Понятие о правоохранительной д-сти, суде,органах и юстиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о правоохранительной д-сти, суде,органах и юстиции.



Предмет, система и значение уч. Дисциплины «Судоустройство».

Название учебной дисциплины неоднократно менялось. В послеоктябрьское время вплоть до 1954 г. она именовалась курсом «Советское судоустройство», затем в течение двадцати лет – «Организация суда и прокуратуры в СССР», с середины 70-х годов – «Суд и правосудие в СССР», с 1988 г. – «Правоохранительные органы в СССР», наконец, с 1992 г. – судоустройство.

Предметом учебного курса – «Судоустройство» является теория и история судебной организации, и прав. нормы, определяющие задачи, полномочия (компетенцию) и организацию органа судебной власти – суда.

Также входит изучение задач, полномочий и устройства, осн. этапов развития правохр. органов, содействующих суду в его деятельности по осуществления правосудия: прокуратура, органы предварительного рассл., юстиции, нотариата, юр. службы.

Судоустройство

1)это учебная дисциплина правоведения, изучающая теорию и историю судебной власти и судебной организации, правовые нормы, их определяющие, а также задачи, полномочия и устройство правоохранительных органов в Республике Беларусь и некоторых зарубежных государствах.

2)система судебных учреждений, судов. 3)отрасль правовой науки, кот.исслед. проблемы теории и истории суд.-ва, совершенствования его прав. Регулирования.

4.)сов-сть прав.норм, опред.задачи, полномочия и организацию суда и правоохр.органов, содейст.суду в его деят-сти по отправлению правосудия и выполняющих самостоятельные правоохор.ф-ции, связанные с охраной прав и законных интересов гр-н и юр.л.

Система курса состоит из трех частей:

1) общей части, посвященной общим вопросам теории курса;

2) особенной части, в которой рассматриваются организация судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и т.д. в Республике Беларусь;

3) специальной части, излагающей сведения об организации юстиции зарубежных государств.

 

 

Международно-правовые акты как источники судоустройства.

Согласно ст. 8 Конституции: РБ признает приоритет международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Не допускается заключение международных договоров, противоречащих Конституции. Это позволяет считать международно-правовые акты, ратифицированные республикой, составной частью ее правовой системы.

В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфере правосудия, входят:

· Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

· Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);

· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);

· Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.);

· Европейская хартия о статусе судей (1998 г.);

· Основные положения о роли адвокатов (1990 г.);

· Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);

· Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);

· Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.

Перечисленные документы отражают и закрепляют общечеловеческие, универсальные правовые ценности мирового сообщества об организации судебной власти, осуществлении правосудия и иной правоохранительной деятельности.

К общепризнанным принципам можно отнести следующие положения:

· право на эффективное восстановление в правах компетентными, независимыми и беспристрастными национальными судами в разумные сроки;

· обеспечение государством доступа граждан к правосудию и юридической помощи, осуществляемой независимыми адвокатами;

· презумпция невиновности;

· равенство всех перед законом и судом;

· беспристрастность расследования и судебного рассмотрения дел;

· открытое судебное разбирательство;

· право на пересмотр решения или приговора вышестоящей судебной инстанцией;

· особая защита участников процесса, не имеющих возможность ее осуществлять, в частности, несовершеннолетних;

· особая защита лиц, страдающих физическими и психическими недостатками, лиц, не владеющих языком судопроизводства и некоторые другие положения.

Названные международно-правовые нормы и принципы нашли отражение в белорусском конституционном и судоустройственном законодательстве, а также в процессуальных кодексах.

 

Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Концепция о предмете, целях и основных направлениях реформы.

Важным условием и необходимой предпосылкой построения в стране демократического социального правового государства является проведение наряду с экономической, политической и судебно-правовой реформы. (необходимость: новая Конст, коллосальные изменения в эконом и полит сфере общества, независимость РБ)

По поручению Верховного Совета РБ была разработана Концепция судебно-правовой реформы как система научно обоснованных идей и положений о путях реформирования юстиции и правовой системы в целом. Она была обсуждена на республиканской научно-практической конференции и 23 апреля 1992 г. одобрена парламентом.

Главные цели судебно-правовой реформы:

· создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;

· утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов;

· воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.

Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь состоит из 10 разделов, центральный из которых посвящен судебной власти и судебной организации ( раздел II).

В первом: – обосновывается необходимость судебно-правовой реформы.

В третьем – седьмом: изложены направления реформирования предварительного расследования, прокурорского надзора, органов юстиции, адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности.

Восьмой посвящен общественным формированиям юристов,

Девятый – вопросам реформы законодательства,

Десятый – этапам реализации Концепции.

Взаимоотношения судебной власти с политическими партиями и иными общественными организациями, преследующими политические цели.

Политические партии - связующее звено между государственной властью и народом, представителями различных слоев населения.

В советское время существовала однопартийная система. КПСС конституционно признавалась руководящей и направляющей силой общества (ст.6 Конституции СССР 1977 г.). Она осуществляла идейно-политическое руководство всеми правоохранительными органами, к которым относился и суд.

Суды участвовали политических кампаниях. В годы массовых репрессий придавали видимость законности актам произвола со стороны партийно-государственного руководства.

В послереволюционное время, напротив, на судебные должности подбирались члены компартии либо ими они становились на судебной работе.

В Республике Беларусь компетенции судов отнесено рассмотрение жалоб общественных объединений на отказ органов юстиции в регистрации, а также исков и представлений о прекращении деятельности партий и общественных объединений в связи с нарушением требований ст. 5 Конституции Республики Беларусь, запрещающей им заниматься деятельностью, имеющей целью насильственное изменение конституционного строя, либо пропагандой войны, возбуждением национальной, религиозной и расовой вражды.

Представления о ликвидации указанных общественных объединений вносятся в Верховный Суд Республики Беларусь министерством юстиции или Прокуратурой республики. При положительном решении этого вопроса Верховным Судом министерство юстиции исключает ликвидированные партии из Государственного реестра политических партий, а местные органы юстиции снимают их организационные структуры с учета (Закон Республики Беларусь «О политических партиях», ст. 22).

 

 

Презумпция невиновности.

Статья 26.Конституции РБ: Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

Комментарий к статье 26: По существу, в данной статье речь идет о презумпции невиновности. Презумпция - это предположение, признаваемое достоверным, пока не будет доказано обратное.

Никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Это означает, что никто не может быть назван преступником, пока соответствующий вердикт не будет вынесен судом.

К сожалению, в нашем законодательстве еще сохраняются нормы, в соответствии с которыми производство по уголовному делу, в том числе и по нереабилитирующим основаниям, могут прекратить органы следствия (см. ст. 209 УПК). Если гражданин не согласен с основаниями прекращения уголовного дела органами предварительного следствия, то он в силу верховенства норм Конституции и их непосредственного действия, что закреплено в ст.ст. 137 и 142 Конституции, вправе обратиться с соответствующей жалобой в суд.

В Конституции идет речь о презумпции невиновности в совершении преступления, аналогичный подход должен быть обеспечен и при вменении в вину административного, трудового и иного правонарушения, например, в сфере налоговых отношений, хотя здесь и возможны некоторые изъятия в силу специфики складывающихся отношений. Так, в гражданском и трудовом законодательстве предусмотрены изъятия из этого общего правила (о бремени доказывания вины, существует безвиновная ответственность). Например, если вред причиняется от действия источника повышенной опасности, то ответственность согласно гражданскому праву может наступить и при отсутствии вины. Следует иметь в виду, что в соответствии с трудовым законодательством и практикой его применения материально ответственные лица должны сами доказывать отсутствие своей вины в необеспечении сохранности вверенных им ценностей (например, в силу непринятия мер нанимателем по созданию нормальных условий для хранения ценностей и др.).

Бремя доказывания вины лежит на органах следствия, дознания, а если речь идет о правонарушениях, не относящихся к уголовно наказуемым, то и на иных субъектах, наделенных правом привлечения к административной ответственности, нанимателе, органе, обладающем правом проведения проверок, ревизий и др.

Любое сомнение в виновности лица должно трактоваться в его пользу.

 

 

В Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь, помимо закрепления сущности принципа презумпции невиновности (ч. 1 ст. 16), нашли воплощение вытекающие из него положения: обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а орган уголовного преследования и суд не в праве перелагать обязанность доказывания на обвиняемого (ч. 2 ст. 16); сомнения в обоснованности предъявленного обвинения толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 16); приговор не может быть основана на предположениях (ч. 4 ст. 16).

 

Статья 84. Статус судьи

Судьи всех судов в РБ обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают гос. должности, являются гос.служащими и на них распространяется действие З-на РБ от 14 июня 2003 г. "О государственной службе в РБ.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РБ, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с З-ном РБ от 5.11.1992 года "О воинской обязанности и воинской службе" и Пол. о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РБ от 25 апреля 2005 г. N 186

Особенности статуса судей определяются Конституцией РБ, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Кодекс чести судьи РБ

1. Пределы действия настоящего Кодекса Настоящий Кодекс устанавливает правила поведения этического характера, обязательные для каждого судьи РБ (далее - судья) независимо от занимаемой должности. Правила поведения, предусмотренные настоящим Кодексом, распространяются также на судей, находящихся в отставке, сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу, за исключением случаев, когда из существа отношений не вытекает иное.

2. Нормы, определяющие поведение судьи В соответствии с Конституцией РБ судья независим и подчиняется только закону.Никакие ссылки на «высшую справедливость» и целесообразность, чьи-либо интересы и другие обстоятельства не могут признаваться приоритетными по отношению к Конституции РБ и другим принятым в соответствии с ней актам законодательства. При осуществлении правосудия судья должен руководствоваться законом и своей совестью.Судья всей своей деятельностью и поведением должен способствовать формированию у должностных лиц и граждан чувства уважения к Конституции РБ, показывать пример законопослушания.

3. Правила поведения, обеспечивающие независимость, объективность и беспристрастность судьи Всегда и везде судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия.

Судья не должен допускать влияния на свою деятельность по осуществлению правосудия со стороны кого бы то ни было, в том числе должностных лиц вышестоящих судов, других должностных лиц, независимо от занимаемой должности и положения, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых. Добросовестное выполнение судьей служебного долга должно иметь для него преобладающее значение. Судья должен быть свободен от влияния общественного мнения, каким бы оно ни было для него неблагоприятным, от опасений критической оценки его деятельности.

4. Недопустимость использования судьей своего служебного положения вопреки требованиям Конституции РБ Судья не вправе использовать свое служебное положение в личных целях, а равно для удовлетворения чьих-либо интересов вопреки требованиям Конституции РБ, а также давать своим поведением повод другим лицам создавать впечатление, что они располагают возможностью влиять на него. Судья должен быть осмотрительным при выборе друзей и знакомых, избегать связей, которые могут скомпрометировать его. Во всех случаях судья должен продуманно осуществлять любой свой поступок, предвидеть его возможные последствия, соотносить его с нормами нравственности. Судья не может оставлять без реагирования публичные обвинения его в умышленном нарушении Конституции РБ, других актов законодательства, злоупотреблении служебным положением, корыстной или иной личной заинтересованности в исходе рассмотрения дел. В случае необоснованного обвинения судьи он вправе рассчитывать на поддержку судейского сообщества.

5. Культура общения судьи В общении с людьми, при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных отношениях судья обязан соблюдать общепринятые правила поведения, вести себя с достоинством. Судью должны отличать вежливое, корректное обращение, терпение, принципиальность, стремление глубоко разобраться в существе вопроса, умение выслушать собеседника и понять его позицию, взвешенность и аргументированность при принятии решений 6. Обязанность судьи по воздержанию от публичных комментариев по делам до вступления в законную силу решений по ним Судья не вправе делать публичные комментарии, высказывать публично свое мнение по делам, поступившим в суд, находящимся в производстве самого судьи или других судей, а также по рассмотренным делам до вступления в законную силу состоявшихся по ним решений. Судья не должен использовать для целей, не связанных с судопроизводством, или предавать гласности информацию, полученную в связи с осуществлением своих полномочий.

7. Внеслужебная деятельность судьи Согласно Конституции РБ судья не может осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской. Судья не вправе участвовать в просветительской и благотворительной деятельности, если это может повлиять на осуществление им должностных полномочий. 8. Ограничения участия судьи в политической деятельности В соответствии с Конституцией РБ судья не может быть членом политической партии или другого общественного объединения, преследующего политические цели, поддерживать их материально либо иным способом. Судья должен избегать публичного выражения своих симпатий и Судья не должен публично агитировать за или против кандидатов для избрания или назначения их на государственный пост. Судья имеет право избирать и быть избранным в органы судейского самоуправления.

9. Обязанность судьи по повышению своей профессиональной квалификации Судья обязан постоянно заниматься повышением своей профессиональной квалификации, поддерживать знания на уровне, необходимом для надлежащего выполнения служебных обязанностей по осуществлению правосудия.

Судья может участвовать в деятельности, направленной на совершенствование законодательства, судебной системы, судоустройства и судопроизводства.

10. Обязанности судьи перед судейским сообществом Судья должен воздерживаться от публичной критики поведения другого судьи. Как член судейского сообщества судья должен хранить лучшие традиции судебной власти РБ, передавать их новому поколению судей. Долгом судьи является оказание помощи молодым судьям в овладении профессиональным мастерством.

11. Этика судьи в судебном заседании Судья должен стремиться к созданию в судебном заседании обстановки торжественности, доброжелательности и спокойствия.Судья должен проявлять терпение, уважение и вежливость в отношении сторон, их представителей, свидетелей, других участников судебного заседания. Он не должен выражать каким-либо способом (словом, жестом, мимикой) свое отношение к тому или иному участнику судебного заседания. Судья не должен оставлять без внимания нарушения норм этики со стороны работников суда в отношении участников судебного заседания и посетителей.

12. Обязанность судьи по сохранению профессиональной тайны Судья обязан хранить профессиональную тайну в отношении информации, связанной с выполнением служебных обязанностей, за исключением информации, полученной в открытом судебном заседании.

13. Ответственность судьи перед законом За совершение проступка, дискредитирующего суд, либо должностного или иного преступления судья несет ответственность в соответствии с законодательством.

14. Право судьи на проверку его заявлений В соответствии с положениями настоящего Кодекса судья вправе требовать от соответствующих судов, а также органов судейского самоуправления всесторонней и объективной проверки его заявлений.


Отставка судьи.

Одним из оснований прекращения полномочий судьи является его отставка. Под ней понимается уход или почетное удаление с должности.

Это новый институт в отечественном законодательстве, вызванный к жизни необходимостью поднять престиж судейской профессии, авторитет судебной власти и ее носителей. Ведь за лицом, находящимся в отставке, сохраняется принадлежность к судейскому сообществу, звание судьи, права и гарантии, предусмотренные законом для судей.

При выходе в отставку судьи областного, Минского городского, районных (городских) и военных судов предупреждаются об этом за месяц Министром юстиции, а судьи Верховного Суда – Председателем этого суда, судьи хозяйственных судов – Председателем Высшего Хозяйственного Суда.

Отставка судье предоставляется Президентом Республики Беларусь. Судьям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда – Президентом с уведомлением Совета Республики.

 

Статья 125. Отставка судьи

Судья имеет право на отставку в порядке и на условиях, определенных законодательством РБ о государственной службе.

Отставка судьи прекращается в случае прекращения гражданства РБ, умышленного нарушения законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимых с высоким званием судьи.

Отставка судьи прекращается Президентом РБ.

Квалиф. коллегия судей по месту прежней работы пребывающего в отставке судьи при наличии оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, направляет соответствующее заключение лицам, уполномоченным вносить представление Президенту РБ, для прекращения отставки судьи.

Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это заключение в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для обжалования заключений квалиф. коллегий судей.

Отставка судьи прекращается также в связи со смертью судьи или объявлением его в установленном порядке умершим.


Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов.

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности:

· за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия;

· за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь, за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

Отмена или изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи, участвовавшего в вынесении указанного судебного постановления, за исключением случая, когда установлено преднамеренное вынесение незаконного судебного постановления.

Согласно статье 112 Кодекса видами дисциплинарного взыскания являются: замечания; выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев; освобождение от должности.

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни или пребывания в отпуске, но не позднее шести месяцев со дня его совершения.

Квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей Верховного Суда (кроме Председателя Верховного Суда), председателей, заместителей председателей областных (Минского городского), Белорусского военного судов, членов квалификационной коллегии судей Верховного Суда и квалификационной коллегии судей областных (Минского городского) судов, военных судов.

Квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов в отношении судей областныз (Минского городского) судов (кроме председателей, заместителей председателей областных (Минского городского) судов и членов соответствующей квалификационной коллегии судей), судей районных (городских) судов. Квалификационная коллегия судей военных судов в отношении судей Белорусского военного и межгарнизонных военных судов (кроме Председателя, заместителя Председателя Белорусского военного суда и членов квалификационной коллегии судей военных судов). Квалификационная коллегий судей хозяйственных судов осуществляет дисциплинарное производство в отношении судей хозяйственных судов (кроме Председателя Высшего Хозяйственного Суда).

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка осуществляют председателями соответствующих судов.

Право возбуждения дисциплинарного производства принадлежит:

Президенту Республики Беларусь – в отношении всех судей; Председателю Верховного Суда – в отношении судей общих судов; Председателю Высшего Хозяйственного Суд а – в отношении всех судей хозяйственных судов; Министру юстиции Республики Беларусь – в отношении судей общих и хозяйственных судов, за исключением председателей, заместителей председателей и судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда.

О возбуждении дисциплинарного производства Президент Республики Беларусь издает распоряжение, Министр юстиции и начальники управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов издают приказы. Председатель Верховного Суда, Председатель Высшего Хозяйственного Суда, председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов, хозяйственных судов областей (города Минска) принимают постановлении. В распоряжении (приказе, постановлении) должны быть указаны основания для возбуждения дисциплинарного производства.

Распоряжение (приказ, постановление) направляется с необходимыми материалами в соответствующую квалификационную коллегию судей. По результатам рассмотрения дел о дисциплинарной ответственности судей председатели судов принимают одно из следующих решений: о наложении дисциплинарных взысканий (замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии); о прекращении дисциплинарного производства.Решения о наложении дисциплинарных взысканий, как понижение в квалификационном классе до 6 месяцев и освобождение судей от должности принимаются Президентом Республики Беларусь.

Дисциплинарное производство прекращается:

-при отсутствии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности;

-При пропуске сроков привлечения к дисциплинарной ответственности;

-при нецелесообразности наложения дисциплинарного взыскания в случае, если есть возможность ограничиться рассмотрением дисциплинарного производства на заседании соответствующей квалификационной коллегии судей.

Президентом Республики Беларусь при наличии законных оснований, может быть наложено любое дисциплинарное взыскание на любого судью без возбуждения дисциплинарного производства. При этом судья может давать объяснения по поводу совершенного им дисциплинарного проступка.

Ноября 1979 г. Верховный Совет Союза ССР принял законы о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, об адвокатуре в СССР и о государственном арбитраже, а летом 1980 г. – Закон о внесении изменений и дополнений, вытекающих из Конституции СССР, в Основы законодательства о судоустройстве и Положение о военных трибуналах

1989 г. общесоюзные законы о статусе судей в СССР, об ответственности за неуважение к суду.

В связи с принятием Верховным Советом СССР в мае 1990 г. Закона о Высшем арбитражном суде СССР.

 

Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Хозяйственные суды признаются юридическими лицами и составной частью судебной системы Республики Беларусь.

задачи:

1. защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

2. обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

3. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

4. содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового общения;

Хозяйственные суды осуществляют правосудие путем разрешения между субъектами хозяйственных споров в сфере хозяйственных (экономических) отношений, вытекающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, в том числе, и с участием международных организаций, иностранных лиц и граждан.

С 2002 г. к компетенции хозяйственных судов отнесено рассмотрение дел об экономических правонарушениях, влекущих наложение штрафа или конфискацию имущества.

 

Разрешая торгово-экономические, транспортные, кредитно-денежные и иные хозяйственные споры, возникающие между юридическими и физическими лицами

Систему хозяйственных судов составляют:

1. Хозяйственные суды областей (г. Минска), специализированные хозяйственные суды (по банкротству, земельные, налоговые и иные) создаются при необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению председателя Высшего Хозяйственного Суда;

2. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

 

 

58)Хозяйственный суд области (г. Минска). Состав, структура, компетенция.

Хозяйственный суд области (города Минска), специализированный хозяйственный суд состоят из председателя суда, заместителей председателя суда и судей. В них могут быть образованы:

· судебная коллегия по рассмотрению дел в качестве суда первой инстанции;

· апелляционная судебная коллегия:

· судебная коллегия по банкротству;

· судебная коллегия по налоговым вопросам;

· судебная коллегия по административным делам.

При необходимости Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда РБ в хозяйственном суде области (города Минска) могут создаваться иные судебные коллегии для специализированного рассмотрения дел.

Рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

Согласно Кодексу статьи 62 Хозяйственный Суд области (города Минска):

изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику;

Председатель хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда назначается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Высшего Хозяйственного Суда сроком на пять лет.

он:

- организует деятельность соответствующего суда;

- формирует судебные составы суда;

- вносит Председателю Высшего Хозяйственного Суда представления для назначения составов судебных коллегий;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

Заместители председателя хозяйственного суда области (города Минска), специализированного хозяйственного суда, как и председатели этих судов, назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Хозяйственного Суда сроком на пять лет.

Они также являются судьями соответствующего хозяйственного суда и одновременно в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии и судебные составы; председательствуют в заседаниях судебных коллегий и назначают председательствующими судей соответствующих судебных коллегий.

Они отчитываются перед Пленумом Высшего Хозяйственного Суда о работе возглавляемых ими судебных коллегий, ведут личный прием граждан;

Судебные коллегии хозяйственного суда области (города Минска):

· рассматривают в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

· изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности, анализируют статистику.

 

 

Предмет, система и значение уч. Дисциплины «Судоустройство».

Название учебной дисциплины неоднократно менялось. В послеоктябрьское время вплоть до 1954 г. она именовалась курсом «Советское судоустройство», затем в течение двадцати лет – «Организация суда и прокуратуры в СССР», с середины 70-х годов – «Суд и правосудие в СССР», с 1988 г. – «Правоохранительные органы в СССР», наконец, с 1992 г. – судоустройство.

Предметом учебного курса – «Судоустройство» является теория и история судебной организации, и прав. нормы, определяющие задачи, полномочия (компетенцию) и организацию органа судебной власти – суда.

Также входит изучение задач, полномочий и устройства, осн. этапов развития правохр. органов, содействующих суду в его деятельности по осуществления правосудия: прокуратура, органы предварительного рассл., юстиции, нотариата, юр. службы.

Судоустройство

1)это учебная дисциплина правоведения, изучающая теорию и историю судебной власти и судебной организации, правовые нормы, их определяющие, а также задачи, полномочия и устройство правоохранительных органов в Республике Беларусь и некоторых зарубежных государствах.

2)система судебных учреждений, судов. 3)отрасль правовой науки, кот.исслед. проблемы теории и истории суд.-ва, совершенствования его прав. Регулирования.

4.)сов-сть прав.норм, опред.задачи, полномочия и организацию суда и правоохр.органов, содейст.суду в его деят-сти по отправлению правосудия и выполняющих самостоятельные правоохор.ф-ции, связанные с охраной прав и законных интересов гр-н и юр.л.

Система курса состоит из трех частей:

1) общей части, посвященной общим вопросам теории курса;

2) особенной части, в которой рассматриваются организация судебной системы, органов юстиции, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и т.д. в Республике Беларусь;

3) специальной части, излагающей сведения об организации юстиции зарубежных государств.

 

 

Понятие о правоохранительной д-сти, суде,органах и юстиции.

Одна из основных функций государства – Правоохранительная: обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, государственных и общественных интересов, борьба с преступностью и иными правонарушениями (это конституционная обязанность государства) (ст.21 К.)

Правоохранительная деятельность:

1) связана с восстановлением нарушенного права и справедливости, в необходимых случаях с применением мер государственного принуждения (юридических санкций) к правонарушителям.

2) достигает своей цели на основе закона и с соблюдением всех предусмотренных законом процедур.

3) Правоохранительной деятельности свойственна воспитательно-предупредительная направленность (профилактика), нравственно- прав. влияние на граждан.

4) занимаются специально созданные для этой цели государственные органы (и должностные лица), суд и правоохранительные органы.

Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы, в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.

 

Органы, выполняющие правоохр. деятельность:

суд<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.121 с.)