И правоохранительная деятельность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И правоохранительная деятельность



В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Одной из важнейших функций современного государства является его защитная функция, которая направлена на сохранение целостности и жизнеспособности страны, защиту интересов ее граждан, на оказание противодействия внешним и внутренним воздействиям. Для реализации защитной функции необходимо наличие дееспособных структур, которые у нас получили название правоохранительных органов. За рубежом для их обозначения часто используется другой термин – силовые структуры, который служит для обозначения органов, силой обеспечивающих выполнение закона.

Правоохранительными органами называются специальные государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Формирование этих органов основано на принципе специализации (по направлениям, видам и объектам деятельности). Наряду с этим осуществляется и координация их деятельности со стороны Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, а на региональном уровне – со стороны органов власти субъектов РФ.

Правовое обеспечение функционирования правоохранительных органов опирается на трехуровневую систему:

  1. Документы (законы), определяющие в целом, в совокупности деятельность всех правоохранительных органов в стране (Конституция РФ, ГК РФ, УК РФ, УПК РФ и др.).
  2. Нормативные акты, регламентирующие отдельные виды, направления, формы правоохранительной деятельности (федеральные законы о безопасности, об оперативно-розыскной деятельности, о внешней разведке, о частной детективной и охранной деятельности и др.).

3. Законодательные акты, регулирующие деятельность отдельных структур правоохранительных органов (федеральные законы об органах ФСБ, о милиции и др.).

Важностьэффективной работы правоохранительных органов определяется особенностями современного этапа социально-экономического развития России: криминализация многих сторон жизни государства и общества, превращение преступности в реальную угрозу национальной безопасности. Усиливается организованность, возрастает профессионализм, вооруженность, техническая оснащенность преступности.

Преступные группировки уже не только активно эксплуатируют традиционные сферы подпольного бизнеса (игорный бизнес, проституция, порнография, изготовление спиртных напитков, наркобизнес, незаконная торговля, контрабандный экспорт и импорт), но и заметно усиливают свое влияние на официальные, властные структуры, контролируют значительную часть российской экономики. Преступные группировки в сфере экономики уже легализовали значительную часть теневых капиталов и постоянно усиливают влияние на ключевые отрасли экономики, прежде всего, на кредитно-финансовую систему, фондовый рынок, инвестиционную и внешнеэкономическую деятельность, проявляют активность в добывающих и других особо прибыльных отраслях.

Система правоохранительных структур в Российской Федерации, обеспечивающих выполнение защитной функции, включает следующие подсистемы:

  1. Правоохранительные органы государства, реализующие функцию экономической безопасности:

· органы внутренних дел (МВД РФ);

· Федеральная служба безопасности (ФСБ РФ);

· Таможенная служба РФ ФТС РФ);

· Служба внешней разведки (СВР РФ);

· Федеральная служба охраны (ФСО РФ).

2. Негосударственные организации, обеспечивающие реализацию защитной функции:

· частные детективные и охранные агентства;

· службы безопасности отдельных организаций (предприятий, учреждений).

3. Судебные, контрольно-надзорные и вспомогательные правоохранительные органы:

· суды;

· арбитражные суды;

· Конституционный Суд РФ;

· органы юстиции (Минюст РФ);

· прокуратура;

· адвокатура;

· нотариат.

4. Другие государственные органы, выполняющие отдельные виды правоохранительных функций, но не относящиеся к правоохранительным органам в соответствии с действующим законодательством:

· органы санитарно-эпидемиологического надзора;

· органы лесной охраны;

· органы охраны рыбных ресурсов;

· инспекции (технические, торговые, жилищные, налоговые и др.);

· надзорные и контрольные органы отдельных ведомств (контрольно-ревизионные управления министерств, ведомств, администраций).

Таким образом, для целей анализа можно разделить правоохранительные органы РФ на две основные категории:

1) специальные службы (спецслужбы) – СВР РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ и др., на которые возлагается обязанность обеспечивать безопасность РФ, а также осуществлять борьбу с некоторыми видами преступлений, отнесенных законом к их компетенции;

2) государственные органы исполнительной власти, обязанные защищать законные права и свободы граждан, осуществлять меры по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (МВД РФ, Минюст РФ и др.).

Особое место в системе правоохранительной деятельности занимают органы Прокуратуры РФ, которые осуществляют Контрольную функцию, надзор над соблюдением законности в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного расследования, исполнения уголовных наказаний. В составе органов государственной власти особую роль играет Комитет по безопасности и комитет по законодательству Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Они также осуществляют правоохранительную деятельность, в том числе в системе экономической безопасности.

Правоохранительная деятельность в РФ представляет собой системную совокупность правовых функций, их организационно-правовые формы закреплены законодательно. Каждая функция правоохранительной деятельности относительно обособлена и независима, имеет свою правовую форму (в соответствии с принципом специализации). Но, в то же время, все функции взаимосвязаны, что выражается в средствах и методах раскрытия и расследования преступлений и других общих чертах. Так, интересы России в сфере экономики объявлены ключевыми в соответствии с принятой стратегией экономической безопасности РФ, что требует согласованной работы правоохранительных органов, ориентированной на экономическое развитие страны, обеспечение ее экономической безопасности и неуязвимости.

К основным функциям уголовной юстиции относятся:

· функция дознания;

· следственная функция;

· оперативно-розыскная функция;

· уголовно-исполнительная функция

К дополнительным функциям уголовной юстиции относятся следующие функции:

· прокурорская надзорная и обвинительная функции;

· адвокатская функция

Функция дознания в соответствии с действующим законодательством возлагается на особо уполномоченные органы дознания (органы милиции, командиры воинских частей, органы ФСБ, начальники исправительных учреждений и следственных изоляторов, органы госпожнадзора, таможенные органы, капитаны морских судов и начальники зимовок).

Функции предварительного следствия их исполнителями являются следователи прокуратуры, следователи органов внутренних дел, следователи органов ФСБ.

Функции оперативно-розыскной деятельности – их имеет множество ведомственных и межведомственных субъектов. Средства и методы ее осуществления определяются ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Например, в системе органов внутренних дел оперативно-розыскная деятельность осуществляется аппаратами следующих служб:

· уголовный розыск;

· по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП);

· по борьбе с организованной преступностью;

· по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и др.

Функция рассмотрения уголовных дел в суде имеет следующие модификации в зависимости от инстанции:

· производство в суде первой инстанции;

· производство в суде кассационной инстанции

Функции исполнения судебных наказаний осуществляются учреждениями и организациями, осуществляющими уголовно-исполнительные меры, т.е. исполняющими наказания, определенные судом.

Надзорная функция исполняется органами прокуратуры, входящими в систему правоохранительных органов, и регулируется УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре». Надзор – осуществляется над соблюдением законности при производстве дознания, предварительного следствия, а также в процессе оперативно-розыскной деятельности.

Обвинительная функция органов прокуратуры сводится к поддержке обвинения в суде от имени государства. От прокурора требуются твердые правовые знания, а также твердые экономические знания (особенно при поддержке обвинения по экономическим преступлениям, так как такие дела отличаются многоэпизодным характером, широким применением разнообразных экспертиз – криминалистических, экономических, судебно-бухгалтерских и др.).

Адвокатская функция осуществляется в виде оказания юридической помощи гражданам, защиты обвиняемых и подсудимых в ходе расследования и рассмотрения в суде уголовных дел. Регламентируется УПК РФ

Функции гражданской юстиции – также могут иметь место в сфере борьбы с преступностью (например, при рассмотрении в порядке гражданского производства вопросов возмещения материального ущерба, в т.ч. связанного с экономическими и налоговыми преступлениями). Исполнение этих функций регулируются ГПК РФ. Эти функции тесно сочетаются с надзорной прокурорской и адвокатской функциями.

В состав функций гражданской юстиции входит судопроизводство в арбитражных судах,которое включаетразрешение споров по экономическим вопросам между субъектами хозяйственной деятельности. Регулируется ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» и АПК РФ.

Функции административной юстиции – определяются различными видами административного производства на основе Кодекса об административных правонарушениях в РФ.

Выделяют следующие специфические функции административной юстиции:

· производство по делам о нарушении таможенных правил (регулируется Таможенным кодексом РФ);

· производство по делам о налоговых правонарушениях (регулируется НК РФ)

Функции специальных служб – контрразведывательная деятельность и внешняя разведка. Регулируются ФЗ РФ «Об органах ФСБ РФ», «О внешней разведке».

Назначение органов ФСБ – обеспечение безопасности личности и государства в пределах предоставленных им полномочий. Одним из основных направлений деятельности ФСБ РФ является контрразведывательная деятельность, проводимая в пределах полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности спецслужб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности РФ. Деятельность органов ФСБ РФ позволяет выявлять и пресекать вмешательство и давление извне, что крайне важно для субъектов хозяйственной деятельности в условиях жесткой конкуренции. Контрразведывательная деятельность осуществляется через применение гласных и негласных мер, методов и средств. В частности, департамент экономической безопасности ФСБ РФ ориентирован на борьбу с организованной преступностью и коррупцией, контрабандой, незаконным вывозом за рубеж сырья, энергоносителей, металлов, других стратегически важных ресурсов и т.п.

Назначение органов внешней разведки – обеспечение руководства страны достоверной и объективной информацией о реальном положении дел в определенной сфере (социально-политической, экономической, технической, военной и др.), требующейся для тщательного и многоаспектного анализа ситуации, тенденций, перспектив и принятия управленческих решений. Особенностью внешней разведки является то, что она проводится вне пределов РФ. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан РФ (на территории РФ) субъектами внешней разведки не допускается.

 

 

СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

Возникновение современных систем экономической безопасности в коммерческих организациях тесно связано с усилением разнообразных угроз их деятельности. Отмечено, что при этом в реальном бизнесе предприниматели сталкиваются с двумя главными обстоятельствами:

· ограниченность ресурсов;

· конкуренция.

Под угрозами в бизнесе понимаются опасности, снижающие эффективность и надежность функционирования коммерческих организаций, и в отдельных случаях приводящие к прекращению их деятельности (банкротству). К основным видам угроз деятельности коммерческих организаций относятся экономические, социальные и информационные угрозы.

Усиление экономических угроз в современных условиях обусловлено активной деятельностью иностранных спецслужб и организаций, проникновением в нашу экономику международных преступных формирований и их капитала, расширением масштабов коррупции, общим ростом экономической преступности, а также проникновением криминального капитала в наиболее доходные сферы легального бизнеса.

Внешние экономические угрозы предприятия:

· недобросовестная конкуренция;

· преступные действия (криминальное насилие, посягательства на коммерческую тайну);

· противозаконные действия отдельных лиц и организаций государственного административного аппарата, в т.ч. налоговых служб;

· нарушение установленного регламента сбора, обработки и передачи информации;

· промышленный (коммерческий) шпионаж.

Внутренние экономические угрозы предприятия:

· преднамеренные преступные действия собственного персонала (вследствие продажности, низкого профессионализма и недобросовестности);

· непреднамеренные ошибки сотрудников;

· отказ оборудования и технологических средств;

· сбои программного обеспечения, средств обработки информации.

Анализ структуры экономических угроз предприятия показывает явное преобладание внутренних угроз (80-85%), на долю внешних угроз приходится 15-20%, угроз со стороны случайных лиц – около 1%.

Объекты экономических угроз предприятия:

· персонал (сотрудники, партнеры);

· материальные ценности;

· финансовые ресурсы;

· информационные ресурсы (включая НМА, массивы бухгалтерской, статистической информации и др.).

Разновидности угроз персоналу предприятия:

· убийство;

· похищение и угроза похищения сотрудников, членов их семей и близких родственников;

· психологический террор, давление, угрозы, запугивание, шантаж, вымогательство и т.п.

Как правило, угрозы персоналу организации влекут за собой крупные экономические издержки: потерю ценных работников, затраты на возмещение материального и морального урона работникам и членам их семей, утрата здоровья и т.д.

Разновидности угроз материальным ценностям фирмы:

· кража продукции, повреждение зданий, помещений и другого недвижимого имущества;

· вывод из строя средств связи и систем коммунального обслуживания;

· кража, угон и уничтожение транспортных средств.

В таких случаях имеет место наиболее явный и значительный экономический урон предприятию.

В России сохраняется высокая степень монополизации экономики, что усиливает тенденции недобросовестной конкуренции и представляется огромной опасностью для предпринимательской деятельности, особенно для малого бизнеса.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются действия, направленные на приобретение имущества, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости (так как может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам или нанести ущерб их деловой репутации).

Поэтому положениями Федерального Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещается:

· распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки конкуренту, либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара;

· некорректное сравнение в рекламе производимых товаров с другими товарами;

· самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, копирование фирмы, упаковки, оформления товара;

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия на то ее владельца.

Социальные угрозы предприятия могут быть связаны с экономической и социальной нестабильностью в стране, что порождает безработицу, нищету, социально-экономическое расслоение общества, разрыв в уровне доходов и в располагаемых финансовых и имущественных ресурсах.

Виды информационных угроз предприятия:

· ознакомление с конфиденциальной информацией сторонних лиц различными путями;

· модификация информации в интересах злоумышленника;

· разрушение информации.

Методы осуществления информационных угроз:

· неофициальный доступ к источникам конфиденциальной информации;

· подкуп сотрудников, непосредственно связанных с коммерческой тайной;

· перехват информации;

· мониторинг переговорных процессов.

В таких условиях безопасность коммерческой организации достигается проведением единой политики в области безопасности, системой мер правового, организационного и технического характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам организации.

Основные принципы построения системы безопасности коммерческой организации:

· законность;

· баланс интересов личности и организации;

· взаимодействие с государственными структурами безопасности (правоохранительными органами).

К основным направлениям обеспечения экономической безопасности современной организации относятся:

· правовая защита;

· организационная защита;

· инженерно-техническая защита.

Правовая защита выстраивается на основе законодательных основ обеспечения экономической безопасности – Конституции РФ, законов РФ, других нормативных актов, регулирующих отношения в области безопасности. Законодательно предусмотрены следующие формы защиты информации организации:

· признание сведений коммерческой тайной;

· патентование;

· использование норм авторского права;

· применение норм обязательственного права.

Организационная защита опирается на регламентацию производственной деятельности организации и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе таким образом, чтобы несанкционированный доступ к конфиденциальной информации стал невозможен либо оказался существенно затруднен (за счет проведения организационных мероприятий).

Здесь очень важна роль надежного механизма защиты информации, так как практика убедительно показывает, что несанкционированное использование конфиденциальных сведений организации, как правило, обусловлено не техническими аспектами, а человеческим фактором (злоумышленными действиями, нерадивостью, небрежностью и халатностью персонала).

Влияние человеческого фактора практически невозможно исключить с помощью технических средств, программно-матема­тических методов и физических мер. Для этого необходима сово­купность организационно-правовых и организационно-технических мероприятий, которая бы исключала (или сводила к минимуму) опасность утечки информации:

  1. Мероприятия при проектировании, строительстве и оборудовании служебных и производственных зданий и помещений, исключающих возможность тайного проникновения.
  2. Мероприятия по обеспечению удобства контроля прохода и перемещения людей, проезда транспорта.
  3. Мероприятия по созданию отдельных производственных зон по типу конфиденциальности работ с самостоятельными системами доступа.
  4. Мероприятия по подбору персонала, включая ознакомление с сотрудниками, их изучение, обучение правилам работы с конфиденциальной информацией, ознакомление с мерами ответственности за нарушение правил защиты информации.
  5. Организация и поддержание надежного пропускного режима и контроля посетителей.

6. Организация надежной охраны помещений и территории.

Система организационной защиты должна предусматривать:

· многорубежность построения защиты (территория – здание – помещения) по нарастающей к наиболее оберегаемым объектам;

· комплексное применение современных технических средств охраны, обнаружения, наблюдения, сбора и обработки информации;

· надежную инженерно-техническую защиту вероятных путей несанкционированного вторжения в охраняемые пределы;

· устойчивую (дублированную) систему связи и управления всех структур охраны;

· высокую подготовку и готовность сил охраны к оперативному противодействию нарушителю и др.

Инженерно-техническая защита в организации предполагает совокупность специальных органов, технических средств и мероприятий по их использованию в интересах обеспечения экономической безопасности организации. В серьезном бизнесе необходимо использовать аппаратуру, не уступающую по надежности и функциональным возможностям аппаратуре промышленного (коммерческого) шпионажа, разработанной на основе последних достижений науки и техники, с использованием новейших технологий миниатюризации в интересах скрытого их использования против своих конкурентов.

Классификация инженерно-технических средств защиты:

· физические средства защиты;

· аппаратные средства;

· программные средства защиты (специальные программы и программные комплексы);

· криптографические средства защиты.

Универсальные меры защиты организации:

· регламентация (подчиненность всех мероприятий строго установленным правилам, закрепленным в нормативной базе организации);

· скрытие (обеспечение незаметности самого факта существования защищаемого объекта и проведения работ по его защите);

· маркировка (чтобы скрыть истинное состояние деятельности объекта);

· дезинформация (подача заведомо ложной, но правдоподобной информации об объекте защиты);

· расчленение (разнесение частей защищаемого объекта и хранение их независимо друг от друга);

· препятствия (создание полосы препятствий на пути проникновения к защищаемому объекту).

Обзор отечественных и зарубежных материалов показывает, что в ведущих странах мира сложилась четкая концепция и инфраструктура системы безопасности фирмы, в основе которой лежат структурные компоненты, разветвленный арсенал технических средств защиты, специализированные фирмы, значительный практических опыт. Опыт показывает, что единичных мероприятий по безопасности недостаточно, необходима непрерывно действующая система безопасности организации.

Действующее российское законодательство предусматривает право коммерческих организаций на выработку собственной концепции безопасности и создание соответствующей службы, которая бы взаимодействовала с подразделениями органов внутренних дел и другими правоохранительными органами. Однако, следует иметь в виду, что система управления экономической безопасностью не ограничивается только этой службой, но распространяется на все подразделения организации.

В практике деятельности коммерческих организаций выделяют три варианта решения проблем безопасности фирмы:

  1. Создание собственной службы безопасности.
  2. Привлечение сторонней специализированной фирмы (в соответствии с ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности»).

3. Формирование как собственной службы безопасности, так и заключение договора со сторонней организацией на оказание специфических услуг.

Деятельностьвсех названных форм организаций и субъектов-индивидуалов в сфере правоохраны осуществляется в организационно-правовой форме частного сыска.

Заинтересованность хозяйственных структур и населения в получении квалифицированной помощиот профессионально подготовленных специалистов возникла в РФ в связи с ускоренным развитием рыночных отношений. Цель обеспечение безопасности предпринимательской деятельности, обеспечение личной безопасности предпринимателей.Квалифицированная помощь профессионалов в целях безопасного бизнеса совершенно необходима для защиты от промышленного и коммерческого шпионажа, криминала, предупреждения внутренних злоупотреблений со стороны отдельных работников предприятий (присвоение и растрата имущества, кражи и иные злоупотребления полномочиями в личных целях)

Рыночные отношения заставляют собственников, предпринимателей самих заботиться об экономической безопасности, охране своих интересов, отсюда и возникает потребность:

· в применении приемов и методов экономической разведки и контрразведки;

· в осуществлении поисковой, детективной деятельности.

Частная детективная и охранная деятельность являются видами предпринимательской деятельности, осуществляемой в виде услуг юридическим и физическим лицам на договорной основе (ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности»). Указанный вид деятельности могут осуществлять только граждане, обладающие необходимой квалификацией, лояльностью, имеющие безупречную репутацию, обладающие отменным состоянием здоровья. Соответствие всем этим требованиям должно быть подтверждено лицензией – специальным разрешением на ведение частнодетективной деятельности в течение установленного срока.

Частная детективная деятельность это вид предпринимательской деятельности, осуществляемой путем сбора информации с помощью определенных методов. Частные детективы могут работать как автономно, так и в службах безопасности хозяйствующих субъектов с целью оказания клиентам определенных услуг по защите их законных прав и интересов, в т.ч. в системе экономической безопасности предприятия.

Частная охранная деятельность:

· осуществляется специально уполномоченными законодательно субъектами – частными охранниками (это граждане, получившие в установленном порядке лицензию на частную охранную деятельность и работающие в частной охранной организации или в службе безопасности юридического лица);

· осуществляется на возмездной договорной основе и только юридическими лицами, имеющими лицензии, выданные органами внутренних дел; такие юридические лица формируются из граждан, имеющих лицензию частных охранников;

· реализуется путем проведения охранных мероприятий по предупреждению и пресечению противоправных посягательств на частное имущество, нападений на охраняемых физических лиц, проникновения в охраняемые помещения, строения, на территорию, принадлежащие собственникам, в т.ч. посредством установления и поддержания пропускного и внутриобъектного режима;

· осуществляется ее субъектами путем специальных мероприятий, в строго определенных законом пределах.

Охранная функция реализуется на основе:

· вооруженной охраны имущества собственников;

· использования технических и иных средств, не причиняющих вреда здоровью и жизни граждан и окружающей среде.

Наиболее крупные негосударственные службы безопасности, помимо выполнения охранных функций, занимаются предпринимательской деятельностью, создают свои холдингис участием коммерческих структур. К такой работе привлекаются высококвалифицированные специалистыпо вопросам экономической безопасности, кредитно-финансовой, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, защиты коммерческой информации и т.д.

Создана разветвленная сеть представительств негосударственных служб безопасностив регионах России, странах СНГ и дальнего зарубежья. Налажены партнерские отношения с крупными иностранными финансовыми, промышленными, коммерческими и охранными структурами

Наиболее крупные и развитые негосударственные службы безопасности осуществляют охрану отдельных предприятий, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов жизнеобеспечения (РАО Газпром, РАО ЕЭС, АО Мосэнерго и др.).

Негативные моменты в их деятельности:некоторые российские ФПГ создают охранные и детективные предприятия, которые часто в интересах ФПГ осуществляют деятельность, выходящую за рамки законных полномочий (например, ЧОП «Атолл», служба безопасности холдинга «Медиа-Мост», ЧОП «Сокол-ЮНС» и др.). Следует также иметь в виду, что спецслужбы и организации иностранных государствв последние десятилетияпроявляют особое внимание к частным охранным и детективным предприятиям, имеющим доступ на объекты, представляющие разведывательный интерес, а также концентрирующим информацию «закрытого» характера. Это обусловлено тем, что их оперативное проникновение в негосударственные службы безопасности открывает возможности для контроля российских банков, ведущих промышленных предприятий, фирм, возможности доступа к сведениям политического и экономического характера и получению иной разведывательной информации.

Криминальные структуры, коррумпированные лицатакже проявляют особый интерес к деятельности частных охранных предприятий и служб безопасности. Имеются факты создания криминальными группировками охранно-сыскных ассоциаций, которые используются для легализации противоправной деятельности, приобретения оружия, подготовки боевиков, «отмывания» денег.

Отмеченные особенности и обстоятельства актуализируют организационные проблемы экономической безопасности.

Собственная служба безопасности коммерческой организации должна быть территориально распределена, иметь централизованное организационно-методическое управление, ее деятельность должна быть скоординирована на основе единых принципов и правил. Такое подразделение коммерческой организации должно обеспечивать:

· противодействие недобросовестной конкуренции;

· противодействие промышленному (коммерческому) шпионажу;

· защиту информации.

Служба безопасности предприятия возглавляется начальником службы в ранге заместителя первого руководителя организации (по вопросам безопасности).

Главные функциональные направления деятельности службы безопасности современной коммерческой организации:

1) детективная экономическая разведка;

2) экономическая контрразведка;

3) оперативная деятельность в интересах разрешения криминальных проблем.

Эти направления предполагают использование методов, схожих с соответствующими методами, применяемыми в деятельности государственных правоохранительных органов.

Экономическая разведка как функциональное направление деятельности службы безопасности предприятия определяется социально-экономическими условиями его функционирования:

· формальные и неформальные правила конкуренции, характерные для рыночной экономики;

· влияние других факторов внешней и внутренней среды организации.

Изучение рынка является главным методом экономической разведки предприятия, в рамках которого организуется поиск и сбор сведений следующего характера:

· состояние рынка;

· перспективы его развития;

· выявление конкурентов (потенциальных и реально действующих);

· оценка вероятности возникновения опасных ситуаций в сфере внешних связей;

· сбор маркетинговой информации;

· сбор информации для деловых переговоров;

· выявление платежеспособности и кредитоспособности партнеров, поставщиков, покупателей, подрядчиков и др.;

· сбор информации для оптимального производства по гражданским делам, разбираемым в судебном порядке;

· установление обстоятельств неправомерного использования фирменных знаков и фирменных наименований;

· установление обстоятельств недобросовестной конкуренции.

Информационно-аналитическая работа необходима в службе безопасности предприятия для успешного анализарынка и оценки рисков предпринимательской деятельности. Эта работасегодня играет ведущую рольв системе безопасности предприятия, учитывая расширение сфер вложения капиталов, расширения направлений и географических рамок деятельности крупных и средних компаний, обострение конкуренции на внутренних и внешних рынках.

Даже сегодня некоторые руководители компаний и банков считают достаточным лишь обеспечить личную охрану и охрану офиса, а также использовать несколько специалистов по возврату средств. Однако, такая «экономичность» часто становится основной причиной неудачв предпринимательской деятельности.

Особенно важна информационно-аналитическая работа служб безопасности российских фирм при взаимодействии с зарубежными партнерами. Так, по данным РУСС-ИГК, среди западных фирм, как работающих сегодня на российском рынке, так и выходящих на него, имеется следующее соотношение по уровню надежности:

· вполне надежные фирмы (15%);

· фирмы, пытающиеся поправить свое финансовое положение за счет контрактов с российскими партнерами (44%);

· фирмы, находящиеся в состоянии банкротства (22%);

· фирмы, деятельность которых носит криминальный характер (19%).

Компетенция служб безопасности предприятия в сфере экономической безопасности:

1) постоянное отслеживание законов и подзаконных актов РФ, региона, сектора рынка (выявление противоречий, неоговоренные случаи, тенденции в работе контролирующих государственных органов и их дееспособность в контроле тех или иных норм права; возможности минимизации налогов и сборов);

2) сбор и обработка информации по факторам внешней среды (конкуренты, поставщики, потребители, политика, социально-культурные условия и др.);

3) анализ рынка и рыночных тенденций, выявление роли федеральной и региональной власти, других участников рынка;

4) получение и анализ информации о партнерах, из связях с организованной преступностью, коррумпированным чиновничеством, их взаимоотношений на рынке, уровне профессионализма, психологии поведения, реальных целях и т.п.;

5) поиск механизмов противодействия организованной преступности (информационно-аналитическая составляющая – выявление агентуры криминала в своих коллективах, получение информации о криминальных намерениях и др.; силовая составляющая - использование возможностей государства в лице органов МВД, ФСБ и охранных структур, т.к. нельзя соглашаться на предложения организованных преступных группировок по «защите бизнеса»);

6) выработка механизмов противодействия недобросовестным конкурентам, которые могут вербовать агентуру в чужих компаниях, использовать коррумпированных чиновников для инициирования фиктивных уголовных дел, внеплановых налоговых, иных проверок и разработок спецслужб, производить мошеннические действия);

7) обеспечение физической и технической защиты руководителей и членов их семей, а также офисов и других зданий и сооружений компании.

Экономическая контрразведка - это деятельность службы безопасности предприятия (фирмы) по выявлению и пресечению промышленного шпионажа, а также по установлению лиц, его организующих и непосредственно ведущих против данного предприятия (фирмы).

Контрразведывательные задачи службы безопасности современного предприятия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.137 с.)