Правовая база:Конституция, КоССС.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая база:Конституция, КоССС.



Считается, что судеб. система РБ является единой. И единство обеспечивается путем:

1.установления судеб. системы РБ на основании Констит-ции и Кодекса о СУ

2.соблюдения всеми судами устан-го законодательством порядка судопроизводства

3.признания обязат. исполнения на всей тер-рии РБ судеб. решений, вступивших в законную силу

4.закрепления единства статуса судей

5.финансир-я судов из республик. Бюджета

 

Правовой основой действующей национальной судебной системы являются Конституция РБ, Кодекс «о судоустройстве и статусе судей РБ», Закон «о Конституционном Суде РБ», Закон «о хоз. судах в РБ» и др. нормативно – правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.

Конституция РБ формулирует исходные положения построения действующей судебной системы. Это является наиболее приемлемым, учитывая характер Основного Закона, рассчитанного на длительное действие. Судоустройство определяется законом. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Конкретизируя и развивая конституционные положения, Кодекс «О судоустройстве и статусе судей » в ст. 1 устанавливает, что судебная власть в РБ осуществляется общими, Хоз.и и иными судами, предусмотренными законом. К общим судам закон относит Верховный Суд РБ, областные, Минский гор., районные (городские), а также военные суды; к Хоз. — Высший Хоз. Суд РБ, Хоз. суды областей и приравненные к ним суды, Хоз. суды городов и районов (последние в республике не образованы).

В апреле 1994 г. в РБ начал функционировать Конституционный Суд. Характерной чертой судебной системы РБ является ее единство, что прямо вытекает из ст. 1 и 17 Закона «О судоустройстве и статусе судей в РБ».

В РБ действуют Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический Суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры.

Особенностью судебной системы в нашей стране является наличие в районных (городских) судах судей по административным делам и исполнительным производствам. Подводя итоги вышеизложенного, можно констатировать, что судебная система РБ стала более современной и доступной, демократичной по сравнению с ранее действующей судебной системой.

Действующая судебная система строится на следующих началах: 1) территориальность и специализация; 2) единство и демократизм судебной системы; 3) инстанционность; 4) участие народа в осуществлении правосудия в качестве заседателей.

Составляющими частями или подсистемами судебной системы РБ являются:

1) Конституционный суд РБ;

2) Верховный Суд РБ с поднадзорными ему общими судами, включая военные суды;

3) Высший Хоз. Суд РБ, Хоз. суды областей и г. Минска

45) Конституционный суд РБ. Задачи, состав и компетенция.

Конституционный Суд образован в соответствии с Конституцией и Законами Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.

Статья 116. Контроль за конст-ностью нормативных актов в гос-ве осуществляется - КС РБ.

Конст-ный Суд РБ формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конст-ного Суда назначаются Президентом РБ, шесть судей избираются Советом Республики.

Пред-ль Конст-ного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конст-ного Суда - 11 лет.

Предельный возраст членов Конст-ного Суда - 70 лет.

Компетенция:

дает заключения:

· о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договорных и иных обязательств РБ Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным РБ;

· о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит РБ, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам и декретам;

· о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хоз. Суда, Ген. прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам;

· о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РБ, законам, декретам и указам.

Согласно части первой комментируемой статьи контроль за конст-ностью нормативных актов в государстве осуществляется КС РБ.

В этой связи можно сделать несколько выводов:

1) эта норма предполагает активное воздействие Конст-ного Суда на правотворческий процесс, и прежде всего его результат - принятые нормативные акты;

2) реагирование на обнаруженные недостатки, противоречия между Конституцией и всеми иными подконст-ными нормативными актами возможно в допустимых для Конст-ного Суда формах, не только путем принятия заключений, но и иных его решений;

3) часть первая, как впрочем и часть седьмая ст. 116 Конституции, является базой для развития компетенции Конст-ного Суда, которая определяется не только Конституцией, но и законом;

4) в силу того, что Конст-ный Суд - это один из государственных органов, осуществляющих специфическую контрольную функцию, направленную на обеспечение верховенства Конституции Контрольная функция Конст-ного Суда имеет свою специфику. Конст-ный контроль охватывает сферу нормотворчества сверху донизу. В этом отличие конст-ного контроля от контроля, проводимого иными государственными органами, включая и ведомственный контроль.

Отличительной особенностью конст-ного контроля, осуществляемого КС является отсутствие у него системы подчиненных ему органов. Осуществление им своих полномочий опирается на авторитет принятого решения (этому может способствовать его правовая аргументированность, а не политическое обоснование). Исполнение решений зависит от поддержки других властных структур - Президента, Парламента, Правительства, судов, органов прокуратуры, а также общественной поддержки.

Конст-ный Суд - единственный орган судебной власти, чьи основные положения, порядок формирования и некоторые другие вопросы прямо оговорены в Конституции

Конст-ный Суд вправе проверять на соответствие Конституции не только акты общегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международных договоров, регламенты палат Парламента.

Конст-ный Суд укомплектован судьями, обладающими большим стажем работы в судах общей юрисдикции, юридических службах законодательной и исполнительной ветвей власти, в Министерстве юстиции, органах прокуратуры, в научных и высших учебных заведениях республики.

Конст-ный Суд рассматривает все дела с участием всех судей.

Конст-ный Суд правомочен принимать решения и приступает к работе, когда в его состав назначено, избрано не менее восьми членов Конст-ного Суда. При этом закон не предусматривает каких-либо отрицательных последствий для его деятельности при нарушении паритета в формировании Конст-ного Суда (например, из восьми действующих судей назначено шесть судей Президентом и два избрано палатой Парламента).

Информационно-справочную, организационно-техническую и иную работу по обеспечению деятельности Конст-ного Суда осуществляет его Секретариат.

Полномочия КС реализуются посредством принятия им своих решений. Согласно ст. 36 Закона "О Конст-ном Суде РБ" (далее - закон о Конст-ном Суде) решением Конст-ного Суда является любой акт, принимаемый в его заседании. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любые акты, которые исходят от Конст-ного Суда, должны приниматься на совместных заседаниях судей.

В Законе о Конст-ном Суде и Регламенте Конст-ного Суда содержится перечень видов его решений. Центральное место занимают заключения Конст-ного Суда. Послание Конст-ного Суда о состоянии конст-ной законности принимается также путем решения. Наряду с ними, особым видом решений являются запросы и требования к государственным органам,

К решениям Конст-ного Суда не следует относить выступления отдельных его представителей, в том числе их заявления, особые мнения судей и т.п.


46) Рай (гор) суд. Место в системе общих судов. Состав, компетенция.

Районные (городские) судыосновное звено в системе судов общей юрисдикции. Ими рассматривается по первой инстанции подавляющее большинство уголовных и гражданских дел, все дела об административных правонарушениях, подведомственные судам, материалы, вытекающие из исполнительных производств.

В наст.время в РБ функционирует 154 районных (гор) суда, это 96 процентов всех судов общей юрисдикции.

Районный (городской) суд образуется в районе и городе областного подчинения, не имеющими районного деления, а также в районе города республиканского подчинения, имеющем районное деление, и города Минска. (ч. 1 ст. 18 Закона). Таким образом, к одному звену судебной системы относятся, например, суды Щучинского района Гродненской области, города Борисова, Минской области, Московского района г. Бреста и Ленинского района г. Минска.

Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда может быть образован один районный (городской) суд на район и город (слуцк).

Надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов осуществляют областные и Минский городской суды, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции и управления юстиции исполкомов областей и г. Минска.

В состав районного (городского) суда входят и народные заседатели, которые участвуют в рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних.

 

Районный (городской) суд общей юрисдикции выступает только как суд первой инстанции.

В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом районному (городскому) суду подсудны все уголовные дела о всех преступлениях, за исключением дел, подсудных вышестоящим и военным судам. Дела о преступлениях, за которые мера наказания не превышает 10 лет лишения свободы, рассматриваются судьей единолично. Исключение составляют лишь дела о преступлениях несовершеннолетних, правосудие по которым возложено на судебную коллегию, состоящую из профессионального судьи и двух народных заседателей.

На судей районных (городских) судов возложено обращение приговора к исполнению и разрешение вопросов, связанных с исполнением приговора. Это, например, отсрочка исполнения наказания, освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания.

К подсудности районного (городского) суда относятся многочисленные категории дел искового производства, где хотя бы одной из сторон выступает гражданин. В соответствии со ст. 37 Гражданского процессуального кодекса это дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды.

Если возникает спор между гражданином и государственным административным органом, то он разрешается в районном (городском) суде( в основном по жалобам).

Дела особого производства: о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим(суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов).

В порядке приказного производства районный (городской) суд рассматривает заявления о взыскании денежной суммы или истребования имущества без проведения судебного заседания и вызова сторон.(например взыскание налога).

(Дела об админ правонаруш)

В районных (городских) судах имеется аппарат суда, обеспечивающий его работу по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, исполнению иных функций суда.

СОСТАВ: заведующий канцелярией, секретарь судебного заседания, судебный исполнитель, делопроизводитель, консультант, архивариус, помощник председателя.

При наличии в районном (городском) суде нескольких судебных исполнителей один из них назначается старшим судебным исполнителем. Обязанности между ними распределяются, как правило, по зональному принципу.

В судах, где предусмотрена должность консультанта, на него возлагается ведение работы по подбору и систематизации законодательства; участие в обобщении судебной практики

 

47) Старший судебный исполнитель, судебные исполнители общих судов. Задачи, порядок назначения, предъявляемые к ним требования.

Исполнение приговоров, решений, определений и постановлений по судебным делам в части имущественных взысканий, а также других решений и постановлений осуществляется судебными исполнителями. Они:

· исполняют решения, определения и постановления судов по гражданским делам, мировые соглашения, утвержденные судом;

· приговоры, определения и постановления судов по уголовным делам в части имущественных взысканий (например, штраф, конфискация имущества);

· постановление суда, других государственных органов и должностных лиц в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;

· постановления прокуроров о выселении в административном порядке; исполнительные надписи нотариальных органов;

· постановления комиссий по делам о несовершеннолетних о денежных взысканиях;

· решения комиссий по трудовым спорам;

· решения третейских судов РБ, постановления Комитета государственного контроля РБ об имущественных взысканиях; решения иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами и т.д. (ст. 461 Гражданского процессуального кодекса РБ).

Требования судебных исполнителей по исполнению соответствующих документов обязательны для всех граждан, в том числе должностных лиц, а также юридических лиц на всей территории Республики Беларусь. В случае оказания сопротивления судебному исполнителю он составляет об этом акт и представляет его судье для разрешения вопроса о привлечении к ответственности лиц, оказавших ему сопротивление. Действия судебного исполнителя или отказ в их совершении могут быть обжалованы в суд, при котором он состоит, в течение десяти дней (ст. 479 ГПК).

При наличии в районном (городском) суде нескольких судебных исполнителей один из них назначается старшим судебным исполнителем. Обязанности между ними распределяются, как правило, по зональному принципу, что дает возможность каждому судебному исполнителю систематически контролировать исполнение решений в организациях и предприятиях той зоны, за которой он закреплен.

Контроль за правильным и своевременным исполнением решений, за законностью действий судебных исполнителей осуществляется судьями по уголовным и гражданским делам и судьями по административным делам и исполнительным производствам, гдетаковые имеются.

Общее руководство и контроль за деятельностью судебных исполнителей осуществляет председатель суда.

48) Организация работы районных (городских) судов. Права и обязанности председателей судов и их заместителей.

Организация работы районного (городского) суда возлагается на председателя, судей и работников аппарата суда.

Председатель суда как руководитель органа судебной власти:

· распределяет дела и другие обязанности между судьями;

· ведет личный прием граждан, организует работу по приему и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

· образует при необходимости специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел (о несовершеннолетних, семейных и иных дел);

· руководит изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона;

· ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов;

· представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; руководит работой аппарата суда;

· осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда.

Руководство работой суда осуществляет и заместитель председателя в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем.

Распределение обязанностей по рассмотрению дел между судьями осуществляется на основе принципов:

1) территориального (зонального), при котором весь район (город) делится на зоны по количеству судей. Все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории, рассматривает соответствующий судья;

2) предметного (функционального), когда существует специализация судей по рассмотрению либо уголовных, либо гражданских дел. Возможна и более узкая специализация по отдельным категориям уголовных (о хищениях, об автотранспортных преступлениях, по делам о несовершеннолетних) и гражданских дел (по трудовым, жилищным, семейным спорам и т.д.).

3) предметно-зонального, в соответствии с которым судья рассматривает определенную категорию дел (уголовных или гражданских), поступающих из закрепленной за ним территории;

4) беззонального или текущего, когда уголовные дела рассматриваются судьями по поручению председателя суда, а гражданские – все те, по которым судья принял жалобы и заявления во время приема граждан.

У всех судей районного (городского) суда имеются календарные планы судебных заседаний. Рассмотрение дел в судебных заседаниях планируется с учетом сроков, установленных законом на их разбирательство, и назначается на определенный день и час.

В суде составляется общий план на квартал, где предусматривается вся орг. работа.

Председатель, судьи и судебные исполнители районного (городского) суда ведут прием граждан, который осуществляется по графику в строго установленное время.

В каждом районном (городском) суде регулярно проводятся обобщения судебной практики в целях улучшения его деятельности, выявления и устранения допущенных ошибок и выработки предупредительных мер.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.207.247.69 (0.011 с.)