Предмет, система и значение курса «судоустройство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, система и значение курса «судоустройство»



Судоустройство

Литература:

· «Судоустройство», под ред. Данилевича, 2-е издание.

· «Судоустройство Республики Беларусь», Бибило.

· «Судоустройство», Борько.

Предмет, система и основные понятия курса
«судоустройство»

Предмет, система и значение курса «судоустройство»

В предмет курса входят несколько элементов. Во-первых, надлежит изучать нормы права, которые определяют задачи, полномочия и организацию судов и правоохранительных органов. Во-вторых, подлежит изучению история возникновения, становления и развития правоохранительных органов. Третий вопрос – юстиция зарубежных государств. Для изучения данного вопроса используется сравнительно правовой специальный метод: его суть уяснить организацию того или иного вопроса.

*** Юстиция – 1. министерство юстиции и его органы; 2. министерство юстиции и его органы, а также суды; 3. все правоохранительные органы и суды.

В отличие о других специальных юридических дисциплин, дисциплина судоустройство базируется на нескольких отраслях и подотраслях права:

· конституционное право

· прокурорский надзор

· административное право

· процессуальные дисциплины (нас будет интересовать вопросы, связанные с деятельностью следователей).

Значение дисциплины состоит в том, что оно дает целостное представление о системе судов и правоохранительных органов. торой аспект значения заключается в том, что приступать к изучению деятельности судов и правоохранительных органов, можно только в том случае, когда изучена их система. Судоустройство находится в таком соотношении с процессуальными дисциплинами как соотносятся анатомия и физиология.

Понятие и общая характеристика основных направлений правоохранительной деятельности.

Признакиправоохранительной деятельности:

· такая деятельность осуществляется специальными органами и уполномоченными лицами.

· деятельность урегулирована соответствующими НА, как правило, законами

· правоохранительная деятельность осуществляется в жестких процессуальных рамках.

· возможность применения мер государственного принуждения, либо общественного воздействия (например. комиссия по делам несовершеннолетних)

Характеристика основных направлений правоохранительной деятельности:

· центральное направление – правосудие

Правосудие – рассмотрение судами уголовных, гражданских, хозяйственных дел, дел об административных правонарушениях, рассмотренных в порядке конституционного судоустройства. Только суды могут признавать граждан виновными в совершении преступлений. Суды контролируют деятельность всех других правоохранительных органов, т.е. если кто-то не нашел рассмотрение своего вопроса в др. органах, окончательное решение вынесет суд.

· прокурорский надзор
Генеральный прокурор и его подчиненные осуществляют надзор за выполнением законодательства. Формы прокурорского реагирования в следствие нарушение законодательства:

1. протест

2. предписание

3. официальное предупреждение

4. представление, постановление при обнаружении нарушения дисциплинарного, административного и др. права

5. указание и выдача санкции

· охрана общественного порядка
Осуществляется и реализуется органами внутренних дел и милицией. Выражается в предупреждении, пресечении (когда правонарушение уже начато), расследовании

· расследование преступлений
Деятельность специально уполномоченных лиц, следователей по выявлению, раскрытию и предупреждению преступлений. В настоящий момент имеется 4 следственных аппарата, т.е. 4 вида следователей (следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи комитета государственной безопасности, следователи ДФР КГК (департамент финансовых расследований комитета государственного контроля)). В основу разграничения положен предметный признак, т.е. вид совершенного преступления по общему правилу. В настоящее время проводится реформа следственного аппарата. Суть реформы планируется создать следственный комитет, объединив в него следователей прокуратуры, ОВД и ДФР КГК

· защита прав и законных интересов юридических или физических лиц или оказание правовой профессиональной помощи физ. и юр. лицам
Реализуется независимым правовым институтом адвокатурой. Назначение адвокатов – оказание правовой помощи

· правовая работа на предприятиях, учреждениях или организациях
Реализуется юридической службой предприятий, организаций, учреждений. Юридическая служба представлена либо юрисконсультом (старшими, главными), юридическим бюро, отделами и т.д. Зависит от масштабности и выполнения функций. Если нет такой организации, то такие функции могут выполнять адвокаты по соглашению

· нотариальная деятельность
Нотариусы и некоторые другие должностные лица удостоверяют сделки и имеющие значение юридические факты с целью придания им юридической бесспорности или достоверности

· общественная правоохранительная деятельность
реализуется комиссиями по делам несовершеннолетних и наблюдательными комиссиями. Наблюдательные комиссиями – общественные формирования, осуществляющие общественный контроль за соблюдения законодательства в местах лишения свободы, а также оказания помощи лицам, в трудоустройстве и т.д., отбывшими наказание в местах лишения свободы

 

Судебная власть и правосудие

Понятие, назначение и свойство судебной власти

1991 г. начали определять, что такое судебная власть.

Признаки судебной власти:

1. подзаконность
Означает, что суды, рассматривая правовые споры, должны руководствоваться, при их разрешении, действующим законодательством. У нас отсутствует такой источник права, как судебный прецедент. Отсутствие судебного прецедента по конкретному делу не означает, что у нас вообще нет прецедента. Постановление Пленума Судов (Высшего Хозяйственного и Верховного Судов) могут содержать новые нормы права

2. независимость и самостоятельность
Независимость можем рассматривать только через независимость конкретного судьи при рассмотрении конкретного дела, т.е. абстрактной независимости судебной власти не существует. Вмешательство не может быть как внутреннего (в рамках данного суда), так и внешнего, т.е. воздействие со стороны других лиц (родственников, друзей и т.д.) при рассмотрении конкретного дела.
Что касается самостоятельности судебной власти, то она выражается в том, что никакая другая ветвь власти не может взять компетенцию судебной власти, но при надлежащем принципа разделения властей

3. полнота
При полностью реализованном принципе разделения властей, полнота означает, что любой правовой спор окончательное разрешение правового спора должен находить в суде

4. объективность и беспристрастность
Эти категории взаимосвязаны между собой. Объективность: при рассмотрении того или иного спора, суд должен исследовать все обстоятельства дела и проанализировать доводы обеих сторон. Беспристрастность: при вынесении решения суд не должен руководствоваться эмоциями, это психологическое отношение суда к сторонам. Важнейшей гарантией объективности и беспристрастности является институт отвода и самоотвода судей: при наличии данных о том, что при вынесении дела судья может быть прямо или косвенно заинтересован, то он должен произвести самоотвод либо ему отвод заявляют участники процесса. Если при наличии таких данных судья вынес решение, то вышестоящий суд должен отменить решение, так как оно является незаконным

5. политическая нейтральность
Судья не может быть членом политической партии при исполнении своих обязанностей

6. легитимность
Суды, судебная система в целом, должны быть образованными и наделены полномочиями в соответствии с законодательством. Отношение населения к суду и судебной системе показывает степень легитимности судов и судебной системы в целом.

Конституционные основы (принципы судебной власти)

Принципы судебной власти

Суды феодальной Беларуси

9-13 в. территория Беларуси состояло из Витебского, Полоцкого, Берестейского и др. княжеств. На их территории судебные функции осуществляла местная администрация. Вопросы судебной систему унифицируются.

Система имела достаточно сложный вид. Суды были низшие и высшие (Великокняжеский суд (председательствовал князь ВКЛ), местные, центральные.

С 16 в. вводился инстанционный порядок.

 

Судебные инстанции

Судебные инстанции – совокупность судов или их структурных подразделений, наделенных равным объемом полномочий по рассмотрению дел (в одних судах какое-либо дело может рассматриваться дело по существу, а в других проверяется законность решения). Понятие судопроизводственное или функциональное. Это понятие указывает нам на движение дела (на каком этапе находится рассмотрение данного дела).

В РБ в настоящее время действуют 5 судебных инстанций:

1. суды первой инстанции
Именуются суды, которые рассматривают дела по существу (выносится по делу решение, решение по спору, решается правовой спор). Все судебные решения – это постановления. Такими судебными постановлениями будут для уголовных делприговор (есть последнее слово обвиняемого (может говорить только по существу, о том, что относится к делу)), для гражданских и хозяйственных дел – решения, административные проступкипостановления, решения конституционного суда – заключения. Для всех судов первой инстанции (все суды) наделены правом рассматривать дела по существу. Правило: открытое и гласное рассмотрение дела с вызовом для допроса участников процесса, с проведением судебного следствия, на котором исследуются доказательство и т.д. Характерно наличие такой части судебного разбирательства, как судебные прения или выступления участников процесса.

2. суды второй (кассационной) инстанции
Именуются вышестоящие суды, которые проверяют законность и обоснованность решений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу. При классическом подходе к данной инстанции, следует дать пояснения: решения, вынесенное судом первой инстанции, к.п., не сразу вступает в законную силу (к.п. потому, что оправдательный приговор вступает в силу сразу же в зале суда). Установлен срок 10 суток для вступления решения в законную силу как по уголовным, так и по гражданским делам. В течении этого времени (10 дней) участники процесса (осужденный, оправданный, его защитник, потерпевший) имеют право обжаловать решение, а прокурор обязан опротестовать всякое незаконно необоснованное решение. Если жалоба или протест не приносятся, решение вступают в законную силу, если жалоба или протест приносятся, то дело автоматически переносятся в кассационную инстанцию, где, соответственно, и проверяется законность и обоснованность решения. По общему правилу (есть исключения) законность и обоснованность решения проверяется по материалам дела, для того, чтобы принять решения, но иногда материалов дела недостаточно, поэтому в настоящее время права кассационной инстанции расширены и появились элементы, которые присутствуют в (1): назначать некоторые экспертизы, запрашивать дополнительные документы, вызывать участников процесса для дачи объяснений дополнительных. Эти права расширены для того, чтобы более экономично подходить к проверки решений и т.д. Кассационная инстанция лишь формулирует свое отношение к решению суда первой инстанции и нового решения по существу не выносит. В связи с этим различают следующие виды решений кассационной инстанции:
она может оставить решение суда первой инстанции в силе, а жалобу или протест без удовлетворения
может отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение дела в суд первой инстанции, но в ином составе суда
может изменить решение суда первой инстанции
(есть недопустимость поворота к худшему, не может ухудшить положение осужденного)
может отменить решение суда первой инстанции и прекратить производство по делу
наличие нескольких судебных инстанций, международный пакт о гражданских и политических правах признает обязательным условием функционирование национальных судебных систем

3. суды надзорной инстанции
Именуются суды или их структурные подразделения, которые проверяют законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных постановлений, при этом нередко исполняемых или даже исполненных. Рассматривается, в отличие от кассационной, как инстанция исключительная, т.е. при нормальном течении процесса, при полном решении тех задач, которые ставятся перед 1 и 2, в надзорной инстанции быть не должно. Но оно существует потому, что либо 1 инстанция совершила ошибку, рассматривая дело, либо 2 инстанция в свою очередь совершила тоже ошибку. Производство в надзорной инстанции осуществляется по протестам достаточно небольшого круга должностных лиц (председатель Верховного Суда, Председатель областных судов и г.Минска). Основания протеста: информация может быть получена ими лично, либо поступает жалоба участников процесса, но жалоба не вызывает автоматического перехода дела в суды надзорной инстанции. Решения аналогичны, принимаемые в кассационной инстанции

4. суды апелляционной инстанции
Именуются суды, к.п. это вышестоящие суды, которые полностью пересматриваются дело, которое рассматривалось в суде первой инстанции. Апелляционная инстанция, пересматривая дело в полном объеме, принимает новое решение по делу, при этом апелляционная инстанция не связана тем решением, которое было принято судом первой инстанции. Введение апелляционной инстанции в системе общих судов только допускается в теории, но реально не действует. Апелляционная инстанция создана и действует только в системе хозяйственных судов, но немного в другом виде. Лектор считает, что апелляционная инстанция нужна в Верховном Суде и скоро в систему общих судов она будет введена, но процесс затянулся. Если говорить о терминологии (рассмотрение дел, пересмотр дел, термин рассмотрения дела мы должны применять к суду только первой инстанции, ко 2 и 3 инстанции мы должны применять термин «проверка». Что касается термина «пересмотр дела», то мы его применяем к 4 инстанции, но пока говорим в теоретическом плане в системе общих судов.

5. производство по вновь открывшимся обстоятельствам (выделяют в научной литературе некоторые ученые)
Именуется суды, которые занимаются пересмотром судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений. Вновь открывшиеся обстоятельства – это такие обстоятельства, которые существовали в момент расследования и рассмотрения дела, не были известны лицам, осуществляющим производство по делу, и повлияли или могли повлиять на суть выносимого решения (заведомо ложные показания свидетелей, потерпевшего; заведомо ложное заключение эксперта; преступное злоупотребление дознавателя, прокурора, судьи). Поэтому, если такие обстоятельства стали известны, то по этим обстоятельствам проводится проверка, если они устанавливаются, то в данной ситуации делается вывод о наличии преступления, возбуждается уголовное дело, проводится расследование данного дела, затем оно рассматривается в суде, выносится обвинительный приговор, и этот обвинительный приговор, вступивший в законную силу, становится основанием для пересмотра дела. Второй вариант, когда вновь открывшимися обстоятельствами являются иные обстоятельства, то прокурором проводится проверка и по результатам такой проверки принимается решение о необходимости пересмотра решения по данным обстоятельствам или об отсутствии такой необходимости.

 

Система общих судов.

Верховный суд (ВС) РБ

До создания специализированных судов, говорилось, что ВС полностью возглавляют судебную систему, но это не так.

Состоит из:

1. Председателя (узнать, кто в настоящее время)

2. первый заместитель

3. 4 заместителя

4. судьи
Каждый состоит в одной из 4 коллегий ВС

В ВС утверждаются народные заседатели, которых на каждого судью утверждено по 10 человек.

Структура ВС в плане отправления правосудия, действует в составе 4 коллегий (военная, по УД, по ГД, по делам интеллектуальной собственности), президиума и пленума.

Коллегии

Полномочия коллегий (кроме интеллектуальной): обладает самыми широкими полномочиями по объему в плане осуществления правосудия. Коллегии могут выступать в виде 4 возможных видов инстанций. Коллегии действуют в качестве суда первой инстанции.

Уголовные дела: в коллегии по УД рассматриваются дела о преступлениях высших должностных лиц государства (статус не определен), поэтому мы может включить сюда Президента, премьер-министра, депутаты Пп и члены СР и судьи (персональный признак). Если персона, дело которой подсудна ВС имеет статус военнослужащего, то такое дело уголовное рассматривается в военной коллегии ВС. Но это общее правило имеет исключение, которые предусмотрены в УПК:

1. согласие обвиняемого и его защитника, УД может быть изъято ВС из нижестоящих судов и рассмотрено по существу. Цель: объективное рассмотрение дела (такое дело является окончательным и обжалованию не подлежит)

2. ВС может изъять из нижестоящего суда любое дело и рассмотреть это дело по существу, если это дело имеет особую значимость общественную и особое звучание в обществе

Гражданские дела, рассматриваемые 1ой инстанцией: рассматриваются ГД по жалобам на отказ в регистрации республиканских общественных объединений. ВС может любое ГД изъять из нижестоящих судов и рассмотреть по существу (без согласия участников).

Коллегия интеллектуальной собственности, рассматриваемый 1ой инстанцией: споры, касающиеся объектов интеллектуальной собственности, рассматриваются впервые, только в этой коллегии. Особенность: выступает только в качестве 2ух инстанций: по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве 1ой инстанции.

Коллегии выступают как кассационные инстанции и проверяют они те решения, которые не вступили в законную силу и которые были вынесены областными, минским городским и военными судами. Коллегии выступают в качестве надзорных инстанций (кроме коллегии интеллектуальной собственности), которые не были предметов рассмотрения в ВС. Коллегии пересматривают принятые решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Полномочия в плане осуществления правосудия (выше названы)

Президиум ВС

Президиум ВС является высшим судебно-надзорным органов в системе общих судов. До принятия нового УПК, мы эту фразу относили к пленуму. В настоящее время Пленум ВС конкретными делами не занимается. Точку в споре ставит президиум, но обсуждается о возвращении к старой системе. Председатель, заместители и некоторые судьи входят в состав президиума (около 7 человек сейчас).

Полномочия:

1. по осуществлению правосудия
Основное назначение президиума – это проверка решений в надзорном порядке, вынесенных как ВС коллегиями, так и нижестоящими судами. Любое решение является предметом проверки и принятия окончательного решения именно президиумом.

2. организационные
Шире, чем в коллегии. Президиум утверждает состав коллегии ВС и принимают решение об обращении в КС (Конституционный суд). Могут заслуживаться отчеты председателей, председателей нижестоящих судов.

Пленум

Его состав весьма представительный. В состав пленума входят все судьи ВС, кроме этого в состав пленума входит председатели чего-то там. Прочитать.

Назначение: дача обязательных разъяснений по вопросам применения законодательства (для нижестоящих судов). Постановление пленума является предметом проверки Конституционным судом, таким образом, они нормативны.

Значение: по УД весьма важно для расследования, для прокурора (разъяснение законодательства).

Конституционный суд (КС)

Действует соответствующая норма Конституции, Глава Кодекса, закон 1994 г. действует. Проблемы при образовании: пути развития Конституционного суда различны (их несколько). Кто должен будет судьей и какие он акты будет проверять. Состав (реализованы его те методы, в соответствии с которыми в формировании судебной власти участвовали как можно больше другие ветви власти). Сначала служба была 7 лет, то сейчас 5 лет. Максимальный срок службы – 70 лет. Принимает решения исключительно в коллегиальном составе (не менее 8 судей), если председатель и заместители не могут выполнять свои обязанности, то обязанности выполняет старший судья (в других судах такого нет). Акт, принимаемый КС – заключение. КС обращается с посланием, где анализируются состояния законности и т.д. Проблемы: предоставление возможности гражданам обращаться в КС.

Генеральный прокурор

Нет права обращения в КП с целью проверки НПА.

ЛЕКЦИЯ ПРОПУЩЕНА

Требования, которые предъявляются к кандидатам в судьи и подбор судьей

Широко используем опыт зарубежных стран. Требования к кандидатам в судьи делятся на 2 группы:

1. Общие требования
гражданство РБ. Утрата гражданства является существенным основанием для лишения судьи полномочий (автоматически)
наличие высшего юридического образования. Исключения для судей коллегии по делам интеллектуальной собственности (нужно иметь высшее научное или высшее техническое образование).
владение 2мя государственными языками. Если это требование жестко соблюдать, не известно, были бы у нас судьи
высокие моральные и деловые качества. Это может быть отражено в характеристике, которую он обязан предоставить. Косвенно высокие деловые качества определяются из оценок по экзаменам (приложение к диплому).
минимальный возраст – 25 лет.

2. Дополнительные (специальные) требования
высококвалифицированный специалист, имеющий ученую степень для судей Конституционного Суда.
судьи общих и хозяйственных судов
возраст 25 лет
убрали такую категорию, как судьи по административным делам (23 года)
(лектор считает, что это плохо)
стаж не менее 3 лет работы по специальности
(что- то положительное есть, но такое требование позволяет укомплектовать суды техническим персоналом. Если бы не одно но, практически отсутствие зарплаты)
сдача квалификационного экзамена (для судей военного суда – нахождение на действительной военной службе) (важное)
наличие стажа работа в качестве судьи не менее 3 лет (положительный момент) и 5 лет для судей Верховного Суда

Наделение судей полномочиями (судьи общих и хозяйственных судов):

при наличии выше приведенных условий документы могут подаваться в минюст или главное управление минюста, а именно заявления, с просьбой допустить к сдаче экзамена
Экзамен при успешной сдаче действителен 2 года, при успешной сдаче экзамена претендент зачисляется в качестве кандидата в судьи. Квалификационная коллегия судей выполняет функции конкурса. Такому кандидату предлагается занять место судьи при прохождении специальной подготовки и одновременно стажировки, переподготовки. Подготовка и стажировка для судий проводится впервые. Усложненный отбор.

Дисциплинарная ответственность судей

В последнее время произошли существенные изменения.

Основания:

Народные заседатели

САМОСТОЯТЕЛЬНО

Присяжные заседатели и народные заседатели

Основное отличие заключается в том, что ПЗ отличаются между собой в том случае, если он построен по классическому принципу (2 основных подхода: классический подход (англо-саксонский лагерь): коллегия присяжных заседателей принимает решение по одному вопросу: виновности или невиновности, решение проводится при отсутствии председателя, присяжные выбираются для рассмотрения конкретного дела, в жизни участвуют только 1 раз, и затем начинаются отводы, выборы, в том числе немотивированные. Присяжные приносят присягу именно перед данным конкретным делом), народные заседатели составляют единую коллегию с профессиональным судьей, они разрешают вместе дело (шефенский путь, шефены). Могут рассмотреть столько дел в течении 23 дней в году, сколько «захотят». Рассматривают уголовные дела и там, где срок лишения свободы превышает 10 лет или дела по совершению преступлений несовершеннолетними. Обладают всеми правами судьи.

 

Органы

1. минюст и его органы
Но в отношении минюста и его органов и судов по организации и материально-техническому обеспечению последних положен принцип, в соответствии с которым органы и минюст не могут обеспечивать деятельность судов одного с ними уровня, при этом это замечание относится к судам общей юрисдикции. Обеспечивает только суды общей юрисдикции.
Обеспечивает деятельность:
областных, минского городского судов
районные и городские суды
военные суды
(но материально-техническое обеспечение (форма и т.д.) производит министерство обороны)

2. в отношении КС секретариат КС

3. в отношении ВС аппарат ВС

4. в отношении всех ХС аппарат ВХС

Вывод: единого органа, который занимался бы материально-техническим обеспечением деятельности судов, нет.

Длительное время и учеными и практиками предлагается создать судебный департамент, который занимался бы материально-техническим обеспечением. Дальше мнения расходятся.

Перечень органов, выше приведенных, не будет полным.

Председатель отвечает за материально-техническое обеспечение, реализацию выделенных средств. (нужно было бы включить в перечень).

Определенную роль играют органы судейского сообщества (квалификационная комиссия обеспечивает кадрами).

Министерство юстиции и его органы

Минюст РБ – это центральный орган, являющийся многопрофильным.

Деятельность минюста выражается в:

1. участии в подборе кадров

2. повышении квалификации судей

3. возбуждении дисциплинарного производства в отношении судей
Минюст не может вмешиваться в правосудие, но за ним остается право издания для судов обязательных инструкций как раз по вопросам организации деятельности судов.
Пример: инструкция по исполнительному производству. Минюст отвечает за исполнение решений, за хранение доказательство в судах, за распорядок деятельности, за вопросы повышения квалификации судей и т.д.

4. участие в нормотворческой деятельности (разработка или экспертиза НПА, т.е. минюст по поручению Парламента, Президента и т.д. разрабатывает проекты законов)

5. регистрация политических партий и профсоюзов и контроль за соблюдением ими своих уставов

6. лицензирование тех или иных видов деятельности адвокатской, нотариальной, риелторской деятельности, деятельности по оказанию юридических услуг субъектам хозяйств.

7. руководство нотариатом (принцип «одного окна»)

8. общее и методическое руководство адвокатурой

9. руководство отделами записи гражданского состояния

10. международная деятельность

11. реализация судебно-правовой реформы в РБ

3. Структура и система министерства юстиции

СМОТРЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

 

Прокуратура

ЛЕКЦИЯ ПРОПУЩЕНА

 

Органы предварительного расследования (ОПР)

1. Понятие и виды органов предварительного расследования

Органы предварительного расследования - это специально уполномоченные государственные органы, деятельность которых направлена на установление обстоятельств преступления, изобличение лиц (лица), привлечение таких лиц в качестве обвиняемых и не допущением привлечение в качестве обвиняемых невиновных в совершении преступления (самая главная задача).

Выводы ОПР являются рекомендательными. Прямая связь между качественным расследованием делом и качеством рассмотрения дела в суде.

В настоящее время в РБ предварительное расследование осуществляется в 2ух основных формах:

1. предварительное следствие

2. дознание

Органы:

1. органы предварительного следствия
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ, на момент 10 ноября 2011 г. у нас в РБ имеется 4 вида органов предварительного следствия, 4 следственных аппарата:
следователи прокуратуры
следователи органов внутренних дел
следователи органов государственной безопасности
следователи комитета государственного контроля, ДФР
В основу разграничения подследственности дел прежде всего положен предметный признак, т.е. вид совершенного преступления позволяет определить какой следователь будет расследовать данное преступление. Следователи прокуратуры расследуют убийства, изнасилования, должностные преступления (взятка, злоупотребление власти, превышения полномочий), преступления против правоохранительных органов и др. Следователи прокуратуры расследуют наиболее серьезные преступления, за исключением государственных преступлений (следователи государственной безопасности). Следователи органов внутренних дел расследуют такие преступления, как причинение телесных повреждений, грабежи, разбои и др. Следователи ДФР, КГК расследуют преступления, которые связаны с незаконным предпринимательством, неуплатной налогов и др.
Кроме предметного признака, существует (182 УПК) альтернативная подследственность (по некоторым составам преступлений, расследование их может осуществляться следователями 2 следственных аппаратов). Расследует тот, кто первый возбудил уголовное дело. Территориальная подследственность – преступление расследует следователь того следственного аппарата, на территории юрисдикции которого совершено данное преступление. Из этого правила есть ИСКЛЮЧЕНИЕ: дело может быть расследовано по месту проживания большинства свидетелей. ОСНОВНАЯ ФОРМА РАССЛЕДОВАНИЯ. с 1 января 2012 г. преступления будут расследоваться в форме предварительного следствия и только.
Следователи, как особые должностные лица, являются фигурами процессуально самостоятельными, т.е. они самостоятельно при обнаружении признаков преступления, избирают ход направления расследования, избирают те процессуальные действия, которые они будут производить, возбуждают уголовное дело, с одной стороны, с другой стороны, прокурор обладает неограниченными возможностями по вмешательству в ход расследования дел, в т.ч. прокурор в настоящее время имеет право провести любое следственное действие, давать указания следователю, обязательные к исполнению, отменять незаконное решение следователя, передавать материалы дела от одного следователя к другому (ГДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА). В УПК указан перечень указаний прокурора, при несогласии с которыми следователь приостановив их исполнение может обратиться к вышестоящему прокурору (по наиболее важным обстоятельствам дела: квалификации преступления, объем обвинения, о направлении дела в суд и о прекращении дела). (Вышестоящий прокурор) это обязанность, считает лектор, хотя в УПК это является правом. Вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, либо передает дело другому следователю. В 2012 г. будет функционировать следственный комитет, в который войдут следователи прокуратуры, органы внутренних дел и следователи ДФР и КГК. Следственный комитет и следователи органов государственной безопасности – будут 2 следственных аппарата. Комитет гос. безопасности отстоял право расследования определенного перечня государственных преступлений (просит включить должностные преступления: лектор считает, что это не правильно). В нынешнем проекте нет такого, только государственные преступления. Все остальные преступления будут расследоваться следователями следственного комитета. Они будут подчиняться по вертикали, это сделано для того, чтобы повысить процессуальную самостоятельность следователей. Будут некоторые полномочия у прокурора изъяты: полномочия по даче обязательных указаний следственному комитету (следователю), предлагается ввести новый вид требований прокурора, который определяется как обязательное к рассмотрению. Обязательные указания даются начальником следственного комитета. У прокурора изымается право продлевать сроки расследования, проводить следственные действия по делам, которые находятся у следователя и др. Полномочия прокурора сужаются, а полномочия начальника соответственно расширяются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.07 с.)