Система оперативно-розыскной теории и ее принципы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система оперативно-розыскной теории и ее принципы.



Система оперативно-розыскной теории на современном этапе ее формирования и дальнейшего развития может быть представлена как взаимообусловленное единство трех основных частей:

1) общей — универсальные оперативно-розыскные категории, понятия, принципы, теоретические учения и концепции и т.п., а также методы их познания и развития;
2) особенной — категориально-понятийный аппарат оперативно-розыскного процесса, а также процедур административной оперативно-проверочной работы и других специфических процедур неосновных видов ОРД;
3) специальной — категориально-понятийный аппарат оперативно-розыскной стратегии, тактики, методики и техники.

Содержание оперативно-розыскной теории составляют следующие частные оперативно-розыскные:

  • теории: методов научного познания ОРД; оперативно-розыскного права (претендует на полную самостоятельность); оперативно-розыскного документирования; оперативно-розыскного процесса; административной оперативно-проверочной работы; оперативно-розыскного обеспечения (уголовного судопроизводства, уголовно-исполнительного производства, отдельных объектов и др.); оперативно-розыскного искусства и др.;
  • учения о (об): онтологической и гносеологической сторонах ОРД; языке и систематике ОРД; субъектах в ОРД; поведенческих актах в ОРД; оказании содействия в осуществлении ОРД, включая конфиденциальное; прикосновенности к ОРД; принятии решений в ОРД; оперативно-розыскной информации; сыскной оценке информации; оперативно-розыскных версиях; сыскных доказательствах и сыскном доказывании; розыске без вести пропавших и их сыскных процедурах; поиске и предотвращении угроз безопасности России и их сыскных процедурах; оперативно-тактических операциях и комбинациях и др.

Среди принципов современной оперативно-розыскной науки можно перечислить научность, непредвзятость и объективность познания объекта и предмета исследования, гуманизм, системность, связь теории с практикой, историзм и др. Место оперативно-розыскной науки в системе юридических и иных смежных наук. Это место исторически предопределено целью и задачами ОРД. Она входит в группу наук так называемого антикриминального цикла. В эту группу отнесены науки: уголовного права и криминологии; уголовного процесса и криминалистики; уголовно-исполнительного права (материально-правовым «фундаментом» этой группы наук является уголовное право), прокурорского надзора и др. Вместе с тем оперативно-розыскная наука, основываясь на теории государства и права, тесно взаимосвязана с некоторыми другими юридическими науками (прежде всего с конституционным, административным, информационным, финансовым, таможенным и международным правом).

Одновременно оперативно-розыскная теория развивается на междисциплинарном уровне с привлечением широкого спектра экономико-статистических, социологических, исторических, психологических, технических и иных знаний. Ее можно характеризовать как науку, хотя и имеющую правовое ядро, но междисциплинарную.

§ 5. Оперативно-розыскная деятельность как открытая учебная дисциплина. Определение учебной дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности» и ее предмет.

ОРД как открытая учебная дисциплина (учебный курс) есть основанная на научных исследованиях устоявшаяся система знаний о сущности и содержании ОРД, осуществляемой в гласной форме, служащая цели обучения специалистов в области юриспруденции (прежде всего подготовки профессиональных кадров для правоохранительных органов и спецслужб России, прокуроров и судей). Как правило, в основе учебных курсов юридических дисциплин лежит изучение той или иной отрасли права или законодательства (например, уголовного и уголовно-процессуального).

Такой же подход взят на вооружение и в преподавании ОРД. Основой открытого учебного курса является нормативный правовой материал, составляющий оперативно-розыскное законодательство.

Предметом открытой учебной дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности» являются объективные закономерности, обусловливающие необходимость применения российскими оперативно-розыскными органами специальных сил, средств, методов (гласных и конфиденциальных) для защиты человека, общества и государства от преступных посягательств. Кроме теоретических знаний, учебная дисциплина включает в себя знания эмпирического свойства. Предметом учебного курса являются оперативно-розыскная теория и практика оперативно-розыскных органов.

Закономерности, составляющие предмет учебного курса, классифицируют путем объединения в две подсистемы:

1) общие, характеризующие общественные отношения в ОРД, которые подлежат соответствующему правовому регулированию (прежде всего возникающие в связи и по поводу совершения преступления (вероятно или реально) и необходимости его обнаружения);

2) специальные и частные осуществления оперативно-розыскного процесса и отдельных оперативно-розыскных процедур.

Таким образом, в круг изучаемых в рамках курса вопросов входят те, которые касаются сущности ОРД, правового регулирования общественных отношений в ОРД, возникающих в связи с совершением преступления и необходимостью его конспиративного обнаружения, юридического статуса субъектов ОРД, основных правил осуществления поведенческих актов в ОРД, включая ОРМ, реализации результатов ОРД.

Отечественная история обучения сыскному ремеслу богата и достаточно продолжительна. Уже в начале прошлого века приступили к преподаванию основ сыска (См.: СнегиревН.М. О сыске. Опыт исследований приемов, способов и средств к раскрытию истины происшествий. — Касимов, 1908; Рейсе Р.А. Научная техника расследования преступлений. Курс лекций, прочтенных в г. Лозанне профессором Рейссом чинам русского судебного ведомства летом 1911 года /Составление под ред. С.Н. Трегубова. — СПб., 1912; Курс лекций Школы урядников полицейской стражи Минской губернии. — Мн., 1914; Нестеров М.Д. Краткий курс сыскного дела, преподаваемый в Уфимской школе полицейских урядников. — Уфа, 1914.).

В дальнейшем, в советское время в органах госбезопасности и внутренних дел было разработано (в закрытом режиме) несколько учебных изданий (Климов М.Е. Техника контрразведывательной службы. — М, 1925; Борьба с германской разведкой: Учебник. — М.: Центральная школа ГУГБ НКВД СССР, 1937; Агентурно-оперативная работа милиции: Сборник лекций /Под общ. ред. СИ. Бабушкина. — М.: ЦШМ, 1944; Оперативно-розыскная деятельность органов охраны общественного порядка. Разд. I. Основы оперативно-розыскной деятельности: Допущено в качестве учебника для слушателей ВШ МООП РСФСР. — М: ВШ МООП РСФСР, 1966 и др.).

Система открытого учебного курса «Основы оперативно-розыскной деятельности». Предмет этого курса предопределяет его содержание, которое, в свою очередь, требует системного изложения, обеспечивающего наиболее глубокое уяснение новой юридической дисциплины (для открытых высших образовательных учреждений). Учебный курс включает в себя тематику, содержащую научный анализ характера и содержания ОРД, нормативных предписаний оперативно-розыскного законодательства, а также практику правовой регламентации сыскной работы за рубежом. Он структурирован в соответствии с авторской программой и состоит из шести разделов, включающих 30 глав (См. Сайт журнала «Оперативник (сыщик)» в Интернете по адресу http://www.oper-ord.ru ).

Изучение включенных в программу тем дает первоначальные знания о: понятии ОРД; содержании правового регулирования общественных отношений в сыскной работе; законодательстве в области ОРД как новом нормативном правовом образовании; правовом положении осуществляющих ОРД субъектов, их обязанностях, правах и ответственности; контроле и надзоре за ОРД; принимаемых в ОРД решениях и совершаемых ОРМ и других поведенческих актах; основах производства в оперативно-розыскном процессе, удостоверительно-розыскной и административной оперативно-проверочной работах; сыске за рубежом. В конечном счете полученные знания призваны способствовать лучшему уяснению студентами места и роли ОРД среди других видов сыскной и правоохранительной государственной деятельности.

Значение открытого изучения основ ОРД. Наиболее полно учебный курс ОРД на протяжении многих десятилетий изучают в закрытом режиме во многих ведомственных образовательных учреждениях российских правоохранительных органов и спецслужб (органы внутренних дел и др.). Однако секретным изучением ОРД в настоящее время ограничиваться нельзя. Современная реальность в правовой области такова, что без глубоких знаний законодательного регулирования ОРД и общего представления о ней уважающий свою профессию юрист, в какой бы области он ни работал, считать себя высококвалифицированным специалистом не может. Базовые знания об ОРД необходимы не только сотрудникам оперативных подразделений государственных органов. Действующее в области ОРД законодательство налагает определенные обязанности и предоставляет соответствующие права и дознавателю (органу дознания), и следователю, и прокурору, и судье, и различным инстанциям, осуществляющим внешний контроль над ОРД, и некоторым другим субъектам.

Наконец, конституционные требования соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, ограничение которых в отдельных случаях законно допускается в ОРД, могут быть реализованы только при условии хорошего знания основных правил ОРД всеми, кто вовлечен в орбиту этой деятельности. Знание основ ОРД (прежде всего правил, сосредоточенных в ФЗ об ОРД) — одно из условий успешной профессиональной деятельности достаточно широкого круга специалистов (только оперативников в стране насчитывается, по некоторым данным, несколько сот тысяч человек).

Вопросы для повторения

1. Каковы нормативное и научное определения ОРД?
2. Что понимают под содержанием ОРД? Каковы его основные элементы?
3. Какие известны внутренние разновидности ОРД?
4. Что понимают под формами ОРД? Какие формы вам известны?
5. В чем заключается социальная роль ОРД?
6. Как можно определить цель ОРД?
7. Что понимают под задачами ОРД? Где они определены?
8. Как можно классифицировать задачи ОРД?
9. Какое место ОРД занимает в сыскной деятельности?
10. Что общего в оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, оперативно-розыскной и административной деятельности? В чем их различие?
11. Что такое оперативно-розыскная наука? Какова ее система?
12. Какое место занимает оперативно-розыскная наука среди смежных областей научных знаний?
13. Как можно определить ОРД в качестве открытой учебной дисциплины?
14. Что является предметом открытой учебной дисциплины «Основы оперативно-розыскной деятельности»?
15. Какова система открытого учебного курса «Основы оперативно-розыскной деятельности»?

Рекомендуемые источники



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.41.148 (0.006 с.)