Законодательство о судоустройстве и правоохранительных органах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательство о судоустройстве и правоохранительных органах.



Законодательство о судоустройстве и правоохранительных органах.

3.Соотношение курса «Судоустройство и правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами.

Учебная дисциплина «Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации» изучается в ряду других правовых дисциплин и находится в неразрывной связи с ними. Поскольку юридические дисциплины изучают отрасли права, общие и особенные правовые нормы, разрабатывают важнейшие теоретические понятия и категории, основанные на нормах права, разъясняют, комментируют последние, взаимосвязь предметов этих дисциплин основывается на взаимосвязи соответствующих отраслей права.
Наиболее близко настоящий курс соприкасается со следующими учебными предметами: теория государства и права, российское государственное право, административное право, уголовный процесс, гражданский процесс, уголовное право.
Связь курса судоустройства и теории государства и права обусловлена тем, что последняя определяет основные методологические подходы к изучению сущности государства, его функций, этапов его развития, механизма государственной власти, сущности права, правоотношения, правосознания, законности и ряда других важных понятий.
Так, определяя понятие законности, теория государства и права раскрывает не только его позитивное содержание, но и правовые, организационные и иные средства проведения в жизнь законности. В сфере осуществления судебной власти судоустройственное право предусматривает специфические формы и методы обеспечения законности - как в деятельности самих судебных органов, так и в действиях других субъектов. В числе этих средств обеспечения законности: порядок формирования компетентного судейского корпуса, высокие требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, осуществление судебного надзора вышестоящими судами, участие прокурора в рассмотрении судебных дел и многие другие.
Теснейшим образом предмет судоустройства связан с курсом государственного права. Государственное право рассматривает вопросы о политической и экономической системах государства, высших и местных органах государственной власти, принципах их организации и деятельности, основах правового положения граждан, общественных отношениях, возникающих в процессе осуществления государственной власти. Государственное право определяет основные положения, характеризующие место и роль правоохранительных органов - судов, прокуратуры, органов предварительного расследования в государственном механизме, их взаимоотношения с органами государственной власти и управления.
Основываясь на нормах государственного права, курс судоустройства содержит более подробные, развернутые сведения о судах и других правоохранительных органах; здесь детализируются закрепленные в Конституции Российской Федерации задачи названных органов по укреплению законности и правопорядка, охране интересов общества и государства в целом, прав и свобод граждан, определяются принципы их организации и деятельности, прямо указанные в Конституции и вытекающие из конституционных положений; конкретизируются система, структура, состав этих органов, их полномочия. Так, в ст. 118 Конституции указано, что судебная система России устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом, т. е. специальным законом о судоустройстве.

Роль Конституционного Суда РФ в развитии и совершенствовании законодательства об организации и деятельности судов и других правоохранительных органов.

Конституционный контроль - это специальный вид государственной

деятельности, направленный на обеспечение правильного применения

Конституции РФ и принятых на ее основе законов, на защиту закрепленного

в них конституционного строя государства, на устранение нарушений

предписаний Конституции РФ. Этот контроль осуществляется

Конституционным Судом РФ.

Данные суды не наделены правом издавать какие-либо нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению организациями, должностными лицами и гражданами. Но, в свою очередь, принятые ими постановления имеют большое практическое значение. Организация и деятельность судов, прокуратур и других правоохранительных органов регламентируется Конституцией РФ, законами и другими нормативными актами различного уровня и неодинаковой юридической силы.

Все большее значение для регламентации деятельности правоохранительных органов в последние годы приобретают постановления Конституционного суда РФ. Так, постановлением Конституционного суда РФ от 6 июля 1998 года было признано несоответствующим Конституции РФ положение уголовно-процессуального законодательства, которое не давало осужденным право кассационного обжалования приговоров Верховного суда РФ. В ходе реализации

этого постановления был принят 4 января 1999 года закон, на основе которого в структуре Верховного суда РФ была образована Кассационная коллегия, призванная рассматривать приговоры и другие решения Верховного суда РФ в кассационном порядке.

Исходя из изложенного, следует указать, что организация и деятельность судов и правоохранительных органов, правовой статус судей, правовое положение должностных лиц правоохранительных органов регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и другими

нормативами актами.

Так же, решения Конституционного Суда РФ могут повлечь за собой

приостановление действия нормативно-правовых актов, если они

противоречат Конституции РФ. В результате, компетентный орган будет

обязан изменить или отменить не соответствующий Конституции акт.

 

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Постановление Конституционного Суда РФ по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.

4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

 

Признаки правосудия.

  1. Правосудие осуществляется судом. Никакие другие органы и должностные лица не могут осуществлять правосудие.
  2. Судьи, а также привлекаемые к участию в отправлении правосудия присяжные и арбитражные заседатели обладают специальным правовым статусом, призванным обеспечить их независимость и самостоятельность при принятии решения.
  3. Правосудие осуществляется в строго установленных процессуальных формах, посредствам конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
  4. Акты реализации правосудия – судебные решения носят общеобязательный характер.

Правосудие – это исключительная деятельность суда, тогда как в судопроизводстве участвует не только суд, но и другие участники процесса. Именно в субъектном составе отличие правосудия от судопроизводства.

Другие формы реализации судебной власти:

1. Конституционный контроль – особая форма реализации судебной власти. Конституционный суд рассматривает конкретный правовой спор, не разрешая его по существу. Не устанавливает фактические обстоятельства, а лишь решает соответствует ли применённая норма Конституции.

2. Контроль за законностью действий (бездействий) и решений должностных лиц, государственных органов и общественных объединений – административный контроль (обжалование решений органов префекта и тд)

3. Судебный контроль за органами предварительного расследования.

4. Судебное санкционирование.

5. Дача судом разъяснений по вопросам судебной практики.

6. Обеспечение исполнения судебных решений и иных судебных решений.

Виды судопроизводства:

В соответствии со ст. 117 Конституции РФ правосудие осуществляется путем Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

Принцип законности.

Законность – это общеправовой принцип, закрепленный в Конституции РФ, а также в многочисленных международных норм.актах.

Из принципа законности вытекает, что в случае выявления противоречия между ФЗ и норм.актом меньшей юр.силы приоритет имеет норма ФЗ. В отношении ФЗ как актов одинаковой юр.силы применяется правило «последующий закон отменяет предыдущие».

Принцип законности обеспечивает прямое действие Конституции РФ при осуществлении правосудия.

Принцип законности предполагает соблюдение судами и иными правоохранительными органами не только норм процессуального, но и материального права.

Принцип законности диктует определенные требования к содержанию законов, которыми руководствуются правоохранительные органы. Из принципов правового государства, равенства и справедливости (ст.1, 18 и 19) вытекает обращенное к законодателю требование определенности, явности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе правового регулирования.

Значение принципа законности состоит в том, что он гарантирует соблюдение прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу правоохранительной деятельности, обеспечивает назначение правоохранительной деятельности и служит условием реализации всех других принципов правосудия.

 

Самостоятельность судов и независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей.

Независимость судебной власти от других ветвей государственной власти

вытекает из установленного ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей

и закреплена в ч. 2. ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной

системе РФ» следующим образом: «Судебная власть самостоятельна и действует

независимо от законодательной и исполнительной властей».

Суд, как уже отмечалось, в условиях действия принципа разделения властей

выступает наиболее важным звеном в системе сдержек и противовесов. Он может

не применить (а в ряде случаев признать недействующим) нормативный или

ненормативный акт, противоречащий закону, или даже закон, противоречащий

Конституции, блокировать их действие. Суд должен выносить не только

законные, но и справедливые решения, поэтому зачастую ему приходится

отклоняться от буквы закона и руководствоваться его «духом», общеправовыми

принципами. Поэтому суд, применяя абстрактное правовое предписание к

конкретной жизненной ситуации, к определенным лицам, становится

инструментом «обратной связи» между обществом и законодателем.

Возможность обжалования действий и решений любого государственного органа

и должностного лица в суд является наиболее существенной гарантией против

произвола государства, нарушения его органами и должностными лицами прав и

свобод человека.

Самостоятельность судов гарантируется их финансированием

исключительно из федерального бюджета, осуществлением организационного и

материально-технического обеспечения деятельности судов общей юрисдикции

Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и его органами в субъектах

РФ.

Суды осуществляют правосудие самостоятельно не только по отношению к

другим органам государственной власти, но и по отношению к вышестоящим

судам. Процессуальное законодательство запрещает вышестоящим инстанциям

при возвращении дел на новое рассмотрение в нижестоящую инстанцию предре-

шать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного

доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какое

решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела.

Согласно ч.1 ст. 120 Конституции РФ и ч. 2 ст. 5 Федерального

конституционного закона «О судебной системе РФ» судьи, присяжные и

арбитражные заседатели независимы и подчиняются только Конституции РФ и

федеральному закону. Они осуществляют судебную власть независимо от чьей бы

то ни было воли.

Значение данного принципа состоит в создании для судей и заседателей

таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы

рассматривать дела и принимать по ним решения на основании своего

внутреннего убеждения, руководствуясь только своей совестью и нормами

закона.

Необходимость данного принципа вызвана тем, что вероятность

незаконного воздействия на судей с целью повлиять на принимаемое ими

решение всегда была и остается довольно высокой. Заинтересованные лица для

этого идут порой на любые способы – от подкупа судей до расправы с ними или

членами их семей. В этой связи государство должно реально обеспечивать

высокие гарантии для обеспечения беспристрастность и независимость судей.

Эти гарантии закреплены, прежде всего, в Законе РФ «О статусе судей в РФ»,

Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц

правоохранительных и контролирующих органов».

К организационным гарантиям можно отнести несменяемость,

неприкосновенность судей, особый порядок приостановления и прекращения их

полномочий, деятельность органов судейского сообщества, установление особой

защиты судей и членов их семей со стороны государства. Федеральный закон «О

государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и

контролирующих органов» детально регламентирует конкретные меры защиты,

подлежащие применению, условия и порядок их реализации. Перечень таких мер

включает, в частности, обеспечение личной охраны, охраны имущества и

жилища, выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты,

переселение на другое место жительства, замену документов и даже изменение

внешности. К материальным гарантиям независимости судей относится

предоставление судьям за счет государства материального и социального

обеспечения, соответствующего их высокому статусу. К процессуальным

гарантиям относится, в частности, правило о вынесении решения в совещательной

комнате, где могут находиться лишь судьи, с тем, чтобы исключить возможность

незаконного воздействия на позицию судей по делу со стороны иных лиц.

Нарушение тайны совещания судей является безусловным основанием к отмене

решения вышестоящей судебной инстанцией.

Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и

арбитражных заседателей несут уголовную ответственность. Так, в соответствии

со ст. 294 УК вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в

целях воспрепятствования осуществлению правосудия штрафом в размере до

двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода

осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до

шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет, а если оно

совершается с использованием лицом своего должностного положения, -

штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере

заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до

двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права

занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет или без такового. Согласно ст. 17.3 КоАП РФ неисполнение

законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих

установленные в суде правила, влечет наложение административного штрафа в

размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или

административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

Единство судебной системы.

Важнейшим принципом, регламентирующим порядок организации судебной власти в Российской Федерации, яв­ляется принцип единства судебной системы. В основе данно­го принципа лежат положения главы 7 Конституции РФ, ус­танавливающей судебную систему Российской Федерации, и ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной си­стеме Российской Федерации".

Единство судебной системы предполагает такую ее организацию, при которой функция осуществления право­судия принадлежит только судам, созданным в предусмот­ренном законом порядке, в лице судей, имеющих единый статус, действующих в рамках единого правового простран­ства, единообразно применяющих нормативно-правовые акты, составляющие единую правовую систему Российс­кой Федерации.

Единство судебной системы Российской Федерации обес­печивается путем:

· установления судебной системы Российской Федера­ции Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской федерации";

· соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил су­допроизводства;

· применения всеми судами Конституции Российской федерации, федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, общепризнанных принципов и норм меж­дународного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

· признания обязательности исполнения на всей терри­тории Российской Федерации судебных постановлений, всту­пивших в законную силу;

· законодательного закрепления единства статуса судей;

· финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Значение данного принципа заключается в том, что он создает реальные гарантии функционирования единой судеб­ной власти — сильной, самостоятельной и действующей не­зависимо от законодательной и исполнительной властей.

Единство судебной системы не означает установления еди­ного шаблона в вопросе об осуществлении правосудия по от­дельным категориям дел. Единство выступает лишь в качестве наиболее общего принципа организации судебной власти в Рос­сийской Федерации, характеризующего лишь наиболее важ­ную, принципиальную сторону деятельности различных судов.

Часть 2 ст. 118 Конституции РФ и ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" устанавливают, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, адми­нистративного и уголовного судопроизводства. Однако, на наш взгляд, наиболее верным было бы выделение среди выше­указанных форм судопроизводства также судопроизводства арбитражного, поскольку порядок разбирательства дел в ар­битражных судах, круг участников арбитражного процесса, наличие отраслевого процессуального акта — Арбитражно-процессуального кодекса РФ и т. д. не позволяют охватить де­ятельность арбитражных судов по разрешению дел по суще­ству понятием "гражданское судопроизводство". Таким обра­зом, на наш взгляд, необходимо выделять следующие виды судопроизводства в РФ:

· конституционное;

· гражданское;

· административное;

· уголовное;

· арбитражное.

·

Понятие судебных инстанций.

Судебная инстанция – это группа судебных органов, обладающих равнозначными процессуальными полномочиями при производстве по конкретному делу.

Отнесение суда или судебного органа к той или иной инстанции не зависит от территории, на которой создан и действует суд. Здесь главным становится то, какой из судов рассмотрел данное дело по существу и как далее оно продвигалось по судебной системе, что происходило с делом в разные моменты производства. При производству по любому делу могут участвовать суды I, II (апелляционной или кассационной) и надзорной инстанции.

Судом I инстанции называется суд, рассматривающий и разрешающий дело по существу. В роли суда I инстанции может оказаться любой из судов общ.юрисдикции. Судом II инстанции называется суд, проверяющий решения нижестоящего суда, не вступившие в законную силу.

Производство во II инстанции для судов общ.юрисдикции различается в зависимости от порядка проверки на две самостоятельные процедуры и может осуществляться в апелляционном или в кассационном порядке.

Апелляционная инстанция судов общ.юрисдикции проверяет законность и обоснованность решения, не вступившего в законную силу, вынесенного мировым судьей. Для арбитражных судов апелляционный порядок проверки установлен для решения суда субъекта РФ, не вступивших в законную силу.

Кассационной инстанцией в подсистеме судов общ.юрисдикции называется суд, проверяющий не вступившие в законную силу решения, вынесенные федеральными судами в качестве суда I инстанции, а также решения апелляционной инстанции. Кассационная инстанция в подсистеме арбитражных судов – это судебный орган, проверяющий решения арбитражных судов субъектов РФ, вступившие в законную силу, и решения апелляционных судов.

Надзорная инстанция – это судебный орган вышестоящего суда, правомочный проверять решения нижестоящих судов (I, апелляционной, кассационной и нижестоящей надзорной инстанции), вступившие в законную силу. Такими полномочиями наделяются президиумы судов субъектов РФ и военных окружных (флотских) судов, судебные коллегии ВС РФ, Президиум ВС РФ. В подсистеме арбитражных судов надзорной инстанцией может быть единственный судебный орган – Президиум ВАС РФ.

Через систему судебных инстанций и благодаря возможности проверить законность и обоснованность решений нижестоящего суда вышестоящим судом, обеспечивается функциональная связь всех судов отдельной подсистемы и единство всей судебной системы.

 

Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.

Конституция РФ определяет наиболее общие требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи. Согласно ст.119 судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

Наряду с указанными требованиями ФКЗ и ФЗ могут устанавливать дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов РФ. Так, кандидат на должность судьи должен: не иметь судимости, гражданства иностранного государства (вида на жительство); не быть признанным по решению суда недееспособным (ограничено дееспособным); не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, хронических психических расстройств и не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи; не быть привлеченным в качестве обвиняемого (подозреваемого) по уголовному делу, не состоять в близком родстве с председательствующим того же суда.

Кроме того, возраст кандидата на должность судьи судов среднего звена должен быть не менее 30 лет, ВС РФ и ВАС РФ – не менее 35 лет, КС РФ – 40 лет.

Стаж работы по юридической специальности должен быть для судей суда среднего звена не менее 7 лет, высшего звена – не менее 10 лет, для кандидатов в КС РФ – не менее 15 лет (ст.4 ЗоСС, ст.8 Закона о КС РФ).

Для кандидата в судьи КС РФ требуется также наличие безупречной репутации и обладание признанной высокой квалификацией в области права (ст.8 Закона о КС РФ).

 

Порядок назначения судей.

Судьи ВС РФ и ВАС РФ назначаются Советом Федерации Фед.Собрания по представлению Президента РФ, которое выноситься с учетом мнения соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ. Судьи КС РФ также назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Решение о назначении судей указанных судов принимается по результатам тайного голосования большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Судьи всех федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются на должность непосредственно Президентом РФ по представлению соответственно Председателя ВС РФ и Председателя ВАС РФ, основанному на положительном заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Для назначения председателей и заместителей председателей военных судов необходимо положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Мировых судей назначает (избирает) законодательный (представительный) орган гос.власти субъекта Федерации, либо избирает население соответствующего судебного участка.

Предварительное рассмотрение кандидатур на должности судей федеральных судов происходит в комиссии Совета по кадровой политике при Президенте РФ, которая по результатам изучения представленных материалов рекомендует Президенту РФ назначить соответствующего кандидата на должность судьи или отказать в этом.

Завершающий этап наделения кандидатов полномочиями судьи – это принесение ими присяги. Именно с момента ее принятия кандидаты становятся правомочными осуществлять полномочия судьи соответствующего суда.

Закон не ограничивает определенным сроком осуществление полномочий для большинства судей, за исключением следующих изъятий:

1) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи – 70 лет;

2) мировые судьи в первый раз назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, не более чем на 5 лет; при повторном назначении судья назначается на срок, установленный законом субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет;

3) судья федерального суда, за исключением КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ, в первый раз назначается на должность сроком на 3 года, по истечении этого срока он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

4) судья КС РФ назначается на должность без ограничения определенным сроком.

Судье в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, профессиональной подготовленности соответствующая ККС присваивает квалификационный класс, не являющимся почетным либо специальным званием.

Судья, впервые избранный на должность и не имеющий квалификационного класса, подлежит квалификационной аттестации в течение 6 месяцев с момента начала исполнения своих обязанностей.

61. Приостановление полномочий судей.

Приостановление полномочий судьи представляет собой временное его отстранение от выполнения возложенных на него профессиональных обязанностей и допускается при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение егов качестве обвиняемого по другому делу;

3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ;

4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ (ст. 13 ЗоСС).

Этот перечень оснований – исчерпывающий для приостановления полномочий судьи. Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с пп.2 и 3 приведенного перечня или которому отказано в приостановлении полномочий, вправе обжаловать это решение в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения. Судья вправе обжаловать также и решение Высшей квалификационной коллегии судей в ВС РФ в тот же срок.

Несколько иные основания и порядок установлены для приостановления полномочий судьи КС РФ. Оно допускается лишь по двум основаниям: 1) в отношении судьи возбуждено уголовное дело или при привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 2) по состоянию здоровья судьи в связи с его временной неспособностью выполнять свои обязанности (ч.1 ст.17 Закона о КС РФ). Решение о приостановлении полномочий судьи КС РФ принимает непосредственно КС РФ не позднее месяца со дня выявления одного из оснований к их приостановлению.

При приостановлении полномочий судья временно отстраняется от исполнения своих обязанностей, но это, как правило, не влечет прекращения выплаты заработной платы, не лишает его гарантий неприкосновенности, не снижает уровня иных видов материального и социального обеспечения (кроме случая, когда в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу).

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия после того как отпало основание для их приостановления.

Отставка судей.

Отставка судьи – это его право на почетный уход или почетное удаление с должности. Законом допускается отставка судьи при условии, если его полномочия прекращены по предусмотренным законодательством основаниям, которые можно подразделить на 5 групп:

1) по собственной инициативе – письменное заявление судьи об отставке;

2) по состоянию здоровья;

3) ввиду истечения установленного законом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.134 с.)