Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции.



Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции.

Обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью и другие – это одна из основных функций государства. Выполняя эту функцию, государство обеспечивает п/о деятельность. П/о деятельность включает правоприменение. П/о деятельность связана с восстановлением нарушенных прав. Применение юридических санкций к нарушителю.

П/о деятельность осуществляется только на основе закона и с соблюдением всех предусмотренным законом процедур.

П/о деятельности свойственна предупредительная направленность: профилактика.

П/о осуществляют все ГО, организации и учреждения (в той или иной мере). Но для некоторых ГО п/о деятельность – главная функция. Такие органы называются п/о органы.

ÓП/о деятельность включает:

1) восстановление нарушенных прав;

2) пресечение правонарушение;

3) профилактика правонарушений;

4) применение методов принуждения;

5) нравственно-правовое воспитание населения;

6) понуждение к выполнению юридических обязанностей.Ó

П/о органы:

· суд;

· прокуратура;

· органы предварительного расследования;

· органы юстиции;

· нотариат;

· адвокатуры.

Суд – ГО, призванный разрешать конфликты, возникающие в обществе. Только суд выполняет функцию государства «правосудие». Суд от имени государства окончательно разрешает споры, применяет нормы права, в случае необходимости, применяет к нарушителю меры воздействия. Только суд может признать лицо виновным в совершении преступления. В правовом государстве суд – посредник в разрешении правовых споров. Суд независим и беспристрастен. Задача суда не наказать, а защитить права и свободы граждан.

Суд – п/о орган? Да и нет – разные мнения.

Нет: ст.6 Конституции, три ветви. Суд имеет особый статус. Отнесение суда к числу п/о органов принижает его статус. Все п/о органы осуществляют вспомогательные функции.

Нотариат бывает государственный и частный. А п/о – государственная функция. Частный нотариат тоже п/о орган в силу выполнения им публично-правовых функций.

Адвокатура – негосударственная, некоммерческая организация. Также п/о орган.

Каждый п/о орган выполняет свою функцию (суд –правосудие, прокуратура – прокурорский надзор и др.)

Суд + п/о органы = юстиция государства, органы юстиции в широком смысле слова.

Органы юстиции в узком смысле – Минюст и Главупрюстиции областных и Мингор исполкомов.

Уголовная юстиция – все органы, которые принимают участие в реализации уголовного закона.

Судебно-правовая реформа в РБ. Ее концепция, цели, основные направления и некоторые итоги. Значение решений съездов судей для совершенствования организации и деятельности судов.

В связи с объявлением независимости возникла необходимость реформировать экономическую, политическую и судебную системы. Реформа была подготовлена и одобрена Верховным Советом 23.04.1992 г.

В данной концепции провозглашены цели реформы:

- создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;

- утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников ПО, действенности закона;

- воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности п/о органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и рекомендациям.

Концепция состоит из 10 разделов. 2 раздел посвящен суду.

10 раздел – этапы реализации концепции. Она не установила хронологические рамки проведения реформы. Этапы: подготовительный, переходный и завершающий. Для каждого этапа были предусмотрены действия, которые должны были привести к воплощению концепции. Значительная часть предусмотренных концепцией мер была реализована.

Обновлено законодательство. Утвердилась самостоятельная судебная власть. Расширена судебная юрисдикция, гарантировано право на судебную защиту. Усилены гарантии судейской независимости. Обеспечены права личности в уголовном процессе и т.д.

Некоторые положения концепции не реализованы. Например, не реализовано положение об образовании судебных округов. Они не соответствовали АТД. Цель: усиление независимости судей от ОМВ.

ÓУпор – реформа законодательства. Право и закон отождествляются. Кроме правовых, суд использует и другие социальные нормы, однако в концепции их почти не было. В концепции была раскритикована белорусская судебная система 30-40-хх гг. Цель – формирование судебной власти, которая надежно защищала бы права и интересы сторон. В данном понятии происходит отождествление судебной власти и суда. Правосудие призвано осуществляться в судебных учреждениях (что это?). Меры для реализации, до сих пор нереализованные: идея введения суда присяжных, образование мирового суда, образование судебных округов (не совпадают с АТЕ)Ó

Съезды судей.

Первый съезд – 05.12.1998? – резолюция первого съезда судей. Поручено разработать предложение совершенствования судебной системы и пересмотру некоторых положений концепции. Были приняты новые кодексы. Создан институт переподготовки и повышения квалификации судей при БГУ.

Принят кодекс чести судьи. Содержит в себе требования этического характера, которые применяются к судьям.

Второй съезд – 21.02.2001 г. Констатировал, что судебная власть как самостоятельная ветвь власти в стране состоялось. Необходимо дальнейшее укрепление судебной системы которая эффективно защищала бы права и свободы граждан.

Правовые источники курса.

Правовые источники курса – системы ЗА и иных АЗ, которые регулируют задачи, компетенцию суда и других п/о органов, определяют их систему, структуру, порядок образования и исходные начала деятельности.

Главный источник курса – Конституция. Она впервые после советского периода вводит понятие судебная власть. Содержит главу 6 – суд. Глава 7 – прокуратура. И др.

Ст. 8 признается приоритет общепризнанных принципов международного права. Международные документы являются частью правовой системы Беларуси. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. Пакт о гражданских и политических правах, Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Принципы: 1) право на эффективное восстановление в правах компетентными, независимыми и беспристрастными национальными судами в разумные сроки; 2) обеспечение государством доступа граждан к правосудию и юридической помощи; 3) презумпция невиновности; 4) равенство всех перед законом и судом; 5) открытое судебное разбирательство; 6) право на пересмотр судебного решения в вышестоящей судебной инстанции; 7) особая защита уязвимых участников процесса.

Законы. Кодексы. Кодекс о судоустройстве и статусе судей от 29.06.2006 с изменениями и дополнениями. Вступил в силу в январе 2007 г. Первый кодифицированный акт о судоустройстве. До кодекса действовал закон от 1995 г. Он был посвящен только общим судам, кодекс посвящен всем судам.

В кодексе 6 разделов, 23 главы, 193 статьи.

Другие кодексы, прежде всего процессуальные.

Законы. Закон о прокуратуре РБ от 08.05.2007, Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности в РБ от 30.12.2011, Закон об ОВД от 17.07.2007, Закон об ОФР КГК от 16.07.2008, Закон о нотариате и нотариальной деятельности от 18.07.2004 и другие.

Декреты, указы Президента. Декрет № 14 2008 – про КС. Расширена компетенция КС страны. Указы Президента. Указы (назначение на должность судей).

Постани тфОООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООООО овления СМ, ведомственные акты других РОГУ (в частности, Минюст).

Постановления пленумов ВС, ВХС. Постановления обязательны. Постановление № 14 ВС от 23.12.1999 О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов.

Акты КС. Заключения КС – основной акт суда. Решения не носят общеобязательный характер, но к ним прислушиваются.

07.09.2012

Свойства судебной власти.

Отличительные черты судебной власти:

· самостоятельность;

· независимость судей и подчинение их только закону;

· полнота и исключительность;

· верховенство в системе юстиции;

· беспристрастность;

· политическая нейтральность;

· легитимность.

Выделение свойств судебной власти осуществлялось еще до революции.

Самостоятельность судебной власти (независимость). СВ организационно отграничена от других ветвей государственной власти. Это отдельные государственные учреждения. У них отдельное финансирование, отдельный штат и др. Самостоятельность СВ обеспечивается в том числе независимостью судей. Выражается в отсутствии административного подчинения низших судов высшим. Проявляется в том, что решения судов не подлежат последующему утверждению, одобрению и др.

ÓСамостоятельность включает в себя независимость.Ó

Независимость судей и подчинение их только закону. То есть запрет на создание судами норм права (кроме одного исключения).

Полнота и исключительность. Суды имеют всю полноту полномочий по осуществлению правосудия. СВ не делит функцию правосудия ни с кем другим. Общеобязательность вступивших в законную силу решений суда.

Помилование – исключительное право Президента. Суд вынес приговор по уголовному делу. Осужденный имеет право написать прошение о помиловании на имя Президента. В Администрации Президента комиссия по помилованию. Президент может смягчить наказание или отменить его. Когда Президент осуществляет помилование, он не изменяет судебного решения. Судебное решение в силе: лицо виновно. В силу гуманности Президент смягчает/отменяет наказание.

Амнистия – право Парламента. Амнистия – это закон. Он распространяется не на конкретных лиц, а на определенные категории лиц (пример: осужденные по ст. **, пенсионеры и др.). Освобождение от наказания или его смягчение. Акт гуманизма, не изменяет решение суда.

Полнота СВ. Решение СВ действует на всей территории страны.

Беспристрастность. Непредвзятое, всестороннее, объективное исследование обстоятельств дела, сбор и проверка доказательств обеих сторон. Отвод судьи – для обеспечения беспристрастности. При личной прямой или косвенной заинтересованности судьи в исходе дела.

Верховенство СВ. Оно предопределяется тем, что судебная власть формируется высшими ГО и ДЛ. Суды осуществляют власть от имени РБ. Проявляется в лидирующем положении СВ в системе юстиции. Только СВ может принимать окончательное решение по юридическим делам.

Политическая нейтральность. Суды и судьи должны быть вне политики и политической борьбы. Они не должны проводить политические решения партий и др. Ст. 36 Конституции: судьи не могут быть членами политических партий и других ОО, преследующих политические цели. Они не могут поддерживать партии, участвовать в акциям, шествиях, демонстрациях и др.

Легитимность СВ. СВ считается легитимной при доверии народа, его поддержке и признании со стороны народа его решений.

Презумпция невиновности.

Ст. 26 Конституции.

Доказывается виновность, а не невиновность. Это общечеловеческая ценность.

Невиновность обвиняемого должна быть доказана в установленном законом порядке.

Ст. 16 УПК. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Суд не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого. Все сомнения в обоснованности предъявленного обвинения толкуются в пользу обвиняемого. Приговор не может быть основан на предположениях.

11.09.2012

Судебная система: общие положения.

1. Понятие о судебной системе, ее звеньях и судебных инстанциях.

2. Принципы построения судебной системы и виды судов.

3. Основные этапы развития судебной системы в БССР и РБ.

4. Общая характеристика действующей судебной системы в РБ.

Конституционный суд.

Образован и действует в соответствии с Конституцией, законом «О КС РБ» от 30.03.1994 г. и Кодексом. Действует в стране с 1994 г.

В науке существует дискуссия, являются ли КС судами. В Конституции закреплено, что КС – орган судебной власти. Ст. 166. Контроль над конституционностью НА государства. Обеспечение верховенства Конституции на территории страны. Суд играет важную роль в защиты прав и свобод человека.

12 судей. Высококвалифицированные юристы. 6 судей назначаются Президентом, 6 избираются Советом республики. Срок полномочий – 11 лет. Предельный возраст – 70 лет.

Лицо-кандидат может заявить о самоотводе, это заявление принимается без обсуждения и голосования. Приступать к работе можно, когда набрано 8 судей. В случае, если из состава КС досрочно выбыл судья, на его место выбирается другой судья.

Председатель КС назначается на должность Президентом с согласия СР из числа судей КС сроком на 5 лет. У председателя КС есть один заместитель. Он избирается КС числа судей КС по представлению Председателя КС сроком на 5 лет.

18.09.2012

Дисциплинарная ответственность судей общих и хозяйственных судов.

Ст. 111 КССС. Причины привлечения:

û за нарушение законодательства при осуществлении правосудия

û за нарушение кодекса чести

û за несоблюдение правил ВТР, совершение иного служебного проступка

Отмена иди изменение судебного постановления не влекут за собой ответственности судьи (кроме установлено преднамеренного вынесения незаконного судебного постановления).

Виды ДВ: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в КК судьи на срок до 6 месяцев, освобождение от должности.

Сроки привлечения к ДВ: не позднее 2 месяцев со дня обнаружения проступка (не считая болезни и отпуска), не позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, по результатам проверки компетентными органами – не более 2 лет.

Дисциплинарное производство осуществляется квалификационными коллегиями за исключением производства по проступкам, выразившимся в несоблюдении правил ВТР (председателями соответствующих судов начиная с областного суда). Могут возбуждать Дисциплинарное производство могут возбуждать: Президент, Председатель ВС (судьи ОС), Председатель ВСХ (судьи ХС), министр юстиции (всех ОС и ХС, кроме ВС и ВСХ) и т.д. Решение, приказы, постановления.

Квалификационная коллегия может назначить дополнительную проверку. Участие судьи в осуществлении дисциплинарного производства является обязательным.

Заключение имеет рекомендательный характер. О наложении ДВ, о прекращении дисциплинарного производства.

Дисциплинарное производство прекращается в случаях: 1) при отсутствии оснований; 2) когда прошли сроки для привлечения к ДО; 3) нецелесообразно наложение ДВ и можно ограничиться дисциплинарным производством.

НЗ.

Ст. 9 КССС. Принцип участия граждан. НЗ – граждане РБ, 25 лет, оба языка.

Ст. 133 КССС. Не могут быть НЗ.

Съезд судей.

Съезд судей – высший орган судейского сообщества в РБ. Осуществляет полномочия: судьи КС, судьи ОС и ХС, судьи в отставке. Созывается, как правило, 1 раз в 4 года. Декабрь 1997, февраль 2002.

Решение о созыве съезда судей принимается Президентом или РС. Они могут созвать внеочередной съезд.

Компетенция Съезда судей – ст. 153 КССС.

Повестка дня съезда судей формируется РС и утверждается съездов.

Подготовка съезда судей – ст. 154 КССС.

Работа съезда судей Республики Беларусь осуществляется через образованные им рабочие органы – президиум, секретариат, редакционную, счетную и иные комиссии, созданные для выработки проектов и принятия решений по вопросам, включенным в повестку заседания. Ст. 155.

Решение съезда судей Республики Беларусь считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на съезде судей Республики Беларусь. Ст. 156.

Контроль ст. 157.

РС судей.

Республиканский совет судей является органом судейского сообщества, осуществляющим в период между съездами судей Республики Беларусь его полномочия.

Состав РС судей – ст. 159.

Количественный состав Республиканского совета судей и норма представительства в нем судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов определяются съездом судей Республики Беларусь.

Выдвижение кандидатов в состав Республиканского совета судей осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь, пленумами Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и соответствующими конференциями судей.

Компетенция РС – ст. 160.

- созывает съезд судей Республики Беларусь;

- рассматривает в пределах своей компетенции актуальные проблемы организационного, кадрового, материально-технического обеспечения судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей;

- обсуждает вопросы судебной практики и совершенствования законодательства и др.

Ст. 162 – секции. Ст. 163 – пленарные заседания.

Конференции судей.

Конференция судей областного, военных и хозяйственных судов – ст. 164.

Компетенция – ст. 165.

Конференции избирают КК.

Конференции правомочны при присутствии 2/3 судей, наделенных правом участия.

КК судей.

Задачами квалификационных коллегий судей являются (ст. 169):

ü проведение аттестации судей с учетом их профессионального уровня;

ü осуществление дисциплинарного производства в отношении судей;

ü обеспечение исполнения решений органов судейского сообщества;

ü осуществление иных полномочий в соответствии с Кодексом.

КК судей ВС; КК судей областных, минского городского судов; КК судей военных судов; КК судей ХС.

Судья не может являться одновременно членом квалификационных коллегий судей разных уровней. Члены квалификационных коллегий судей не могут входить в состав Республиканского совета судей, а также председатели судов и их заместители.

Понятие и значение ОиМТОДС.

Разработать инструкции, регулирующие деятельность судов, полномочия сотрудников и др. Суды должны быть обеспечены НПА, ресурсами и др.

Прокуратура

1. Понятие прокуратуры, ее задачи и основные направления деятельности.

2. Принципы организации и деятельности прокуратуры.

3. Система и структура органов прокуратуры.

4. Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Требования к лицам, назначаемым на должность прокурора.

5. Классные чины (воинские звания) прокурорских работников.

6. Поощрения и ответственность прокурорских работников.

Порядок назначения и освобождения прокуроров от должности. Требования к лицам, назначаемым на должность прокурора.

ГП: Президентом с согласия СР. Может быть освобожден от должности Президентом с согласия СР в случае преступления, здоровья и по собственному желанию.

Заместители ГП, прокуроры областей и приравненные к ним назначаются и освобождаются на должности ГП по согласованию с Президентом.

Заместители прокуроров областей назначаются и освобождаются ГП по представлению областного прокурора.

Прокуроры и замы районов и др. ГП по представлению соответствующего областного прокурора.

Закон «О прокуратуре» и положение. Указ № 181 от 27.03.2008.

Ст. 48 Закона. Критерии к прокурорским работникам:

- гражданин РБ

- высшее юридическое образование

- обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами

- отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о ГС

Должность прокурора района: не моложе 25 лет, стаж 3 года.

Прокурор области: стаж 5 лет.

Положение. п.6. Лицо не может быть работником прокуратуры, если:

ü оно не имеет гражданства РБ

ü признано недееспособным и ограниченно дееспособным

ü лишено судом права занимает ГД в течение времени

ü имеет судимость

ü ранее совершило умышленное преступление

ü имеет заболевание, утвержденное СМ

ü состоит в родстве или свойстве, непосредственно подчинено

ü отказывается от прохождения специальной проверки и процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственный секрет.

Лица, впервые поступающие на службу, сдают квалификационный экзамен. Проводится комиссией ГП по кадровым вопросам. Состав комиссии, порядок и форма проведения экзамена определяется ГП. Если не сдал, то еще год.

Лица, сдавшие экзамен проходят стажировку в течении 6 месяцев.

Без стажировки и экзамена принимаются лица из определенных юридических сфер.

Контракт от 1 до 5 лет.

Понятие, задачи и виды ОПР.

Это специальные ГО и ДЛ, деятельность которых направлена на выявление, расследование, раскрытие, предупреждение и пресечение преступлений.

Ст. 7 УПК. Задачи уголовного процесса.

От качества ПР зависит качество судебного разбирательства. Ошибки, допущенные следователем, суд не всегда в состоянии компенсировать. Качество ПР влияет на качество правосудия по уголовным делам.

ПР осуществляется в 2 формах: в форме дознания и предварительного следствия. Органы дознания и ОПР. ОД осуществляют вспомогательную по отношению к предварительному следствию деятельность.

2. Органы предварительного следствия.

Ст. 180 УПК. Перечень ГО, имеющих право осуществлять предварительное следствие.

2 следственных аппарата. Два органа. Следственный комитет, Органы государственной безопасности КГБ.

Указ № 99 за 2010 г. были определенным образом в системе прокуратуры обособлены следователи. Они были выведены из подчинения районных прокуратур. Введена должность заместителя ГП – начальник следственного управления прокуратуры. Этим же указом были ликвидированы 2 прокуратуры.

Образование следственного комитета, который начал работу с 2012 г. Был создан отдельный ГО с его территориальными подразделениями. Следователи многих прокуратур перешли в СК.

СК. Образован Указ № 409 от 12.09.2011. Правоохранительный орган и ОПС, который подчинен непосредственно Президенту.

3 звена. Верхнее – ЦА СК. Среднее – управления СК по областям и Минску. Нижнее – районные (межрайонные), городские и районные в городах отделы СК. Возглавляет СК Председатель.

Указом 518 от 10.11.2011 утверждено Положение о СК и Положение и порядке прохождения службы в следственном комитете.

У Председателя СК 3 зама и 1й зам.

СК – п/о орган, сотрудники носят погоны и имеют звания.

Для рассмотрения основных вопросов следственной работы в СК создается коллегия. Председателем коллегии является Председатель СК. В состав коллегии входят зам государственного секретаря СБ, замы Председателя СК, иные ДЛ СК. Состав коллегии определяется Президентом по представлению Председателя СК.

По абсолютному большинству уголовных дел предварительное следствие проводится СК.

Следователи КГБ. Закон «Об ОГБ РБ» от 10.07.2012.

Ст. 11. Перечень преступлений.

Следователи КГБ военнослужащие.

Адвокатура

1. Понятие и основные задачи адвокатуры. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

2. Условия и порядок допуска к адвокатской деятельности. Начало осуществления адвокатской деятельности.

3. Организационные формы осуществления адвокатской деятельности.

4. Органы адвокатского самоуправления.

5. Права и обязанности адвокатов.

6. Дисциплинарная ответственность адвоката.

7. Приостановление и прекращение адвокатской деятельности.

Дисциплинарная ответственность адвоката.

За нарушение закона, этики и иных а/з.

ДВ: замечание, выговор, исключение из территориальной коллегии.

Жалобы клиентов, представления ГО и др. направляются в территориальную коллегию, в которой состоит адвокат.

Глава 3 – ДО.

Минюст или органы управления коллегии могут по собственной инициативе возбудить дисциплинарное производство. ДП осуществляется дисциплинарной комиссией коллегии адвокатов.

Решение о привлечении к ДО может быть в месячный срок обжаловано в ДК республиканской коллегии адвокатов. Если ДО не удовлетворило жалобу или не ответила на нее, можно обращаться в суд.

Понятие и задачи нотариата.

Нотариат занимает особенное место в системе п/о органов. Главная функция нотариата – удостоверять сделки, какие-либо факты с целью придания им бесспорности.

Закон о нотариате и нотариальной деятельности от 18.07.2004.

Основная задача – обеспечение и защита прав и законных интересов граждан и ЮЛ.

Нотариат осуществляет предупредительное воздействие.

Организация нотариата.

Перечень лиц наделенных правом совершать нотариальные действия, содержится в ст. 1 Закона.

Законодательство (ГК) предоставляет право совершения отдельных нотариальных действий ряду ДЛ лечебных, исправительно-трудовых учреждений. Удостоверение доверенностей и завещаний.

Государственные нотариусы:

· гражданство РБ

· высшее юридическое образование

· необходимо получение свидетельства на право занятия нотариальной деятельностью

· иные требования

Если лицо претендует на занятие должности государственного нотариуса впервые или перерыв в работе был более трех лет, тогда необходимо пройти стажировку и сдать экзамен.

Экзамен сдается КК. Стажировка. До года (впервые), до 6 месяцев (не впервые).

Ст. 27. Не вправе заниматься нотариальной деятельностью:

- лицо не может быть принято на ГС

- если лицензия частного нотариуса аннулирована в течение года

- увольнение из ГО и др. по порочащим основанием в течение 2 лет

КК образуется Минюстом. Нотариусы, иные специалисты в области права. Председатель КК – заместитель министра юстиции.

Частный нотариус:

ü гражданство РБ

ü высшее юридическое образование

ü получение лицензии

Ограничения на государственного нотариуса распространяются и на частного нотариуса.

Глава 43 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, Указ № 450 от 01.09.2010.

Указ уточняет требования к претендентам. Стаж работы в качестве нотариуса не менее 3х лет. Перерыв – не более 6 месяцев. Определенный уровень профессиональной подготовки, подтвержденный сдачей экзамена. Прием экзамена, рассмотрение заявление о выдаче лицензии осуществляет КК по вопросам нотариальной деятельности. Решение о выдаче или отказе в выдачи принимается Минюстом на срок от 5 до 10 лет.

Белорусская нотариальная палата.

Нотариус обязан принести присягу. Правила профессиональной этики нотариуса. Постановление Минюста № 37 от 16.11.2004.

Организационной формой осуществления деятельности государственных нотариусов являются государственные нотариальные конторы. В Минске и областях одна – первая нотариальная контора. Он осуществляет и методическое руководство остальными нотариальными конторами. Минюст может возложить на 1 НК совершение наиболее сложных нотариальных действий.

Частные нотариусы – нотариальные бюро – одни или более нотариусов.

Юстиция стран СНГ

1. Судебная система РФ.

2. Статус судей. Органы судейского сообщества РФ.

3. Прокуратура РФ.

4. Адвокатура в РФ.

5. Судоустройство Украины.

Судебная система РФ.

Конституция 1993 г. Анализ ее положений говорит о том, что в целом основные принципы, закрепленные в ней, совпадают с аналогичными, закрепленными в Конституции РБ. Это международные стандарты.

В Конституции РФРР

есть некоторые начала, которых нет в Конституции РБ. Виды судопроизводства (ст. 118). Несменяемость и неприкосновенность судей. Право на осуществление правосудия с участием присяжных заседателей. Требования к кандидатам на судейские должности.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996.

Законом провозглашено единство судебной системы РФ, несмотря на ее децентрализацию. В ст. 3 Закона перечислены гарантии данного единства:

· установление судебной системы РФ Конституцией и этим законом;

· соблюдение всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства

· применение всеми судами Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также Конституции и других законов субъектов федерации;

· признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;

· законодательное закрепление единства статуса судей;

· финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

РФ – федеративное государство. Все суды делятся на два вида: федеральные суды и суды субъектов РФ.

Федеральные суды:

- КС

- федеральные суды общей юрисдикции

o ВС РФ

o ВС республик

o краевые и областные суды

o суды городов федерального значения

o суды автономной области и автономных округов

o районные суды

o военные и специализированные суды

- федеральные арбитражные суды

o высший арбитражный суд РФ

o федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды)

o арбитражные апелляционные суды

o арбитражные суды РФ

o специализированные арбитражные суды

- дисциплинарное судебное присутствие

Суды субъектов РФ:

ü конституционные (уставные) суды субъектов РФ

ü мировые судьи

КС.

Осуществляет конституционный контроль в целях защиты основ конституционного строя и т.д. Федеральный конституционный закон «О КС РФ» от 21.07.1994.

û рассмотрение дел о конституционности НПА и международных договоров;

û рассмотрение дел по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан;

û осуществление толкование Конституции

Состав: 19 судей. Назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента. Председатель и два зама. Они назначаются на должность таким же образом сроком на 6 лет из числа судей КС.

Судья КС. Требования:

· гражданин РФ

· возраст не менее 40 лет

· безупречная репутация

· высшее юридическое образование

· стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет

· обладающий признанной высокой квалификации в области права

Полномочия судьи КС не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания на должности – 70 лет.

Суды общей юрисдикции. Верховный суд.

Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к его компетенции. Осуществляет надзор за нижестоящими судами, дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховные суды республик. Краевые областные суды. Суды городов федерального значения. Суды автономной области, автономных округов.

Районные суды. Военные суды.

Районные суды являются вышестоящими судами по отношению к мировым судьям.

Федеральный закон «О мировых судьях РФ» от 17.12.1998. Мировые судьи рассматривают дела единолично, действуют в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Они рассматривают мелкие гражданские и уголовные дела, дела по АПН. Действуют в пределах судебных участков. Судебные участки создаются так, чтобы на нем проживало от 15 до 23 тысяч человек. Если меньше 15 тысяч, то все равно создается.

Мировые судьи избираются на должность либо ЗО субъекта федерации, либо избираются население данного участка. Требования к кандидатам. Такие же, как к судьям с учетом положений закона.

Военные суды. Осуществляют деятельность в ВС и др.

Создаются по месту дислокации воинских частей учреждений. Допускается создание военных судов за пределами РФ, если там дислоцируются войска.

Нижнее звено – гарнизонный военный суд. Действует на территории в отношении одного или нескольких военных гарнизонов.

Второе звено – окружной (флотский) военный суд. Территория одного или нескольких субъектов федерации.

Военная коллегия ВС.

Арбитражные суды. Разрешение хозяйственных споров.

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах РФ» от 28.04.1995.

Высший арбитражный суд. Правосудие, разъяснение, надзор за нижестоящими.

Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды). Их 10. Каждый федеральный арбитражный суд округа является вышестоящим для двух арбитражных апелляционных судов.

Арбитражные апелляционные суды. Их 20. Действуют на нескольких субъектах федерации.

Арбитражные суды субъектов.

Суд по интеллектуальным правам.

Дисциплинарное судебное присутствие.

Рассматривает дела по жалобам на решения высшей квалификационной коллегии судей РФ и КК судей субъектов федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращения КК об отказе досрочного прекращения полномочий.

Присутствие: 3 судьи ВС, 3 судьи – ВАС.

Рассмотрение дел присяжными заседателями. Форма уголовного судопроизводства. Деятельность урегулирована УПК РФ 2001 г.

12 человек. Разрешают только фактические вопросы:

- доказано ли, что имело место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый?

- доказано ли, что деяние совершил подсудимый?

- виновен ли подсудимый в совершении этого преступления?

- если виновен, заслуживает ли он снисхождения?

Рассмотрение осуществляется только по 1 инстанции. Должно быть ходатайство обвиняемого. Уголовное дело должно быть по первой инстанции подсудно краевому, областному. Самые серьезные преступления.

Прокуратура РФ.

ФЗ «О прокуратуре РФ» от 10.02.1992.

Уже нет следователей.

Адвокатура в РФ.

Адвокатура – это профессиональное сообщество адвокатов, которое не входит в систему ОГВ и ОМСУ.

ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.03.2002.

Адвокатские образования. 4 формы:

- адвокатский кабинет

- коллегия адвокатов

- адвокатское бюро

- юридическая консультация

Адвокат сам выбирает, в какой форме работать. 1 учреждает кабинет. 2 и более – коллегию или бюро. Адвокаты не могут сами учредить юридическую консультацию. Адвокатская палата по представлению ОИВ соответствующего субъекта РФ учреждают ЮК, если на территории судебного района общее количество адвокатов менее 2 на одного федерального судью.

Совет адвокатской палаты утверждает порядок, в соответствии с которым адвокат направляется для работы в ЮК. Советом могут быть предусмотрены выплаты адвокатам, которые работают в ЮК.

На каждый субъект РФ образуется по одной адвокатской палате. Все адвокаты данного субъекта обязаны состоять в этой адвокатской палате. Все адвокаты данного субъекта должны в палате состоять.

Органы адвокатской палаты. Собрание (конференция) адвокатов. Коллегиальный исполнительный орган – совет АП. Контроль над финансово-хозяйственной деятельности осуществляет ревизионная комиссия. Квалификационная комиссия. Принимает экзамены и рассматривает жалобы на действия адвокатов. Федеральная АП РФ.

Требования:

- высшее юридическое образование либо ученая степень по юридической специальности

- стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет (или пройти стажировку 1-2 года)

Решения принимает КК после сдачи КЭ. Решения КК о присвоении статуса вступает в силу после принесения присяги. Статус адвоката присваивается на определенный срок и не ограничивается возраст адвоката. После принесения присяги – статус адвоката и член палаты автоматически.

Ограничения на занятия адвокатской деятельностью:

ü недееспособность и ограниченная дееспособность

ü имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления

30.10.2012

Судоустройство Украины.

Основной НПА – Конституция 1996 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.304 с.)