.) разделения по разным в знатном расстоянии квартирам того чинить не могут, (т. 10, с. 195-196) 4) Вопросы проектирования больших систем с учетом психологических особенностей людей. Новый "Регламент" Академии Наук он начинает с понятий, которые в наши дни давно и прочно отнесены к разделу психологического профессиоведения, а именно: "§ 1. прежде установления и распоряжения (расположения по "ряду", порядку. — Е. К.) академических членов (членов Академии, ее работников — £ К.) должно определилась первейших персон сего общества требуемые качества, дабы оных достоинствоЛ1, знанием и рачением вся академическая система в добром и порядочном движении обращалась (т. 10, с. 138-139) Качества "первейших персон" выводятся из тех функций, которые предписываются проектом работнику. Они, с одной стороны, дифференцируются в зависимости от профессии, от места человека в проектируемой системе, с другой, — предполагаются качества, общие для многих или всех работнике» Академии. Кроме того, качества разделяются и но другому основанию указано, какие из них обязательны, какие желательны, какие нежелательны. Наконец, показаны как бы зоны целесообразного взаимного пересечения (расширения) профессиональных профилей. Например:
"... достоинство главное (члена Академии. — Е. К.) состоит в довольном знании своей науки, которая он профессор, но притом, чтобы такой не совсем чужд был и неискусен в других, сродных с его профессиею науках... физик должен притом иметь изрядное знание в химии..." "анатомик, будучи притом физиолог, должен давать аз физики причины движения животного тела, а поелику м — разуметь химию и в ботанике лекарственные травы (т. 10, с. 139-140). "Юрист должен быть притом историк и политик...", (т. 10, с. 140)
"Ориентальных языков профессор -искусен в древней греческой истории и восточных народов" (т. 10, с. 140)
Обще от всех академиков неотменно требуется знание хотя элементарных наук математических" (т. 10. с. 141)... "5 прочем во всех должно смотреть, чтобы они были честного поведения, прилежные и любопытные люди. (гл. 10. с. 141) 5) Вопросы оптимизации межлюдских отношений. Идеи об этом высказываются Ломоносовым по поводу любого дела, будь то проверка кунсткамеры, постройка зданий или работа в лаборатории. Например, часты указания такого рода: Академик разбирающийся С древностях, еврейских, греческих, римских и северных народов... с историографом, сносясь, могут подавать один другому доброе взаимное вспоможиние". (т. 10, с. 149}
Упражнение. Обсудите психологическое знание, скрытое в пословицах: "Назначили осла кузнецом, он первым делом себя подковал" (армянск.); "Горька работа, да хлеб сладок" (русск.); "Свои гуси каждому кажутся лебедями" (англ.). Задание. Выделите из Устава вашего учебного заведения слова и выражения, в которых можно усмотреть психологическое содержание. Попробуйте также проанализировать Конституцию страны.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.172 (0.009 с.) |