ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СЕКЬЮРИТОЛОГИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ



ОГЛАВЛЕНИЕ

 


Введение …………………………………………………………...

1. Секьюритология и общие основы экономической

безопасности Российской Федерации ……………………..

2. Современный рынок, конкуренция и экономическая

безопасность коммерческой организации ………………...

3. Правоохранительные органы и правоохранительная

деятельность в системе экономической безопасности

Российской Федерации ……………………………………....

4. Современные системы экономической безопасности

в коммерческих организациях ……………………………....

5. Обеспечение безопасности коммерческой тайны ……….

6. Интеллектуальная собственность и инженерно-

техническая безопасность в организациях ……………….

Приложение 1 ……………………………………………………...

Приложение 2 ……………………………………………………...

Библиографический список ……………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящей работе рассматриваются основы экономической безопасности Российской Федерации. В основе учебно-методической разработки лежит системный охват проблем экономической безопасности в эпоху глобализации, ужесточения конкурентной борьбы, повышения требований к качеству продукции (работ, услуг). Работа содержит необходимую информацию о структуре системы безопасности страны, классификации угроз и опасностей в сфере экономики, роли правоохранительных органов и правоохранительной деятельности в обеспечении безопасности бизнеса, особенностях реализации защитной функции государства.

Особое внимание в работе уделяется исследованию современных систем экономической безопасности коммерческих организаций, формализации внешних и внутренних угроз организации, экономических, социальных и информационных угроз, а также правовому, методологическому, методическому, информационному, организационному и инженерно-техническому обеспечению деятельности служб безопасности организаций. Представлена система экономических показателей, используемых для идентификации состояния экономической безопасности коммерческой организации на основе мониторинга и установления пороговых значений уровня безопасности организации.

Значительное место уделяется изучению вопросов охраны коммерческой тайны и интеллектуальной собственности организации, правилам и системе работы с конфиденциальной информацией, что особенно актуально в условиях резкого увеличения объемов и насыщенности информационных потоков в современных коммерческих организациях.

Настоящая учебно-методическая разработка предназначена для аспирантов специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством, изучающих дисциплину «Экономическая безопасность», но может быть полезна специалистам и руководителям действующих предприятий и организаций.

Также эта разработка может быть использована студентами специальности 080301 – Коммерция (торговое дело) при изучении дисциплины «Безопасность коммерческой деятельности» и студентами специальности 080107 – Налоги и налогообложение при изучении дисциплины «Экономическая безопасность и налогообложение».

 

СЕКЬЮРИТОЛОГИЯ И ОБЩИЕ ОСНОВЫ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Секьюритология – это наука о безопасности человечества и человека, новое междисциплинарное направление, появившееся в конце ХХ века. Целью секьюритологии является обеспечение безопасности человека, общества и государства.

Секьюритология объединила ранее существовавшие отдельные научные направления и теории, которые сегодня в ее рамках называются отраслевыми секьюритиками (рис. 1).

К основным задачам секьюритологии относятся следующие:

· получение знаний о процессах обеспечения безопасности в различных областях жизнедеятельности и их теоретическое обобщение;

· выявление взаимосвязей между отдельными направлениями и аспектами исследований безопасности и формирование общей теории безопасности;

· разработка концепций, программ обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности;

· выявление закономерностей и тенденций формирования показателей и критериев устойчивого, безопасного развития человечества и человека.

В современных государственных концепциях национальной безопасности резко повышается роль экономических аспектов. Причиной этого послужили процессы глобализации, формирование общемировой экономической системы, более проницаемых границ, взаимозависимых национально-государственных образований. Стратегической целью экономической безопасности в Механизме обеспечения национальной безопасности является создание приемлемых условиях для жизни и развития личности, обеспечения социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, что обеспечивает успешное противостояние внутренним и внешним угрозам.

Современная Россия вступила в новую эру своего развития: на смену глобальному военному противостоянию пришли внешние и внутренние угрозы, большинство из которых порождены экономическими трудностями. Так, в проведении экономических реформ отмечаются как положительные итоги, так и негативные последствия, имеет место стремление ряда стран использовать ситуацию в стране в своих интересах в ущерб России.

 

Геополитическое положение России характеризуется следующими факторами:

· огромные размеры территории;

· обширные природно-сырьевые ресурсы;

· высокий интеллектуальный потенциал;

· особенности национального самосознания;

· исторически сложившийся политический и военный статус великой державы.

К стратегическим национальным приоритетам относят:

· повышение качества жизни населения;

· экономический рост;

· развитие фундаментальной науки, образования, культуры;

· обеспечение обороны и безопасности страны;

· достижение лидерства по отдельным приоритетным направлениям;

· широкомасштабное применение научно-технических разработок в производстве продукции и др.

Под обеспечением экономической безопасности страны при этом понимают нейтрализацию или сведение к минимуму неблагоприятных внешних и внутренних воздействий на экономику страны, сохранение устойчивого функционирования всех секторов экономики, целостности внутрихозяйственного пространства с целью повышения уровня и качества жизни граждан.

Государственная стратегия экономической безопасности России базируется на положениях Указа Президента РФ от 17.12.1997 года № 1300 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 года № 24).

Эта стратегия включает следующие основные позиции:

  1. Идентификация внешних и внутренних угроз экономической безопасности страны как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
  2. Определение критериев и параметров (пороговых значений), отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту приоритетных интересов.

3. Формирование механизма обеспечения защиты экономических интересов страны на основе применения правовых, экономических и административных мер всех институтов власти.

Относительно новым элементом системы экономической безопасности РФ является новация, согласно которой экономиче­ское развитие страны должно обеспечиваться как на уровне госу­дарства, так и на уровне субъектов хозяйственной деятельности (предприятий, организаций, учреждений). Отсюда выстраивается трехуровневая система экономической безопасности страны, включающая уровни государства, регионов и организаций-субъек­тов экономического оборота. В этой системе важно обеспечить эффективную координацию на всех уровнях.

Понятие экономической безопасности хорошо известно в западной практике и представляет собой синтетическую категорию политэкономии и политологии, связанную с категориями экономической независимости и зависимости, стабильности и уязвимости, давления, шантажа, принуждения и агрессии, экономического суверенитета. К объектам экономической безопасности относятся государство и основные элементы экономики страны, ее природные богатства, общество с его институтами и учреждениями, хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики, личность, экономические интересы.

Предмет экономической безопасности включает:

· мониторинг и оценку факторов, определяющих устойчивость социально-экономической системы в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

· формирование и осуществление экономической политики.

Угрозы экономической безопасности страны принято подразделять на внешние и внутренние (наиболее опасные) угрозы.

К внутренним угрозам относятся следующие:

· сокращение численности населения и его старение;

· слабость учреждений социальной сферы (здравоохранение, образование, культура) и ухудшение здоровья населения страны;

· несовершенство властных структур и слабость институтов власти (несовершенная законодательная база, низкая правовая культура, финансовая и договорная дисциплина, сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов, коррупция и др.);

· криминализация экономики, рост организованной преступности и ее проникновение в ключевые отрасли экономики, обострение социальных проблем;

· высокая имущественная дифференциация (расслоение) населения, высокий уровень бедности;

· недостаточная конкурентоспособность экономики;

· ухудшение сырьевой базы промышленности и энергетики, связанное с сокращением геологоразведочных работ, нерациональным использованием ресурсов;

· достаточно высокий уровень инфляции и рост цен;

· несовершенство механизмов экономической политики (лоббизм, несогласованность центра и регионов);

· негативная практика в сфере приватизации (в частности, занижение стоимости объектов приватизации);

· слабая диверсификация ВВП в целом и экспорта и др.

К внешним угрозам относятся:

· высокая зависимость экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, политических и экономических решений группировок и блоков других стран (выражается в неудовлетворительной структуре экспорта и импорта, слабой государственной поддержке, дискриминации России на внешних рынках и т.п.);

· приобретение иностранными фирмами российских предприятий не с целью их развития, а с целью их вытеснения с рынка;

· дискриминационные меры в отношении России при ее вступлении в ВТО;

· неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций (в частности, нефтепроводов и газопроводов) и др.

Критериальная оценка уровня экономической безопасности страны включает следующие позиции:

1. Оценка ресурсного потенциала и перспектив его развития.

  1. Оценка уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда, его соответствия уровню наиболее передовых стран, а также его соответствия минимальному уровню угроз в данной стране.
  2. Оценка конкурентоспособности экономики.
  3. Оценка целостности территории и экономического пространства.
  4. Оценка уровня суверенности, независимости и возможностей противостояния внешним угрозам.

6. Оценка уровня социальной стабильности, условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Принятая система критериев диктует выбор показателей (индикаторов) экономической безопасности. Для оценки уровня экономической безопасности важны не только значения этих показателей, но и их пороговые (предельные) значения. При этом наивысшая степень экономической безопасности страны достигается при условии, что весь комплекс показателей безопасности находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, причем пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим показателям. Для сопоставления текущих показателей экономической безопасности с их пороговыми значениями применяется мониторинг, который позволяет своевременно выявлять угрозы безопасности и прогнозировать последствия.

На практике применяется целая система (классификация) показателей экономической безопасности Российской Федерации:

1. По уровню объекта экономической безопасности:

· макроэкономические показатели (макроуровень);

· региональные и отраслевые показатели (мезоуровень);

· микроэкономические показатели;

· показатели уровня семьи и личности.

2. По степени значимости показателей:

· общие макроэкономические показатели;

· базовые макроэкономические показатели;

· частные экономические (производственные и социальные) показатели.

3. По периоду действия угроз и их прогнозирования:

· тактические (текущие и среднесрочные) показатели;

· стратегические (долгосрочные) показатели.

4. По направлению воздействия на экономику:

· внутренние показатели (экономического и институционального характера);

· внешние показатели.

5. По составу угроз и характеру ущерба:

· количественные показатели;

· качественные показатели.

Так, в состав общих макроэкономических показателей экономической безопасности страны входят:

1. Показатели уровня и качества жизни (на душу населения):

· номинальный ВВП;

· реальный ВВП;

· личный располагаемый доход;

· средняя заработная плата;

· доля заработной платы в ВВП;

· отношение часовых заработков в промышленности России и США;

· доля заработной платы в добавленной стоимости;

· потребительские расходы;

· личные сбережения;

· норма сбережений (доля личных сбережений в личном располагаемом доходе);

· децильный коэффициент (индекс дифференциации доходов);

· индекс концентрации доходов (коэффициент Джини);

· социальный прожиточный минимум (верхний порог бедности);

· физиологический прожиточный минимум (нижний порог бедности);

· уровень бедности (нищеты) населения;

· показатель чистого экономического благосостояния (показатель Нордхауса-Тобина).

2. Показатели уровня инфляции (темп прироста или сводный индекс потребительских цен):

· по оптовым ценам промышленной продукции;

· по закупочным ценам на сельхозпродукцию;

· по ценам колхозного рынка.

3. Показатели уровня (нормы) безработицы.

4. Показатели экономического роста:

· темпы роста ВВП;

· темпы прироста ВВП;

· индекс-дефлятор ВВП.

5. Темпы роста промышленного производства:

· по отраслям (индекс промышленного производства);

· его удельный вес в ВВП.

6. Темпы роста производства АПК:

· по отраслям;

· его удельный вес в ВВП.

7. Показатели уровня цен в России (в т.ч. в % к уровню цен США).

8. Индекс потребительских цен (темп роста) CPI.

9. Индекс цен на промышленную продукцию.

10. Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию.

11. Сводный индекс цен в России (темп роста).

12. Соотношение между ценовой массой товаров и их денежным обеспечением.

13. Дефицит (профицит) бюджета.

14. Государственный долг (внешний и внутренний), в % ВВП.

15. Показатели встроенности в мировую экономику:

· показатели экспорта, импорта, сальдо;

· структура, доля в экспорте готовых изделий и высокотехнологичных товаров;

· импортная зависимость (доля импортных товаров во внутреннем потреблении);

· обменный курс валют и паритет покупательной способности.

16. Показатели деятельности «теневой» экономики:

· показатели производства товаров, услуг и доходов от незарегистрированной и запрещенной деятельности;

· их доля в ВВП, национальном доходе;

· незаконное присвоение имущества.

17. Обобщающие показатели уровня и качества жизни.

В состав базовых макроэкономических показателей, показывающих состояние производственных отношений и ход их трансформации, входят следующие:

1. Показатели структуры собственности:

· доли государственного и частного секторов;

· их вклады в ВВП и национальных доход;

· распределение по этим секторам произведенной продукции, предприятий, численности занятых.

2. Показатели динамики разгосударствления и приватизации предприятий.

3. Показатели фондового рынка.

4. Показатели монополизации и демонополизации.

5. Показатели развития рыночных структур.

6. Показатели механизма управления (степени управляемости, качества управления, правового и государственного регулирования).

7. Показатели налоговой системы:

· уровень прямых и косвенных налогов, их структура;

· доля прибыли, идущая на уплату налогов;

· налоговая ставка.

8. Внешнеторговые тарифы.

9. Показатели денежного обращения:

· темпы прироста денежной массы и ;

· скорость обращения и в ВВП;

· динамика кредитных вложений (краткосрочных и долгосрочных);

· денежный мультипликатор;

· кредитный мультипликатор.

10. Процентная и учетная ставки.

В состав частных производственных показателей входят следующие:

· количественные производственные показатели на макроуровне;

· количественные производственные показатели на мезоуровне;

· качественные производственные показатели на макроуровне;

· качественные производственные показатели на мезоуровне.

К количественным производственным показателям на макроуровне относятся:

1. Темп роста промышленного производства:

· индекс промышленного производства;

· доля его составляющих в ВВП.

2. Структура ВВП:

· произведенный ВВП (всего, в т.ч. производство товаров, работ, услуг, чистые налоги, национальный доход);

· использованный ВВП (всего, в т.ч. расходы на конечное национальное потребление, из них – потребление домашних хозяйств, валовое национальное накопление, рост основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств, чистый экспорт – за вычетом импорта).

3. Валовые и чистые инвестиции:

· их доля в ВВП;

· их доля в национальном доходе;

· их доля в валовой прибыли;

· доля иностранных вложений.

4. Розничный товарооборот (сальдо).

5. Сальдо платежного баланса.

6. Обеспеченность ресурсами (основным сырьем, продуктами).

7. Общая сумма неплатежей.

8. Количество платежеспособных предприятий.

К количественным производственным показателям на мезоуровне относятся:

  1. Показатели для региона:

· удельный вес региона в ВВП и его структура;

· коэффициенты вывоза и ввоза, в т.ч. доля ввоза в региональном потреблении, сальдо ввоза-вывоза;

· экспорт, импорт, сальдо экспорта-импорта;

· коэффициенты межрегиональных транспортных потоков;

· общая сумма неплатежей;

· количество неплатежеспособных предприятий;

· показатели уровня развития воспроизводства регионов (адаптированные макроэкономические и частные количественные производственные показатели).

  1. Показатели для отрасли:

· адаптированные к отрасли макроэкономические, частные количественные производственные показатели безопасности;

· адаптированные показатели безопасности регионального разреза.

К качественным производственным показателям на макроуровне относятся:

1. Структура прироста реального ВВП по факторам (экстенсивным, интенсивным).

2. Технологическая структура выпуска промышленной продукции (по укладам).

3. Показатели производительности труда (величина ВВП на одного работника).

4. Соотношение роста производительности труда с показателями затрат (фондоотдачей, материалоемкостью).

5. Показатели обеспеченности основными природными ресурсами.

6. Показатели ресурсосбережения.

7. Состояние и воспроизводство факторов производства (земли, природно-сырьевых ресурсов, капитала, труда).

8. Состояние и эффективность использования научно-технического и инновационного капитала.

9. Общие расходы на развитие науки и их структура.

10. Инвестиции в НИОКР и подготовку (переподготовку) кадров.

11. Продовольственная независимость.

Качественные производственные показатели на мезоуровне формируются также как и на макроуровне по подуровням:

· (для региона);

· (для отрасли).

К частным социальным показателям относятся:

1. Социальные показатели на макроуровне:

· соотношение роста доходов, в т.ч. зарплаты и цен;

· показатели дифференциации потребления;

· средний уровень потребления белка животного и растительного происхождения, витаминосодержащих и экологически чистых продуктов питания и важнейших групп товаров личного (семейного) пользования на душу населения;

· удельный вес импорта в фонде личного потребления;

· показатели обеспеченности жильем и другими услугами жизнедеятельности (здравоохранения, культуры, отдыха и т.п.);

· показатели уровня образования;

· показатели продолжительности жизни, рождаемости, смертности (депопуляции населения), заболеваемости;

· показатели деградации личности и семьи;

· уровень занятости населения, в т.ч. по сферам деятельности, половозрастным и социальным группам;

· показатели миграции населения (количество беженцев, эмигрантов и т.п.);

· показатели «утечки умов» за границу;

· показатели криминализации экономики;

· показатели трудовой мотивации населения;

· оценка сепаратистских тенденций (территориальный аспект).

2. Социальные показатели на мезоуровне:

· (для региона);

· (для отрасли).

Центральными показателями в приведенной системе являются показатели валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального продукта (ВНП), которые находятся в следующем соотношении:

, (1)

где - доходы и прибыли, полученные отечественными

предприятиями и физическими лицами за рубежом;

- доходы и прибыли, полученные иностранными

инвесторами и работниками в данной стране.

Относительно новым элементом системы экономической безопасности России является экономическая безопасность регионов, которая ориентирована на учет (мониторинг) внутренних факторов и пороговых (предельно допустимых) величин показателей развития региона, нарушение которых приводит к региональным кризисным ситуациям.

Региональная кризисная ситуация – это негативное изменение состояния народного хозяйства регионов России, предотвращение которого требует вмешательства федеральных органов власти и использования чрезвычайных методов государственного регулирования территориального экономического развития.

Возможные виды региональных кризисных ситуаций:

· ухудшение демографической ситуации с депопуляцией населения, что ведет к ухудшению генофонда страны и ее регионов;

· превышение норм техногенной нагрузки при размещении объектов, ухудшающих экосистемы регионов;

· падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50%;

· рост безработицы более чем на 15% от численности экономически активного населения;

· изменение профиля региона, приводящее к массовой переквалификации кадров;

· появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, что приводит к социальной напряженности и межнациональным конфликтам;

· чрезмерно высокая (более чем на 60%) зависимость промышленного комплекса региона от межрегиональных и внешнеэкономических связей;

· хищническая эксплуатация природных ресурсов региона;

· низкая обеспеченность финансовыми ресурсами (например, в ситуации дотирования центром более 30% финансовых средств региона);

· низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, что ограничивает возможности развития, вызывает рост напряженности.

Министерство экономического развития и торговли РФ на основе расчетов группирует субъекты федерации, выявляет среди них кризисные и предкризисные. Так, к числу кризисных регионов можно отнести Чеченскую Республику, Ингушскую Республику, Северную Осетию, Республику Дагестан, Кабардино-Балкарию, Чувашию, Читинскую область и другие. К числу предкризисных регионов можно отнести Владимирскую, Калужскую, Костромскую области и некоторые другие.

В настоящее время в России сложилось несколько центров, занимающихся региональными проблемами:

1. СОПС (Совет по изучению производительных сил).

  1. Департамент Минэкономразвития РФ.
  2. Министерство РФ по делам национальностей и федеративных отношений.

4. Отдел региональных проблем аналитического управления Президента РФ.

На практике наиболее распространены две классификации регионов Российской Федерации:

1. Классификация ГНИУ СОПС Минэкономразвития РФ (Государственного научно-исследовательского учреждения по изучению производительных сил).

2. Классификация Института экономики и организации промышленного производства, город Новосибирск.

Первая классификация (ГНИУ СОПС) имеет трехмерный характер и выделяет следующие группировки регионов:

· по уровню экономического развития;

· по текущему состоянию;

· по природно-географическим и геополитическим характеристикам.

При этом по уровню экономического развития выделяются следующие виды регионов:

· высокоразвитые (опорные) регионы);

· развивающиеся (формирующиеся) регионы;

· слаборазвитые регионы.

Внутри каждого вида регионов выделяются подвиды по степени специализации, диверсификации и другим признакам.

При группировке регионов по текущему состоянию экономики, финансов социальной сферы, природной среды применяются следующие классификационные признаки:

· принятая модель рыночных отношений;

· кризисное состояние сфер, отраслей, производств;

· депрессия всего хозяйственного комплекса региона;

· финансовое положение.

По природно-климатическим и геополитическим характеристикам выделяют:

· экстремальные и тяжелые природно-климатические зоны;

· приморские регионы;

· приграничные регионы;

· регионы, отдаленные от основной территории государства.

Вторая (новосибирская) модель классификации выделяет четыре типа регионов:

· традиционно отсталые регионы;

· депрессивные (дореформенные, новые);

· традиционно развитые, индустриальные или индустриально-аграрные;

· программно-развивающиеся (имеющие ресурсы федерального значения).

 

 

КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

В условиях современного рынка конкуренция представляет собой, прежде всего, борьбу организаций, используемых ими форм, видов деятельности и методов управления. Неэффективная деятельность организаций на рынке ведет к их несостоятельности (банкротству).

Под несостоятельностью (банкротством) организации понимается неспособность организации-должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, заработной платы и др.). Организация считается неплатежеспособности, если ее соответствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев со дня их исполнения.

В основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары (работы, услуги), а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (не менее трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами.

Процедура банкротства должника предусматривает обязательное решение арбитражного суда, правом на обращение в который обладают сам должник, его кредиторы, прокурор, уполномоченные налоговые и иные государственные органы. Должник, признанный банкротом, подлежит обязательной ликвидации. При этом к нему могут быть применены следующие процедуры (с назначением арбитражных управляющих):

· конкурсное производство (конкурсный управляющий);

· наблюдение (временный управляющий);

· внешнее управление (внешний управляющий);

· мировое соглашение.

Конкурсное производство – это процедура, которая вводится на основе решения арбитражного суда о признании должника банкротом. При этом судом назначается конкурсный управляющий из числа кандидатов, предложенных собранием кредиторов. Его обязанность заключается в аккумулировании имущества должника и формировании конкурсной массы в целях продажи имущества и расчетов с кредиторами (в порядке установленной очередности).

Процедуры наблюдения и внешнего управления вводятся для усиления контроля денежных потоков должника с целью оздоровления его финансового состояния и безусловного погашения кредиторской задолженности.

Мировое соглашение утверждается арбитражным судом при условии погашения должником задолженности перед кредиторами первой и второй очереди.

Особенности развития современной экономики настоятельно диктуют необходимость проведения коммерческими организациями всеобъемлющих мероприятий по обеспечению собственной (внутренней) безопасности.

Под собственной безопасностью коммерческой организациипонимается такое состояние безопасности предприятия (фирмы),которое определяет ее существование, нормальное функционирование и прогрессивное развитие в разнообразных условиях (включая конфликты, неопределенность, риск), обеспечивающее защиту от внутренних и внешних угроз, сохранение потенциала для достижения целей организации.

Актуальность проблемы экономической безопасности предприятия в современных условиях обусловлена следующим:

· социально-политические и экономические преобразования в обществе, выражающиеся в возникновении и развитии частной собственности, капитала, желании владельцев обеспечить их необходимую защиту и безопасность (требуют новых подходов к экономической безопасности РФ, определению роли, места, целей и задач государственных органов и их структуры);

· возрастающая криминализация общества, недостаточная правовая и социальная защищенность граждан РФ, рост преступности (стабильность имущественного положения граждан также требует обеспечения собственной безопасности предприятий, на которых они работают);

· предотвращение утечки коммерческой и иной конфиденциальной информации для предприятия (такая утечка может нанести серьезный удар конкурентоспособности предприятия).

Основные цели обеспечения безопасности предприятия:

· предотвращение ущерба;

· сохранение организации, поддержание ее стабильности, целостности и сохранности ее подсистем для обеспечения бесперебойной работы;

· защита от природных явлений, несущих материальные или иные потери;

· приемлемый выход из конфликта с другими организациями и структурами с наименьшим ущербом или с минимальными негативными последствиями (основное направление деятельности, наиболее трудоемкое);

· создание благоприятных внешних условий для функционирования организации (предполагает целенаправленную деятельность предприятия, государства)

Основные факторы,определяющие способность предприятия к поддержанию конкурентоспособности и обеспечению собственной экономической безопасности:

· люди;

· управление организацией;

· материально-техническое обеспечение;

· финансы;

· информационное обеспечение;

· правовое обеспечение деятельности;

· оправданный профессиональный риск;

· надежность технических устройств

К внутренним угрозамэкономической безопасности предприятия (фирмы) относятся:

· столкновение подсистем внутри системы (внутренний конфликт, противоречия, соперничество лиц или подразделений внутри организации);

· выход из системы какой-либо из подсистем (увольнение сотрудников, переход их в другие организации, передача отдельных подразделений в другие организации, ведомства);

· несоответствие структуры организационной системы условиям внешней среды (недостатки горизонтального и вертикального разделения труда, отсутствие или слабость каких-либо функциональных областей);

· несоответствие качества подсистем условиям внешней среды.

К внешним угрозам экономической безопасности предприятия (фирмы) относятся:

· изменения в вышестоящей структуре (нестабильность процессов развития в обществе, несовершенство законодательства);

· воздействие сторонней структуры (деятельность преступных сообществ, иностранных государств и организаций, деятельность конкурентов в бизнесе);

· неадекватные, ошибочные действия, направленные организацией вовне и оборачивающиеся ущербом для нее самой (некачественное планирование, неоправданный риск, неудовлетворительное исполнение операций);

· изменения в окружающей среде, оказывающие неблагоприятное воздействие на организацию и ее деятельность (катаклизмы, чрезвычайные происшествия природного, техногенного и иного характера)

Традиционно основной целью коммерческой организации считалось получение прибыли, однако современная трактовка ориентируется уже на обеспечение устойчивого экономического состояния организации, считая получение прибыли средством для достижения этой цели.

Экономическое состояние организации представляет собой очень емкое понятие, которое нельзя охарактеризовать на основе какого-либо одного критерия. На практике с этой целью используется целый ряд критериев:

· финансовая устойчивость;

· заимоспособность;

· платежеспособность;

· ликвидность баланса;

· кредитоспособность;

· деловая активность;

· рентабельность (прибыльность) и др.

Под общей устойчивостью организации понимают такое ее состояние, когда она стабильно, на протяжении достаточно длительного периода времени выпускает и реализует конкурентоспособную продукцию, получает прибыль, достаточную для производственного и социального развития организации, является ликвидной и платежеспособной.

Под финансовой устойчивостью организации понимается такое состояние ее финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает ее развитие на основе роста прибыли и капитала, при сохранении платежеспособности и кредитоспособности, в условиях допустимого уровня риска.

Для идентификации и анализа возможных потерь организации используется следующая классификация:

· материальные потери;

· трудовые потери;

· кадровые потери;

· финансовые потери;

· информационные потери;

· временные потери;

· особые виды потерь.

При этом под временными потерями понимаются потери вследствие запаздывания, задержек в предпринимательской деятельности (срыв поставок, неустойка и т.п.).

Особые виды потерь проявляются в виде вреда окружающей среде, престижу организации, здоровью и жизни людей (недобросовестная конкуренция, диверсии, аварии, катастрофы).

В





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.05 с.)