Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная обусловленность осуществления оперативно-розыскной деятельности в современных условиях

Поиск

Социальная обусловленность осуществления оперативно-розыскной деятельности в современных условиях

Выполнила студентка 5 курса очной формы обучения (гр. 3-15 Ю/14)

Костоправова Юлия Сергеевна

(подпись)

 

 

Проверил научный руководитель

Желобкевич Михаил Иванович

 

 

(подпись)

 

 

Дзержинск

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….3-4 стр.

Глава 1. Объективная необходимость осуществления

оперативно-розыскной деятельности:

1.1. Понятие, сущность и социальная обусловленность оперативно– розыскной деятельности....................................................5-11 стр.

1.2. История становления и развития оперативно-розыскной (сыскной)

деятельности..........................................................................12-15 стр.

Глава 2. Организация и значение оперативно-розыскной деятельности:

2.1 Принципы оперативно-розыскной деятельности………....17-20 стр.

2.2 Задачи оперативно-розыскной деятельности......................21-23 стр.

Заключение…………………………………………………………..24-25стр.

Список используемой литературы…………………………………26-28стр.

 

 

Введение

Сегодня в условиях неуклонного роста преступности, существенного повышения степени ее общественной опасности особо актуализируется цель оперативно-розыскной деятельности — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения

безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Она выполняет особую социальную функцию в достижении определенной законом цели, является составной и неотъемлемой частью системы отечественной уголовной политики, осуществляется специальными уполномоченными на то государственными органами, обеспечивающими

правопорядок и безопасность в Российской Федерации.

Объективная необходимость ОРД подтверждена многовековым историческим и современным опытом борьбы с преступностью специфическими, только ей присущими средствами и методами. Общепризнано, что успех в раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений обусловлен активным применением ОРМ.

Объективная необходимость оперативно-розыскной деятельности предопределена самим существованием преступности и характером ее общественной опасности. Вместе с тем за весь свой исторический путь, особенно в советский период, будучи наглухо закрытой(секретной) от народа, слабо урегулированной нормами права, эта деятельность сформировала не только положительные, но и очень сложные, противоречивые мнения и оценки у наших граждан, ученых различных отраслей права, практиков. Это, несомненно, сказывается до сих

пор (чаще негативно) на современном понимании ее места в системе правовых наук и, особенно, на роли в уголовном судопроизводстве.

Современная преступная среда отличается определенной замкнутостью, законспирированностью, развитием преступной квалификации, профессионализмом и внутренней организованностью.

Получение необходимой информации о фактах преступлений и криминальной активности лиц зачастую возможно только путем проникновения в нее с применением специальных разведывательно-поисковых мероприятий. Иными словами, замаскированным, организованным, тайно совершенным преступлениям нужно противопоставить такие действенные меры гласного и негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления.

Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при условии сочетания надлежащих оперативно-розыскных мероприятий со следственными действиями.

 

Глава 1. Социальная обусловленность и объективная необходимость

Оперативно-розыскной деятельности

Понятие, сущность и назначение оперативно-розыскной

Деятельности

На фоне прогрессивных преобразований практически во всех сферах жизни в России очевидны и негативные, к сожалению, явления, обусловленные устойчивым ростом преступности.

Она существенно меняет свое криминальное качество в сторону повышения общественной опасности, организованности и коррумпированности, вооруженности, транснациональности, использования новейших достижений науки и техники, что вполне реально угрожает жизни, правам и свободам граждан, их собственности, препятствует нормальному развитию многих государственных институтов.

Преступная среда всегда отличалась, а сейчас особенно, определенной замкнутостью, законспирированностью, развитием преступной квалификации, профессионализмом и внутренней сплоченностью, наличием мощных средств противодействия правоохранительным органам.

Все это, разумеется, требует от государства адекватных мер реагирования, поиска наиболее эффективных средств и методов предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска подозреваемых и обвиняемых.

При этом совершенно очевидно, что получение сведений

о подготавливаемых, совершаемых или совершенных замаскированных тяжких и особо тяжких преступлениях и причастных к ним лицах гласным процессуальным путем, даже при высоком уровне развития криминалистики, хорошем профессионализме следователей крайне затруднительно,

а зачастую и невозможно.

Например, было бы наивно ожидать заявлений или явок с повинной в качестве уголовно-процессуальных поводов для возбуждения уголовного дела о преступных деяниях в банковской и финансово-кредитной,

налоговой системе, о взяточничестве и коррупции, об организованных преступных формированиях и их лидерах и др.

В силу указанных и иных обстоятельств фактически во всех странах мира, в том числе и в России, всегда уделялось большое внимание развитию особой государственно-правовой форме борьбы с преступностью — ОРД.

 

Объективная необходимость ОРД изначально предопределена самим существованием преступности, что с неизбежностью подтверждается многовековым историческим и современным опытом развития правоохранительной системы.

 

Ее роль и социальная значимость обусловливается широкими потенциальными возможностями использования результатов в решении различных задач, в том числе и задач уголовного судопроизводства.

Следовательно, если наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений с одновременным снижением уровня раскрываемости, то это свидетельствует и о серьезных упущениях в ОРД по обнаружению неочевидных преступле-

ний и лиц, их совершивших, в неумелом использовании результатов данной деятельности и других недостатков, с этим связанных.

ОРД – это наиболее перспективная деятельность, осуществляющая противодействие криминальным угрозам и охрану государства в целом.

 

Основным направлением при этом, следует считать разведывательно-поисковую работу в криминальной среде, в большей степени направленную на предупреждение и пресечение преступлений на ранних стадиях. Это и определит наступательный характер новой доктрины противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства, которая в значительной степени уже реализуется в соответствии с Концепцией национальной безопасности.

 

В этой связи приоритет развития должен быть отдан наиболее эффективным оперативно-розыскным мероприятиям (оперативное внедрение, оперативный эксперимент, контролируемая поставка). Однако не должен предаваться забвению и агентурный метод. В сочетании с другими он может и, как показывает практика, дает положительные результаты.

Самостоятельность деятельности оперативных подразделений по противодействию криминальным угрозам правоохранительной функции государства и ее социальная обусловленность определяется, во-первых, стоящими задачами, решение которых предполагает применение мер оперативно-розыскного характера путем максимального привлечения наличных сил, средств и методов, используемых в ОРД; и, во-вторых, возможностью достижения положительного результата при условии специальной организации такой работы, не совпадающей по существу с системой организации их деятельности по другим направлениям борьбы с преступностью.

 

Также можно отметить, что, являясь одним из основных направлений деятельности оперативных подразделений, ОРМ противодействия криминальным угрозам правоохранительной функции государства представляют собой базирующиеся на законодательной, ведомственной нормативной и научной основе деятельность по практическому воплощению в жизнь задач, стоящих перед правоохранительными органами и спецслужбами, в соответствии с их компетенцией, в целях защиты жизненно важных потребностей общества от преступных посягательств и осуществляется их структурными подразделениями путем реализации возложенных на них полномочий в сфере ОРД.

Специфика оперативно-розыскного познания проявляется в:

 

— возможности познавать явления, скрываемые, маскируемые от государственных органов, призванных вести борьбу с преступностью, от общественности и большинства населения86;

 

— неограниченном выборе источников, которые в принципе могут дать отображение обстоятельств совершенного преступления;

 

— негласном характере средств и методов познания;

 

— определенной трудности проверки результатов оперативно-розыскного познания.

 

В силу специфики сил, средств и методов, которые используются в ходе оперативно-розыскного познания, оно имеет несомненный приоритет в достижении истины, чем например, уголовно-процессуальное познание, ограниченное рамками уголовно-процессуального закона о допустимости определенных источников, а также приемов и средств обнаружения доказательств.

Вместе с тем следует остановиться на необходимости, социальной обусловленности существования оперативно-розыскной деятельности как функции органов, призванных вести борьбу с преступностью.

 

В специальной литературе существуют различные точки зрения относительно этой проблемы.

 

Так, Г. К. СИНИЛОВ для познания сущности оперативно-розыскной деятельности избрал путь вычленения и изучения ее принципов — основополагающих идей, важнейших правил по организации и ведению борьбы с преступностью преимущественно негласными средствами и методами, определяющими главные, исходные моменты оперативно-розыскной деятельности, из которых вытекают положения более частного порядка87.

 

Д. В. Гребельский объясняет объективную необходимость осуществления целенаправленной оперативно-розыскной деятельности выводами криминалистического учения о способе совершения преступлений и отмечает, что «им нужно противопоставить такие динамичные и комплексные специфические меры, которые обеспечивали бы своевременное предотвращение подготавливаемых и быстрое раскрытие совершенных преступлений, а в этом и заключается назначение всей системы оперативно-розыскных мероприятий.

 

Говоря об объективной необходимости осуществления оперативно-розыскной деятельности, нам более всего импонирует подход Д. В. Гребельского, в основе которого лежат выводы криминалистического учения о способе совершения преступлений. Вместе с тем следует добавить, что необходимость использования в настоящее время в борьбе с преступностью возможностей оперативно-розыскных аппаратов обусловлена и несовершенством процессуальных средств и методов доказывания, их неспособностью обеспечить эффективное предотвращение и раскрытие преступлений. Поэтому деятельность оперативно-розыскных аппаратов — это объективно необходимая форма борьбы с преступностью, обусловленная способами совершения некоторых видов преступлений, для которых характерна тщательная организация, использование различных способов конспирации и сокрытия следов при их подготовке и совершении.

 

ОРД — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности

общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности»).

Существование ОРД как специфического вида правоохранительной деятельности вызвано социальной необходимостью — потребностью осу-

ществлять борьбу с объективно существующей преступностью только ей присущими силами, средствами и методами. Но представляется очевидной обусловленность эффективной оперативно-розыскной практики результатами научных изысканий с разработкой и внедрением соответству-

ющих рекомендаций. Иначе говоря, существование теории ОРД объективно

предопределяется необходимостью совершенствования практики. Для такой взаимообусловленной теоретической и практической деятельности принципиально важно постоянно выявлять и изучать объективную зависимость сторон, свойств, отношений, которая должна носить необходимый общий устойчивый, т.е. закономерный, характер.

 

 

Заключение

 

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности

общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности»).

 

Она выполняет особую социальную функцию в достижении определенной законом цели- защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Это достигается путем реализации возложенных на орд специальных задач, при соблюдении основных принципов деятельности орд.

 

На основании вышеизложенного можно сделать общий вывод, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина в ОРД есть деятельность направленная на создание условий (гарантий) по защите, охране и восстановлению нарушенных прав и свобод личности в условиях применения специальных сил и средств для решения задач борьбы с преступностью, добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности РФ.

 

Защита прав и свобод человека и гражданина должна пониматься не только как пассивное ограждение личности от противоправных посягательств, но и как активное их недопущение, а также восстановление нарушенных прав.

Объективная необходимость ОРД подтверждена многовековым историческим и современным опытом борьбы с преступностью специфическими, только ей присущими средствами и методами. Общепризнано, что успех в раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений обусловлен активным применением ОРМ.

 

Список используемой литературы

 

Нормативные акты

 

 

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 17.10.2005, № 42, ст. 4212.

2. Определение Конституционного суда РФ от 14.07.1998г. №86-О

«По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г.Черновой.// Российская газета №152 от 11.08.1998г.

3. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.

4. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ от 17.06.1996, № 25, ст. 2954, СЗ РФ от 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3452.

5. Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 04.11.2005) // ВСНД РФ и ВС РФ от 20.02.1992, № 8, ст. 366, СЗ РФ от 07.11.2005, № 45, ст. 4586.

6. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от

12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (с изменениями от 18 июля 1997 г., 21 июля

1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г.)

7. Приказ МВД РФ «Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений» от 20.06.1996 № 334 (ред. от 18.01.1999) // Бюллетень текущего законодательства, МВД РФ, выпуск 16, часть III, М., 1996.

8. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ от 13.10.1997, № 41, стр. 8220-8235, СЗ РФ от 30.08.2004, № 35, ст. 3607.

9. Постановление ВС РФ «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» от 23.12.1992 № 4202-1 (ред. от 01.04.2005) // ВСНД и ВС РФ от 14.01.1993, № 2, ст. 70, СЗ РФ от 04.04.2005, № 14, ст. 1212.

10. Приказ Генпрокуратуры РФ «Об улучшении организации работы прокуроров-криминалистов» от 27.01.1997 № 4 // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. – М., 1999.

11. Указание Генпрокуратуры РФ «О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 29.07.1996 № 44/15, МВД РФ от 25.07.1996 № 1/12812 // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. – М., 1999.

 

Специальная литература

 

1. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов /

А. Г. Маркушин. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 399 с. —

Серия: Бакалавр.

2. Вопросы расследования преступлений. Справочное пособие под ред. Кожевникова И.Н., /И.Н. Кжевникова// Изд. 2. – М.: «Спарк». – 1997. 269с.

3. Хрестоматия по истории государства и права России. /Под ред. И.С. Исаева. – М., 1999. 778 с.

4.Шадрин B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. – М., 1997.

5.Шадрин B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений: Монография. – 2-е изд. – Волгоград, 1999.

6.Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005.

7. Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. – М.: ЮИ МВД РФ: Книжный мир, 2002.

8. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». – М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

9.Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия: Общие положения. – СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004.

10. Захарцев С.И. Оперативно-розыскные мероприятия в России и за рубежом. – СПб., 2003.

11.Казак А.Е. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел и права человека. – СПб., 1997.

12.Рудинский Ф.М. Неприкосновенность жилища как правовой институт // Сов. государство и право. – 1976. – № 8.

 

 

 

 


[1] Определение Конституционного суда РФ от 14.07.1998г. №86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г.Черновой.// Российская газета №152 от 11.08.1998г.

[2] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. и дополн. от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008г. №7-ФКЗ)//"Российская газета", N 7, 21.01.2009г.

Социальная обусловленность осуществления оперативно-розыскной деятельности в современных условиях

Выполнила студентка 5 курса очной формы обучения (гр. 3-15 Ю/14)

Костоправова Юлия Сергеевна

(подпись)

 

 

Проверил научный руководитель

Желобкевич Михаил Иванович

 

 

(подпись)

 

 

Дзержинск

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….3-4 стр.

Глава 1. Объективная необходимость осуществления

оперативно-розыскной деятельности:

1.1. Понятие, сущность и социальная обусловленность оперативно– розыскной деятельности....................................................5-11 стр.

1.2. История становления и развития оперативно-розыскной (сыскной)

деятельности..........................................................................12-15 стр.

Глава 2. Организация и значение оперативно-розыскной деятельности:

2.1 Принципы оперативно-розыскной деятельности………....17-20 стр.

2.2 Задачи оперативно-розыскной деятельности......................21-23 стр.

Заключение…………………………………………………………..24-25стр.

Список используемой литературы…………………………………26-28стр.

 

 

Введение

Сегодня в условиях неуклонного роста преступности, существенного повышения степени ее общественной опасности особо актуализируется цель оперативно-розыскной деятельности — защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения

безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Она выполняет особую социальную функцию в достижении определенной законом цели, является составной и неотъемлемой частью системы отечественной уголовной политики, осуществляется специальными уполномоченными на то государственными органами, обеспечивающими

правопорядок и безопасность в Российской Федерации.

Объективная необходимость ОРД подтверждена многовековым историческим и современным опытом борьбы с преступностью специфическими, только ей присущими средствами и методами. Общепризнано, что успех в раскрытии и расследовании тяжких и особо тяжких преступлений обусловлен активным применением ОРМ.

Объективная необходимость оперативно-розыскной деятельности предопределена самим существованием преступности и характером ее общественной опасности. Вместе с тем за весь свой исторический путь, особенно в советский период, будучи наглухо закрытой(секретной) от народа, слабо урегулированной нормами права, эта деятельность сформировала не только положительные, но и очень сложные, противоречивые мнения и оценки у наших граждан, ученых различных отраслей права, практиков. Это, несомненно, сказывается до сих

пор (чаще негативно) на современном понимании ее места в системе правовых наук и, особенно, на роли в уголовном судопроизводстве.

Современная преступная среда отличается определенной замкнутостью, законспирированностью, развитием преступной квалификации, профессионализмом и внутренней организованностью.

Получение необходимой информации о фактах преступлений и криминальной активности лиц зачастую возможно только путем проникновения в нее с применением специальных разведывательно-поисковых мероприятий. Иными словами, замаскированным, организованным, тайно совершенным преступлениям нужно противопоставить такие действенные меры гласного и негласного характера, которые позволяли бы своевременно предотвращать и быстро раскрывать подобные преступления.

Необходимость иметь в распоряжении оперативных подразделений комплекс негласных оперативно-розыскных мероприятий объясняется тем, что пресечь и раскрыть ряд преступлений при помощи только следственных действий и гласных мер административного характера практически невозможно. В современных условиях эффективная организация борьбы с преступностью может быть обеспечена лишь при условии сочетания надлежащих оперативно-розыскных мероприятий со следственными действиями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.4 (0.016 с.)