Правоохранительная деятельность и ее признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правоохранительная деятельность и ее признаки.



Правоохранительная деятельность и ее признаки.

В широком смысле — это деятельность всех государственных органов обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле — это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.

признаки: 1) орган уполномочивается нормативным правовым актом для осуществления правоохранительной деятельности;2) орган осуществляет свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур;3) орган в процессе своей деятельности имеет право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение;4) решения, принятые правоохранительными органами, подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Правоохранительная деятельность – это деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными на то органами, путём применения юрид. мер воздействия в строгом соответствии с законом и при соблюдении установленного процессуального порядка.

Предмет и система курса «Судоустройство».

Предмет: устройство органов суда, прокуратуры, юстиции и иных правоохранительных органов Республики Беларусь. Предмет составляет круг вопросов, связанные с образованием, устройством, назначением, системой и структурой всех правоохранительных органов – суда, прокуратуры, Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и т.д.

данный курс находится в постоянном взаимодействии с другими отраслями права,

Систему курса «Судоустройство» составляет совокупность взаимосвязанных проблем и вопросов, изучаемых в последовательности осуществления правоохранительной деятельности: а) предмет, система и законодательные источники курса; б) общая характеристика органов, осуществляющих правосудие и правоохранительную деятельность; в) понятие судебной власти, правосудия; г) организация и деятельность судебных учреждений в Республике Беларусь; д) органы юстиции Республики Беларусь; е) органы, осуществляющие правоохранительную деятельность.

 

Источники курса «Судоустройства».

к нормативно-правовым источникам курса «Судоустройство» можно отнести:1 ) Конституцию Республики Беларусь. Ст: 6, 22, 26, 60, 62 и гл. 6 и 7. 2) Декреты, Указы Президента Республики Беларусь (Указ Президента «Об утверждении положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь»; Указ Президента «О некоторых вопросах таможенных органов», положения об прохождении службы в ОВД);3 ) Кодексы Республики Беларусь («О судоустройстве и статусе судей»;,кодекс чести судей, кодекс чести прокурор. работника;4) Законы Республики Беларусь («Об органах внутренних дел Республики Беларусь»; «О прокуратуре Республики Беларусь»; «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь»; «О конституционном Суде Республики Беларусь»; «Об адвокатуре»; «О нотариате и нотариальной деятельности»; 5 ) постановления Совета Министров Республики Беларусь (постановление «О лицензировании видов деятельности, выдачу специальных разрешений (лицензий) на которые осуществляет Министерство юстиции»);6) постановления Министерства юстиции Республики Беларусь (постановление «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству»; постановление «Об утверждении правил профессиональной этики адвоката»);

Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Республикой Беларусь.

Судебная власть как вид государственной власти.

Судебная власть — разновидность государственной власти, осуществляемой судами в рамках установленной законом процедуры по рассмотрению дел о конституционности нормативных актов, разрешению уголовных, гражданских, административных и иных споров. Судебная власть одна из трех ветвей власти, которые определены в статье 6 Конституции Республики Беларусь. Перед судебными органами стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан. Совокупность судов, осуществляющих судебную власть (правосудие), составляет систему судебной власти, которая строится на принципах территориальности и специализации. В судебную систему Республики Беларусь входят Конституционный Суд, общие суды (во главе — Верховный Суд), хозяйственные суды (во главе —Высший Хозяйственный Суд).

 

 

Понятие и виды правосудия.

Правосудие – это деятельность независимого суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в процессуальном порядке уголовных, гражданских и иных дел и применению на основе закона мер государственного принуждения к правонарушителям или оправдания невиновных в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений, охраны от всяких посягательств конституционного строя, прав и интересов граждан, организаций, общества и государства.

Виды: по уголовным делам, по хозяйственным, по гражданским и административным.

Некоторые выделяют конституционное правосудие, но др. считают, что это вид судопроизводства.

Отличительные черты: осуществляется только судом; осущ. способом указанным в законе(проведение суд. заседаний)

Правосудие – рассмотрение дел в первой инстанции, но так же и рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанции.

 

 

Понятие и система принципов правосудия.

Принципы правосудия - закрепленные в Конституции Республики Беларусь основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.

признаки. 1.носят объективный характер.2.являются руководящими положениями.3. общий характер.4.закреплены в законе.

Все принципы правосудия образуют систему. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом.

К системе принципов правосудия относятся принципы: законности, осуществления правосудия только судом; независимости судей; осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом; обеспечения прав граждан на судебную защиту; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому, обвиняемому права на защиту; состязательности и равноправия сторон; гласности разбирательства дела в суде; ведения судопроизводства на национальном языке; участия граждан в осуществлении правосудия; охраны чести и достоинства личности; непосредственности и устности судебного разбирательства при осуществлении правосудия.

7. Принцип законности.

Основной принцип – принцип принципов, т.к. нарушение хотя бы прицепа ведёт к нарушению принципа законности.

Принцип предполагает, что организация и деятельность судов осуществляется на основе конституции и иных законов. Не допустимо отступление от требования норм матерьяльного и процессуального права при рассмотрении дела. В каждом выносимом по делу приговоре или решении, должна быть ссылка на закон с обоснованием почему именно этот закон здесь применим.

 

 

Принцип публичности правосудия.

Принцип публичности в уголовном процессе означает, обязательность органа ведущего уголовный процесс при обнаружении признака состава преступления возбуждать уголовное дело. Большинство уголовных дел относятся к категории дел публичного обвинения.

Искл: дела частно-публичные и частного обвинения, которые возбуждаются по заявлению потерпевшего.

Дела частно-публичные нельзя прекратить за примирением сторон..

Дела частного обвинения возбуждаются самим потерпевшим путём подачи заявления в суд по этой категории отсутствует предварительное следствие.

 

Судебная система.

Под судебной системой понимается закрепленная в Конституции Республики Беларусь совокупность судебных учреждений.

Судебную систему Республики Беларусь составляют:

1) Конституционный Суд Республики Беларусь – орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;2) общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;3) хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

 

Апелляционная инстанция.

В системе общих судов не действует, действует только в с-ме хоз. судов.

В судах обл и г Минска сущ апелляционная комиссия. В ней можно обжаловать опротестовать решения хоз. Суда области вынесенные им при рассмотрении дела по существу..

Апелляционная коллегия заново пересматривает дело и выносит новое решение. В апеляцинной коллегии можно представить новые доказательства, если у о них заявлялось в суде 1 инстанции.

апелляция представляет собой рассмотрение дела по существу, по жалобе либо протесту вышестоящим судом. В отличии от кассационной всегда выносит новый приговор решение.

Суд апелляционной инстанции ислед все док-ва в том числе и предоставленные дополнительно. Основное назначение исправление ошибок допущенных судом 1 инстанции, как юр, так и факт.

 

Президиум Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и судей Верховного Суда Республики Беларусь в количестве, установленном Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь: а) рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские и уголовные дела; б) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, выносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь; в) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих общих судов; г) заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь и председателей нижестоящих общих судов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, судов.

 

Пленум Верховного Суда.

В состав Пленума Верховного Суда Республики Беларусь входят Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, судьи Верховного Суда Республики Беларусь, председатели областных (Минского городского), Белорусского военного судов.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь: а) рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования общим судам разъяснения по вопросам применения законодательства; б) рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства; в) заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий,; г) утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь; д) избирает квалификационную коллегию судей Верховного Суда Республики Беларусь.

 

 

Хозяйственные суды.

Систему хозяйственных судов составляют:1) хозяйственные суды областей (города Минска);2) Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь.

Основные задачи хозяйственного суда предельно четко сформулированы в ст. 2 Закона РБ «О хозяйственном суде в Республике Беларусь»:— обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций независимо от форм собственности путем осуществления правосудия;— содействие правовыми средствами соблюдению законодательства в экономических отношениях;— обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров;— предупреждение нарушений законности в экономических отношениях и договорных обязательствах;— подготовка предложений о совершенствовании хозяйственного законодательства;— координация деятельности по предупреждению нарушений законности с правоохранительными и контролирующими органами.

Для решения задач хозяйственные суды выполняют следующие функции:1) рассмотрение и разрешение споров;2) осуществление надзора за законностью и обоснованностью судебных актов;3) ведение статистического учета и анализа статистических данных о своей деятельности и др.

 

Судья. Понятие правового статуса судей. Требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должности судей.

В Законе «О судоустройстве и статусе судей» в Республике Беларусь закреплены требования, предъявляемые к судьям и кандидатам на должность судьи, порядок их отбора и наделения судей полномочиями, гарантии независимости и неприкосновенности судей, приостановление и прекращение полномочий судьи.

Судьей Конституционного Суда Республики Беларусь может быть назначен (избран) гражданин Республики Беларусь, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифицированным специалистом в области права, имеющий, как правило, ученую степень и обладающий высокими моральными качествами. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – 70 лет.

Кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

 

 

Несменяемость судей.

Статья 86. Несменяемость судьи. Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным настоящим Кодексом.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Независимость судей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Неприкосновенность судей.

Статья 87. Неприкосновенность судьи и народного заседателя. Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий.Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.Судья не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.В случае дачи в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь порядке согласия на возбуждение в отношении судьи уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.Производство по уголовным делам в отношении судей и народных заседателей осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Кодекс чести судей.

Решением первого съезда судей Республики Беларусь от 5 декабря 1997 г. был принят Кодекс чести судьи Республики Беларусь, который устанавливает правила поведения этического характера, обязательные для каждого судьи Республики Беларусь независимо от занимаемой должности.

Правила поведения, предусмотренные Кодексом, распространяются также на судей, находящихся в отставке, сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу, за исключением случаев, когда из существа отношений не вытекает иное.

Статья 1. Пределы действия настоящего Кодекса. Статья 2. Нормы, определяющие поведение судьи. Судья всей своей деятельностью и поведением должен способствовать формированию у должностных лиц и граждан чувства уважения к Конституции Республики Беларусь, показывать пример законопослушания. Статья 3. Правила поведения, обеспечивающие независимость, объективность и беспристрастность судьи. Статья 4. Недопустимость использования судьей своего служебного положения вопреки требованиям Конституции Республики Беларусь. Судья не вправе использовать свое служебное положение в личных целях, а равно. Судья должен быть осмотрительным при выборе друзей и знакомых, избегать связей, которые могут скомпрометировать его. Статья 5. Культура общения судьи. Статья 6. Обязанность судьи по воздержанию от публичных комментариев по делам до вступления в законную силу решений по ним. Статья 7. Внеслужебная деятельность судьи. Согласно Конституции Республики Беларусь судья не может осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Дисциплинарная ответственность судей.

Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности: а) за нарушение требований законодательства при осуществлении правосудия; б) за нарушение Кодекса чести судьи Республики Беларусь; в) за несоблюдение судьями правил внутреннего трудового распорядка, совершение иного служебного проступка.

Видами дисциплинарных взысканий являются: а) замечание; б) выговор; в) предупреждение о неполном служебном соответствии; г) понижение в квалификационном классе судьи на срок до шести месяцев; д) освобождение от должности. При наложении взыскания учитываются характер нарушения и его последствия, тяжесть проступка, личность судьи, степень его вины.

Судья может быть подвергнут дисциплинарному взысканию не позднее двух месяцев со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни или пребывания в отпуске, но не позднее шести месяцев со дня его совершения. Если в течение одного года со дня наложения дисциплинарного взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное производство в отношении судей общих и хозяйственных судов Республики Беларусь за совершение ими дисциплинарных проступков, за исключением проступков, выразившихся в несоблюдении судьями правил внутреннего трудового распорядка, осуществляется квалификационными коллегиями судей.

Судейское сообщество.

Судейское сообщество Республики Беларусь составляют судьи Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов, а также судьи, находящиеся в отставке.

Органами судейского сообщества являются: 1) съезд судей Республики Беларусь;2) Республиканский совет судей;3) конференции судей областных (Минского городского) судов, конференции судей военных судов и конференции судей хозяйственных судов;4) квалификационная коллегия судей Верховного Суда Республики Беларусь, квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов, квалификационная коллегия судей военных судов и квалификационная коллегия судей хозяйственных судов.

Основными з адачами органов судейского сообщества являются: а) поддержание авторитета судебной власти; б) обеспечение соблюдения судьями в их профессиональной деятельности и личном поведении требований, предъявляемых к ним Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства; в) защита прав и законных интересов судей; г) содействие реализации гарантий независимости и неприкосновенности судей; д) совершенствование судебной системы и судопроизводства.

Органы судейского сообщества осуществляют свою деятельность коллегиально, гласно, при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей.

 

Съезд судей.

Съезд судей Республики Беларусь – высший орган судейского сообщества, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд судей Республики Беларусь осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда Республики Беларусь, общих и хозяйственных судов, а также судей в отставке. Съезд судей Республики Беларусь созывается, как правило, один раз в четыре года. В случае необходимости может созываться внеочередной съезд судей Республики Беларусь.

Съезд судей Республики Беларусь: а) рассматривает в пределах своей компетенции актуальные проблемы работы судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей; б) обсуждает вопросы судебной практики, вносит субъектам права законодательной инициативы предложения по совершенствованию законодательных актов; в) проводит обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся статуса судей, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения работы судов и иных вопросов их деятельности; г) избирает Республиканский совет судей и его председателя.

Решения съезда судей Республики Беларусь, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми судьями и органами судейского сообщества.

Конференции судей.

Конференции судей являются органами судейского сообщества Республики Беларусь. В конференции судей областного суда принимают участие судьи (судьи в отставке) районных (городских), специализированных судов соответствующей области и судьи (судьи в отставке) областного суда. В конференции судей Минского городского суда принимают участие судьи (судьи в отставке) районных, специализированных судов города Минска, а также судьи (судьи в отставке) Минского городского суда. В конференции судей военных судов принимают участие судьи (судьи в отставке) межгарнизонных военных судов и Белорусского военного суда. В конференции судей хозяйственных судов принимают участие судьи (судьи в отставке) хозяйственных судов.

Конференция судей: а) обсуждает вопросы судебной практики и вносит субъектам права законодательной инициативы предложения по совершенствованию законодательных актов; б) рассматривает актуальные проблемы работы судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей; в) обеспечивает выполнение поручений Республиканского совета судей.

Конференции судей созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Решения конференции судей, принятые в пределах ее компетенции, являются обязательными для исполнения судьями, входящими в состав участников данной конференции.

 

 

Акты прокурорского надзора.

Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Протест – акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей. Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности. Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

Дисциплинарная ответственность прокурорских работников.

Статья 55. Ответственность прокурорских работников 1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.2. Помимо предусмотренных законодательством о государственной службе и законодательством о труде мер дисциплинарного взыскания к прокурорскому работнику могут быть применены:понижение в классном чине на срок до шести месяцев;понижение в должности на срок до шести месяцев;лишение нагрудного знака «Почетный работник Прокуратуры Республики Беларусь». За время отстранения от должности прокурорскому работнику выплачивается заработная плата (денежное довольствие), если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

 

Органы внутренних дел.

Органы внутренних дел являются частью органов государственной исполнительной власти и занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов, поскольку выполняют наибольший объем работы, связанной с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений.

Органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Основными задачами органов внутренних дел являются: а) защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций; б) защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; в) защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств; г) профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, расследование уголовных дел, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией;

 

Органы дознания.

Деятельность органов дознания осуществляется в двух формах. Первое - выявление и фиксирование следов преступления, т.е. это первый этап на котором производятся все неотложные следственные действия для раскрытия преступления и обнаружения преступника, после чего дело передается следователю для производства предварительного следствия. Дальнейшие следственные и розыскные действия, после передачи дела следователю, органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя. Второе - расследование несложных уголовных дел, которые не требуют по закону предварительного следствия.

Организация дознания. В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры - начальник органа дознания и лицо, производящее дознание (дознаватель). Последний является лицом, которому начальник органа дознания поручает вести дознание. Он осуществляет свои действия в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом, но все основные решения по делу (о возбуждении уголовного дела, о его прекращении, о привлечении в качестве обвиняемого, о направлении дела в суд и т. д.) принимает не самостоятельно, а совместно с начальником органа дознания. Эти решения имеют юридическую силу после утверждения их начальником органа дознания, который разделяет с лицом, производящим дознание, ответственность за их законность и обоснованность.

 

 

79. Органы предварительного следствия.

Органы предварительного следствия — это специальные органы государства, предназначенные для расследования уголовных дел. Они осуществляют сложную, регулируемую законом деятельность по сбору, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности лиц, в отношении которых имеются веские доказательства их виновности в совершении преступления.

 

Министерство юстиции Республики Беларусь.

Министерство юстиции Республики Беларусь является органом исполнительной власти по реализации государственной политики в сфере юстиции. Свою деятельность оно строит на основе Конституции РБ и Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь от 1 декабря 1995 г. В систему Министерства юстиции входят: — управления юстиции областных, Минского городского исполкома;— государственные нотариальные конторы;— научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. Минюст осуществляет свою деятельность через структурные подразделения министерства, а также через управления юстиции областей и города Минска.

Минюст наделен определенными правами. Руководит работой Министерства юстиции министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РБ. Министр юстиции имеет заместителей, которые назначаются на должности Президентом РБ и несут ответственность за конкретные участки работы в соответствии с проведенным распределением обязанностей. Руководство подразделениями министерства осуществляют их начальники, назначаемые министром. Важную роль в организации работы министерства и принятии решений играет коллегия, которая образуется в составе министра (председатель), заместителей министра (по должности), а также других руководящих работников и ведущих специалистов системы министерства. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности министерства, в том числе подведомственных ему учреждений и организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь приказом министра. Для рассмотрения научных рекомендаций к предложениям по вопросам совершенствования деятельности подведомственных Минюсту учреждений и организаций при министерстве может создаваться научно-консультативный совет из ученых и высококвалифицированных специалистов.

Товарищеские суды.

Товарищеские суды в органах внутренних дел создаются в целях защиты чести и достоинства сотрудников органов внутренних дел, охраны их прав и законных интересов, разрешения вопросов и конфликтных ситуаций, возникающих между ними, рассмотрения материалов на сотрудников органов внутренних дел, допустивших правонарушения и проступки, дискредитирующие звание сотрудника органов внутренних дел.

Товарищеские суды в органах внутренних дел являются выборными органами.

Полномочия:

1. рассматривают проступки, а также нарушения морально-этических норм дискредитирующие звание сотрудника ОВД, в том числе и не связанные с исполнением обязанностей в службе ОВД.

2. рассматривают недобросовестное отношение сотрудников ОВД.

3. рассматривают конфликты возникающие между сотрудниками ОВД.

Количество судей не менее 3-х. судьи избираются путём голосования. Т.с. обязан предварительно проверить обстоятельства совершения проступка. В ходе проверки берутся объяснения от потерпевшего, от очевидцев и от сотрудника совершившего проступок, а также собирается характеризующий материал. Составляют затем письменное заключение, где указываются обстоятельства и причины совершения проступка.

Т.с. установив, что отсутствуют основания для признания виновным в совершении проступка выносят решение о его оправдании.

Т.с. может ограничиться рассмотрением дела и не принимать мер общественного воздействия, если сотрудник совершивший проступок чистосердечно раскаялся, публично извинился и согласен возместить приченённый ущерб.

 

Судоустройство Англии.

Традиционно в судебную систему Англии входят низшие и высшие суды. К первым относятся мировые и магистратские суды, ко вторым – Верховный суд Англии и Уэльса и Палата лордов.

Верховный суд Англии состоит из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Высокий суд, в свою очередь, имеет также трехчленную структуру: канцлерское отделение, отделение королевской скамьи и по семейным делам. Возглавляет Высокий суд и канцлерское отделение лорд-канцлер (он же председатель Верховного суда), а отделение королевской скамьи – лорд – главный судья.

В Англии нет и прокуратуры в обычном понимании этого слова. Ее полномочия в определенном объеме выполняет Генерал-атторней, возглавляющий английскую адвокатуру, являющийся юрисконсультом королевы и правительства, а также он – главный орган обвинения по делам государственного значения.

В Англии широкое развитие получила адвокатура, которая традиционно включает два адвокатских сословия: барристеров и солиситеров.

 

 

Суд и прокуратура Франции

Французская судебная организация имеет ветви, являющиеся ее самостоятельными частями: 1) общие суды по гражданским и уголовным делам; 2) суды по административным делам, так называемая административная юстиция; 3) Конституционный Совет.

Прокуратура входит в состав министерства юстиции. Высшим должностным лицом является Генеральный прокурор при Кассационном суде, а прокуроры республики называются прокурорами при трибуналах малой и большой инстанции. Особенности данной прокуратуры: все прокуроры назначаются и отстраняются от должности Президентом Франции; прокурор не подлежит отводу в суде; прокурор не имеет права отказаться от преследования в уголовном порядке; предварительное следствие осуществляют следственные судьи – магистры судебного ранга; прокурор контролирует деятельность судебной полиции.

 

Суд и прокуратура США.

Федеральная судебная система состоит из трех уровней:

1.Районные федеральные суды, которые размещены по судебным округам. Их 94. 2.Второе звено федеральной судебной системы – это окружные апелляционные суды, которых насчитывается 13. 3. Венчает пирамиду федеральных судов и судов всей страны Верховный Суд США, состоящий из 9 судей и многочисленного обслуживающего персонала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.094 с.)